на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов

литературы не требует никакой специальной подготовки, кроме умения

складывать буквы в слова, а слова в предложения.

Это утверждение возникло, по-видимому, на основе ошибочного убеждения

в том, что в художественном произведении непосредственно отражаются

результаты эмпирического знания человека об окружающей жизни.

В действительности же человек медленно созревает для глубокого и

квалифицированного чтения, потому что художественное отражение жизни

основано на широких обобщениях, в которые юному читателю приходится

проникать, отрешаясь от обыденных эмпирических представлений о жизненных

явлениях и фактах. Литературное развитие школьника протекает на основе

общего речевого развития, общего умственного развития на протяжении

дошкольного и школьного возраста, включающего в себя три основные

возрастные ступени (младший школьный возраст, подростковый (не единый)

возраст и возраст ранней юности). Каждый из этих возрастов имеет свои

особенности познавательной деятельности вообще и художественного

(читательского) обобщения в частности.

Чтобы убедиться в сложности задачи обучения ребенка чтению и

пониманию художественного текста и проследить путь возрастного формирования

словесно-художественного обобщения у читателя-школьника, необходимо хотя бы

в самых общих чертах охарактеризовать особенности поэтической речи в

отличие от речи обыденной (как средства повседневного общения) и научной.

В.В.Виноградов четко определяет функцию художественной речи: "В

понятие поэтического языка как объекта теории поэтической речи входит сверх

общих признаков языка, языка вообще, преимущественно его специфические

признаки как языка поэтического, как объекта и орудия словесного искусства

и та точка зрения, согласно которой эти признаки отвлекаются от

бесконечного многообразия разных воззрений на язык и его многообразных

функциональных применений".

Спорным является вопрос об отношении слова и образа. Существует

концепция бессловесного образа и концепция, согласно которой слово

полностью приравнивается к образу. Крайности обеих концепций снимаются в

позиции Н.К.Гея: "Образ так относится к выражающему его слову (или их

совокупности), как оно относится к предмету, явлению, качеству или

действию, обозначаемому им в реальной действительности. Слово - это общая

точка, вершина двух проекций, разомкнутых, с одной стороны, в мир, а с

другой - в образ".

При этом очень важно подчеркнуть, что слово в художественной

литературе редко выступает как понятие. Слово в художественном образе как

бы раскрывает свою предметную сущность.

Художник переживает "муки слова" именно потому, что ищет те

единственные слова и их сочетания, которые наиболее вещественно, свежо,

непосредственно заставляют читателя воспринимать и переживать условный мир

литературного произведения как мир действительный.

Но связи и сочетания конкретных слов порождают высокое

художественное обобщение. Словесные "цепи" художественного текста скреплены

не привычными отношениями общности, которые возникают между понятиями,

образуя систему понятий. В научном тексте за словом стоит понятие,

освобожденное от предметности и связанное с конкретными вещами объективного

мира через абстракцию и обобщение. Основная энергия, двигающая развитие

мысли в научном тексте, - энергия понятийного обобщения. Это не исключает

того, что в научном тексте можно встретить и слова с предельно конкретным

значением, и образы, помогающие ученому развивать и иллюстрировать научную

идею. Речь в данном случае идет об основном признаке, определяющем

своеобразие научной речи.

В художественном тексте за словом стоят реалии непосредственного

бытия, конкретные "вещи". И здесь следует заметить, что это только основная

тенденция, определяющая специфику художественной речи. В художественном

тексте можно встретить массу абстрактных, обобщенных слов (например, в

философских отступлениях, лирических раздумьях, в афоризмах).

Как вырастает образное обобщение, если слова в художественном

тексте остаются конкретными? Эту зависимость конкретного образного слова и

художественного обобщения раскрыл Г.О.Винокур. Он считает, что слова в

художественном тексте, выступающие в своем конкретном содержании, являются

формой выражения более далекого и более широкого словесного содержания, то

есть художественного обобщения, которое не имеет своей собственной звуковой

формы и пользуется вместо нее формой другого, буквально понимаемого

содержания. "Таким образом, формой здесь служит содержание. Одно

содержание, выражающееся в звуковой форме, служит формой другого

содержания, не имеющего особого звукового выражения".

Слово в художественном образе мобилизует свои "тайные силы", все

богатство своего конкретного содержания для образования нового,

надсловесного содержания, которого в нем не было, когда оно было обычной

лексической единицей. Возникновение этого нового, "более далекого" и "более

широкого" содержания, то есть образного обобщения, происходит в результате

изображения (а не простого называния) объекта. В читательском восприятии

возникает живое представление о мире. Писатель доверяет читательскому

восприятию, его способности на основе опорных образов, отдельных

художественных деталей воссоздавать полную картину жизни, изображенной в

произведении. Если при этом учесть, что так называемые детали - это

результат огромной работы художника ( по выражению своего отношения к

жизни, по отбору, типизации и оценке явлений действительности), то можно

сказать, что возникшая в восприятии читателя картина - это уже

художественное обобщение.

Слова с их ярко выявленным конкретным содержанием в образе как бы

"высвечивают" друг друга, взаимно обнаруживают свою связь с реальным миром

и от этого становятся могучим средством создания читательских

представлений, так как, сопрягаясь, рождают новое, обобщенное образное

содержание.

Из всего сказанного вытекает вывод о необходимости учить детей

читать художественную книгу, специально развивать у них способность мыслить

словесно-художественными образами, то есть овладевать родным языком в его

эстетической функции.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В СВЯЗИ С ФОРМИРОВАНИЕМ

СЛОВЕСНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБОБЩЕНИЯ НА ОСНОВНЫХ ВОЗРАСТНЫХ СТУПЕНЯХ

Развитие речи школьника на занятиях по литературе - это специфический

процесс. Главная его особенность заключается в том, что он органически

входит в литературное развитие, является его необходимым компонентом. Если

литературное развитие школьников понимается как формирование способности

мыслить словесно-художественными образами, то овладение поэтической речью -

основное условие успешности развития этой способности, необходимой каждому

читающему человеку.

Главным критерием литературного развития является степень

проникновения читателя в словесно-художественное обобщение, то есть полнота

и адекватность обобщения, которое складывается у читателя в процессе

восприятия литературного произведения.

Для того чтобы глубоко понять словесно-художественное

произведение, школьник должен опираться на свой жизненный опыт, на свое

понимание мира, то есть на те завоевания общего умственного и речевого

развития, которыми он владеет, достигнув определенной возрастной ступени.

Не учитывать связи развития речи на уроках литературы с общим развитием

мышления нельзя.

Младшие подростки в своих ответах показывают значительно более

высокий уровень обобщения, чем младшие школьники, у них исчезли

внеконтекстные связи, они понимают смысловое содержание текста, его

конфликт; в массе своей учащиеся 6 класса правильно раскрывают смысл слов.

Речь может идти лишь об известном ограничении уровня читательского

словесно-образного обобщения, которое во многом связано и взаимодействует с

общим речевым развитием младших подростков.

Анализируя взаимодействие процесса общего речевого мышления и

процесса литературного развития, надо отметить, что на этом уровне (младшие

подростки, 4 класс) интересно проявляется прямая подстановка

социологического конфликта под конфликт художественный. Дети в 4 классе

знакомятся с основными обществоведческими понятиями, в частности с

классовыми отношениями и конфликтами. Формирующиеся научные понятия

подавляют еще незрелое, неустойчивое, диффузное словесно-художественное

обобщение. Отношения образного и понятийного обобщений здесь приобретают

конфликтный характер, и образное обобщение "под натиском" понятийного

разрушается.

В дальнейшем в старших классах процессы образного и понятийного

обобщений взаимодействуют иначе, но заметные пережитки их конфликта

проявляются, в частности, в случаях прямой логической подстановки понятия

под художественный образ. Все эти явления, берущие начало в читательском

восприятии младших подростков, выявляют и подтверждают наблюдаемую

эмпирическим путем закономерность некоторого отставания литературного

развития от процесса развития общего речевого мышления. Объясняется это

тем, что активно развивающиеся у детей именно в этом возрасте понятийные

обобщения заслоняют, а может быть, и просто вытесняют из восприятия

предметные значения слов. Это явление находит подтверждение еще в том, что

дети (особенно развитые) очень охотно выражают смысл некоторых слов через

подстановку уже готовой формулы пословиц: "Без труда не вынешь рыбку из

пруда", "Кто не работает, тот не ест", "Что посеешь, то и пожнешь",

совершая тем самым операцию переноса понятия.

Понятия, так интенсивно образующиеся у школьников этого

возраста, тормозят и часто подавляют чувственные образы тех предметов, к

которым они относятся. В индивидуальном развитии ребенка происходит

примерно тот же процесс, который в гигантских масштабах воспроизводится

всей историей языка, когда с развитием абстрактного мышления людей понятие

подавляет в слове его первоначальное, образное (предметное) содержание,

образ стирается, и нужны специальные усилия, чтобы его пробудить к жизни и

сделать доступным восприятию читателя.

Диалектика предметной соотнесенности и обобщенного значения в

слове на этой ступени развития школьника еще не установилась, гибкость

восприятия слова в богатстве взаимодействий его древнего конкретного

содержания и абстрактного значения еще не сформировалась. Отсюда явная

неустойчивость восприятия словесно-художественного образа. С одной стороны,

заметны уклонения в направлении понятийного обобщения на основе

развивающихся значений слов, с другой стороны, еще сильно ощутимые

пережитки мышления в комплексах.

Воображение ученика, его умение воссоздать ситуацию и описать ее

своими словами. Словарь его достаточно богат для этого, ответ относительно

сложен и в синтаксическом отношении, интересен своей общей интонацией.

Ответы более развернуты, более разнообразны по индивидуальному стилю речи.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

Методы исследования литературного развития охватывают его в

отношениях к другим элементам процесса обучения.

Самым эффективным является метод длительного целенаправленного

наблюдения. Оно дает возможность охватить весь процесс литературного

развития учащихся под воздействием обучения их в школе. Убедительные и

достоверные данные, отражающие течение самого процесса, могут быть получены

только в то время, которое совпадает с временным протеканием изучаемого

процесса. Именно поэтому наблюдение, если оно правильно и целесообразно

организовано, может дать исследователю сведения как о предшествующих, так и

о последующих качественных состояниях, об их связях и зависимостях.

Наблюдение как метод исследования явлений и закономерностей

процесса обучения литературе (также как и другим учебным предметам)

опирается на положение психологии о существе наблюдения как метода

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.