на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности рассмотрения уголовного дела в отношении несовершеннолетних судом присяжных
p align="left">Определение порядка исследования доказательств стороной - одна из новелл УПК Российской Федерации, обеспечивающих состязательный порядок судебного следствия.

Право стороны обвинения первой представить доказательства означает свойственную состязательному процессу последовательность и логику исследования доказательств: вначале исследуются доказательства обвинения, а потом доказательства защиты. Такой подход способствует четкому обозначению сторонами своих функций, значительно усиливает их роль в исследовании доказательств. Кроме того, представление вначале доказательств обвинения создает наилучшие условия для проверки относимости, допустимости и достоверности доказательств, подтверждающих виновность подсудимого.

УПК России сохраняет за подсудимым право давать показания в любой момент судебного следствия. Такая возможность является существенным элементом реализации права подсудимого на защиту. Судья не может отказать подсудимому в его просьбе давать такие показания и в связи с исследованием в судебном заседании доказательств (при допросе свидетелей, других подсудимых, потерпевших, экспертов, осмотре вещественных доказательств и др.).

Поскольку по УПК России суд, с учетом мнения сторон, определяет порядок исследования представленных стороной доказательств, то в случаях, когда на стороне защиты оказывается несколько подсудимых, суд должен определять очередность представления ими доказательств, а не просто очередность их допросов.

Допрос - одно из самых распространенных процессуальных действий. Его сущность заключается в получении от допрашиваемых лиц показаний о любых обстоятельствах, подлежащих установлению и доказыванию по делу. Общей задачей допроса является получение от каждого допрашиваемого всех известных ему достоверных сведений об обстоятельствах, при которых произошло расследуемое событие. Подсудимый не обязан давать показания в суде, это его право. Он не обязан доказывать свою невиновность или сообщать об обстоятельствах, подлежащих доказыванию. Статья 51 Конституции Российской Федерации позволяет подсудимому не свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников. Если подсудимый по каким-либо причинам отказывается давать показания, судья должен выяснить эти причины, по возможности устранить, а подростку разъяснить неправильность его позиции. Профессор Хисматуллин Р.С. отмечает, что на практике несовершеннолетние подсудимые через некоторое время передумывают и соглашаются давать показания.

Заслушивание и исследование показаний несовершеннолетнего подсудимого на судебном следствии - самое распространенное судебное действие, которое является одним из основных средств получения и проверки показаний по делу. Заслушивание пояснений подсудимого, постановка судом уточняющих и конкретизирующих вопросов - основной способ получения показаний подростка, объяснений по предъявленному обвинению, средство реализации прав и защиты законных интересов несовершеннолетнего. Это реальная гарантия права подсудимого на защиту, для обеспечения которого несовершеннолетний наделен рядом процессуальных полномочий. Вот почему получение и исследование судом показаний несовершеннолетнего подсудимого является важным условием установления объективной истины по делу.

Профессор М.С. Строгович обращал внимание на то, что в заслушивании показаний несовершеннолетнего подсудимого условно можно различать процессуальный, тактический, психологический и этические аспекты, которые составляют единое целое и служат единой цели - установление истины по делу.

Ученые криминалисты уделяют достаточно большое внимание вопросам методики и тактики допроса несовершеннолетних.

Несовершеннолетний подсудимый с разрешения председательствующего вправе давать показания в любой момент судебного следствия.

Закрепление в законе права первым допрашивать подсудимого защитнику и участникам процесса со стороны защиты и лишь после этого другим участникам процесса и суду разграничивает функции суда и сторон в процессе. Контроль суда за относимостью вопросов к уголовному делу полностью соответствует роли суда в процессе. Основная тяжесть по установлению обстоятельств уголовного дела переносится на стороны, которые находятся в равном положении и имеют возможность состязаться перед беспристрастным и объективным судом.

Учитывая повышенную внушаемость несовершеннолетних, уточняющие и дополняющие вопросы следует ставить с особой осторожностью. Поскольку подростки склонны к фантазированию, целесообразно задавать контрольные вопросы.

Несовершеннолетний подсудимый может быть допрошен в отсутствие другого подсудимого по ходатайству стороны или по инициативе суда (статья 429 УПК Российской Федерации). Основанием такого решения может служить, например, опасение, что несовершеннолетний подсудимый находится под влиянием другого подсудимого и, будучи допрошенным, в его присутствии, может дать ложные показания или вообще отказаться от дачи показаний. По возвращении несовершеннолетнего подсудимого в зал судебного заседания он должен быть ознакомлен с содержанием следственных действий, проведенных в его отсутствие, и получить возможность задавать вопросы допрошенному лицу.

Если в ходе судебного следствия выяснится необходимость изменить очередность допроса подсудимых, суд по ходатайству стороны вправе это сделать.

УПК России закрепил особые процессуальные правила допроса несовершеннолетнего подсудимого, которые призваны: а) обеспечить охрану прав и законных интересов недееспособных лиц; б) обеспечить получение достоверных показаний об обстоятельствах, подлежащих доказыванию; в) сохранить юридическую силу доказательств, полученных при допросе, и избежать возможности признания их недопустимыми; г) создать комфортные условия для всех лиц, участвующих в производстве допроса; д) оградить несовершеннолетнего от неправомерных действий должностных лиц, производящих допрос.

Установлена максимальная продолжительность одного допроса несовершеннолетнего подсудимого в общей сложности не более четырех часов в день. Допрос не может продолжаться без перерыва более двух часов. С учетом конкретного возраста несовершеннолетнего и по ходатайству несовершеннолетнего подсудимого или его защитника общая продолжительность допроса и продолжительность допроса без перерыва по решению или суда может быть сокращена до разумных пределов. Это может иметь место, когда по делу проходят несколько лиц в качестве подсудимых.

Допрос несовершеннолетнего подсудимого должен быть прерван в любой час, если его продолжение может угрожать его жизни или здоровью. При наличии медицинских показаний продолжительность допроса подозреваемого (обвиняемого) устанавливается на основании заключения врача.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод провозгласила право каждого обвиняемого в совершении преступления защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника. По изученным нами делам, в судебном рассмотрении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего защитник участвовал в 100% случаев.

Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подсудимого является обязательным (статья 51 УПК России). Судья обязан обеспечить участие защитника по своей инициативе, независимо от волеизъявления несовершеннолетнего подсудимого.

Несоблюдение этих гарантий права несовершеннолетнего подсудимого на защиту расценивается как нарушение уголовно-процессуального закона. Защитник, участвующий в допросе несовершеннолетнего подсудимого, вправе: а) задавать ему вопросы по предъявленному обвинению; б) защищать интересы своего подзащитного всеми предусмотренными законом способами, в том числе обращать внимание суда на недопустимые, наводящие вопросы стороны обвинения.

Исследования ученых и судебная практика показывают, что тактика допроса несовершеннолетних обусловлена как категорией совершенного преступления, так и типичными ситуациями допроса данной категории лиц. К типичным ситуациям допроса относится отказ от дачи показаний, данных на предварительном следствии, неправильная оценка воспринятого и т.д.

Профессор Р.С. Хисматуллин приводит следующую классификацию ситуаций, складывающихся в суде при заслушивании и исследовании показаний несовершеннолетнего подсудимого:

1) несовершеннолетний признает свою вину на предварительном следствии и в судебном разбирательстве;

2) признавая в процессе предварительного следствия свою вину, несовершеннолетний полностью отрицает вину в судебном разбирательстве;

3) несовершеннолетний не признает себя виновным в процессе предварительного следствия и в суде;

4) несовершеннолетний подсудимый отказывается давать показания в суде.

Эти ситуации и определяют особенности заслушивания и исследования судьей показаний несовершеннолетнего.

При допросе несовершеннолетнего подсудимого в соответствии с частью 6 статьи 426 УПК Российской Федерации обязательно участие педагога или психолога в случаях, когда несовершеннолетний: 1) не достиг возраста 16 лет; 2) достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством; 3) отстает в психическом развитии.

Педагог или психолог не заменяют защитника, они участвуют в допросе таких лиц одновременно с защитником.

Поводом для участия педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в указанных трех случаях являются ходатайство защитника либо инициатива прокурора, следователя или дознавателя.

Независимо от того, кто заявил ходатайство об участии педагога или психолога в допросе, суд обязан еще до допроса несовершеннолетнего подсудимого решить вопрос о том, кто из указанных специалистов должен участвовать в производстве следственного действия, и обеспечить их вызов и явку.

Во всех случаях необходимо ознакомить педагога или психолога с обстоятельствами дела, которые имеют значение для допроса, выяснить, нет ли причин, которые препятствуют его участию в допросе, разъяснить, что он обязан помочь суду установить контакт с несовершеннолетним подсудимым и записать его показания.

До проведения допроса несовершеннолетнего обвиняемого участвующему в нем педагогу или психологу должны быть разъяснены его права: а) задавать с разрешения прокурора, следователя, дознавателя вопросы несовершеннолетнему; б) делать устные и письменные замечания о правильности и полноте сделанных несовершеннолетним показаний.

Кроме того, педагог или психолог должны сделать свой вывод о правильности ведения допроса с точки зрения педагогики и психологии. Внимание педагога или психолога должно быть обращено на недопустимость постановки наводящих вопросов (статья 275 УПК России).

Разъяснение этих и других прав, а также обязанностей специалиста удостоверяется подписью педагога или психолога (как у свидетелей).

Сведения о педагоге или психологе, участвовавшем в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на предварительном следствии, а также результаты его участия могут быть использованы сторонами и судом при допросе и оценке показаний несовершеннолетнего подсудимого.

В соответствии с уголовно-процессуальным законом России во время судебного разбирательства может применяться звуко- и видеозапись показаний. Применение звуко- и видеозаписи при заслушивании и исследовании показаний несовершеннолетних подсудимых целесообразно в следующих случаях:

если в процессе предварительного следствия несовершеннолетний обвиняемый под влиянием соучастников либо родственников неоднократно менял свои показания и подобное возможно в судебном заседании;

при необходимости наиболее полно и точно зафиксировать характерные для подростка обороты и особенности речи;

при совершении несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений, особенно в группе;

при заслушивании показаний, осуществляемых с помощью переводчика, звуко- и видеозапись позволяют точно проверить правильность перевода.

Фиксация показаний несовершеннолетних подсудимых и всего процесса судебного разбирательства обязательна при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних судом присяжных, что несомненно способствует повышению правовой культуры судебного процесса в производстве с участием присяжных заседателей.

Таким образом судебное следствие - центральный этап судебного разбирательства, следующий за подготовительной частью и предшествующий судебным прениям, на котором суд с участием сторон, в условиях наиболее полного осуществления принципов уголовного процесса, исследует все имеющиеся доказательства с целью установления фактических обстоятельств дела (предмета доказывания) и постановления обоснованного приговора. С учетом изложенного определения судебного следствия, в работе последовательно рассматриваются три группы наиболее важных свойств судебного следствия. Это свойства: а) проявляющиеся в соотношении с остальными этапами судебного разбирательства; б) проявляющиеся в соотношении с предварительным следствием; в) проявляющиеся в соотношении с типом (формой) процесса.

Можно выделить следующие сущностные признаки суда присяжных:

1) Разграничение компетенции между профессиональным судьей и коллегией присяжных заседателей;

2) Организационная отдаленность и независимость в осуществлении судейских функций коллегии присяжных от профессионального судьи, наличие у присяжных иммунитета от юридической ответственности за содержание вердикта, безмотивность вердикта;

3) Формирование коллегии присяжных из лиц, не обладающих профессиональным знанием норм материального и процессуального права, не имеющих опыта судейской деятельности;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.