на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования

Большой вклад в развитие содержания и технологий обучения внес Л.Н.

Толстой, который организовал начальную школу в Ясной Поляне, где ему

удалось реализовать свои идеи на практике [См.: 100]. Им также были

написаны прекрасные учебники для начальной школы.

К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой своими теоретическими и практическим

работами существенно изменили взгляды на содержание и технологии обучения в

начальной школе. А их идеи стали основой дальнейшего совершенствования этих

компонентов образования, что нашло отражение в деятельности многих

педагогов перед революцией, подготовивших свои прекрасные учебники для

начальной школы, — учебники В.И. Водовозова, H.A. Корфа, С.И. Миропольского

и др.

Основную тенденцию развития содержания образования в средней школе

можно определить одним вектором: от неоклассической и реальной школы к

школе национальной.

Как известно, идеологами классического, правильнее неоклассического,

содержания выступили многие известные деятели России, в том числе и Н.И.

Пирогов. И это направление педагогической мысли было реализовано на

практике министром просвещения России 60 — 70-х гг. Д.А. Толстым.

Немало было в России теоретиков реального образования. Его наиболее

видным идеологом был Д.И. Писарев. Многие ученые выступали в его поддержку,

в том числе и Д.И. Менделеев [71].

Наконец, работы К.Д. Ушинского заложили основу формирования

национального образования в России. И хотя идеи К.Д. Ушинского о

«необходимости сделать русские школы русскими», не были услышаны при его

жизни, но в начале XX века переход на национальное содержание уже

становится состоявшимся фактом. Это особенно ярко видно в проектах реформ

П.Н. Игнатьева и Временного правительства. (В этой связи особый интерес

представляет деятельность А.А. Мусина-Пушкина. Умный и убежденный сторонник

классического образования, он многое сделал для его реформирования и

приспособления к требованиям жизни [72] в начале XX в. в России. Однако в

10-е гг. он приходит к выводу, что основной школой должна быть национальная

школа, а классические гимназии – по одной – работать только в губернских

городах) [73].

Высшая школа России этого времени была и центром науки и центром

просвещения. Важнейшим, определяющим элементом ее технологий было то, что

студенты не только изучали здесь науку, но и активно участвовали в научном

поиске, в научной работе со своими преподавателями – учеными.

Бурным развитием технологий отмечено начало XX века, когда в рамках

реформаторской педагогики шел активный поиск новых форм и методов обучения

и воспитания.

В целом же, содержание образования, сформировавшееся в этот период,

оказалось настолько эффективным с педагогической точки зрения, что новая

школа, появившаяся после Октябрьской революции, спустя более десяти лет,

фактически вернулась к основам дореволюционного содержания образования,

исключив из него Закон Божий и классические языки. Также стали

использоваться и многие технологии, отработанные в это время.

Серьезными поисками нового содержания и технологий отмечены и

послереволюционные годы.

В 20-е годы была предпринята попытка коренным образом перестроить

содержание, формы и методы работы школы. Было разработано новое содержание

– знаменитые комплексные программы, введены новые технологии обучения:

метод проектов, бригадно-лабораторный метод и т.д. Хотя определенный

педагогический эффект от их применения и был достигнут, но в целом они не

оправдали себя, и в начале 30-х гг. российская школа перешла на содержание

и технологии, выработанные еще до революции.

Серьезные успехи достигнуты в разработке содержания и технологий

обучения после 30-х гг. Так было выработано содержание и технологии

воспитания и обучения в детских садах. Работы Л.В. Занкова — создание новых

программ, учебников и методов обучения — позволили перейти на 3-х летний

срок обучения в начальной школе.

Принципиально новое содержание и технологии обучения были разработаны В.В.

Давыдовым и Д.Б. Элькониным [35] и их сотрудниками.

Было существенно обновлено и усовершенствовано содержание образования

в средней и высшей школе, отработаны многие технологии.

Следовательно, характеризуя развитие содержания и технологий, можно

утверждать, что в целом они отвечали целям и задачам, которые выдвигались и

ставились в каждое новое историческое время перед российской школой. При

этом надо отметить такие черты российского содержания образования, как его

высокий интеллектуальный уровень, нравственное и духовное начало,

заложенное в нем, а в технологиях, традиционно обеспечивающих высокий

уровень знаний учащихся, их развивающую и воспитательную направленность.

Заключение

Итак, мы рассмотрели основные этапы развития российского образования.

В развитии российского образования были выделены следующие этапы: до

принятия христианства – появление первых форм образования; с принятием

христианства – становление в определенной мере целостной системы

древнерусского образования; вторая половина XIV в. отмечена как подъем

образования после монгольского нашествия; XVII век – создание новых школ,

содержания и учебников; с XVIII в. в России начинает складываться

современная система образования; огромное значение для развития образования

России имела середина XIX в., когда начался переход к современным типам

школ и содержанию, массовому начальному образованию; Октябрьская революция

стала началом создания единой общеобразовательной школы России.

Если же рассмотреть развитие российского образования с точки зрения

типов школ, то, очевидно, что в ее истории сформировалась два типа школы:

церковная и национальная.

Церковная школа, церковное образование как тип существовало в России

до конца XVII века. Это была церковная школа и по организации (в XI – XII

вв. существовали и государственные школы, но в силу духовного единства

государства и церкви в Древней Руси, их можно по праву определить как

церковные школы, а в XVII в. даже становление Славяно-греко-латинской

академии шло под духовным руководством церкви), и по содержанию в основе

лежали семь свободных наук, «свободных мудростей», и по технологиям.

С XVIII в. в России начинает складываться национальное образование,

причем опять же происходит становление принципиально нового образования во

всех компонентах: в организации — образование отделяется от церкви и

переподчиняется государству; в содержании — национальная культура и науки

заменяют семь свободных мудростей; в технологиях — постепенно классно-

урочная форма и развивающие методы заменяют прежние формы (прежде всего

индивидуальную и индивидуально-групповую) и методы обучения.

Следовательно, история западноевропейского образования представлена

четырьмя типами школ: церковной, схоластической, классической и

национальной, а российского — двумя: церковной и национальной.

Педагогическое сознание России представлено народным, нормативным и

теоретическими типами.

Нормативное педагогическое сознание, представленное во многих

творениях древнерусской культуры, сформировавшее основные идеи, ценности и

содержание древнерусского воспитания и образования, развивается в чистом

виде до начала XVIII века.

С XVIII в. в России формируется теоретическое педагогическое

сознание. Оно представлено во множестве психолого-педагогических трудов.

Наиболее важные этапы развития этого типа сознания – педагогика

Просвещения, до конца XIX в., и реформаторская педагогика, с начала XX

века.

Процесс развития западноевропейского и российского образования

характеризуется определенной общностью и внутренней связью.

В Западной Европе и в России образование и воспитание строилось на

основе христианской веры, и веками европейские государства осваивали

богатейший мир античной педагогики, черпая здесь и содержание, и

технологии обучения, и принципы организации образования.

Эта общность прослеживается и в средние века на уровне единой

христианской идеологии, близкого содержания (в основе которого лежат семь

свободных искусств) и технологий обучения.

Близкими между собой, сегодня являются западноевропейская и российская

системы образования по своей структуре, содержанию и технологиям обучения.

Российское образование, отвечающее объективным потребностям развития

российского общества, глубинного бытия страны и ее народа, как и в любой

другой европейской стране, сохраняло и сохраняет свои особые черты,

проявляющиеся во всех его компонентах, делающие его самобытным явлением

мировой педагогической культуры. Эта самобытность проявляется и в

идеологии, и в педагогической культуре, и в отношениях учителей и учеников,

и в организации образования.

Разумеется, России пришлось много учиться у других народов, особенно в

XI – XII вв. и в XVIII – XIX вв.

Однако, учась, Россия сохраняла и совершенствовала систему

образования, отвечающую потребностям ее социально-экономического развития,

духовно-нравственным основам российского народа. Поэтому попытки принизить

наше образование, особенно на том основании, что мы учились у других (как

будто европейские государства веками не учились у византийцев, арабов, друг

у друга) совершенно не оправданы.

Крайне важно осознать, что при реформировании нашей отечественной

школы в равной степени не приемлемы ни западнические, ни славянофильские

идеи, призывающие к разрушению, «слому», «демонтажу» реально существующей

школы, как во имя иностранных, так и прошлых образцов российского

образования. Основой основ идеологии развития нашего образования должны

стать слова К.Д. Ушинского «… Благоденствие России … заключается не в

остановке развития, и не в подражании западным преобразованиям, а в

самостоятельном развитии государственного народного организма, вытекающем

из сознания действительных народных потребностей, а не из детского желания

угоняться за Западом».

Важно осознать, понять единую линию духовного развития России, линию

понимания ее государственного развития, осознать непреходящие ценности

нашей культуры и образования, представленных в трудах и делах Илариона,

Сергия Радонежского, М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, К.Д. Ушинского, и

других великих деятелей России.

Не менее важно, чтобы каждый учитель осознавал себя не серой, забитой

личностью, а носителем одной из величайшей в мире педагогических культур и

был достойным этой культуры. А для этого ему надо подняться до идеалов,

заложенных в российском образовании, увидеть и принять истоки его гуманизма

в традициях и правилах народной жизни, построенных на началах душевности,

доброты, кротости, отзывчивости, умении жить с другими.

Разумеется, из этого вовсе не следует вывод об идеальности нашего

образования. Необходима колоссальная работа по его всестороннему

совершенствованию и на уровне всей системы, и на уровне отдельных

компонентов. Поэтому важнейшими задачами теории и практики должны стать:

совершенствование единой, с учетом разных вариантов, модели школы;

уточнение структуры школы; оптимизация сроков обучения на каждой ступени

образования; формирование более правильной организации школы и управления

системой образования; уточнение целей, функций, содержания, форм и методов

воспитания и обучения на каждой ступени школьного профессионального,

постпрофессионального и непрерывного образования; осознания приоритета

воспитания и восстановления в школе главных его форм, особенно духовного и

нравственного.

Прогнозируя развитие образования на ближайшие десятилетия как

эволюционное совершенствование реально существующей школы, было бы

величайшей ошибкой отмахнуться от идей и концепций создания и принципиально

новых моделей воспитания и образования. Вполне возможно, что часть из них

прорастет вполне жизнеспособными школами. В этой связи представляется

крайне важным создание «эталонных центров», «экспериментальных площадок»,

реализующих идеи как зарубежных, так и отечественных исследователей и не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.