на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Изучение лирики в начальной школе

помнит определение эпитета. Но всё-таки имен прилагательных выбрали больше,

чем глаголов. Радует то, что 48% учащихся выбрали имя существительное

"волшебница", без которого стихотворение, действительно, потеряло бы часть

своей красоты. Таким образом следует обратить внимание на терминологию

учащихся, напомнить роль эпитетов в лирических стихах и почаще, при работе

над ними, давать задание найти слова, без которых стихотворение потеряло бы

красоту. Тогда не будет 22% тех, кто не смог найти ни одного слова.

2. Вот какие слова, по мнению детей, говорят о звуках в этом же

стихотворении:

а)завыл-87%

б)дохнул-52%

в)мороз-13%

г)не нашли таких слов-9%

Только 9% учащихся не смогли выполнить задание. Совершенно верно

большинство детей определили, что слова "завыл" и "дохнул" передают звуки.

Но особенно интересным является ответ "мороз". А.С.Пушкин в стихотворении

использовал много слов с буквой "р", тем самым передавая звук треска от

мороза. Младшие школьники не знают о "звукописи", но треск был услышан и

был определен его источник – мороз.

Таким образом, большинство детей с первой и второй частью задания не

справились, т.е. не смогли найти изобразительные средства языка в

предложенных произведениях. Но отлично выполнили третью часть задания. Тем

не менее необходимо обратить внимание на отсутствие у детей умения работать

с языковыми средствами, об отсутствии понятийного аппарата.

Задание 5. Ответьте на следующие вопросы:

1.Как вы понимаете: "лирическое стихотворение"?

2.Что значит: "определите тему стиха"?

3.Какой образ представляется вам при чтении стихотворения

М.Ю.Лермонтова "Утес"?

4.Дайте определение рифме

Цель: Выявить уровень владения понятиями.

В эксперименте приняли участие 23 школьника.

1.На данный вопрос не смог ответить никто. Были только даны два

предположения: это стихи о природе, это грустные стихи.

2.Были получены следующие ответы:

а)определить тему - значит рассказать, о чем стихотворение-61%

б)не могу ответить-39%

3.Вопрос был не понят, слово «образ»- неизвестно.

4.Определение рифме дали 78% опрошенных.

Если также обратиться к выводу 4-го задания, то мы можем сделать

вывод о том, что дети не владеют всеми необходимыми понятиями по

данной теме.

Задание 6. Прочитайте стихотворения "Осень" А.Твардовского, "Осень"

И.Бунина и "Рожь, рожь…" А.Твардовского. Что вы можете сказать об этих

произведениях?

Цель: Выявить знания особенностей лирических стихов.

Проанализировав 23 работы, мы пришли к заключению, что в них чаще

всего указываются:

а)определения, характеризующие стихотворения: красивые, грустные,

прекрасные, загадочные, добрые и др.

б)тема произведения: про осень, про природу.

в)краски: или которыми пользовался поэт, или, которые есть в природе.

г)размышления об авторах: поэты - знаменитые, хорошие, хотели, чтобы

стихи понравились.

д)отношения к прочитанному: понравились, душа радуется.

е)качество стихотворения: много прилагательных, которые передают

красоту, есть рифмы; когда читаешь, представляешь написанное, стихи

передают настроение поэта.

ж)рекомендации по чтению: плавно, хорошо читать.

Таким образом, дети, не зная определения лирики (как указывалось в 6

задании), смогли выявить несколько общих черт, характерных для лирики. А

именно: тематика стихотворений (про осень, природу), являющаяся одной из

наиболее распространенных в школьных учебниках; наличие большого количества

эпитетов ("много прилагательных"); эмоциональность (грустные, загадочные

стихи).

Задание7.

Прочитайте первые три строчки из стихотворения А.С.Пушкина "Вот север,

тучи нагоняя…", соблюдая все паузы и логические ударения:

…Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Цель: Установить уровень владения навыками выразительного чтения

лирических стихов.

Было индивидуально опрошено 12 учащихся.

Полученные результаты:

а)Соблюдены паузы, логические ударения, интонация верная-25%

б)Соблюдены паузы, логические ударения, неверная интонация-42%

в)Соблюдены логические ударения, верная интонация-25%

г)стихотворение прочитано неверно-8%

Как мы можем видеть, большинство учащихся неплохо справились с

заданием: стихотворение прочитано или без ошибок, или с одной ошибкой.

Самые распространенные из них – короткая, а не длинная, пауза на месте

тире; "смазывание" последней строчки, отсутствие восклицательной интонации

после тире. Однако в целом, уровень владения навыками выразительного

чтения, высокий.

Задание 8.

1.Дома найдите стихи о зиме, подберите и выпишите рифмы.

2.Используя подобранные рифмы, попробуйте сами сочинить стихотворение

о зиме.

Цель: Выявить способность применять имеющиеся знания в процессе

творческой работы.

Свои первые лирические стихотворения сочиняли 18 школьников, вот что из

этого получилось:

1. Наступает Новый год

Детки водят хоровод.

Водят, водят,

Водят хоровод,

Видят, дедушка идет.

2. Снежинка.

Снег белый лежит уж давно.

И падает снежинка белая,

Такая чистая, такая смелая!

Падает вниз, ни о чем не думая,

Лишь бы упасть не на землю – на снег…

К своим сестрицам-снежинкам…

Но вдруг… Что такое,

Летит она вверх,

А не вниз.

Видно, растаяла, бедная.

Солнце пригрело -

Стала паром.

И все это повторяется

Каждый год.

3. Зима.

Вот ветер воет, как корова,

Снежок плывет над облаками.

Урал лежит, хрустит,

Как жар костра.

Высота, как яркая звезда.

Горит вверху красивый

Огненный шар Солнце.

4. Снежинка.

Снежинка белая летит в окно,

Она такая смелая,

Что растаять даже не боится.

А другая снежинка

Летит на землю,

Тотчас же она попадает

Кому-то под ногу.

Эти стихи выбраны, благодаря своей оригинальности. В них выражены

чувства, переживания учащихся. Другие стихи отличаются меньшей яркостью,

хотя практически все юные поэты смогли передать свою неповторимость и

индивидуальность через стихи.

Таким образом, мы выявили, что у большинства детей хорошо развито

ассоциативное мышление; многие понимают содержание небольших стихотворений,

но встречаются с трудностями при работе со стихами большого объема; уровень

владения понятиями низкий; многими выполняются требования к выразительности

чтения.

II.3. Методические рекомендации.

Изучение лирики в школе наделено целым рядом специфических качеств, вне

которых контакт читателя с поэзией не состоится.

Лирическое стихотворение требует особенно тщательных и многократных

усилий учителя для создания «установки», «настроя» на чтение. А.В.Терлова

считает, что этот «настрой» достигается нередко кратким комментарием

учителя, например, сообщением им биографических фактов, которые вводят в

атмосферу жизни поэта или связаны с условиями создания произведения. В

практике широко используется прием сообщения учащимся фактов, послуживших

поводом для создания художественного произведения. Душевному настрою,

способствующему полноте художественного восприятия, служат также приёмы

введения учащихся в те жизненные условия, в которых создавалось

произведение, в ту типичную обстановку, которая явилась одной из основ

произведения. «Так, невозможно себе представить жизнь и творчество А.С.

Пушкина без Михайловского, М.Ю. Лермонтова - без Тархан, Сергея Есенина -

без Константинова и т.д., и экскурсия учащихся в Михайловское или

Константиново, очная или заочная - по фотоматериалам, диапозитивам,

кинофрагментам, введет их в характерную обстановку творчества поэтов»

(6,48).

На теме экскурсии хотелось бы остановиться более подробно. Известно,

что при описании учащимися природы на первый план выступает утилитарное

отношение к ней: «Люблю осень за то, что она приносит вкусные яблоки,

груши. Летом мне очень нравится загорать и купаться».

Чтобы научить школьников видеть красоту, живую прелесть природы,

следует проводить экскурсии, во время которых учащиеся младших классов

отмечают, что снег утром розовый и нежный, а вечером - голубой, холодный,

днём - белый, как молоко, в морозный солнечный день - серебряного цвета, во

время оттепели - серый, грязный; что осень пахнет дымом костра, сеном, зима

- морозом, ёлкой, весна - подснежниками, ландышами, а лето - ягодами.

Подобные экскурсии не только способствуют формированию эстетического

отношения к языку, но и воздействуют на формирование общей эстетической

культуры школьников. Если ребенок «откроет» для себя, что снег бывает

розовый и голубой, то встретив другие «открытия» у мастеров слова, он

сможет по достоинству оценить их, увидеть ту красоту, которая была до этого

труднодоступна. К сожалению, мы можем констатировать то, что в настоящее

время экскурсии - большая редкость, но если они всё-таки проводятся, то

больше напоминают прогулки.

Е.В.Корсалова в книге «Стихи живые сами говорят…» также говорит, что

«от первого восприятия стихотворения зависит, затронет ли оно какие-то

струны души или оставит читателя равнодушным. Но ведь ученик на уроке по

изучению лирического шедевра может оказаться не настроенным на волну чувств

поэта, его могут занимать совсем иные мысли и чувства. Поэтому во всех

методических пособиях по изучению лирики рекомендуется особенно тщательно

продумать вступительную часть урока: рассказ о поэте, истории создания

произведения, чтение уже известных стихов на данную тему, использование

смежных видов искусства. Но важно не только содержание вступительного

этапа, отбор фактов и произведений. Необходимо, чтобы вступление по тону,

темпу, эмоциональному напряжению соответствовало тональности стихотворения,

вызывало у школьников состояние, в чем-то сходное с тем, которое испытал

поэт, создавая произведение» (19,18).

Начиная с младших классов, следует практически показывать учащимся, что

прочесть лирическое стихотворение - «не безделица»: его надо понять,

пережить и нужно передать слушателям чувства и мысли поэта так, чтобы они

пережили то же. Первое чтение должно захватить учеников, доставить им

эстетическое наслаждение. Художественное чтение в классе создает ту

увлеченность произведением, предрасположенность к нему, без которого нет

подлинного анализа. Живой голос учителя способен сделать многое. По мнению

А.В.Терловой, учебная деятельность учащихся при слушании чтения учителя

заключается в творческом восприятии читаемого произведения, в активной

работе воображения, эмоциональной сферы сознания. «Эта деятельность носит

индивидуальный и весьма интимный характер. В младших классах она внешне

проявляется прежде всего в выражении лица школьников, различных

эмоциональных откликах-восклицаниях, отражающих удивление, возмущение,

одобрение» (6,47).

По словам Е.В.Карсаловой, при первичном чтении не стоит давать никаких

вопросов и заданий, чтобы не разрушать целостности восприятия. «При чтении

стихотворения учебники должны быть закрыты, чтобы ни что - ни иллюстрации,

ни сноски - не отвлекали учащихся от восприятия поэтического слова. В

начале анализа дадим школьникам минуту-другую, чтобы перечитать

стихотворение» (19,29).

После первичного чтения небольшая пауза позволит учителю увидеть, как

воспринято стихотворение, а ученикам еще немного побыть в мире поэта,

снимет резкость перехода от эмоцио к рацио.

Интонация первых слов или вопросов должна соответствовать настрою

прочитанного стихотворения. Во многих случаях полезно начать с вопроса об

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.