на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Изучение лирики в начальной школе

общепринятая, хотя и шаржированная характеристика высмеиваемого лица, и

неожиданной концовкой, выносящей окончательный приговор обличаемому

«герою»(36,120).

Если для оды, элегии и сатиры основным жанрообразующим признаком у

М.А.Палкина является характер эмоционального отношения автора лирического

произведения к предмету лирического высказывания, то в жанре лирического

послания его главным выделяющим признаком выступает форма обращения к

читателю. "Послание строится как письменное обращение к определенному

адресату"(36,121).

Другой жанровый признак, который предлагает М.А.Палкин, -форма

организации стихотворной структуры произведения. Таковы жанры с

постоянными, формами стиха: сонет, стансы, рондо и пр. Автор предлагает

характеристики некоторых таких жанров. Вот как он характеризует сонеты и

стансы: "Как правило, сонеты пишутся одним стихотворным размером. Строгой

форме сонета соответствует высокое лирически напряженное и идейно

насыщенное содержание"(36,122). "Стансы – сравнительно небольшое

стихотворение, состоящее из четверостиший, отделяемых друг от друга при

чтении небольшой паузой. Каждое четверостишие… должно заключать в себе

законченную мысль. Стансы не знают тематических ограничений, однако их тон,

как правило, серьёзен и значителен"(36,124).

М.А.Палкин не только характеризует жанры, но и соотносит

«рациональное» и «эмоциональное» в разных жанрах. Он считает (и мы с этим

согласны), что соотношение мысли и чувства, умопостигаемого и интуитивно

чувствуемого в лирических произведениях разных жанров может быть самым

различным. "В жанрах гражданской лирики рационалистическое начало, как

правило, выражено более отчетливо, чем в лирике интимной"(36,67). Особая

насыщенность мыслью свойственна философской лирике– "…поэзии, опирающейся

на единое и целостное философско-эстетическое мировоззрение и активно

пропагандирующей это мировоззрение"(36,69).

Но следует заметить, что М.А.Палкин соотносит, а не противопоставляет

"рациональное" и "эмоциональное". Как он сам думает, "Задача подлинной

лирики заключается не в том, чтобы противопоставлять разум и чувства,

отдавая предпочтение тому или другому, а в том, чтобы помогать читателю

ценить их гармонию и нерасторжимость. Однако при этом следует учитывать,

что сам характер подобной гармонии в стихах разных жанров всегда

своеобразен"(36,76).

Таким образом, мы можем сделать вывод о многообразии жанров в лирике.

И следовательно, школьники, обращаясь к лирической поэзии, также имеют дело

со многими жанрами.

У Г.Н.Поспелова в его работе "Лирика: Среди литературных родов" нам

показалось интересным выделение видов лирики. К Этому вопросу он подходит с

точки зрения социального сознания: "Все особенности лирики как рода

художественной литературы вытекают из того, что у нее есть свой, особый

предмет идейного познания и художественного воспроизведения и что таким

предметом в ней является не характерность социального бытия людей, как это

всегда бывает в эпосе и драматургии, но характерность их социального

сознания…"(39, 62).

Лирика по границам познания своего предмета на первый взгляд как будто

беднее эпоса. Для лирического писателя как субъекта художественного

познания непосредственно открыт только его собственный внутренний мир,

только его социальное сознание как объект такого познания.

Однако, не бывает сознания, которое ничего не познает. Социальное

сознание писателя как основной предмет художественного воспроизведения

жизни в лирике всегда бывает на что-то направлено - или в глубь самого

себя, на свои эмоционально-мыслительные состояния и стремления, или на

явления внешнего мира, на социальные и личные отношения бытия, на явления

природы. Все это и создает в лирике ее общие, типологические, исторически

повторяющиеся тематические различия"(39, 62-63). Таким образом Г.Н.Поспелов

выделяет следующие виды лирики: медитативная, медитативно изобразительная и

собственно изобразительная. В первых двух из этих своих разновидностей

лирика может быть по преимуществу "обращена к самоанализу, заключать в себе

эмоциональную или мыслительную рефлексию. Или же лирическая медитация может

быть направлена вовне, на отношения и события объективного мира и на

постижение идеала"(39, 64).

Г.Н.Поспелов считает, что как бы ни были различны виды лирических

произведений и как бы ни сменялись они исторически в развитии всего

литературного лирического рода, существенные свойства и закономерности

последнего в его отличии от эпического все же с наибольшей отчетливостью

проявляются в медитативной лирике.

Произведения медитативной лирики представляют собой "воспроизведения

тех или иных состояний и процессов внутреннего мира, которые имеют

совершенно самостоятельное и самодовлеющее обобщающее значение. Это -

эмоциональные монологи, отрешенные в тексте произведений от какой -либо

индивидуализированной конкретности бытия… Содержание произведений

медитативной лирики не является прямым, адекватным выражением переживаний

поэта, эмпирически протекающих в его сознании. Если бы это было так, то

медитативная лирика представляла бы собой психологическую фактографию,

которая не имела бы обобщающего значения, не осознавала бы и не усиливала

бы характерности своего предмета. Тогда она имела бы значение только для

самого поэта и его ближайшего бытового окружения. Это и бывает в так

называемых «стихотворениях на случай». Но лирика - это также искусство,

творчески типизирующее жизнь. Переживания, воспроизведенные в лирической

медитации, представляют собой не эмпирическую реальность духовной жизни

отдельной личности, но существенные свойства внутреннего мира какой-то

социальной среды и эпохи, осознанные в свете идеологических интересов поэта

и раскрытые им с особенной отчетливостью и силой в некоторой вымышленной

своей индивидуализации"(39,67-68).

Даже тогда, когда лирические произведения как будто бы лишены

медитативности и внешне в основном описательны, они только при том условии

оказываются полноценно художественными, если их описательность обладает

медитативным «подтекстом». "Тогда эмоционально-обобщающая мысль поэта

проявляется или в ясно ощутимой экспрессивности описания, или же в

каком–нибудь медитативном зачине, или концовке, или в чем-нибудь другом,

тому подобном. Тогда она как бы озаряет все описание своей эмоциональной

обобщенностью. Нечто подобное происходит и в повествовательной лирике. В

ней, как и в эпосе, повествование требует, конечно, каких-то персонажей, их

действий и отношений, из которых складывается какое-то происшествие. Только

изображая все это, художественная речь и становится повествовательной.

Однако для того чтобы повествование оказалось все же лирическим (даже и не

лиро-эпическим), необходимо, чтобы оно было очень коротким и при своей

краткости ощутимо экспрессивным, а через все это – скрыто, подспудно

медитативным"(39, 158).

В произведениях отвлеченно-медитативной лирики идейные интересы

лирического субъекта направлены на внешний мир и, прежде всего на отношения

и обстоятельства социального бытия. Это в расширяет познавательные

возможности лирики. "Но если в эпическом творчестве социальное бытие бывает

не просто предметом познания, но и предметом творческой типизации, то в

произведениях отвлеченно–медитативной лирики социальное бытие людей не

типизируется. Типизируется же в них характерность социального сознания той

или иной среды, страны, эпохи посредством ее воплощения в безымянном

лирическом субъекте"(39, 83)

Эмоциональные раздумья лирического субъекта о его собственном

внутреннем мире, если они остаются всецело медитативными, в большинстве

случаев довольно быстро исчерпывают себя, их стихотворное выражение

оказывается обычно очень кратким. Г.Н.Поспелов делает отсюда вывод:

"…рефлексивно-медитативная лирика, а в какой-то мере и медитативная лирика

вообще, обычно с трудом удерживается в своих собственных границах и часто

тяготеет к тому, чтобы выйти за эти границы в мир предметной

изобразительности"(39, 100). Так возникает медитативно- изобразительная

лирика, которая в истории мировой поэзии занимает, несомненно,

количественно гораздо большее место, нежели собственно медитативная лирика.

В произведениях медитативно-изобразительной лирики раздумья

лирического субъекта не только раскрывают его эмоциональное состояние и

развитие его мысли, но в месте тем воспроизводят явления внешнего,

объективного мира. Тем самым "лирическая медитация развивает в себе свой

собственный мир предметной изобразительности,иногда очень богатый и

разнообразный"(39,102).

Существует также лирика собственно изобразительная, она может быть

описательной или же повествовательной, чаще всего описательно-

изобразительная. В большинстве случаев предметом познания и изображения в

ней бывают виды природы или, иначе, «пейзажи». Пейзажная лирика, по

определению Г.Н.Поспелова, – "это словесное искусство, и в ней находят свое

особенное выражение все основные свойства искусства. Это относится, прежде

всего, к ее тематике. Поэты изображают виды природы, делают их основными

темами своих стихотворений не из-за красоты этих видов, а из-за их

характерности"(39, 118)

Г.Н.Поспелов выделяет также еще одну разновидность лирики, которая

имеет с описательной лирикой некоторые общие свойства, ее можно назвать

лирикой «персонажной». "Персонажи – это личности, изображенные в эпических

и драматургических произведениях. Они всегда воплощают в себе те или иные

характерности общественного бытия и поэтому имеют определенные

индивидуальные черты, получают собственные имена и создают своими

действиями, протекающими в каких-то условиях места и времени, сюжеты таких

произведений …Но в отличие от эпических персонажей личность эта не

действует непосредственно в произведении, в определенностях пространства и

времени, и не создает своими действиями сюжет произведения. Отсюда само ее

изображение оказывается не повествовательное, но по-своему

медитативно–описательным и при этом – по общему закону лирических медитаций

– относительно небольшим по своему объему. Самой малой по объему

разновидностью бессюжетно-персонажной лирики являются некоторые

стихотворения, получившие название «эппиграмм»(39, 150)

О видах лирики также говорится и в "Методике русского языка в

начальной школе" Н.П.Каноныкина и Н.А.Щербаковой. Они полагают, что

школьной работы важно различать живописную и психологическую лирику,

которые, однако, редко встречаются в чистом виде, т.е. преобладает

смешанный тип лирики. Но нам необходимо уметь распознавать виды лирики,

чтобы методически правильно работать со смешанным типом.

Живописную лирику Н.П.Каноныкин и Н.А.Щербакова характеризуют тем,

что "…она дает тот или иной образ: утра, сенокоса и пр. Под живописным

образом при этом разумеется целостная картина, состоящая из ряда отдельных

образов"(18,206). При этом образы могут быть различными: зрительные,

звуковые, обонятельные. Психологическая лирика имеет дело с переживаниями

самого автора или персонажей, которых он изображает. Автор может изображать

какие-либо переживания персонажей в связи с определенной внешней

обстановкой, вызвавшей их; или в связи с какими-нибудь обстоятельствами

жизни. Психологическая лирика также может говорить о размышлении, раздумьях

автора В живописно-психологической лирике, по мнению авторов, дается какой-

либо целостный живописный образ и говорится о впечатлениях, переживаниях

поэта или персонажа в связи с этим образом.

Заканчивая разговор о видах лирики, хотелось бы повторить, что эти

знания необходимы для организации правильной методической работы при работе

с лирическими произведениями.

Говоря об особенностях лирики, очень важно вспомнить и о сюжете.

Некоторые авторы вообще отрицают наличие сюжета в лирической

поэзии. Так, А.И.Ревякин полагает, что «лирика не обращается к сюжету, либо

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.