психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном,
мотивационном, поведенческом и пр.) на основе создания оптимальных
психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала
личности каждого ребенка.
Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране основаны на
разрабатываемых в отечественной психологии фундаментальных положения о том,
что личность – это целостная психологическая структура, которая формируется
в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных и нравственных
норм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я.
Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
Д.Б. Элбконин и др.) [28].
Каждый специалист, работающий с детьми, может назвать множество
негативных элементов в поведении ребенка. Но задача состоит не в том, чтобы
удалить, устранить нежелательное поведение, а в том, чтобы выявить и
устранить его причину, так как поведение – лишь следствие, проявляющееся во
внешнем, видимом плане. Корректировать надо не следствие (поведение), а
причину (нарушение) – это главный принцип, который должен регулировать
практическую работу с ребенком.
Прежде, чем перейти к рассмотрению нарушений и способов, средств их
нравственной коррекции, необходимо провести границу между нарушением и
нормой… Границу нормы и патологии очень трудно определить. Еще З. Фрейд
высказал точку зрения, согласно которой этой границы нет – «нормальные»
образования личности плавно переходят в патологические. Однако задачи,
стоящие перед специалистом, работающим с детьми, требуют выделения
критериев «нормы/патологии». Такие критерии имеются, и надо лишь учесть,
что конкретный ребенок – это уникальный, неповторимый случай, поэтому
диагностика, даже при наличии искомых критериев, представляет собой сложную
работу, состоящую в воссоздании модели нарушений личности конкретного
ребенка.
Определить проявление нарушений можно по следующим признакам:
1. Нарушение какой-либо сферы личности, психики ребенка всегда
оказывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те
деградируют либо замедляют свое развитие.
2. Нарушение проявляется в поведении, т.е. его можно опознать при
наблюдении за действиями и словами, которые соответствуют или не
соответствуют признанной морали в обществе. Если же
трудновоспитуемость, непослушание, агрессия, капризность, упрямство
и т.п. проявляются не в критические возрастные периоды (0, 1, 3, 7,
13, 17 лет), то необходимо исследовать причину появления таких норм
поведения у ребенка. Возможно, они свидетельствуют о каких-либо
нарушениях.
3. Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации: к сужению
круга людей, с которыми ребенок может нормально взаимодействовать
(например, только в семье), к тому, что в группе детей ребенок имеет
социометрический статус отверженного…
4. Психические нарушения оказываются барьером на пути воспитательных
воздействий. Таким образом, задача устранения нарушений оказывается
первичной, по отношению к собственно нравственному воспитанию.
5. Нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим
заболеваниям.
Чаще всего причиной отклонения в развитии психики и личности являются
нарушения мотивационно-эмоциональной сферы, которые не могут не
проявляться, в нравственной сфере личности детей.
Для того, чтобы легче ориентироваться в определении видов нарушений,
можно классифицировать их по двум основаниям. Критерии для такого
разделения могут выступать:
1) Характер причин нарушений.
Причины могут быть «внешними» или «внутренними». Соответственно,
нарушения – первичными и вторичными.
«Внешними» причинами можно считать различные негативные воздействия
(стрессоры, фрустаторы) и негативные отношения ребенка с окружающими людьми
(нарушение отношений в семье или в детском саду, в школе).
Действие «внутренних» причин можно представить как влияние нарушенной
части психики на здоровую…
2) Характер появления нарушения.
Нарушение может проявиться как деформация уже развитых структур психики
(травматический страх и пр.) либо как недоразвитие их (слабоволие и пр.).
В соответствии с названными критериями можно выделить четыре вида
нарушений.
1. Первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативного
воздействия на ребенка (например, боязнь собак, появившаяся после
того, как случайно собака испугала ребенка).
2. Первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативных
отношений окружающих к ребенку, что привело к отсутствию в психике
ребенка социально-важных структур: социально-позитивных мотивов,
способности к сопереживанию и т.д.
Часто первый вид нарушений оказывается связанным со вторым.
Так, например, негативные отношения с родителями могут не только
приводить к отставанию в развитии ребенка, но и формированию у него
различных эмоциональных нарушений (страхов, агрессивности и пр.).
3. Вторичные нарушения какой-либо сферы личности или психических
процессов вследствие появления какой-либо деформации психики.
Например, повышение тревожности личности ребенка в результате
развода родителей может дезорганизующе повлиять на развитие
произвольности мышления и пр.
4. Отставание всех сфер личности и психических процессов в своем
развитии.
[31].
Перечислим лишь некоторые нарушения психики детей и возможные пути их
коррекции.
Чрезмерное возбуждение нервной системы, именуемое специалистами
стрессом, представляет собой явление, которого не в силах избежать ни дети
школьного возраста, ни взрослые…
Сам по себе стресс не является проблемой, хотя он может возникать в
ответ на отрицательное влияние среды. Истинная проблема заключается в
преодолении стресса. И ребенок школьного возраста, чтобы эффективно
справиться со стрессом, нуждается в помощи взрослых, особенно родителей.
В противоположность стрессу, депрессия представляет собой эмоциональное
нарушение и проявляется ощущениями безнадежности и беспомощности. Как и
печаль, депрессия обычно запускается стрессом и приводит к новому стрессу,
замыкая прочный круг отрицательных эмоций и переживаний. Однако в
противоположность печали, депрессия – это состояние психологического
«паралича», которое может продолжаться месяцы.
Независимо от того, как психика конкретного ребенка воспринимает
стрессовые ситуации, родители должны всегда быть готовы помочь ему
справиться с отдельными случаями стресса или депрессии. Лучшее, что можно
сделать – это научить ребенка получать удовольствие, радоваться любой
ситуации, с которой он сталкивается. Это не только даст детям возможность
быть счастливыми и по достоинству оценивать себя, противопоставляя эти свои
качества экстремальным ситуациям, но и таким образом сблизит родителей и
детей, и дети, более вероятно, обратятся к ним за помощью.
Автор данной книги приводит некоторые важные советы родителям:
1. родители должны стараться предвидеть ситуации, когда дети могут
испытывать стресс или депрессию, и приготовиться к ним (например,
пребывание в больнице, начало и окончание учебного года в школе,
спланированный переезд семьи, рождение ребенка в семье). Чтобы
подготовиться к такому событию, родители могут заранее беседовать с
детьми, таким образом они будут ожидать эти события и знать о них,
воспринимая их спокойнее;
2. родители должны быть внимательны к симптомам серьезной депрессии или
стресса у детей. Эмоциональные проявления этих состояний – страх,
уныние, тоска, перепады настроения, раздражительность, ярость, гнев
или чрезмерное возбуждение. Эти проявления также предполагают любое
резкое изменение поведения, от необычной уединенности до
непонятной воинственности, от необъяснимой безмятежности до
необычной подвижности и стискивания зубов. Возможны такие
психосоматические нарушения, как боли в животе, головные боли,
изменения сна или аппетита…
Депрессия у детей школьного возраста не считается клинически
выраженной, если симптомы ее не сохраняются в течение более чем двух
месяцев без заметного ослабления или исчезновения. При этом
депрессия может длиться практически неограниченное время.
И наконец, стресс менее интенсивен и легче поддается лечению,
чем депрессия. Поэтому, родители должны делать все возможное, чтобы
выявить и облегчить симптомы стресса быстро и эффективно;
3. когда бы дети ни чувствовали беспокойство, родители должны особенно
хорошо слушать их и наблюдать за ними: вступая в разговоры с детьми,
родители должны поддерживать в них желание поделиться своими
чувствами с ними. Часто дети преодолевают стресс или депрессию,
просто рассказывая о своих чувствах. Не нужно критиковать и
высказывать суждения по поводу чувств детей, так как этим можно
остановить их рассказ и воспрепятствовать свободному выражению
чувств и эмоций.
Кроме умения хорошо выслушать детей, находящихся в состоянии
стресса или депрессии, нужно научиться внимательно наблюдать. Часто
истинная причина эмоциональных проблем детей намеренно или случайно
маскируется их видимым поведением.
Например, дети, огорченные потерей одного из родителей в
результате смерти или развода, могут подсознательно выбрать
агрессивное поведение, а не быть подавленным, как можно
предположить;
4. родители должны обдумать, что можно сделать, чтобы дети чувствовали
себя лучше: когда родители точно знают, как чувствуют себя дети и, в
какой-то мере, почему они себя так чувствуют, им следует спросить
своих детей мнение о том, что можно сделать, для облегчения этих
чувств или для изменения ситуации, вызывающей их.
Концепции для преодоления стресса или депрессии обычно делятся
на две категории: средства преодоления и средства отвлечения. Первые
обучают, как справится с ситуацией, вызвавшей стресс или депрессию.
Средства отвлечения созданы, чтобы преодолеть озабоченность какой-
либо идеей, вызывающей стресс или депрессию. Во многих случаях
наилучший эффект достигается сочетанием тех и других средств;
5. избегать косвенным образом способствованию стресса, чрезмерно опекая
или воздействуя на детей.
Хотя родителям и следует проявлять особое внимание к
эмоциональному состоянию детей, когда у них имеются признаки стресса
или депрессии, но не нужно вмешиваться в любую ситуацию, в которую
попадают дети. Заботливые родители должны не сами преодолевать стресс
и депрессию детей, а помочь им справиться с ними самостоятельно.
Следует перечислить возможные ситуации, приводящие к стрессу. Например,
для детей от 11 до 13 лет:
> переезд семьи;
> изменение уровня жизни семьи (улучшение или ухудшение);
> ссоры, развод родителей;
> оценки и контрольные работы в школе;
> деньги и решения о покупках;
> игры и спорт;
> внешность;
> чувства, связанные с полом, и физические изменения;
> наркотики (избегание, выбор или прием);
> признание, награды, почести (наличие или отсутствие) в школе,
спорте;
> популярность (наличие или отсутствие) среди ровесников;
> справедливость в отношениях с другими;[45].
Стресс и депрессия являются не единственными последствиями травмирующей
психику ситуации. Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет функции
адаптации человека к окружающей среде.
Гнев направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели,
отдыха, получения приятных впечатлений и т.д. Поэтому не каждое проявление
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|