на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов

соотносить познавательные свойства художественного образа с его отражением

в сознании читателя.

Целостность отражения действительности в художественном образе,

широкое обобщение, типизация жизненных явлений в форме единичного,

конкретного определяет и особенности мыслительной деятельности читателя.

Читатель на основе восприятия художественного текста воссоздает эти образы

жизни из запаса своей памяти, из опыта жизненных впечатлений и переживаний

при активной деятельности воображения и мышления. Образное обобщение

вырастает из конкретных представлений, из их "сцепления" и живого

взаимодействия. Чем активнее процесс образной конкретизации, чем ярче,

детализированное и адекватнее представления, возникшие на основе словесно-

художественного текста, тем глубже и шире образное обобщение. Процессы

образной конкретизации и образного обобщения неразрывны и обусловливают

друг друга. Восприятие словесно-художественного текста - это процесс,

развертывающийся во времени. По мере знакомства с текстом первоначальные

обобщения обогащают и обусловливают в известной мере последующую

конкретизацию, образуя своеобразную спираль познания, по которой

читательская мысль, не отрываясь от конкретных представлений, восходит к

широким образным обобщениям, постигает художественное произведение в

структурной зависимости его частей и целого.

Интересным представляется подход к процессу восприятия и понимания

литературно-художественного произведения в работах Г.А.Евтеевой,

развивающей идеи Ю.А.Самарина.

Исследуя природу вербальных представлений, она получает на

материале анализа сочинений старшеклассников "данные о диалектике

преобразования художественного слова в наглядное представление и, в свою

очередь, о преобразовании этого вербально наглядного представления (уже на

более высоком уровне) вновь в обобщенное интеллектуальное образование типа

общего представления, но с особенно подчеркнутым эмоциональным компонентом

".

Это диалектика преобразования вербальных представлений по своей

природе является диалектикой образной конкретизации и образного обобщения

как специфических умственных действий читателя.

Первоначальные обобщения, образовавшиеся на основе восприятия

текста, вновь включаются в систему уже иных, воссоздаваемых в

художественных деталях жизненных связей и отношений, то есть

конкретизируются. Затем читательская мысль восходит, уточняясь и

углубляясь, к обобщению на новом уровне. Художественное (образное)

обобщение, следовательно, не проходит стадии абстрагирования, не

отвлекается от предметных форм, связей и отношений (например, идея

"обломовщины" и образ Ильи Ильича Обломова представляют диалектическое

единство обобщенного смысла и конкретно-чувственной формы художественного

образа).

Образная конкретизация и образное обобщение составляют объективное

выражение специфики такой сложной по своей психологической структуре

деятельности, как чтение и восприятие литературного произведения, поэтому

показателями, или критериями, литературного развития могут служит

предметное содержание и уровень образной конкретизации и образного

обобщения.

Единый подход к определению критериев литературного развития также,

как и общего умственного развития, еще не выработан. Важно, однако, что,

пытаясь найти такие критерии, исследователи обращаются к процессу

восприятия как наиболее доступному для изучения с помощью объективных

методов наблюдения.

Так, например, в докторской диссертации О.И.Никифоровой выдвигаются

следующие критерии, по которым можно определить полноценность восприятия

литературы: "1) по умению уверенно отличать художественный текст от

нехудожественного; 2) по умению детально оценивать форму произведения; 3)

по соответствию их (испытуемых) непосредственного восприятия и понимания

идей произведения особенностям художественного произведения".

Л.Г.Жабицкая в качестве психологических критериев литературного

развития читателя выдвигает следующие особенности восприятия и оценки

читателем литературного произведения: активность использования

художественной детали в воссоздании литературного образа; уровень понимания

эстетического значения воссозданного образа; уровень восприятия переносного

значения художественной детали - тропа; богатство ассоциаций, связывающих

содержание данной художественной детали с другими содержаниями и другими

элементами текста; подчинение процесса ассоциирования ведущему идейно-

эстетическому значению образа; уровень восприятия "эмоций формы" и "эмоций

материала" (по Л.С.Выготскому).

Перечисленные выше психологические критерии более

дифференцированы, и, возможно, их применение в лабораторном психологическом

эксперименте при диагностике дает более точную и полную картину, чем те

критерии, которые выдвинуты в настоящем исследовании.

Однако критерии, предложенные здесь, имеют более практический и

универсальный характер, так как, по существу, могут быть использованы в

процессе изучения восприятия любого художественного текста в любых условиях

школьной практике. В известной мере именно это качество отражает специфику

исследования, когда исследователь и учитель-практик (изучающий восприятие

своих учеников) поставлены в жесткие рамки естественного эксперимента.

Уровни образной конкретизации и образного обобщения являются

показателями зрелости и незрелости читательского восприятия на всех этапах

постижения читаемого произведения (на этапах непосредственного и

"обдумывающего" восприятия), кроме того, они могут быть также использованы

для оценки результатов и уровней изучения произведения в классе, для

определения сдвигов в восприятии под воздействием обучения.

Возникает вопрос, можно ли считать образную конкретизацию и

образное обобщение формализованными операциями, говорить о переносе этих

операций на новый объект, в новую познавательную ситуацию. Вопрос этот

экспериментально пока никем не изучался. Исходя из специфики предмета

познания (художественное произведение), можно прийти к теоретическому

утверждению, что образное обобщение и образная конкретизация не могут быть

"освобождены" от предметного содержания, то есть от образа со всеми его

познавательными свойствами.

"Техника" художественного мышления, то есть целостного познания,

очевидно, состоит в глубокой его диалектичности (в диалектике единичного и

всеобщего). Чем подвижнее связи между единичным и всеобщим, тем более

обеспечивается индивидуальная неповторимость и гармоническая целостность

художественного образа в восприятии читающего, следовательно, тем ближе и

сам познавательный процесс в искусстве.

Образная конкретизация и образное обобщение как основные

умственные действия, характеризующие читательское восприятие,

предопределены предметом познания (художественным образом), "сращены" с

ним, именно по этому не могут превратиться в автоматизированные операции.

Из этого следует: поскольку эти умственные действия не могут

автоматизироваться и формализоваться и поэтому быть перенесенными на новый

объект, очевидно, не в прямом и непосредственном обучении обобщению и

конкретизации надо видеть главную цель литературного развития в процессе

обучения.

Психические процессы, определяющие качество такой сложной

умственной деятельности, как художественное восприятие, по существу,

определяют и качества образного обобщения и образной конкретизации как

умственных действий. Целью литературного развития, следовательно, должно

стать развитие самих психических процессов, но не прямое обучение обобщению

и конкретизации, тем более что в практике школы попытки такого обучения

приводят к логизации, к разрушению образного характера художественного

обобщения, а стремление предельно конкретизировать читательские

представления, возникающие на основе текста, лишает восприятие необходимой

многомерности, приводит к упрощению и вульгаризации

художественного содержания.

В отличие от механизма понятийного мышления, для которого

автоматизация операций является одним из показателей его развитости и

зрелости, в художественном мышлении на первый план выступает индивидуальный

личностный характер умственных действий, их эмоциональная окрашенность,

лежащий на них "свет" читательского искания художественной истины.

Образному обобщению и образной конкретизации как специфическим умственным

действиям свойствен своеобразный перенос "на себя", то есть слияние

процесса познания произведения искусства с процессом самопознания.

Очевидно, что умственные действия такого типа не могут автоматизироваться.

Таким образом, стремясь обеспечить литературное развитие учащихся в

процессе обучения, надо развивать их наблюдательность, воссоздающее

воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память,

чувство поэтического слова, формировать у них эстетическое отношение к

читаемому литературному произведению. Для этого учащимся сообщаются

необходимые теоретические знания, юные читатели учатся самостоятельно

анализировать и оценивать читаемое, выражать к нему личностное отношение.

Стремление воздействовать в первую очередь на психические процессы,

образующие структуру читательского восприятия, а не на "отработку"

умственных действий (обобщение и конкретизация) ведет к достижению

значительно более устойчивого и широкого результата.

При таком подходе к литературному развитию обеспечивается не только

формирование необходимых умственных действий, но и обогащение личности

читателя: его мировоззрения, художественного вкуса, интересов,

склонностей, духовных потребностей, его способности мыслить словесно-

художественными образами.

Включаясь в сферу индивидуального сознания, образная конкретизация

и образное обобщение приобретают свое качество, достигают необходимого

уровня прежде всего в зависимости от возрастных возможностей учащихся, от

типа и индивидуального характера художественного восприятия и, конечно, в

каждом конкретном случае от своеобразия читаемого литературного

произведения.

Несмотря на сложную опосредованность этих умственных действий,

именно они наиболее объективно отражают своеобразие деятельности

читательского восприятия и именно поэтому могут быть приняты за критерии

литературного развития.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ.

Развитие речи в процессе обучения - это единый общешкольный

процесс, протекающий в многообразии познавательной деятельности школьника

при усвоение учебных предметов, различной лексики и фразеологии в

зависимости от системы и своеобразия учебного материала. Обязательной

основой этого достаточно широкого процесса всегда является общественная

жизнь во всех ее проявлениях (производство, наука, искусство, бытовое

общение).

Однако у каждого из источников, обогащающих речь школьника, есть

своя специфика. Такая специфика есть и у литературы как учебного предмета,

включающего в свой состав изучение как художественных произведений, так и

основ литературоведения. Поскольку освещаемый вопрос касается процесса

развития речи школьников, ее специфического источника на уроках литературы

(язык художественных произведений), необходимо уточнить соотношение

терминов "язык" и "речь" в данном конкретном аспекте.

Речь, то есть язык как процесс, соотносится в данном случае с

языком в его эстетической функции как формой художественного образа,

перестающим уже быть средством повседневного общения людей. Обычные

значения слов (в языке обыденного общения), входя в качестве материала в

художественный образ, переосмысливаются, включаются в иную, более сложную

систему связей и отношений.

Развитие речи школьников в процессе изучения литературы тесно

связано с их литературным развитием, с расширением и обогащением их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.