p>ПОВЕРКА СИ - определение метрологическим органом погрешностей СИ или нахождение погрешностей СИ в поле допуска и установление его при годности к применению
УРОВНИ ПОВЕРОЧНОЙ СХЕМЫ -------------------¬ ¦ Первичный эталон ¦ L--T------------T-- ¦ • ¦ -----------------------¬ ¦ ¦ Специальный эталон ¦ ¦ L---------------------- ¦ • --------------------¬ ¦ Вторичный эталон ¦ L-----------T------- ¦ • --------------------¬ ¦ Образцовое СИ ¦ L----------T-------- -----------+-----¬ ¦ Рабочее СИ ¦ L---------------- ЭТАЛОНЫ бывают:
- первичные; -¬ официально утвержденные они носят название: - специальные; -- государственных
- вторичные;
Первичный эталон - обеспечивает воспроизведение единицы с наивыс шей в стране точностью Специальный эталон - обеспечивает воспроизведение единицы в спе циальных условиях и в этих условиях заменяет первичный эталон (напри мер эталоны единицы переменного напряжения для определенных диапазонов частот: - 20 гц Ў 30 Мгц (ГОСТ 8. 184-7)
- 30 Мгц Ў 3000 Мгц (ГОСТ 8. 072-82)
Вторичный эталон - эталон, для которого размер воспроизводимой им единицы устанавливают по первичному эталону.
Т. 2. 2. ЭВОЛЮЦИЯ КАЧЕСТВА Зарубежные экономисты:
"Производство развивается не столько за счет прироста количества товаров, сколько за счет улучшения их качества". Следовательно, постоянное превышение качества продукта ( а не увеличение его количества ) является основным фактором роста потреби тельной стоимости продукта.
(Можно дать в виде таблицы) Эволюция подходов к раскрытию понятия "качество": 1. Подход
1) "ВЕЩЬ В СЕБЕ" - т. е. качество определяется внутренними конструктивными отличиями.
Тут применяются понятия: " низшее ", "высшее" качество. Прогресс направлен на экономию. Стоимость продукта отождествляется со стоимостью труда.
Концепция стоимости при административно-плановой экономике: "стои мость определяется общественно-необходимыми затратами" и, следователь но, : Ц = С + N * С (цена = себестоимость+норматив прибыли) т. е. цена, в основном, ----_ субъективный показатель.
2) Второй подход "ВЕЩЬ ДЛЯ НАС"- т. е. качество определяется внешним прояв
лением внутренних отличий. Тут применяется понятие "нужное качество". Зарубежные специалисты не понимают ----_ высшее, низшее качество, смысл нашей бывшей аттестации на высшую категорию и т. п. Прогресс направлен на лучшее удовлетворение постоянно меняющихся запросов потребителей. Стоимость продукта отождествляется с потребительной стоимостью , с полезностью для потребителя.
Следовательно: Цена - мера, определяющая уравновешенность между спросом и предложением. А это - в условиях рынка. Значит - это рыночный подход.
Цена здесь, в основном, объективный показатель, т. е. основа цено образования ----_ объективна, прогнозируется на основе изучения рынка. Субъективная сторона - связана с целями и стратегией фирмы на рынке. (это предмет курса "Конкурентноспособность"- по специализации "Технологический менеджмент")
ОБЩАЯ СХЕМА ЭВОЛЮЦИИ КАЧЕСТВА Сбытовые - концепции ¦ --------------------------------¬ обеспече- ¦ ¦ Индивидуальное производство - ¦ ния конку- ¦ ¦ - индивидуальное качество, ¦ рентноспо- ¦ ¦ соответствующее минимальному ¦ собности ¦ ¦ набору требований, ¦ ¦ ¦ (основной фактор цена - это ¦ ¦ ¦ в курсе "Конкурентноспо- ¦ ¦ ¦ собность ¦ ¦ L------------------------------- ¦ --------------------------------¬ Подход ¦ ¦ Качество более высокое, чем у ¦ "Вещь < ¦ конкурентов на рынке, ¦ в себе" ¦ ¦ (основной фактор цена) ¦ ¦ L------------------------------- ¦ --------------------------------¬ ¦ ¦ Качество, соответствующее об- ¦ Стандартизация ¦ ¦ щему стандарту потребления ¦ ¦ ¦ (основной фактор цена потреб- ¦ ¦ ¦ ления) ¦ ¦ L------------------------------- L --------------------------------- --------------------------------¬ Марке- Гибкая ¦ Качество, удовлетворяющее ¦ тинго- фирма ¦ требованиям потребителей ¦ вые ¦ (основной фактор - качество) ¦ обес- L-------------------------------
пече- ---------------------------------¬ ния ¦ Качество, удовлетворяющее ¦ Диверсифи- ¦ требованиям каждой однородной ¦
кация ¦ группы потребителей ¦ ¦ (основной фактор - ассортимент)¦ L-------------------------------- ---------------------------------¬ ¦ Качество, опережающее ¦ Инновационная, ¦ требования потребителя ¦ особенная ¦ (особенное качество), создающее ¦ фирма ¦ запас уверенности потребителя ¦ ¦ и "выигрышный имидж фирмы" ¦ ¦ (основной фактор - индивидуаль-¦ ¦ ность) ¦ L-------------------------------- Прогноз: ---------------------------------¬ уникальная ¦ Уникальное качество ¦ фирма ¦ (основной фактор - уникальность¦ L-------------------------------- VI. ЭКОНОМИКА КАЧЕСТВА 6. 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СТРУКТУРЕ КАЧЕСТВА ПОЛЕЗНОСТЬ ОБЪЕКТА - способность обладать потребительной стоимостью. КАЧЕСТВО - выражает не просто полезность объекта, а сте пень полезности. Получается цепочка Определяют Определяет ¦ ¦
-----------¬ ¦ ---------¬ ¦ -----------¬ ---------------¬ ¦ЗАТРАТЫ НА¦--+-¦КАЧЕСТВО¦--+-¦ СТЕПЕНЬ ¦----¦ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ¦ ¦КАЧЕСТВО ¦ ¦ ¦ ¦ПОЛЕЗНОСТИ¦ ¦ СТОИМОСТЬ ¦ L----------- L--------- L----------- L--------------
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО - изменение, посредством
регулирующих воздействий фактических затрат и их структуры с целью обеспечения заданного эффекта.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ от изменения качества - денежное вы
ражение экономического результата, связанного с изменением ка чества (может быть положительным и отрицательным).
Один из важных видов экономического эффекта при обеспече
нии качества - предотвращенный убыток, т. е. не возникший отри цательный экономический (результат) эффект благодаря обеспече нию качества.
Убытки бывают двух родов: 1. Уменьшение наличного имущества (так называемый "поло жительный ущерб") Например - потери от брака. 2. Упущенная выгода - т. е. недополучение тех имуществен
ных благ, которые могли бы быть получены, если бы было обеспе чено "нужное" потребителю качество (т. е. не было бы вредного воздействия).
--------------¬ ----------------¬ ¦ЭКОНОМИЧЕСКИЙ¦ ¦ПРЕДОТВРАЩЕННЫЙ¦ ¦ ЭФФЕКТ ¦ ¦ УЩЕРБ ¦ L-------------- L--------------- --------------¬ ----------¬ ¦ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ¦ ¦УПУЩЕННАЯ¦ ¦ УЩЕРБ ¦ ¦ ВЫГОДА ¦ L-------------- L--------- Таким образом, экономический эффект за счет обеспечения качества - сумма
предотвращенного ущерба в результате проведения работ по обеспечению качества у изготовителя, посредника и потребителя (если он есть)
Экономическая эффективность обеспечения качества - харак
теристика получаемого экономического эффекта за счет обеспече ния качества в сравнении с затратами, необходимыми для обеспе чения определенного уровня качества.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАЧЕСТВА I. ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ. Когда философы говорят о качестве - то имеют в виду то,
что один объект (вещь) отличается от другого (автомобиль от паровоза).
Вспомним: "ВЕЩЬ В СЕБЕ". Когда о качестве говорят экономисты, специалисты по конт
ролю, оценке управления качеством, то имеют в виду то, что од но изделие "лучше", "качественнее", "в большей степени удов летворяет наши запросы".
Вспомним: "ВЕЩЬ ДЛЯ НАС". Эффект от Объем Эффективность
изменения (Э ) = производства (V) х изменения ( К- D) качества качества
К - изменение качества (ценности); D - удорожание для получения данного ( К) (Дополнительные затраты на качество) Комментарий: Наши переводы: Потребительная стоимость (der Wert) - ценность, полез ность, приятность (но никак не Kosten - не затраты). Казалось бы, ценность, полезность вещей определяется ко
личеством вещей и их качеством, т. е. существует соблазн ут верждать, что полезность (П) = произведению количества (V) на качество (К).
Но удвоение производительности станка по сравнению со старым еще не означает, что он стал в два раза полезней. Если, например, увеличение в таком размере производитель
ности потребителю не требуется, то речи о пропорциональном увеличении полезности не может быть.
Следовательно, качество и количество могут определять
"полезность" только в преломлении с запросами потребителя причем конкретного,
т. е. П = V х К В общем случае или полезность (П) может быть не пропорци
ональна количественным показателям качества, следовательно можно говорить о нелинейной зависимости полезности (П) от ко личественных показателей качества.
На рисунке 1. представлен вид функции П = f(k), выведен
ной американскими экономистами Дж. Ван Эттингером и Дж. Ситтин гом.
¦ П (полезность) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ П = f(k) ¦ L---------------------------- К (уровень качества) рис. 1. II. ПОЛЕЗНОСТЬ И СТОИМОСТЬ ОБЪЕКТА. Существует ли прямая зависимость между полезностью (П) (потребительной стоимостью) объекта и его ценой (Ц), т. е. Справедливо ли : ? Ц = А х П, где А - постоянный коэффициент А = const или А = const Потребительная стоимость (полезность) на нормальных ста
бильных рынках часто отождествляется с ценой при постоянном значении потребления (иначе, казалось бы, должно возрастать или уменьшаться потребление).
Т. е. объективная цена (Цо) должна соответствовать степени полезности объекта - его потребительной стоимости. Цо = П Но равна ли объективная цена качества - реальной рыночной. Однако, в реальных условиях, кроме полезности на спрос влияют многие субъективные и объективные факторы: - имидж фирмы-производителя; - время продаж; - оценочные статьи в прессе; - усилия в сфере фосстис. А поскольку цена на рынке - функция спроса (С) и предло жения (П), то Цр = П ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---------------------------- Ц Цр То, есть реальная цена и объективная цена, отражающая степень полезности объекта - разные понятия. Однако в нормальных условиях, реальная цена с течением времени ---- приближается к объективной. Цр ---- Цо Если потребитель за меньшую полезность платит большую це ну - это его субъективная ошибка ( ), т. е. = Цо - Цр , при Цр > Цо переплата, реальная объективная связанная с ошибкой потребителя = Цо - Цр , при Цр < Цо недоплата потребителя, связанная с ошибками производителя (продавца) (Не обеспечил ФОССТИС, не провел сертификацию и т. д. ) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЭКСТЕНСИВНОСТИ И ИНТЕНСИВНОСТИ Возможны два вида зависимости между изменением полезности (потребительной стоимости) и затратами на ее изменение 1) П = З, где: (1) П - изменение полезности объекта; полезность новая П = полезность старая З - затраты на изменение полезности объекта; новые затраты потребителя З = старые затраты потребителя Формула (1) носит название "Формулы экстенсивного разви тия". Т. е. если изобретатель предложил станок с удвоенной про
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|