на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Изучение лирики в начальной школе

Ритмико-звуковой, а следовательно и эмоциональный, строй стиха во

многом зависит также от того, в какой последовательности рифмуются

стихотворные строк: "Если стихи рифмуются в строго определенной

последовательности, это усиливает мерность стихотворной речи, при

отсутствии такой последовательности рифмовки звучание стиха

прозаизируется"(36,233). Имеет значение и то, насколько удалены друг от

друга рифмующиеся стихи: при смежной рифмовке ритмичность стиха

усиливается; если же рифмуются далеко стоящие друг от друга стихотворные

строки, то такая «отдаленная» рифма менее слышна, а следовательно, и менее

активна как ритмообразующий фактор"(36,233). Следует также обратить

внимание и на то, что ритмичность стиха может быть усилена повторением

рифмы. Повторы, периодичность, равномерность (составляющие основное

свойство ритма) мы и рассмотрим более подробно.

Отличительную особенность лирического высказывания М.А.Палкин видит

"…в его немногословности и в то же время в тяготении к многократным

повторам одних и тех же слов, выражений, синтаксических конструкций… Поэт-

лирик чаще всего сосредоточен на одном каком-то чувстве или настроении. И

эта сосредоточенность, как правило, выражается в концентрации немногих, но

подчеркнуто эмоциональных слов и фраз и в их неоднократном повторении,

варьировании"(36,186).

Ритм нередко определяют именно с точки зрения повторности. Например у

Л.И.Тимофеева: "Ритм – систематическое, мерное повторение в стихе

определенных, сходных между собой единиц речи"(49, 99). У В.Ф.Огнева:

"Восприятие ритма основано на ощущении повторности и непрерывности… Ритм –

это контраст. Идут часы: звук – пауза. Шумит море: прилив – отлив.

Вращается планета: день сменяет ночь"(19; 164,168).

Лирическая поэзия, ближе всего стоящая к музыке, рассчитанная, как и

музыка, на буквальное запоминание читателем-слушателем, использует самые

разнообразные типы и варианты повторов. Наиболее значительными среди этих

повторов М.А.Палкин выделил повторы "словесно-фразовые": чем более

сосредоточено внимание поэта на каком-либо чувстве и чем сильнее его

желание передать это чувство своему читателю, тем естественнее появление в

лирическом стихотворении повторов.

В.Ф.Огнев, исходя из того, что человеческая речь имеет протяженность и

периодическую ударность, предполагает, что есть два пути осуществления

ритма: "Один, так сказать, «по горизонтали», учитывающий соизмеримость

протяженных отрезков (… слогов). Другой- «по вертикали», сопоставляющий

чередующиеся сильные и слабые места ударения"(34, 169).

Т.И.Сильман, размышляя о повторах в лирике, обращается для сравнения к

эпосу: "Если одним из основных принципов эпического повествования является

принцип: «Вперед, дальше, к новым фактам, к новым событиям!», причем

эпический поэт движется как бы рядом и одновременно с фактами, с

действительностью, - то позиция лирического поэта есть пребывание в некоей

фиксированной точке, кружение вокруг одной мысли, одного вопроса, одного

чувства, рассмотрение всё тех же фактов и повторные раздумья о них, пока не

придет решение, важное именно в аспекте данной конкретной, личной ситуации;

принцип лирического поэта в этой связи совсем иной: «Ещё, ещё раз о том же

самом!». Именно поэтому для лирического стихотворения чем-то совершенно

органическим, вытекающим из самого механизма «переживания», является

композиционный повтор, как органический составной элемент лирики, он

присутствует во всевозможных стихах независимо от того, вспоминает ли

лирический герой о прошлом, или анализирует настоящее, или размышляет о

будущем"(47, 139).

Заканчивая вопрос о повторах, заметим, что периодичность,

равномерность, важны не сами по себе, а лишь как средство привести душу

читателя в такое состояние, когда каждое, даже малейшее отклонение от этой

равномерности остро ощущается нашим ритмическим чувством, что и

используется поэтом. Вот почему в искусстве ритм никогда не бывает точно

равномерным, автоматическим.

Следующая особенность стиха, которую мы рассмотрим – строфа. Для этого

обратимся к работе В.Ф.Огнева "Книга про стихи".

Прежде всего необходимо ввести определение строфы. По наблюдениям

В.Ф.Огнева, "Строфа - ряд строк, завершающих синтаксическую мысль. Это

законченное предложение. От точки до точки"(34, 256). Легко понять, как это

условно для поэзии, где точка, в отличие от разговорной речи, не выражает

момента завершения мысли. К тому же в современной поэзии строфа не всегда

сохраняет свою структуру. "Главное здесь – в чувстве стиля. Строфа –

законченное в себе целое и потому должна обладать пропорциями"(34, 256).

Строфа – довольно условная категория. Это ступенька, которая может

быть широкой и узкой. В хорошем стихотворении строфа не выпирает, очертания

ее неотчетливы, ее цель – приблизить произведение к общей цели. По мнению

В.Ф.Огнева, "при всей законченности формы строфы, она не может иметь

самостоятельности, превышающей определенные пределы. Строфа… имеет

стеклянные стенки, через которые видно все стихотворение насквозь"(34,

263).

В одной строфе, внешне как будто завершенной, поэзия способна дать

такой простор домысливания и дочувствования, что "…ощущение образной

перспективы, «открытости» строфы не оставляет сомнения"(34, 264).

Действительно, строфа таит в себе возможность выражения недоговоренности

прямого смысла при полной иллюзии досказанности и завершенности.

Во всех учебниках и пособиях по поэтике строфа рассматривается с точки

зрения рифмы. Отметим только два момента. Во-первых, «притухание» рифмы,

если рифмующиеся слова находятся далеко друг от друга. Чем дальше

раздвинуты созвучные слова, тем более крепкой и звучной приходится быть

рифме. Иначе она попросту не слышна. Поэтому многострочная строфа тяготеет

к парной или перекрестной рифмовке. Во-вторых, яркий акцент одной пары рифм

в четырехстрочной строфе делает возможным ослабление другой пары рифм.

Но строфа «держится»не только метрически (система рифм), но и

мелодически. Цельность строфы, ее композиция зависит от системы рифмовки в

сочетании с интонационным движением. Поэтому для полноты раскрытия вопроса,

рассмотрим следующую особенность стиха: интонацию. Наиболее полно интонация

показана у В.Ф.Огнева.

Интонация–«смысловая мелодия, заключенная в самом строе речи»,-такое

определение А.Квятковского приводит А.А.Михайлов в "Азбуке стиха"(29,99).

В.Ф.Огнев также связывает интонацию со смыслом: "Интонация – выделение слов

в соответствии с данной мыслью"(34, 139).

Не надо обладать особым слухом, чтобы различить, что слова в стихе

читаются и произносятся по-разному. То, что мы называем поэтической

интонацией, свойственно всякой человеческой речи (выразительность речи).

Достигается это ударениями, повышением тона речи или, напротив, его

понижением, изменением темпа (убыстрение, замедление), что в свою очередь

вызывает разное размещение пауз, особую окраску звуков (тембр). Если

ударение, паузы, темп как-то еще можно «изобразить» в самом тексте, то

мелодику, а особенно тембр трудно передать на письме. А между тем роль

интонации в поэзии чрезвычайно велика, как удивительно точно и красиво

сказал В.Ф.Огнев "Интонация – душа поэзии"(34, 134).

Но главное, на что хотелось бы обратить внимание, - интонация тоже

участвует в реализации идеи. Не зная целого, нельзя верно прочитать часть.

Интонацию строки, даже строфы угадываешь тогда, когда знаешь общую мысль

произведения. В.Ф.Огнев приводит такой пример: "Бывает, что чтец, весьма

внимательно фразирующий частности и срывающий аплодисменты эффектами

переживания и жестов, их выражающих, - оказывается весьма далекими от

верного донесения идеи в целом. Утрирование частностей почти всегда говорит

об искажении главного"(34, 138). Таким образом, интонация подчинена смыслу

и чувству. Но важно заметить, что она также зависит и от мелодии.

У М.А.Палкина мы встречаем замечание о восклицательной интонации.

«Предметные» слова и слова, обозначающие события, действия, поступки,

отвлеченные понятия, в тексте лирических произведений могут приобретать

«переживательный», эмоционально-экспрессивный характер благодаря особой

восклицательной интонации, с которой они в этих случаях произносятся.

Подобная интонация свидетельствует о том, что главное внимание поэта

обращено не на сам предмет, а на вызванные им мысли, чувства и переживания.

Такая интонация не обязательно всегда должна обозначаться восклицательным

знаком. "По форме это могут быть повествовательные фразы и предложения, но

общая лирическая атмосфера, включённость этих слов в стихотворный контекст

– все это преображает бесстрастную повествовательность в эмоциональное

утверждение или отрицание тех реалий и предметов, о которых идет

речь"(36,150-151).

Заканчивая обсуждение вопроса об интонации, приведем еще одно

рассуждение В.Ф.Огнева: "В лирике диапазон интонаций определяет богатство

оттенков чувства, щедрость духовного мира, мастерство выявления оттенков

жизни человеческой души. Неспроста стих «живет», «дышит» там, где есть

мысль, поиск… Движение поэтической мысли – как движение крови по жилам.

Интонация – это живая краска лица, подвижность черт, оживленное выражение

,точно отражающее движение идеи… Интонация всегда связывалась с живым,

слышимым словом, с очарованием жизни, неповторимо трепетной" (34, 153).

Обратимся теперь к изобразительным средствам языка. Этому вопросу

уделили внимание в своих работах Т.И.Сильман, М.А.Палкин, А.А.Михайлов.

Поскольку основу лирики составляют образы-переживания, лирическое

высказывание всегда тяготеет к повышенной эмоциональности и экспрессивной

напряженности. Эти качества лирической речи оформляются соответствующими

средствами словаря, синтаксиса, интонации и фонетики. "В лексиконе лирико-

поэтической речи, -считает М.А.Палкин,- повышенную нагрузку несут слова и

словосочетания, называющие и оценивающие чувства, желания, симпатии… и

другие элементы, составляющие переживания поэта, с которыми он обращается к

своему читателю"(36,145).

Чувства, во власти которых находится лирический поэт, не всегда

выражаются прямо: нередко лирическое высказывание оформляется так, что

прямые значения слов, называющих те или иные переживания, не совпадают со

скрытым смыслом всего этого высказывания. У М.А.Палкина по этому поводу

есть следующее высказывание: "Поэт, не называя прямо тех чувств и

переживаний, во власти которых он находится, выражает их через слова и

словосочетания с предметно-вещественным значением. В контексте

стихотворения эти предметные слова приобретают расширительный образный

смысл. Подобное явление в лирической поэзии не исключение, а, скорее,

правило"(36,153). Художественно-образное мышление создаёт и широко

использует язык иносказаний, называемых тропами: сравнения, метафоры,

метонимии, гиперболы и пр.

А.А.Михайлов приводит следующее определение А.Квятковского: "Троп –

поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном,

образном смысле» (29,27). В лирической поэзии применение тропов приобретает

особенно большое значение. М.А.Палкин так определил цель тропов:

"Характеризуя предмет речи, лирик в первую очередь стремится запечатлеть и

передать читателю положительную или отрицательную оценку этого предмета,

выразить вызванные им мысли и чувства"(36,154).

Но даже самые конкретные чувства и мысли, когда они существуют лишь

как достояние субъекта, лишены наглядности для остальных. Наглядными их

делают мимика, жесты, интонация и другие средства экспрессии. Сравнения,

метафоры и прочие тропы выступают "заменителями" обычных форм выражения

чувств и переживаний.

Наибольшее внимание среди тропов мы уделим метафоре. А.Квятковский

дает следующее определение: Метафора – «один из основных тропов

художественной речи… В основе метафоры лежит неназванное сравнение предмета

с каким–либо другим предметом на основании признака, общего для обоих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.