на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Коррекция психики детей переживших развод родителей

1. Вовлечение, встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к

другу.

2. Принятие и развитие новых родительских ролей.

3. Принятие в семью новой личности. Переход от диадных отношений

супругов к отношениям в треугольнике.

4. Введение детей во внесемейные институты.

5. Принятие подростковости.

6. Экспериментирование с независимостью.

7. Подготовка к уходу детей из семьи.

8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в

глаза».

9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.

Отмечается также, что на любой фазе развития семьи случаются тяжелые

хронические болезни и смерти, которые оказывают сильное влияние на

функционирование семьи как целого.

Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и

дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется

потребность в росте и измерениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

Согласно точке зрения Ледерера и Джексона, хорошим браком считается

тот, который характеризуется следующими признаками: толерантность, уважение

друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и

ценностных ориентаций. А.Н. Обозова считает, что стабильный брак

обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и

контрастностью их личностных качеств. Можно добавить, что стабильности

семьи способствует также умение членов семьи вести переговоры по всем

аспектам совместной жизни.

Дисфункциональные семьи оказываются неспособными удовлетворять

потребности друг друга в личностном, духовном росте.

В результате исследования мотивов вступления в брак в дисфункциональных

семьях удалось выявить следующее:

1. бегство от родителей;

2. долженствование (вступление в брак из чувства долга);

3. одиночество;

4. следование традиции (инициатива родителей);

5. любовь;

6. престиж, поиск материальных благ;

7. месть.

Мотив «бегство от родителей» часто означает пассивный протест против

власти родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей ее реальной

полноте. Перефразировав слова Э. Фромма, можно сказать, что такой брак

скорее является попыткой компенсировать собственную пустоту, нежели

способом обогатить жизнь.

Заключение брака по мотивам «долженствование» очень часто означает, что

партнерша забеременела или же что половая близость сопровождалась

переживанием вины.

Мотив «одиночество» встречался людей, которые переехали на новое место

жительства. Они заключали брак с теми людьми, которых знали ранее или

которых рекомендовали сослуживцы.

Наиболее часто в работе с дисфункциональными семьями встречались

следующие проблемы:

1. Ошибочный выбор партнера. Самыми частыми были ожидания, что муж или

жена будут напоминать отца или мать.

2. Незавершенные отношения с родительской семьей. Супруги, вместо того

чтобы советоваться, друг с другом при решении проблем, обращались за

советом к своим родителям.

3. Утрата иллюзий. Супруги считали, сто они женились по любви и ради

любви, но ожидаемого счастья не было. На самом деле в их отношениях

преобладала не реальная оценка эмоциональной составляющей, а

преувеличенные сексуальные фантазии. Потребность в опеке и

доминировании оказывалась важнее реальных сексуальных отношений.

4. Переживание растерянности.

5. Супружеская измена и угроза развода.

6. Гражданский брак как попытка избежать ответственности – юридической,

финансовой и т.д.

На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с

самыми различными трудностями и неблагоприятными условиями – болезни,

жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, последствия

широких социальных процессов (война, социальные кризисы и т.д.). В связи с

этим перед семьей часто возникают непростые проблемы, которые могут

отрицательно сказаться на ее жизни.

Многочисленные трудности, которые возникают перед семьей и угрожают ее

жизнедеятельности, можно разделить, прежде всего, по силе и длительности их

действия. Особое значение при этом имеют две группы семейных трудностей:

острые (в том числе и сверхсильные) и хронические раздражители. Примером

первых может служить смерть одного из членов семьи, известие о супружеской

измене, внезапное изменение в судьбе и социальном статусе (например, арест

одного из членов семьи), внезапное и сильное заболевание. К хроническим

трудностям относятся чрезмерная физическая и психическая нагрузка в быту и

на производстве, сложности при решении жилищной проблемы, длительный и

устойчивый конфликт между членами семьи и т.п. Можно выделить также

следующие группы трудностей, с которыми сталкивается семья: связанные с

резкой сменой образа жизни семьи (жизненного стереотипа) и с суммированием

трудностей, их «наложением» друг на друга. Пример первых – психологические

трудности, возникающие при переходе от одного этапа жизненного цикла к

другому (заключение брака и начало совместной жизни, появление ребенка).

Такие переходы, как правило, сопровождаются довольно резким изменением

образа жизни семьи. Пример вторых – необходимость практически

одновременного решения ряда проблем в начале второго этапа (сразу после

появления в семье первого ребенка) – завершение образования и освоение

профессии, решение жилищной проблемы, первичное обзаведение имуществом,

уход за ребенком. По источнику возникновения семейные трудности можно

разделить на связанные с этапами жизненного цикла семьи (например,

сближение идеологий родительских семей у молодоженов); обусловленные

неблагоприятными вариантами жизненного цикла (если молодожены произошли из

семей с полярно противоположными идеологиями); ситуационные воздействия на

семью (землетрясение, война). Через все этапы жизненного цикла проходят

«нормативные стрессоры» - обычные трудности, которые в более или менее

острой форме переживают все семьи: на первом этапе жизни – сложности

взаимного психологического приспособления; конфликты, возникающие при

формировании взаимоотношений с родственниками при решении жилищной

проблемы; на втором – задачи воспитания и ухода за ребенком, ведения

трудоемкого домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных трудностей в

определенные моменты жизненного цикла семьи приводит к семейным кризисам.

Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых,

установивших и описавших два критических периода в жизни семьи. Первый из

них, более интенсивный, наблюдается между 3-м и 7-м годами существования

семьи и достигает наибольшей остроты в период между 4-м и 6-м годами.

Второй кризис назревает между 17-м и25-м годами. В обоих случаях

наблюдается нарастание неудовлетворенности. Ведущую роль в случае первого

кризиса приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений и

как результат – увеличение числа конфликтных ситуаций, рост напряжения как

отражение бытовых и других проблем; в случае второго – связанное с

отделением детей от семьи нарастание соматических жалоб, тревожности,

ощущение пустоты жизни. Выявление кризисных периодов в жизни семьи может

иметь немаловажное прогностическое значение, способствовать их смягчению

или предупреждать неблагоприятные кризисные проявления.

Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла,

– те, что возникают при отсутствии в семье одного из ее членов (супруга,

детей). Причиной может быть развод, длительная разлука супругов, внебрачный

ребенок, смерть одного из членов семьи, бездетность супругов. При всем

разнообразии вариантов развития семьи отмечается ряд общих источников

нарушений. Это, во-первых, функциональная пустота, т.е. ситуация, когда

одна из ролей, необходимых для успешного существования семьи, никем не

выполняется. Например, с уходом отца из семьи его доля в воспитании уже

невыполнима. Во-вторых, могут быть трудности адаптации к самому факту,

события, породившему неблагоприятный вариант развития семьи (развод, смерть

одного из членов семьи, необходимость воспитывать ребенка вне брака и др.).

противоречивость и многослойность процессов, возникающих в связи с

разводом, показаны исследователями на материале социологических

исследований восприятия разведенными после разводной ситуации.

К ситуационным нарушениям относятся трудности относительно

кратковременные, но создающие угрозу функционированию семьи (серьезные

заболевания членов семьи, крупные имущественные потери и т.п.).

Значительную роль в психологическом воздействии этих трудностей играет

фактор внезапности (семья оказывается неподготовленной к событию),

исключительности (легче переживается трудность, затрагивающая многие

семьи), а также ощущение беспомощности (члены семьи уверенны, что они

ничего не могут сделать для того, чтобы обезопасить себя в будущем).

Разнообразны последствия воздействия трудностей на семью, они

затрагивают различные сферы жизни семьи, – нарушаются воспитательные

функции семьи, супружеские отношения. При рассмотрении нарушений

жизнедеятельности семьи учитывается также и то, что тормозит развитие

личности, обусловливает возникновение нервно-психического напряжения,

тревоги.

Одним из важных, с точки зрения семейной психотерапии, последствий

нарушений является их психотравмирующее действие – неблагоприятное

воздействие на психическое здоровье индивида.

Под психической травмой авторы понимают тяжелые индивидуальные

психические переживания, играющие значительную или основную роль в

этиопатогенезе, клинике и течении нервно-психических заболеваний.

Семейная психиатрия развивает и конкретизирует учение о психической

травме. Это связано с тем, что семья может вызывать нарушения психического

здоровья, воздействуя на личность и психические процессы ее членов.

Психическая травма – это явление, возникающее при пересечении

неблагоприятных воздействий нарушений семьи и психических расстройств

личности. Нарушения семьи вызывают психическую травму; развитием этой

травмы или реакцией на нее является нервно-психическое расстройство

индивида – члена семьи.

Психическая травма – это, прежде всего психическое переживание, в

центре которого находится определенное эмоциональное состояние. Центральное

место эмоций в структуре психотравмирующего переживания закономерно, оно

обусловлено как важным местом эмоций в организации и интеграции психических

процессов, так и их ролью во взаимосвязи психических и соматических систем

личности. Психотравмирующее переживание – это состояние, воздействующее на

личность в силу его выраженности (остроты), длительности или повторяемости.

Психотравмирующими являются не любые сильные или потрясающие переживания, а

лишь такие отрицательные переживания, которые могут быть причиной

определенной клинической патологии.

Исследование неврозов, реактивных расстройств и других форм пограничных

нервно-психических расстройств, в этиологии которых значительную роль

играет психотравмирующее переживание, позволяют очертить круг таких

состояний. Это состояние неудовлетворенности, тоски, подавленности,

тревоги, страха, беспокойства, неуверенности, беспомощности, эмоциональная

напряженность, а также сложные совокупности состояний, возникающих при

наличии внутреннего конфликта, столкновения индивида с непомерными

препятствиями и трудностями.

Важное место в учении о психической травме занимает понятие о

патогенной ситуации – совокупности факторов, непосредственно

обуславливающих психотравмирующее переживание. «Патогенная ситуация, …,

представляет то положение, в котором оказывается личность, с ее качествами

(преимуществами и недостатками), с сочетанием условий, лиц, с которыми она

взаимодействует, со стечением обстоятельств. Создающих неразрешимый клубок

внешних и внутренних трудностей» [43].

Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных,

значимых для индивида, чем объясняется их ведущая роль в формировании

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.