на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования

старому Киеву, к старому Владимиру, к старому Новгороду отразился в

усиленной работе исторической мысли, в составлении многочисленных и

обширных летописных сводов, исторических сочинений, в объективном внимании

к произведениям XI – начала XII вв.: к «Слову о Законе и Благодати

киевского митрополита Илариона», «Повести временных лет», к «Слову о полку

Игореве", к «Киево-Печерскому патерику» и т.д. Идеи обращения к времени

национальной независимости, сказавшиеся и в письменности, и в архитектуре,

и в Живописи, и в политике, имели глубоко народный характер. В этом

убеждает русский былевой эпос, где эти идеи сказались в полной мере» [65, 9-

10].

Расширяется книжное дело, растут библиотеки. Славятся библиотеки князей,

особенно московских. Как центры книжности известны многие монастыри,

особенно на Севере.

Однако, видимо самым главным историческим событием этого периода стало

духовное возрождение русского народа, которым он в первую очередь обязан

православной церкви. Этот период связан с именами многих выдающихся

деятелей православной церкви, но центральной фигурой по праву считается

Сергий Радонежский, ставший олицетворением русского характера.

Духовное возрождение позволило восстановить душу русского человека,

укрепить и поднять дух народа, упрочить нравственные основы общества, что

служило преображению семьи. «В XIV — XV вв. постепенно складывается

семейный быт русского народа с сильной властью отца, с высоким нравственным

авторитетом матери, о котором много пишут в посланиях и грамотах XIV и XV

веках» [65, 51].

Все эти перемены прямо сказались на русском образовании и воспитании.

Начинает расширяться число грамотных, растет число образованных и

высокообразованных людей - имена некоторых из них сохранились в русской

истории и поныне: книжник Дорофей, Павел Высоцкий, Митрополит Алексий. Д.С.

Лихачев в этой связи замечает: «Лишь во второй половине XIV в., когда

русские города постепенно оправляются от ударов кочевых орд, начинается

необычно быстрый рост русской образованности» [15].

Самые же важные перемены произошли в воспитании, которое предполагало

в себе православие, духовное, семейное и коллективное, нравственное и

трудовое начало. В этот же период происходит упрочение сложившегося еще в

период становления русского образования, убеждения, что воспитание является

основой и целью образования, даже обучение элементарной грамотности должно

служить целям воспитания: православного, духовного, нравственного.

Таким образом, во второй половине XIV — первой половине XV вв.,

благодаря деятельности многих выдающихся людей Руси и, прежде всего Сергия

Радонежского, развивается образование, строившееся на фундаменте

православия, духовности, нравственности, соборности.

В XVI в. потребности в развитии образования значительно возрастают.

В этот период быстрыми темпами развивается первоначальное обучение,

которое дают монастырские и церковные школы. В деле распространения

элементарной грамотности среди посадского и крестьянского населения

большое значение имела деятельность мастеров гра

моты. По подсчетам А.И. Соболевского, в XVI — начале XVII вв.

грамотными были почти все представители белого духовенства, среди дворян

было 50% грамотных, «между московскими торговыми людьми XV — XVII веков

грамотность была обычным явлением» [95, 4], среди посадского населения — не

менее 20, среди крестьян не менее 15 [95, 5-8].

Огромное значение для дальнейшего развития грамотности и образования в

России имело книгопечатание, появление первых печатных книг и создание

печатных азбук.

Потребность создания более высоких форм образования осознается

многими государственными и церковным деятелями. Так известно послание

Архиепископа Новгородского Геннадия Митрополиту Симону. Решение об открытии

училищ в Русском государстве было принято Стоглавым Собором. Борис Годунов

намеревался открыть в Москве университет. Однако создать более высокое

образование на Руси в этот период не удалось. Вместе с тем некоторые в этот

период получают широкое образование. Известно, что многие деятели, в том

числе и государственные, были высокообразованными, и даже всесторонне

образованными людьми: Иван Грозный, Андрей Курбский, Борис Годунов и др.

Существенные перемены в образование внес XVII век. В этот период

существенно возросли и социокультурные потребности страны в образовании и

образованных людях. Особенно остро нуждались в высокообразованных людях

государство и церковь.

Во-первых, достаточно быстро шло развитие грамотности. Элементарные

школы открывались как в городах, так и в селах. К концу века не только

большинство духовенства и дворянства, но и многие горожане были грамотны.

Так в Мещанской слободе Москвы в 70-е гг. было 40% грамотных, а в 90-е —

более 50%. Возрастает грамотность среди свободных крестьян, но падает среди

крепостных. Быстро развивается книгопечатание, растет спрос на учебную

книгу, так во второй половине века только Московский печатный двор выпустил

300 т. букварей. Известны буквари К. Истомина, Ф. Бурцева, С. Полоцкого.

Во-вторых, идет создание школ, дающих более высокое образование. Они

создаются при приказах: Посольском, Аптекарском, Разрядном, Поместном,

Пушкарском, Оружейной палате. В 1632 г. открывается правительственная

школа; в 1649 г. на государственном дворе — греко-латинская школа, в ней

преподавал Арсений Грек. В 1648 г. создается школа в Спасском монастыре. В

1679 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия. Значительная роль в

ее создании принадлежит С. Медведеву. Основными преподавателями в ней стали

Ионикий и Софроний Лихуды.

Таким образом, XVII в. стал временем устойчивого роста и

распространения грамотности в России, временем создания школ, дающих более

высокое общее и профессиональное образование. Хотя в работе школ не было

преемственности, но сама устойчивая тенденция их открытия свидетельствовала

о настоятельной потребности России в более высоком образовании. Большой

вклад в развитие образования вносили российские цари, особенно Алексей

Михайлович, государственные деятели и деятели образования: Ф. Ртищев, Е.

Славинецкий, С. Полоцкий, С. Медведев, К. Истомин и др.

Точкой отсчета современного образования стал для России XVII век.

Фундамент его заложили реформы Петра, которые носили не только

политический, но и глубоко просветительский характер. Символично, что Петр

I всю свою жизнь учился. Велик вклад Петра в развитие общего просвещения,

начиная с создания первой русской газеты и кончая открытием Кунсткамеры.

С Петра начинают складываться основы современной школы. По его

указанию с 1714 года в России открываются цифирные училища. Открываются

другие начальные школы. В начале века было создано четыре новых типа

начальной школы: цифирные школы, «русские» адмиралтейские школы и

гарнизонные школы [см.: 22], «русские школы» при горных заводах Урала.

С именем Петра I уместно связать судьбу средней и высшей школы

России. По его указаниям или с согласия была открыта школа математических

наук, а на ее основе в 1715 г. – морская академия, другие военные школы,

иноязычные школы. В 1701 году по прямому указанию Петра I Яворским была

реформирована Славяно-греко-латинская академия, ставшая современным

учреждением, дающим как светское, так и духовное образование. В 1725 году

была открыта Петербургская Академия наук с университетом и гимназией.

Открытие этих учреждений имело громадное значение для развития науки и

образования в России.

Большую роль в развитии российского образования в этот период сыграли

ближайшие сподвижники Петра I — Ф. Прокопович и В.Н. Татищев. Первый

реформировал систему церковного образования, им же была открыта школа для

бедных детей и сирот, написана азбука, а второй открывал горнозаводские

школы на Урале. В своих трудах он выступал активным сторонником развития

просвещения в России, доказывая его большую роль в судьбе России и каждого

человека.

Таким образом, реформы Петра I заложили основы современной школы,

современного образования. Вместе с тем, реформы Петра несли в себе и целый

ряд недостатков. Так форсированное развитие образования приводило к тому,

что общество не успевало за ним. А потому, открыв школы, приходилось

насильно набирать в них учеников, открыв Академию и университет, пришлось

завозить из-за границы не только профессоров, но и студентов для

университета. Усиление государственности и крепостной зависимости привели к

тому, что образование все меньше становилось потребностью широких слоев

населения, а потому уровень грамотности в России в XVIII в. упал по

сравнению с предшествующим веком. Вообще зависимость русского образования

от государства была настолько сильна, что до середины XIX века русский

человек связывал свое образование исключительно с чиновничьей или военной

службой (даже работа в сфере образования и науки до середины XIX в.

фактически была государственной службой). Казенный характер школы порождал

и жесткий характер отношений в школах, ннтернатный тип ряда учебно-

воспитательных учреждений лишал детей семейного воспитания. К тому же

реформы Петра едва ли не до середины XIX в. исключали участие

общественности в делах образования. Все это определило то, что новое

образование приживалось с большим трудом на русской почве. Примечательно,

что университет так и не стал нормально функционировать в Петербурге в

XVIII в., даже несмотря на усилия М.В. Ломоносова, но прижился в Москве,

где до того уже десятилетия работала Славяно-греко-латинская академия.

Конечно, надо иметь в виду, что все это объясняется исторической ситуацией,

в которой оказалась Россия, когда ей пришлось срочно догонять передовые

страны Европы, а поэтому приходилось действовать сверху и быстро.

После смерти Петра идет реформирование учебных заведений, заложенных

им, открытие и совершенствование работы дворянских и церковных учебных

заведений, создание частных учебных заведений.

Заметных успехов достигло русское образование в середине XVIII века.

И связаны они, безусловно, с именем и деятельностью гениального русского

просветителя М.В. Ломоносова (1711 — 1766). Фактически его деятельность и

роль в судьбе русского образования сопоставима только с ролью Петра. Если

Петр заложил фундамент современного образования в России, то Ломоносов

стал основоположником отечественного (национального) образования, потому

что национальное образование начинается с национальной культуры, причем

культуры, освоенной образованием. Ломоносов стал основоположником

российской науки и многих областей отечественной культуры, благодаря ему

наука заговорила на русском языке и была освоена русской культурой. Тем

самым он подготовил почву для развития отечественного образования.

И он же выступил инициатором и создателем национального образования

[см.: 61, его просветительская деятельность отражена в работах 26, 56 и

др.]. М. В. Ломоносов совершенствовал работу Петербургской Академии наук,

которая была не только важным центром науки, но и важным центром

просвещения; совершенствовал работу Петербургского университета при

Академии наук, ставшего рассадником русской культуры; сыграл главную роль

в открытии Московского университета.

М.В. Ломоносовым и по его проектам были открыты первые жизненные

русские гимназии — со временем они стали главной формой подготовки к

университету. Он же разработал уставы гимназий и университета.

Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова нашла свое продолжение в

работе многих его соратников и учеников.

Важнейшим событием для нашего образования стало правление Екатерины

II, которая знала педагогику, хорошо разбиралась в вопросах образования и

воспитания. Коротко ее роль в развитии русского воспитания и образования —

если брать ее педагогическое наследие от ее указов до ее литературных

сочинений — можно представить так: выдвижение вопросов воспитания и

просвещения на первое место в общественном (по крайней мере,

официальном) сознании, провозглашение новых целей воспитания — воспитание

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.