неоправданный разрыв с историческими корнями, потеря многих духовных и
нравственных ценностей.
С середины 80-х гг. в стране началось новое реформирование
образования. С одной стороны, оно позволило открыть ряд новых, как
общественных, так и частных школ, дало право государственным школам
работать по индивидуальным и альтернативным программам; в определенной
мере позволило освободить учителя от формальных моментов в работе и т.д.
К сожалению, выявился и ряд негативных моментов, которые грозят самому
существованию отечественного образования: отказ государства от всеобщего
бесплатного среднего образования, потеря интереса общества к школе, падение
общественного престижа образования, сокращение расходов на образование и
т.п. Самое же страшное состоит в том, что распад государства, многих
общественных институтов, моральное разложение и экономический кризис
привели к неопределенности самого существования образования, даже его
бессмысленности для общества и каждого человека.
Таким образом, российская школа пережила целый ряд этапов своего
развития. Важнейшими из них являются: XI в., когда с принятием христианства
началось становление русского образования; вторая половина XIV в. — подъем
образования, утверждение духовной и нравственной основы его; XVIII в. —
становление современной национальной школы; середина XIX и. — создание
современной организации образования; начало XX в. (после Октябрьской
революции) – построение единой общеобразовательной школы.
Глава 3. Содержание и технологии обучения в российской школе
Как уже подчеркивалось в предыдущей главе, образование, в прямом
смысле этого слова, стало складываться на Руси еще до принятия
христианства. Однако только принятие христианства заложило фундамент
создания развитой системы образования на Руси, и соответственно, появлению
достаточно строгого и устойчивого содержания образования.
Первоначальное содержание обучения включало в себя чтение – Часослов,
Псалтырь, Апостол, некоторые произведения древнерусской литературы чаще
всего может быть во всех школах, «житие Бориса и Глеба»; письмо – в начале
по образцам учились писать на навощенных дощечках (церах), затем на
бересте; счет – обучение «счислению шло при помощи суставов (изгибов)
пальцев с учетом возможности концом большого пальца прикоснуться при счете
к каждому из 12 суглубовостальных четырех пальцев. Суставам на других
пальцах приписывалось значение совокупности (дюжины)» [10, 13]; пение -
«пение составляло излюбленное занятие наших предков, именно церковное, оно
входило в курс нашей древней школы» [69, 16], а обучение пению
осуществлялось с голоса.
В целом же и содержание и методика первоначального обучения
соответствовали аналогичным образцам других государств Европы. Но были в
ней и свои отличия: во-первых, обучение шло на понятном и доступном детям
старославянском языке; во-вторых, школам Древней Руси, как отмечает ряд
исследователей, было присуще мягкое и любовное отношение учителей к
ученикам.
В школах «книжного учения» учили иностранным языкам – прежде всего
древнегреческому, латинскому. Кроме того, в древнерусских источниках
упоминается о людях, знавших другие языки: сирийский, древнееврейский,
живые языки соседних народов. Далее изучались предметы тривиума:
грамматика, риторика, диалектика.
Главным предметом обучения была грамматика, здесь учили правильному
чтению и пониманию текста, анализу речи. Основным пособием была «Книга
осмочастная», «Методика преподавания состояла в том, что учитель читал и
толковал текст, задавая ученикам вопросы, цель которых заключалось в том,
чтобы обнаружить скрытый аллегорический, символический его смысл" [67, 20].
Не меньшее значение придавалось риторике, поскольку умение правильно и
красиво говорить было необходимо и священникам и государственным деятелям.
Кроме того, риторика включала в себя и этические знания. Ее изучали по
трактату Георгия Хировску «О образех».
И завершалось обучение знакомством с диалектикой, или философией,
которые были связаны с теологией, толкованием священного писания. Обучение
шло по книге Иоанна Дамаскина «Источник знаний».
Кроме этих предметов, видимо, в отдельных школах изучались (или
читались) сборники поучений, например, "Пчела"; право – «Повесть временных
лет», литературные произведения и т.д.
Основной формой обучения, как и в западноевропейской школе, были
индивидуально-групповые занятия. «Изложение и истолкования содержания
учебного материала осуществлялось, тремя методами: экзегетическим,
художественным и научным... Особое место отводилось «прениям» и
«состязаниям», которые считались высшей формой проявления знаний» [10, 21].
Вполне возможно, что в этих школах учили и арифметике, счету на абаке. В
этом отношении большое значение имеет работа Р.А. Симонова которому
удалось, может быть, пока только отчасти, реконструировать общее содержание
математической культуры Древней Руси – не уступающей культуре других
народов этого времени, и методику обучения арифметическим расчетам с
помощью абака. Он пишет: «Если допустить, что Кирик использовал абак, то
проблема «второй грамотности» на Руси, по крайней мере, персонифицируется.
Можно утверждать, что Кирик не только продукт средневековой
компьютеризации, но и первый известный по имени педагог, разрабатывавший
методические принципы использования вычислительной техники в научных (для
своей эпохи) вопросах времясчисления. Можно полагать, что благодаря
использованию абака Кирик достиг результатов, которые являются вершиной
интеллектуального подъема на Руси XII в.» [93, 33]
В академии, кроме этих знаний, если не изучали, то в любом случае при
переводе книг, получали «сведения по всемирной истории, космогонии,
философии, филологии, этике, географии, математике, медицине» [10, 10].
Таким образом, уже в XI веке сложилось определенное, достаточно
сложное и устойчивое содержание образования, предназначенное для каждой
ступени школы. Важнейшей особенностью содержания образования древнерусской
школы был старославянский язык обучения, близкий древнерусскому, поскольку
православную веру Русь приняла на старославянском языке, литературно-
художественная направленность всего процесса обучения, тесная связь
народной и православной культуры (народная культура входит во все жанры
литературы от проповеди до художественных произведений). Основы содержания
образования, выработанные в начале XI в., просуществовали в российской
школе едва ли не до XVIII в.
В этот же период начинают складываться соответствующие образовательные
технологии, отчасти аналогичные европейским: буквослагательный метод
обучения чтению, «ручной счет», индивидуально-групповая форма обучения и
свои особенные, объясняющиеся тем, что обучение шло на старославянском
языке, учителя относились к ученикам с любовью, по-отечески.
Важные перемены в содержании образования стали происходить со второй
половины XIV века.
В принципе, содержание само по себе в этот период не претерпело
значительных перемен. В начальной школе обучали чтению, читали Часослов,
Псалтырь, Апостол, другие религиозные книги. В некоторых школах преподавали
основы грамматики и некоторые другие предметы.
Более высокое образование давалось, видимо, не в школах, а в общении с
высокообразованными людьми. Самое же важное, что произошло в этот период, —
выдвижение в образовании на первое место духовно-нравственных ценностей,
которые можно выразить такими понятиями, как боголюбие, человеколюбие,
родинолюбие и др., т.е. образование, его содержание в первую очередь стали
служить целям воспитания человека, а не только его интеллектуальному
развитию.
XVII в. правомерно считать своего рода «предысторией» перемен в
содержании образования, которые произошли в XVIII веке.
В этот период значительно расширилось содержание образования. В
широкое обращение входят такие предметы, как древнегреческий, латинский,
польский языки, грамматика, риторика и диалектика, богословие, история,
география, математика.
В это же время в само образование, в жизнь школы прочно входят
учебники. В XVII в. появляются широко известные и достаточно совершенные в
дидактическом отношении буквари Василия Бурцева, Федора Поликарпова,
Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Отличительной чертой их было то, что
они не только учили читать, но и содержали наставления по этике.
Появляются учебные пособия и для повышенных школ, среди них — по
грамматике, риторике, истории, географии, иностранным языкам, в частности,
латинскому. Особой известностью пользовалась грамматика Мелентия
Смотрицкого, напечатанная в 1648 г. «В XVI — XVII вв. появились учебные
пособия по математике — «Цифирная счетная мудрость», «Считание удобное»,
«Геометрия» Альбертуса Долмацкого [78, 55].
Период с XVIII до середины XIX в. стал временем кардинальных перемен
в российском содержании образования, технологиях обучения.
Во-первых, в этот период произошло складывание принципиально нового
содержания образования. Его важнейшим составляющим стала национальная
культура. Величайшая роль в создании и утверждении нового содержания
принадлежит М.В. Ломоносову. Помимо научных и литературных трудов,
известных в школе, им написаны учебники, — некоторые из них использовались
в школе десятилетия.
Во-вторых, в этот период складываются новые формы и методы обучения во
всех школах.
В области начального образования важнейшие перемены в содержании и
технологиях обучения связаны с именем Ф.И. Янковича. Им и под его
руководством было подготовлено много учебников, пособий, таблиц для
учащихся народных школ и учебных пособий для учителей. Им были предложены
многие новые формы и методы обучения. Многое сделал он и для введения в
России класcно-урочной системы.
В первой половине XIX века наиболее значительную роль в развитие
содержания и технологий первоначального обучения внесли Е.О. Гугель,
своими учебниками [31, 32], и В.Ф. Одоевский [79] своими книгами,
методическим разработками.
Крайне сложным было становление содержания в средней школе. На
протяжении этих десятилетий оно менялось многократно, причем нередко
противоположным образом. Но в любом случае общую тенденцию его в этот
период можно определить как становление неоклассического содержания
образования.
В высшей школе основу содержания составила наука. Как важный момент
надо отметить, что обучение в Московском университете шло на русском языке.
С середины XIX в. началось формирование современного содержания и
технологий обучения. (Заметим, что отношение этого содержания к содержанию
XVIII в. примерно таково же, как и отношение литературы XIX в. к литературе
XVIII в.)
Важнейшие перемены в содержании образования этого периода связаны с
деятельностью К.Д. Ушинского, который выработал его главные принципы:
народный, научный и православный характер его, доступность ученику,
нравственное и развивающее начало и др.
Самое существенное изменение в содержании начального образования
состояло в том, что значительно был расширен его объем и предназначение.
Оно стало служить не средством выработки умений писать, читать, считать и
петь, а средством знакомства ребенка с окружающим миром, средством его
духовного, нравственного и умственного развития.
Дидактические идеи, выдвинутые К.Д. Ушинским, были реализованы им в
его учебниках «Родное слово» и «Детский мир».
Им же были предложены новые технологии обучения в начальной школе,
которые должны были служить не только целям формирования знаний и умений,
но и целям развития (идея «развивающего обучения») и воспитания (К.Д.
Ушинский считал, что первоначальное образование в первую очередь должно
формировать ребенка духовно и нравственно, вырабатывать в нем
«мировоззрение», готовить к труду, а потому само должно быть серьезным
трудом ученика).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|