процесе изучения литературы в школе» А.В.Терлова говорит о важности живых
связей «объективного и субъективного, личного и общественного в образе
лирического переживания, поскольку объективные явления действительности
воссоздаются в форме субъективного переживания». По словам А.В.Терловой
«именно в нарушении или соблюдении связей субъективного и объективного,
личного общего в образе лирического переживания и проявляются различные
уровни восприятия лирического стихотворения, различные уровни образной
конкретизации и образного обобщения» (6,42).
Исследованием зависимости восприятия лирики от возрастных групп
учащихся занимались З.Я.Рез, Н.Д.Молдавская, В.Г.Маранцман и др. Каждый их
них шел своим путем, но результаты их работы во многом сходны. Так,
например, исследователи сходятся на масли, что до старших классов некоторые
учащиеся стоят на ступени наивно-реалистического восприятия поэзии. «Однако
различные уровни восприятия лирики учащимися заметны уже с 4 класса»
(6,42). Вот что думает по этому поводу З.Я.Рез: «Одни учащиеся склонны к
восприятию образно-эмоциональной стороны произведения, других привлекает
интеллектуальная содержательность стихотворного текста. С 7 класса более
важными становятся субъективные моменты (читают с прямым переносом на
себя). Опасность такого отношения к лирике в том, что может сформироваться
потребительское отношение к поэзии, выбираться будет то, что касается лишь
самого ученика… С возрастом и литературным образованием у учащихся старших
классов формируется сознательное эстетическое отношение к лирике,
происходит окончательное отступление от «наивного реализма» (при условии,
что в классе ведется планомерная работа по воспитанию самостоятельности
учащихся, по развитию их воображения)»(43,7).
Т.П.Сальникова в «Методике обучения чтению» выделяет условия, влияющие
на восприятие пейзажной лирики:
1. Наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским или
приближающихся к ним.
2. Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев, настроению и
чувствам. Целенаправленная работа над обогащением лексики детей
словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и
настроение (радость, страх и т.д.).
3. Формирование у учащихся творческого воссоздающего настроения.
На первых этапах знакомства с лирическим произведением важную роль
также играют личность учителя и тот психологический климат, который
сложился в классе. Так, А.В.Терлова считает, что степень активности влияния
учителя зависит от знания педагогом: 1)психологии восприятия искусства
слова вообще; 2)его своеобразия в младшем школьном возрасте;
3)индивидуальных проявлений у конкретных учеников; 4)уровня их
нравственной, эстетической культуры. «Эти знания дают возможность
моделировать восприятие учащихся» (6,46).
А.В.Терлова также обращает внимание на необходимость предварительного
настроя. «Известно, что не все произведения в самом лучшем исполнении
доходят до сердца учащихся. Необходимо… установление ассоциативной связи
между мыслями и представлениями учащихся и образами поэта»(6,48).
Определяющим, на взгляд А.В.Терловой, моментом для полноценного
восприятия стихотворения является чтение художественного произведения. «Чем
конкретнее и ярче представления, возникающие при чтении, тем глубже
восприятие художественной идеи, тем эффективнее воздействие словесного
искусства на читателя. Этим определяются высокие требования, которые
предъявляются к качеству выразительного чтения… Само звучание стихотворной
речи способствует эмоциональному восприятию и пониманию ее. Подготовленное
учителем чтения в классе лирического произведения - важнейший момент
работы. Хорошее чтение дает учащимся нередко значительно больше в смысле
понимания поэта, чем самый тщательный и умелый разбор - оно говорит само за
себя»(6,47).
Также Е.В.Карсалова обращает внимание на самую краткую, но не менее
важную, часть урока - небольшую паузу между чтением и началом анализа.
«Стихотворение прочитано. Оно вызвало у учеников душевный отклик, даже если
не все в нем было понятным до конца. Поэтому после чтения не стоит спешить
с анализом. Такая пауза совершенно необходима»(19,20). И очень ответственна
первая фраза, первый вопрос после чтения стихотворения. Первые вопросы
помогают ученикам вжиться в произведение, выразить читательские впечатления
от него. Конечно, необходима и правильная работа при анализе изучаемого
стихотворения. А последнее чтение стихотворения на уроке должно быть
особенно ярким, чтобы у школьников осталось целостное восприятие его,
ощущение праздничности.
Активизации восприятия лирического произведения также способствует
музыка, живопись. Это связано с природой самого литературного рода лирики.
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
II.1. Возможности школьных учебников чтения для работы над лирическими
стихотворениями
Для того, чтобы исследовать современное состояние изучения лирики в
начальной школе, нами были проанализированы учебники "Живое слово" (авт.
З.И.Романовская), "Родная речь" (авт. В.Г.Горецкий и др.).Было выявлено
количество лирических стихотворений, имеющихся в данных учебниках.
Полученные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Количество лирических стихотворений в учебниках для чтения
| |"Живое слово" |"Родная речь" |
| |1 часть |2 часть |1 часть |2 часть |
|1класс |50 |30 |
|2класс |25 |23 |41 |29 |
|3класс |26 |23 |37 |26 |
|Всего |147 |163 |
Как видно из таблицы 1, количество лирических стихотворений достаточно
большое (310 стихотворений), при этом учебник "Родная речь" содержит их
больше. Разница в 16 стихов говорит в пользу второго учебника.
Анализ учебников для чтения позволил выявить круг лирических
произведений для чтения, изучения и слушания, а также авторов этих
произведений. Данные представлены в таблице 2.
Таблица2
| |Количество |
|АВТОР |произведений |
| |"Живое |"Родная |
| |слово" |речь" |
|Аким Я. |3 |0 |
|Александрова З. |4 |0 |
|Апухтин А. |0 |1 |
|Ахматова А. |0 |1 |
|Бальмонт. К. |2 |3 |
|Баратынский Е. |1 |1 |
|Барто А. |2 |1 |
|Баруздин С. |1 |0 |
|Бенедиктов В. |0 |2 |
|Берестов В. |0 |1 |
|Благинина Е. |3 |2 |
|Блок А. |2 |1 |
|Брюсов В. |0 |2 |
|Бунин И. |4 |8 |
|Бурдян М. |1 |0 |
|Воронько П. |1 |0 |
|Высотская О. |1 |0 |
|Гамзатов Р |0 |1 |
|Греков Н. |1 |0 |
|Гумилев Н. |0 |1 |
|Джалиль М. |2 |0 |
|Дрожжин С. |0 |4 |
|Дьяконов Л. |3 |0 |
|Есенин С. |7 |9 |
|Жигулин А. |0 |1 |
|Жуковский В. |2 |1 |
|Заходер Б. |0 |1 |
|Инчин А. |1 |0 |
|Исаковский М. |9 |2 |
|Квитко Л. |0 |1 |
|Кедрин Д. |0 |1 |
|Клычков О. |0 |2 |
|Козлов И. |0 |2 |
|Ладонщиков Г. |2 |0 |
|Лермонтов М. |3 |6 |
|Майков А. |5 |3 |
|Маршак С. |5 |3 |
|Михалков С. |4 |1 |
|Модзалевский Л. |1 |0 |
|Народная песня |2 |0 |
|Некрасов Н. |7 |8 |
|Никитин И. |5 |8 |
|Пастернак Б. |0 |1 |
|Петров Ф. |1 |0 |
|Питиримов С. |1 |0 |
|Плещеев А. |4 |6 |
|Погореловский С. |1 |0 |
|Полонский |0 |1 |
|Пришелец А. |6 |1 |
|Прокофьев А. |2 |4 |
|Пушкин А. |13 |18 |
|Родари |3 |0 |
|Рубцов Н. |2 |6 |
|Рылеев |0 |1 |
|Саконская Н. |2 |0 |
|Семенов В. |1 |0 |
|Серова Е. |1 |0 |
|Слуцкий Б. |0 |1 |
|Смирнов А. |1 |3 |
|Соловьева П. |1 |0 |
|Соловьев С. |0 |1 |
|Суриков И. |2 |5 |
|Тараховская Е. |1 |0 |
|Танк М. |1 |0 |
|Твардовский А. |5 |4 |
|Токмакова И. |0 |2 |
|Толстой А.К. |2 |5 |
|Трутнева Е. |3 |0 |
|Тушнова В. |1 |2 |
|Тютчев Ф. |4 |10 |
|Фет А. |1 |7 |
|Цветаева М. |0 |3 |
|Чуковский К. |0 |1 |
|Щипачев С. |1 |0 |
|Яковлев Ю.Я. |2 |0 |
Анализ таблицы свидетельствует о том, что в учебниках для чтения
З.И.Романовской «Живое слово» представлениы произведения 53 авторов. Чаще
всего предлагаются для изучения стихотворения таких поэтов, как А.Пушкин,
М.Исаковский, Н.Некрасов С.Есенин, А.Пришелец. В учебнике В.Г.Горецкого
"Родная речь" представлены 49 авторов. Чаще других встречаются стихи
А.Пушкина, Ф.Тютчева, С.Есенина, И.Бунина, Н.Некрасова и И.Никитина.
Анализ учебников свидетельствует о разнообразии тематики лирических
произведений, с которыми знакомятся дети на уроках чтения
Таблица 3
Тематика лирических произведений
| Темы |«Живое слово» |«Родная речь» |Всего |
| |1 кл |2кл |3кл |1кл |2кл |3кл | |
|Школа |2 |1 |1 |0 |1 |0 |5 |
|Описание поля |1 |1 |2 |0 |5 |1 |10 |
|Детство |3 |1 |0 |1 |4 |15 |24 |
|Птицы |3 |5 |1 |3 |3 |4 |19 |
|Любовь к людям |1 |2 |1 |3 |2 |2 |11 |
|Любовь к природе |1 |3 |2 |2 |4 |3 |15 |
|Родина |3 |3 |0 |1 |3 |14 |24 |
|Стихи о ВОВ |0 |3 |3 |0 |2 |1 |9 |
|Труд |3 |1 |0 |0 |1 |1 |6 |
|Дружба |0 |1 |1 |0 |2 |0 |4 |
|Сказка |2 |0 |2 |5 |2 |0 |11 |
|Лето |1 |2 |0 |0 |4 |1 |8 |
|Осень |2 |7 |7 |5 |9 |4 |34 |
|Зима |10 |11 |6 |5 |10 |2 |44 |
|Весна |11 |7 |8 |4 |11 |4 |45 |
|Описание отдельного |7 |11 |1 |2 |9 |11 |41 |
|явления, предмета | | | | | | | |
|(радуга, утёс) | | | | | | | |
Таблица 3 свидетельствует, что центральной темой в учебниках для
чтения является тема «времена года». Самое большое количество лирических
стихотворений посвящены весне, зиме, осени. Большое место также отводится
лирическим стихам о Родине, о детстве. В небольшом количестве представлены
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|