Большой вклад в развитие содержания и технологий обучения внес Л.Н.
Толстой, который организовал начальную школу в Ясной Поляне, где ему
удалось реализовать свои идеи на практике [См.: 100]. Им также были
написаны прекрасные учебники для начальной школы.
К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой своими теоретическими и практическим
работами существенно изменили взгляды на содержание и технологии обучения в
начальной школе. А их идеи стали основой дальнейшего совершенствования этих
компонентов образования, что нашло отражение в деятельности многих
педагогов перед революцией, подготовивших свои прекрасные учебники для
начальной школы, — учебники В.И. Водовозова, H.A. Корфа, С.И. Миропольского
и др.
Основную тенденцию развития содержания образования в средней школе
можно определить одним вектором: от неоклассической и реальной школы к
школе национальной.
Как известно, идеологами классического, правильнее неоклассического,
содержания выступили многие известные деятели России, в том числе и Н.И.
Пирогов. И это направление педагогической мысли было реализовано на
практике министром просвещения России 60 — 70-х гг. Д.А. Толстым.
Немало было в России теоретиков реального образования. Его наиболее
видным идеологом был Д.И. Писарев. Многие ученые выступали в его поддержку,
в том числе и Д.И. Менделеев [71].
Наконец, работы К.Д. Ушинского заложили основу формирования
национального образования в России. И хотя идеи К.Д. Ушинского о
«необходимости сделать русские школы русскими», не были услышаны при его
жизни, но в начале XX века переход на национальное содержание уже
становится состоявшимся фактом. Это особенно ярко видно в проектах реформ
П.Н. Игнатьева и Временного правительства. (В этой связи особый интерес
представляет деятельность А.А. Мусина-Пушкина. Умный и убежденный сторонник
классического образования, он многое сделал для его реформирования и
приспособления к требованиям жизни [72] в начале XX в. в России. Однако в
10-е гг. он приходит к выводу, что основной школой должна быть национальная
школа, а классические гимназии – по одной – работать только в губернских
городах) [73].
Высшая школа России этого времени была и центром науки и центром
просвещения. Важнейшим, определяющим элементом ее технологий было то, что
студенты не только изучали здесь науку, но и активно участвовали в научном
поиске, в научной работе со своими преподавателями – учеными.
Бурным развитием технологий отмечено начало XX века, когда в рамках
реформаторской педагогики шел активный поиск новых форм и методов обучения
и воспитания.
В целом же, содержание образования, сформировавшееся в этот период,
оказалось настолько эффективным с педагогической точки зрения, что новая
школа, появившаяся после Октябрьской революции, спустя более десяти лет,
фактически вернулась к основам дореволюционного содержания образования,
исключив из него Закон Божий и классические языки. Также стали
использоваться и многие технологии, отработанные в это время.
Серьезными поисками нового содержания и технологий отмечены и
послереволюционные годы.
В 20-е годы была предпринята попытка коренным образом перестроить
содержание, формы и методы работы школы. Было разработано новое содержание
– знаменитые комплексные программы, введены новые технологии обучения:
метод проектов, бригадно-лабораторный метод и т.д. Хотя определенный
педагогический эффект от их применения и был достигнут, но в целом они не
оправдали себя, и в начале 30-х гг. российская школа перешла на содержание
и технологии, выработанные еще до революции.
Серьезные успехи достигнуты в разработке содержания и технологий
обучения после 30-х гг. Так было выработано содержание и технологии
воспитания и обучения в детских садах. Работы Л.В. Занкова — создание новых
программ, учебников и методов обучения — позволили перейти на 3-х летний
срок обучения в начальной школе.
Принципиально новое содержание и технологии обучения были разработаны В.В.
Давыдовым и Д.Б. Элькониным [35] и их сотрудниками.
Было существенно обновлено и усовершенствовано содержание образования
в средней и высшей школе, отработаны многие технологии.
Следовательно, характеризуя развитие содержания и технологий, можно
утверждать, что в целом они отвечали целям и задачам, которые выдвигались и
ставились в каждое новое историческое время перед российской школой. При
этом надо отметить такие черты российского содержания образования, как его
высокий интеллектуальный уровень, нравственное и духовное начало,
заложенное в нем, а в технологиях, традиционно обеспечивающих высокий
уровень знаний учащихся, их развивающую и воспитательную направленность.
Заключение
Итак, мы рассмотрели основные этапы развития российского образования.
В развитии российского образования были выделены следующие этапы: до
принятия христианства – появление первых форм образования; с принятием
христианства – становление в определенной мере целостной системы
древнерусского образования; вторая половина XIV в. отмечена как подъем
образования после монгольского нашествия; XVII век – создание новых школ,
содержания и учебников; с XVIII в. в России начинает складываться
современная система образования; огромное значение для развития образования
России имела середина XIX в., когда начался переход к современным типам
школ и содержанию, массовому начальному образованию; Октябрьская революция
стала началом создания единой общеобразовательной школы России.
Если же рассмотреть развитие российского образования с точки зрения
типов школ, то, очевидно, что в ее истории сформировалась два типа школы:
церковная и национальная.
Церковная школа, церковное образование как тип существовало в России
до конца XVII века. Это была церковная школа и по организации (в XI – XII
вв. существовали и государственные школы, но в силу духовного единства
государства и церкви в Древней Руси, их можно по праву определить как
церковные школы, а в XVII в. даже становление Славяно-греко-латинской
академии шло под духовным руководством церкви), и по содержанию в основе
лежали семь свободных наук, «свободных мудростей», и по технологиям.
С XVIII в. в России начинает складываться национальное образование,
причем опять же происходит становление принципиально нового образования во
всех компонентах: в организации — образование отделяется от церкви и
переподчиняется государству; в содержании — национальная культура и науки
заменяют семь свободных мудростей; в технологиях — постепенно классно-
урочная форма и развивающие методы заменяют прежние формы (прежде всего
индивидуальную и индивидуально-групповую) и методы обучения.
Следовательно, история западноевропейского образования представлена
четырьмя типами школ: церковной, схоластической, классической и
национальной, а российского — двумя: церковной и национальной.
Педагогическое сознание России представлено народным, нормативным и
теоретическими типами.
Нормативное педагогическое сознание, представленное во многих
творениях древнерусской культуры, сформировавшее основные идеи, ценности и
содержание древнерусского воспитания и образования, развивается в чистом
виде до начала XVIII века.
С XVIII в. в России формируется теоретическое педагогическое
сознание. Оно представлено во множестве психолого-педагогических трудов.
Наиболее важные этапы развития этого типа сознания – педагогика
Просвещения, до конца XIX в., и реформаторская педагогика, с начала XX
века.
Процесс развития западноевропейского и российского образования
характеризуется определенной общностью и внутренней связью.
В Западной Европе и в России образование и воспитание строилось на
основе христианской веры, и веками европейские государства осваивали
богатейший мир античной педагогики, черпая здесь и содержание, и
технологии обучения, и принципы организации образования.
Эта общность прослеживается и в средние века на уровне единой
христианской идеологии, близкого содержания (в основе которого лежат семь
свободных искусств) и технологий обучения.
Близкими между собой, сегодня являются западноевропейская и российская
системы образования по своей структуре, содержанию и технологиям обучения.
Российское образование, отвечающее объективным потребностям развития
российского общества, глубинного бытия страны и ее народа, как и в любой
другой европейской стране, сохраняло и сохраняет свои особые черты,
проявляющиеся во всех его компонентах, делающие его самобытным явлением
мировой педагогической культуры. Эта самобытность проявляется и в
идеологии, и в педагогической культуре, и в отношениях учителей и учеников,
и в организации образования.
Разумеется, России пришлось много учиться у других народов, особенно в
XI – XII вв. и в XVIII – XIX вв.
Однако, учась, Россия сохраняла и совершенствовала систему
образования, отвечающую потребностям ее социально-экономического развития,
духовно-нравственным основам российского народа. Поэтому попытки принизить
наше образование, особенно на том основании, что мы учились у других (как
будто европейские государства веками не учились у византийцев, арабов, друг
у друга) совершенно не оправданы.
Крайне важно осознать, что при реформировании нашей отечественной
школы в равной степени не приемлемы ни западнические, ни славянофильские
идеи, призывающие к разрушению, «слому», «демонтажу» реально существующей
школы, как во имя иностранных, так и прошлых образцов российского
образования. Основой основ идеологии развития нашего образования должны
стать слова К.Д. Ушинского «… Благоденствие России … заключается не в
остановке развития, и не в подражании западным преобразованиям, а в
самостоятельном развитии государственного народного организма, вытекающем
из сознания действительных народных потребностей, а не из детского желания
угоняться за Западом».
Важно осознать, понять единую линию духовного развития России, линию
понимания ее государственного развития, осознать непреходящие ценности
нашей культуры и образования, представленных в трудах и делах Илариона,
Сергия Радонежского, М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, К.Д. Ушинского, и
других великих деятелей России.
Не менее важно, чтобы каждый учитель осознавал себя не серой, забитой
личностью, а носителем одной из величайшей в мире педагогических культур и
был достойным этой культуры. А для этого ему надо подняться до идеалов,
заложенных в российском образовании, увидеть и принять истоки его гуманизма
в традициях и правилах народной жизни, построенных на началах душевности,
доброты, кротости, отзывчивости, умении жить с другими.
Разумеется, из этого вовсе не следует вывод об идеальности нашего
образования. Необходима колоссальная работа по его всестороннему
совершенствованию и на уровне всей системы, и на уровне отдельных
компонентов. Поэтому важнейшими задачами теории и практики должны стать:
совершенствование единой, с учетом разных вариантов, модели школы;
уточнение структуры школы; оптимизация сроков обучения на каждой ступени
образования; формирование более правильной организации школы и управления
системой образования; уточнение целей, функций, содержания, форм и методов
воспитания и обучения на каждой ступени школьного профессионального,
постпрофессионального и непрерывного образования; осознания приоритета
воспитания и восстановления в школе главных его форм, особенно духовного и
нравственного.
Прогнозируя развитие образования на ближайшие десятилетия как
эволюционное совершенствование реально существующей школы, было бы
величайшей ошибкой отмахнуться от идей и концепций создания и принципиально
новых моделей воспитания и образования. Вполне возможно, что часть из них
прорастет вполне жизнеспособными школами. В этой связи представляется
крайне важным создание «эталонных центров», «экспериментальных площадок»,
реализующих идеи как зарубежных, так и отечественных исследователей и не
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|