литературы не требует никакой специальной подготовки, кроме умения
складывать буквы в слова, а слова в предложения.
Это утверждение возникло, по-видимому, на основе ошибочного убеждения
в том, что в художественном произведении непосредственно отражаются
результаты эмпирического знания человека об окружающей жизни.
В действительности же человек медленно созревает для глубокого и
квалифицированного чтения, потому что художественное отражение жизни
основано на широких обобщениях, в которые юному читателю приходится
проникать, отрешаясь от обыденных эмпирических представлений о жизненных
явлениях и фактах. Литературное развитие школьника протекает на основе
общего речевого развития, общего умственного развития на протяжении
дошкольного и школьного возраста, включающего в себя три основные
возрастные ступени (младший школьный возраст, подростковый (не единый)
возраст и возраст ранней юности). Каждый из этих возрастов имеет свои
особенности познавательной деятельности вообще и художественного
(читательского) обобщения в частности.
Чтобы убедиться в сложности задачи обучения ребенка чтению и
пониманию художественного текста и проследить путь возрастного формирования
словесно-художественного обобщения у читателя-школьника, необходимо хотя бы
в самых общих чертах охарактеризовать особенности поэтической речи в
отличие от речи обыденной (как средства повседневного общения) и научной.
В.В.Виноградов четко определяет функцию художественной речи: "В
понятие поэтического языка как объекта теории поэтической речи входит сверх
общих признаков языка, языка вообще, преимущественно его специфические
признаки как языка поэтического, как объекта и орудия словесного искусства
и та точка зрения, согласно которой эти признаки отвлекаются от
бесконечного многообразия разных воззрений на язык и его многообразных
функциональных применений".
Спорным является вопрос об отношении слова и образа. Существует
концепция бессловесного образа и концепция, согласно которой слово
полностью приравнивается к образу. Крайности обеих концепций снимаются в
позиции Н.К.Гея: "Образ так относится к выражающему его слову (или их
совокупности), как оно относится к предмету, явлению, качеству или
действию, обозначаемому им в реальной действительности. Слово - это общая
точка, вершина двух проекций, разомкнутых, с одной стороны, в мир, а с
другой - в образ".
При этом очень важно подчеркнуть, что слово в художественной
литературе редко выступает как понятие. Слово в художественном образе как
бы раскрывает свою предметную сущность.
Художник переживает "муки слова" именно потому, что ищет те
единственные слова и их сочетания, которые наиболее вещественно, свежо,
непосредственно заставляют читателя воспринимать и переживать условный мир
литературного произведения как мир действительный.
Но связи и сочетания конкретных слов порождают высокое
художественное обобщение. Словесные "цепи" художественного текста скреплены
не привычными отношениями общности, которые возникают между понятиями,
образуя систему понятий. В научном тексте за словом стоит понятие,
освобожденное от предметности и связанное с конкретными вещами объективного
мира через абстракцию и обобщение. Основная энергия, двигающая развитие
мысли в научном тексте, - энергия понятийного обобщения. Это не исключает
того, что в научном тексте можно встретить и слова с предельно конкретным
значением, и образы, помогающие ученому развивать и иллюстрировать научную
идею. Речь в данном случае идет об основном признаке, определяющем
своеобразие научной речи.
В художественном тексте за словом стоят реалии непосредственного
бытия, конкретные "вещи". И здесь следует заметить, что это только основная
тенденция, определяющая специфику художественной речи. В художественном
тексте можно встретить массу абстрактных, обобщенных слов (например, в
философских отступлениях, лирических раздумьях, в афоризмах).
Как вырастает образное обобщение, если слова в художественном
тексте остаются конкретными? Эту зависимость конкретного образного слова и
художественного обобщения раскрыл Г.О.Винокур. Он считает, что слова в
художественном тексте, выступающие в своем конкретном содержании, являются
формой выражения более далекого и более широкого словесного содержания, то
есть художественного обобщения, которое не имеет своей собственной звуковой
формы и пользуется вместо нее формой другого, буквально понимаемого
содержания. "Таким образом, формой здесь служит содержание. Одно
содержание, выражающееся в звуковой форме, служит формой другого
содержания, не имеющего особого звукового выражения".
Слово в художественном образе мобилизует свои "тайные силы", все
богатство своего конкретного содержания для образования нового,
надсловесного содержания, которого в нем не было, когда оно было обычной
лексической единицей. Возникновение этого нового, "более далекого" и "более
широкого" содержания, то есть образного обобщения, происходит в результате
изображения (а не простого называния) объекта. В читательском восприятии
возникает живое представление о мире. Писатель доверяет читательскому
восприятию, его способности на основе опорных образов, отдельных
художественных деталей воссоздавать полную картину жизни, изображенной в
произведении. Если при этом учесть, что так называемые детали - это
результат огромной работы художника ( по выражению своего отношения к
жизни, по отбору, типизации и оценке явлений действительности), то можно
сказать, что возникшая в восприятии читателя картина - это уже
художественное обобщение.
Слова с их ярко выявленным конкретным содержанием в образе как бы
"высвечивают" друг друга, взаимно обнаруживают свою связь с реальным миром
и от этого становятся могучим средством создания читательских
представлений, так как, сопрягаясь, рождают новое, обобщенное образное
содержание.
Из всего сказанного вытекает вывод о необходимости учить детей
читать художественную книгу, специально развивать у них способность мыслить
словесно-художественными образами, то есть овладевать родным языком в его
эстетической функции.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В СВЯЗИ С ФОРМИРОВАНИЕМ
СЛОВЕСНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБОБЩЕНИЯ НА ОСНОВНЫХ ВОЗРАСТНЫХ СТУПЕНЯХ
Развитие речи школьника на занятиях по литературе - это специфический
процесс. Главная его особенность заключается в том, что он органически
входит в литературное развитие, является его необходимым компонентом. Если
литературное развитие школьников понимается как формирование способности
мыслить словесно-художественными образами, то овладение поэтической речью -
основное условие успешности развития этой способности, необходимой каждому
читающему человеку.
Главным критерием литературного развития является степень
проникновения читателя в словесно-художественное обобщение, то есть полнота
и адекватность обобщения, которое складывается у читателя в процессе
восприятия литературного произведения.
Для того чтобы глубоко понять словесно-художественное
произведение, школьник должен опираться на свой жизненный опыт, на свое
понимание мира, то есть на те завоевания общего умственного и речевого
развития, которыми он владеет, достигнув определенной возрастной ступени.
Не учитывать связи развития речи на уроках литературы с общим развитием
мышления нельзя.
Младшие подростки в своих ответах показывают значительно более
высокий уровень обобщения, чем младшие школьники, у них исчезли
внеконтекстные связи, они понимают смысловое содержание текста, его
конфликт; в массе своей учащиеся 6 класса правильно раскрывают смысл слов.
Речь может идти лишь об известном ограничении уровня читательского
словесно-образного обобщения, которое во многом связано и взаимодействует с
общим речевым развитием младших подростков.
Анализируя взаимодействие процесса общего речевого мышления и
процесса литературного развития, надо отметить, что на этом уровне (младшие
подростки, 4 класс) интересно проявляется прямая подстановка
социологического конфликта под конфликт художественный. Дети в 4 классе
знакомятся с основными обществоведческими понятиями, в частности с
классовыми отношениями и конфликтами. Формирующиеся научные понятия
подавляют еще незрелое, неустойчивое, диффузное словесно-художественное
обобщение. Отношения образного и понятийного обобщений здесь приобретают
конфликтный характер, и образное обобщение "под натиском" понятийного
разрушается.
В дальнейшем в старших классах процессы образного и понятийного
обобщений взаимодействуют иначе, но заметные пережитки их конфликта
проявляются, в частности, в случаях прямой логической подстановки понятия
под художественный образ. Все эти явления, берущие начало в читательском
восприятии младших подростков, выявляют и подтверждают наблюдаемую
эмпирическим путем закономерность некоторого отставания литературного
развития от процесса развития общего речевого мышления. Объясняется это
тем, что активно развивающиеся у детей именно в этом возрасте понятийные
обобщения заслоняют, а может быть, и просто вытесняют из восприятия
предметные значения слов. Это явление находит подтверждение еще в том, что
дети (особенно развитые) очень охотно выражают смысл некоторых слов через
подстановку уже готовой формулы пословиц: "Без труда не вынешь рыбку из
пруда", "Кто не работает, тот не ест", "Что посеешь, то и пожнешь",
совершая тем самым операцию переноса понятия.
Понятия, так интенсивно образующиеся у школьников этого
возраста, тормозят и часто подавляют чувственные образы тех предметов, к
которым они относятся. В индивидуальном развитии ребенка происходит
примерно тот же процесс, который в гигантских масштабах воспроизводится
всей историей языка, когда с развитием абстрактного мышления людей понятие
подавляет в слове его первоначальное, образное (предметное) содержание,
образ стирается, и нужны специальные усилия, чтобы его пробудить к жизни и
сделать доступным восприятию читателя.
Диалектика предметной соотнесенности и обобщенного значения в
слове на этой ступени развития школьника еще не установилась, гибкость
восприятия слова в богатстве взаимодействий его древнего конкретного
содержания и абстрактного значения еще не сформировалась. Отсюда явная
неустойчивость восприятия словесно-художественного образа. С одной стороны,
заметны уклонения в направлении понятийного обобщения на основе
развивающихся значений слов, с другой стороны, еще сильно ощутимые
пережитки мышления в комплексах.
Воображение ученика, его умение воссоздать ситуацию и описать ее
своими словами. Словарь его достаточно богат для этого, ответ относительно
сложен и в синтаксическом отношении, интересен своей общей интонацией.
Ответы более развернуты, более разнообразны по индивидуальному стилю речи.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
Методы исследования литературного развития охватывают его в
отношениях к другим элементам процесса обучения.
Самым эффективным является метод длительного целенаправленного
наблюдения. Оно дает возможность охватить весь процесс литературного
развития учащихся под воздействием обучения их в школе. Убедительные и
достоверные данные, отражающие течение самого процесса, могут быть получены
только в то время, которое совпадает с временным протеканием изучаемого
процесса. Именно поэтому наблюдение, если оно правильно и целесообразно
организовано, может дать исследователю сведения как о предшествующих, так и
о последующих качественных состояниях, об их связях и зависимостях.
Наблюдение как метод исследования явлений и закономерностей
процесса обучения литературе (также как и другим учебным предметам)
опирается на положение психологии о существе наблюдения как метода
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|