Ритмико-звуковой, а следовательно и эмоциональный, строй стиха во
многом зависит также от того, в какой последовательности рифмуются
стихотворные строк: "Если стихи рифмуются в строго определенной
последовательности, это усиливает мерность стихотворной речи, при
отсутствии такой последовательности рифмовки звучание стиха
прозаизируется"(36,233). Имеет значение и то, насколько удалены друг от
друга рифмующиеся стихи: при смежной рифмовке ритмичность стиха
усиливается; если же рифмуются далеко стоящие друг от друга стихотворные
строки, то такая «отдаленная» рифма менее слышна, а следовательно, и менее
активна как ритмообразующий фактор"(36,233). Следует также обратить
внимание и на то, что ритмичность стиха может быть усилена повторением
рифмы. Повторы, периодичность, равномерность (составляющие основное
свойство ритма) мы и рассмотрим более подробно.
Отличительную особенность лирического высказывания М.А.Палкин видит
"…в его немногословности и в то же время в тяготении к многократным
повторам одних и тех же слов, выражений, синтаксических конструкций… Поэт-
лирик чаще всего сосредоточен на одном каком-то чувстве или настроении. И
эта сосредоточенность, как правило, выражается в концентрации немногих, но
подчеркнуто эмоциональных слов и фраз и в их неоднократном повторении,
варьировании"(36,186).
Ритм нередко определяют именно с точки зрения повторности. Например у
Л.И.Тимофеева: "Ритм – систематическое, мерное повторение в стихе
определенных, сходных между собой единиц речи"(49, 99). У В.Ф.Огнева:
"Восприятие ритма основано на ощущении повторности и непрерывности… Ритм –
это контраст. Идут часы: звук – пауза. Шумит море: прилив – отлив.
Вращается планета: день сменяет ночь"(19; 164,168).
Лирическая поэзия, ближе всего стоящая к музыке, рассчитанная, как и
музыка, на буквальное запоминание читателем-слушателем, использует самые
разнообразные типы и варианты повторов. Наиболее значительными среди этих
повторов М.А.Палкин выделил повторы "словесно-фразовые": чем более
сосредоточено внимание поэта на каком-либо чувстве и чем сильнее его
желание передать это чувство своему читателю, тем естественнее появление в
лирическом стихотворении повторов.
В.Ф.Огнев, исходя из того, что человеческая речь имеет протяженность и
периодическую ударность, предполагает, что есть два пути осуществления
ритма: "Один, так сказать, «по горизонтали», учитывающий соизмеримость
протяженных отрезков (… слогов). Другой- «по вертикали», сопоставляющий
чередующиеся сильные и слабые места ударения"(34, 169).
Т.И.Сильман, размышляя о повторах в лирике, обращается для сравнения к
эпосу: "Если одним из основных принципов эпического повествования является
принцип: «Вперед, дальше, к новым фактам, к новым событиям!», причем
эпический поэт движется как бы рядом и одновременно с фактами, с
действительностью, - то позиция лирического поэта есть пребывание в некоей
фиксированной точке, кружение вокруг одной мысли, одного вопроса, одного
чувства, рассмотрение всё тех же фактов и повторные раздумья о них, пока не
придет решение, важное именно в аспекте данной конкретной, личной ситуации;
принцип лирического поэта в этой связи совсем иной: «Ещё, ещё раз о том же
самом!». Именно поэтому для лирического стихотворения чем-то совершенно
органическим, вытекающим из самого механизма «переживания», является
композиционный повтор, как органический составной элемент лирики, он
присутствует во всевозможных стихах независимо от того, вспоминает ли
лирический герой о прошлом, или анализирует настоящее, или размышляет о
будущем"(47, 139).
Заканчивая вопрос о повторах, заметим, что периодичность,
равномерность, важны не сами по себе, а лишь как средство привести душу
читателя в такое состояние, когда каждое, даже малейшее отклонение от этой
равномерности остро ощущается нашим ритмическим чувством, что и
используется поэтом. Вот почему в искусстве ритм никогда не бывает точно
равномерным, автоматическим.
Следующая особенность стиха, которую мы рассмотрим – строфа. Для этого
обратимся к работе В.Ф.Огнева "Книга про стихи".
Прежде всего необходимо ввести определение строфы. По наблюдениям
В.Ф.Огнева, "Строфа - ряд строк, завершающих синтаксическую мысль. Это
законченное предложение. От точки до точки"(34, 256). Легко понять, как это
условно для поэзии, где точка, в отличие от разговорной речи, не выражает
момента завершения мысли. К тому же в современной поэзии строфа не всегда
сохраняет свою структуру. "Главное здесь – в чувстве стиля. Строфа –
законченное в себе целое и потому должна обладать пропорциями"(34, 256).
Строфа – довольно условная категория. Это ступенька, которая может
быть широкой и узкой. В хорошем стихотворении строфа не выпирает, очертания
ее неотчетливы, ее цель – приблизить произведение к общей цели. По мнению
В.Ф.Огнева, "при всей законченности формы строфы, она не может иметь
самостоятельности, превышающей определенные пределы. Строфа… имеет
стеклянные стенки, через которые видно все стихотворение насквозь"(34,
263).
В одной строфе, внешне как будто завершенной, поэзия способна дать
такой простор домысливания и дочувствования, что "…ощущение образной
перспективы, «открытости» строфы не оставляет сомнения"(34, 264).
Действительно, строфа таит в себе возможность выражения недоговоренности
прямого смысла при полной иллюзии досказанности и завершенности.
Во всех учебниках и пособиях по поэтике строфа рассматривается с точки
зрения рифмы. Отметим только два момента. Во-первых, «притухание» рифмы,
если рифмующиеся слова находятся далеко друг от друга. Чем дальше
раздвинуты созвучные слова, тем более крепкой и звучной приходится быть
рифме. Иначе она попросту не слышна. Поэтому многострочная строфа тяготеет
к парной или перекрестной рифмовке. Во-вторых, яркий акцент одной пары рифм
в четырехстрочной строфе делает возможным ослабление другой пары рифм.
Но строфа «держится»не только метрически (система рифм), но и
мелодически. Цельность строфы, ее композиция зависит от системы рифмовки в
сочетании с интонационным движением. Поэтому для полноты раскрытия вопроса,
рассмотрим следующую особенность стиха: интонацию. Наиболее полно интонация
показана у В.Ф.Огнева.
Интонация–«смысловая мелодия, заключенная в самом строе речи»,-такое
определение А.Квятковского приводит А.А.Михайлов в "Азбуке стиха"(29,99).
В.Ф.Огнев также связывает интонацию со смыслом: "Интонация – выделение слов
в соответствии с данной мыслью"(34, 139).
Не надо обладать особым слухом, чтобы различить, что слова в стихе
читаются и произносятся по-разному. То, что мы называем поэтической
интонацией, свойственно всякой человеческой речи (выразительность речи).
Достигается это ударениями, повышением тона речи или, напротив, его
понижением, изменением темпа (убыстрение, замедление), что в свою очередь
вызывает разное размещение пауз, особую окраску звуков (тембр). Если
ударение, паузы, темп как-то еще можно «изобразить» в самом тексте, то
мелодику, а особенно тембр трудно передать на письме. А между тем роль
интонации в поэзии чрезвычайно велика, как удивительно точно и красиво
сказал В.Ф.Огнев "Интонация – душа поэзии"(34, 134).
Но главное, на что хотелось бы обратить внимание, - интонация тоже
участвует в реализации идеи. Не зная целого, нельзя верно прочитать часть.
Интонацию строки, даже строфы угадываешь тогда, когда знаешь общую мысль
произведения. В.Ф.Огнев приводит такой пример: "Бывает, что чтец, весьма
внимательно фразирующий частности и срывающий аплодисменты эффектами
переживания и жестов, их выражающих, - оказывается весьма далекими от
верного донесения идеи в целом. Утрирование частностей почти всегда говорит
об искажении главного"(34, 138). Таким образом, интонация подчинена смыслу
и чувству. Но важно заметить, что она также зависит и от мелодии.
У М.А.Палкина мы встречаем замечание о восклицательной интонации.
«Предметные» слова и слова, обозначающие события, действия, поступки,
отвлеченные понятия, в тексте лирических произведений могут приобретать
«переживательный», эмоционально-экспрессивный характер благодаря особой
восклицательной интонации, с которой они в этих случаях произносятся.
Подобная интонация свидетельствует о том, что главное внимание поэта
обращено не на сам предмет, а на вызванные им мысли, чувства и переживания.
Такая интонация не обязательно всегда должна обозначаться восклицательным
знаком. "По форме это могут быть повествовательные фразы и предложения, но
общая лирическая атмосфера, включённость этих слов в стихотворный контекст
– все это преображает бесстрастную повествовательность в эмоциональное
утверждение или отрицание тех реалий и предметов, о которых идет
речь"(36,150-151).
Заканчивая обсуждение вопроса об интонации, приведем еще одно
рассуждение В.Ф.Огнева: "В лирике диапазон интонаций определяет богатство
оттенков чувства, щедрость духовного мира, мастерство выявления оттенков
жизни человеческой души. Неспроста стих «живет», «дышит» там, где есть
мысль, поиск… Движение поэтической мысли – как движение крови по жилам.
Интонация – это живая краска лица, подвижность черт, оживленное выражение
,точно отражающее движение идеи… Интонация всегда связывалась с живым,
слышимым словом, с очарованием жизни, неповторимо трепетной" (34, 153).
Обратимся теперь к изобразительным средствам языка. Этому вопросу
уделили внимание в своих работах Т.И.Сильман, М.А.Палкин, А.А.Михайлов.
Поскольку основу лирики составляют образы-переживания, лирическое
высказывание всегда тяготеет к повышенной эмоциональности и экспрессивной
напряженности. Эти качества лирической речи оформляются соответствующими
средствами словаря, синтаксиса, интонации и фонетики. "В лексиконе лирико-
поэтической речи, -считает М.А.Палкин,- повышенную нагрузку несут слова и
словосочетания, называющие и оценивающие чувства, желания, симпатии… и
другие элементы, составляющие переживания поэта, с которыми он обращается к
своему читателю"(36,145).
Чувства, во власти которых находится лирический поэт, не всегда
выражаются прямо: нередко лирическое высказывание оформляется так, что
прямые значения слов, называющих те или иные переживания, не совпадают со
скрытым смыслом всего этого высказывания. У М.А.Палкина по этому поводу
есть следующее высказывание: "Поэт, не называя прямо тех чувств и
переживаний, во власти которых он находится, выражает их через слова и
словосочетания с предметно-вещественным значением. В контексте
стихотворения эти предметные слова приобретают расширительный образный
смысл. Подобное явление в лирической поэзии не исключение, а, скорее,
правило"(36,153). Художественно-образное мышление создаёт и широко
использует язык иносказаний, называемых тропами: сравнения, метафоры,
метонимии, гиперболы и пр.
А.А.Михайлов приводит следующее определение А.Квятковского: "Троп –
поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном,
образном смысле» (29,27). В лирической поэзии применение тропов приобретает
особенно большое значение. М.А.Палкин так определил цель тропов:
"Характеризуя предмет речи, лирик в первую очередь стремится запечатлеть и
передать читателю положительную или отрицательную оценку этого предмета,
выразить вызванные им мысли и чувства"(36,154).
Но даже самые конкретные чувства и мысли, когда они существуют лишь
как достояние субъекта, лишены наглядности для остальных. Наглядными их
делают мимика, жесты, интонация и другие средства экспрессии. Сравнения,
метафоры и прочие тропы выступают "заменителями" обычных форм выражения
чувств и переживаний.
Наибольшее внимание среди тропов мы уделим метафоре. А.Квятковский
дает следующее определение: Метафора – «один из основных тропов
художественной речи… В основе метафоры лежит неназванное сравнение предмета
с каким–либо другим предметом на основании признака, общего для обоих
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|