на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Коррекция психики детей переживших развод родителей

психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном,

мотивационном, поведенческом и пр.) на основе создания оптимальных

психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала

личности каждого ребенка.

Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране основаны на

разрабатываемых в отечественной психологии фундаментальных положения о том,

что личность – это целостная психологическая структура, которая формируется

в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных и нравственных

норм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я.

Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,

Д.Б. Элбконин и др.) [28].

Каждый специалист, работающий с детьми, может назвать множество

негативных элементов в поведении ребенка. Но задача состоит не в том, чтобы

удалить, устранить нежелательное поведение, а в том, чтобы выявить и

устранить его причину, так как поведение – лишь следствие, проявляющееся во

внешнем, видимом плане. Корректировать надо не следствие (поведение), а

причину (нарушение) – это главный принцип, который должен регулировать

практическую работу с ребенком.

Прежде, чем перейти к рассмотрению нарушений и способов, средств их

нравственной коррекции, необходимо провести границу между нарушением и

нормой… Границу нормы и патологии очень трудно определить. Еще З. Фрейд

высказал точку зрения, согласно которой этой границы нет – «нормальные»

образования личности плавно переходят в патологические. Однако задачи,

стоящие перед специалистом, работающим с детьми, требуют выделения

критериев «нормы/патологии». Такие критерии имеются, и надо лишь учесть,

что конкретный ребенок – это уникальный, неповторимый случай, поэтому

диагностика, даже при наличии искомых критериев, представляет собой сложную

работу, состоящую в воссоздании модели нарушений личности конкретного

ребенка.

Определить проявление нарушений можно по следующим признакам:

1. Нарушение какой-либо сферы личности, психики ребенка всегда

оказывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те

деградируют либо замедляют свое развитие.

2. Нарушение проявляется в поведении, т.е. его можно опознать при

наблюдении за действиями и словами, которые соответствуют или не

соответствуют признанной морали в обществе. Если же

трудновоспитуемость, непослушание, агрессия, капризность, упрямство

и т.п. проявляются не в критические возрастные периоды (0, 1, 3, 7,

13, 17 лет), то необходимо исследовать причину появления таких норм

поведения у ребенка. Возможно, они свидетельствуют о каких-либо

нарушениях.

3. Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации: к сужению

круга людей, с которыми ребенок может нормально взаимодействовать

(например, только в семье), к тому, что в группе детей ребенок имеет

социометрический статус отверженного…

4. Психические нарушения оказываются барьером на пути воспитательных

воздействий. Таким образом, задача устранения нарушений оказывается

первичной, по отношению к собственно нравственному воспитанию.

5. Нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим

заболеваниям.

Чаще всего причиной отклонения в развитии психики и личности являются

нарушения мотивационно-эмоциональной сферы, которые не могут не

проявляться, в нравственной сфере личности детей.

Для того, чтобы легче ориентироваться в определении видов нарушений,

можно классифицировать их по двум основаниям. Критерии для такого

разделения могут выступать:

1) Характер причин нарушений.

Причины могут быть «внешними» или «внутренними». Соответственно,

нарушения – первичными и вторичными.

«Внешними» причинами можно считать различные негативные воздействия

(стрессоры, фрустаторы) и негативные отношения ребенка с окружающими людьми

(нарушение отношений в семье или в детском саду, в школе).

Действие «внутренних» причин можно представить как влияние нарушенной

части психики на здоровую…

2) Характер появления нарушения.

Нарушение может проявиться как деформация уже развитых структур психики

(травматический страх и пр.) либо как недоразвитие их (слабоволие и пр.).

В соответствии с названными критериями можно выделить четыре вида

нарушений.

1. Первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативного

воздействия на ребенка (например, боязнь собак, появившаяся после

того, как случайно собака испугала ребенка).

2. Первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативных

отношений окружающих к ребенку, что привело к отсутствию в психике

ребенка социально-важных структур: социально-позитивных мотивов,

способности к сопереживанию и т.д.

Часто первый вид нарушений оказывается связанным со вторым.

Так, например, негативные отношения с родителями могут не только

приводить к отставанию в развитии ребенка, но и формированию у него

различных эмоциональных нарушений (страхов, агрессивности и пр.).

3. Вторичные нарушения какой-либо сферы личности или психических

процессов вследствие появления какой-либо деформации психики.

Например, повышение тревожности личности ребенка в результате

развода родителей может дезорганизующе повлиять на развитие

произвольности мышления и пр.

4. Отставание всех сфер личности и психических процессов в своем

развитии.

[31].

Перечислим лишь некоторые нарушения психики детей и возможные пути их

коррекции.

Чрезмерное возбуждение нервной системы, именуемое специалистами

стрессом, представляет собой явление, которого не в силах избежать ни дети

школьного возраста, ни взрослые…

Сам по себе стресс не является проблемой, хотя он может возникать в

ответ на отрицательное влияние среды. Истинная проблема заключается в

преодолении стресса. И ребенок школьного возраста, чтобы эффективно

справиться со стрессом, нуждается в помощи взрослых, особенно родителей.

В противоположность стрессу, депрессия представляет собой эмоциональное

нарушение и проявляется ощущениями безнадежности и беспомощности. Как и

печаль, депрессия обычно запускается стрессом и приводит к новому стрессу,

замыкая прочный круг отрицательных эмоций и переживаний. Однако в

противоположность печали, депрессия – это состояние психологического

«паралича», которое может продолжаться месяцы.

Независимо от того, как психика конкретного ребенка воспринимает

стрессовые ситуации, родители должны всегда быть готовы помочь ему

справиться с отдельными случаями стресса или депрессии. Лучшее, что можно

сделать – это научить ребенка получать удовольствие, радоваться любой

ситуации, с которой он сталкивается. Это не только даст детям возможность

быть счастливыми и по достоинству оценивать себя, противопоставляя эти свои

качества экстремальным ситуациям, но и таким образом сблизит родителей и

детей, и дети, более вероятно, обратятся к ним за помощью.

Автор данной книги приводит некоторые важные советы родителям:

1. родители должны стараться предвидеть ситуации, когда дети могут

испытывать стресс или депрессию, и приготовиться к ним (например,

пребывание в больнице, начало и окончание учебного года в школе,

спланированный переезд семьи, рождение ребенка в семье). Чтобы

подготовиться к такому событию, родители могут заранее беседовать с

детьми, таким образом они будут ожидать эти события и знать о них,

воспринимая их спокойнее;

2. родители должны быть внимательны к симптомам серьезной депрессии или

стресса у детей. Эмоциональные проявления этих состояний – страх,

уныние, тоска, перепады настроения, раздражительность, ярость, гнев

или чрезмерное возбуждение. Эти проявления также предполагают любое

резкое изменение поведения, от необычной уединенности до

непонятной воинственности, от необъяснимой безмятежности до

необычной подвижности и стискивания зубов. Возможны такие

психосоматические нарушения, как боли в животе, головные боли,

изменения сна или аппетита…

Депрессия у детей школьного возраста не считается клинически

выраженной, если симптомы ее не сохраняются в течение более чем двух

месяцев без заметного ослабления или исчезновения. При этом

депрессия может длиться практически неограниченное время.

И наконец, стресс менее интенсивен и легче поддается лечению,

чем депрессия. Поэтому, родители должны делать все возможное, чтобы

выявить и облегчить симптомы стресса быстро и эффективно;

3. когда бы дети ни чувствовали беспокойство, родители должны особенно

хорошо слушать их и наблюдать за ними: вступая в разговоры с детьми,

родители должны поддерживать в них желание поделиться своими

чувствами с ними. Часто дети преодолевают стресс или депрессию,

просто рассказывая о своих чувствах. Не нужно критиковать и

высказывать суждения по поводу чувств детей, так как этим можно

остановить их рассказ и воспрепятствовать свободному выражению

чувств и эмоций.

Кроме умения хорошо выслушать детей, находящихся в состоянии

стресса или депрессии, нужно научиться внимательно наблюдать. Часто

истинная причина эмоциональных проблем детей намеренно или случайно

маскируется их видимым поведением.

Например, дети, огорченные потерей одного из родителей в

результате смерти или развода, могут подсознательно выбрать

агрессивное поведение, а не быть подавленным, как можно

предположить;

4. родители должны обдумать, что можно сделать, чтобы дети чувствовали

себя лучше: когда родители точно знают, как чувствуют себя дети и, в

какой-то мере, почему они себя так чувствуют, им следует спросить

своих детей мнение о том, что можно сделать, для облегчения этих

чувств или для изменения ситуации, вызывающей их.

Концепции для преодоления стресса или депрессии обычно делятся

на две категории: средства преодоления и средства отвлечения. Первые

обучают, как справится с ситуацией, вызвавшей стресс или депрессию.

Средства отвлечения созданы, чтобы преодолеть озабоченность какой-

либо идеей, вызывающей стресс или депрессию. Во многих случаях

наилучший эффект достигается сочетанием тех и других средств;

5. избегать косвенным образом способствованию стресса, чрезмерно опекая

или воздействуя на детей.

Хотя родителям и следует проявлять особое внимание к

эмоциональному состоянию детей, когда у них имеются признаки стресса

или депрессии, но не нужно вмешиваться в любую ситуацию, в которую

попадают дети. Заботливые родители должны не сами преодолевать стресс

и депрессию детей, а помочь им справиться с ними самостоятельно.

Следует перечислить возможные ситуации, приводящие к стрессу. Например,

для детей от 11 до 13 лет:

> переезд семьи;

> изменение уровня жизни семьи (улучшение или ухудшение);

> ссоры, развод родителей;

> оценки и контрольные работы в школе;

> деньги и решения о покупках;

> игры и спорт;

> внешность;

> чувства, связанные с полом, и физические изменения;

> наркотики (избегание, выбор или прием);

> признание, награды, почести (наличие или отсутствие) в школе,

спорте;

> популярность (наличие или отсутствие) среди ровесников;

> справедливость в отношениях с другими;[45].

Стресс и депрессия являются не единственными последствиями травмирующей

психику ситуации. Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет функции

адаптации человека к окружающей среде.

Гнев направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели,

отдыха, получения приятных впечатлений и т.д. Поэтому не каждое проявление

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.