на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Тестовые задания

биологические, физиологические, экологические явления, способствуют

развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя

по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей

обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных

мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на

преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся - выявить и

исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют

дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.

Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка

ориентировочной. Она состоит в том, что учитель может не только

проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить

причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.

Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства

ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает

организовать наилучшим образом свое время.

Функции контрольного этапа, по моему мнению, должны отвечать

стимулированным задачам контроля. Определив задачу как только лишь

диагностирование знаний и умений учащихся, полученных ими в течение

изучения данной темы (цикла знаний), я полагаю, что функциями контроля

должны быть контролирующая и ориентирующая. Сюда можно добавить еще и

воспитывающую функцию, т.к. любой вид деятельности влияет тем или иным

образом на наш характер, а контроль, действительно, приучает нас к лучшей

организации своей деятельности, к дисциплине и ответственности.

Что касается обучающей функции контроля, то здесь я приведу те же

замечания, что и при рассмотрении корректирования званий как одной из целей

контрольного этапа. Цель контроля состоит в диагностировании знаний и

умений учащихся, и не следует пытаться ее расширить. Если учащиеся осознают

свою цель на данном уроке как выяснение соответствия их знаний и умений

предъявляемым требованиям, то и деятельность их будет направлена на

достижение поставленной цели. Вряд ли они будут совершенствовать или

систематизировать полученные знания. Я не отрицаю всей важности этапа

систематизации знаний, полученных при изучении данной темы, а также

исправления недочетов в этих знаниях, но эта деятельность имеет место на

других этапах обучения и не должна считаться частью контрольного этапа.

Подводя итог всему сказанному, я предлагаю выделить контролирующую,

ориентировочную и воспитывающую функции как функции контроля знаний и

умений учащихся.

- Активизация учебной деятельности

достигается различными формами контроля

и их правильным сочетанием.

Ю. К. Бабанский.

1.3. Формы контроля знаний и умений учащихся.

Формы контроля знаний и умений учащихся - многочисленные, разнообразные

виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм

контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести

собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный

стандарт биологического образования обозначил обязательные требования к

форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках биологии. Проверка

соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится

с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта

биологического образования.... Система измерителей должна быть

содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям

стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при

проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности

проверяющего).

Система измерителей может быть представлена в форме традиционных

письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа

или краткими ответами, зачета и др. Все задания, независимо от их формы и

того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной

значимости всех требований стандарта.

К каждой системе измерителей должны быть представлены критерии оценивания,

на основе которых делается вывод о достижении или не достижении учащимся

требований государственного стандарта… В практике проверки достижений

учащимися обязательного уровня подготовки по биологии используется

следующий критерий: если ученик правильно выполнил две трети заданий

проверочной работы, удовлетворяющей вышеперечисленным требованиям, то можно

сделать вывод о достижении данным учеником требований стандарта.

Система измерителей должна быть инвариантна по отношению к различным типам

школ, учебным планам, программе и учебникам.

Система образцов заданий должна быть открытой, что позволяет учителям,

ученикам и их родителям, а также любому заинтересованному лицу составить

более детальное представление об обязательных требованиях стандарта,

обеспечить учащимся более комфортную обстановку при проведении контроля,

сняв свойственные в такой ситуации тревожность и нервозность.

Особенностью требований к уровню подготовки учащихся в стандарте

биологического образования является наличие в них экспериментальных умений.

Проверка сформированности таких умений должна осуществляться с помощью

экспериментальных заданий, которые могут составлять часть общей проверочной

работы.

В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний

и умений учащихся которые я представлю в своей работе:

- биологический диктант

-тестовое задание

-краткая самостоятельная работа

-письменная проверочная работа

-лабораторная работа

-устный зачет по изученной теме.

Ниже я постараюсь ответить на вопрос, какая именно деятельность

скрывается за тем или иным названием формы контроля знаний и умений

учащихся, а также дам собственную оценку целесообразности использования

данных форм на различных этапах обучения. 1. Биологический диктант - форма

письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой

перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и

краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно

мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать

однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость

ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью

биологических диктантов можно проверить ограниченную область знаний

учащихся:

-буквенные обозначения биологических терминов, явлений, некоторых величин.

-определения биологических явлений, формулировки биологических законов,

формулировки научных фактов;

Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах

учащихся. Биологический диктант не позволяет проверить умения, которыми

овладели учащиеся при, изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота

проведения биологического диктанта является одновременно как сто

достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых

знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений учащихся снимает часть

нагрузки с остальных форм, а также, как будет показано ниже, может быть с

успехом применена в сочетании с другими формами контроля. 2. Тестовые

задания. Здесь учащимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта

ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма контроля

тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее

распространенных форм контроля во всей системе образования. Учащиеся не

теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить

большее количество материала за то же время. Наряду со всеми знаниями,

усвоение которых учащимися можно проверить с помощью биологического

диктанта, появляется возможность проверить умения учащихся, связанные с

распознаванием биологических явлений и ситуаций, соответствующих научным

фактам.

Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд

недостатков. Главный из них - это трудность формулирования вариантов

ответов на вопросы при их составлении. Если ответы подобраны учителем без

достаточного логического обоснования, большинство учащихся очень легко

выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знании, а только

лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта Поэтому

учителю бывает трудно или даже невозможно составить удачный тест без

теоретической подготовки. Рассмотрев работы учителей и методистов по

созданию тестов по биологии, я сделал вывод, что идеология составления

подобных заданий примерно одинакова у разных авторов: "на каждый вопрос

приведено от двух до пяти ответов, среди которых один (реже два) являются

правильными, а остальные - неполные, неточные или неверные, большая часть

неверных ответов - типичные или вероятные ошибки учащихся". Однако,

существуют тестовые задания, отличающиеся от привычной схемы их построения,

например:

составить текст из фрагментов, рассудить спор на уроке биологии Последнее

задание мне показалось наиболее интересным, т.к. ученик, прослеживая доводы

разных учеников в споре и пытаясь выяснить, кто прав, а кто ошибается, сам

проводит похожие рассуждения. Трудность состоит в том, что доводы обеих

сторон достаточно правдоподобны здесь тоже прослеживается общая идея

составления тестов, следовательно найти ошибку в рассуждениях подчас бывает

очень нелегко.

Следует однако отметить, что тестовые задания дают возможность проверить

ограниченную область знаний и умений учащихся, оставляя в стороне

деятельность по созданию биологических объектов, воспроизведению конкретных

ситуаций, соответствующих научным фактам и экологическим явлениям и т.п. По

результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения учащихся

решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного

ответа в устной форме.

Задания с выбором ответа целесообразно применять в тех случаях, когда эта

форма контроля знаний имеет преимущества перед другими, например, они

особенно удобны с применением различного типа контролирующих машин и

компьютеров. Авторы тестовых разработок сходятся во мнении, что тесты не

могут заменить других форм контроля, однако что они открывают много новых

возможностей перед учителем, проводящим в классе контрольный урок, т.к.

снимают трудности, характерные для устных и письменных ответов учащихся на

поставленный вопрос. Отмечается один из основных недостатков этого метода,

тестовый контроль не проверяет умение учащихся строить ответ, грамотно и

логично выражать свои мысли на языке науки, рассуждать и обосновывать свои

суждения. В этой связи многие авторы предлагают после проведения тестового

контроля проверять, насколько правильно учащиеся могут устно обосновать

ответы, которые они дали в тестовых заданиях, причем на это должен

отводиться еще один контрольный урок. Я не согласен с таким решением

проблемы, т.к. при этом теряется основное преимущество такой формы

контроля: возможность проверить большой объем знаний за небольшой

промежуток времени. По-моему, решение этой проблемы может быть только одно:

сочетание тестовых заданий с другими формами контроля, которые смогут

проверить области, недоступные тестам, не дублируя их результаты.

3. Кратковременная самостоятельная работа. Здесь учащимся также задается

некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои

обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические

вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися конкретные ситуации,

сформулированные или показанные с целью проверить умение учащихся

распознавать биологические явления; задания по моделированию

(воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и

понятиям. В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды

деятельности кроме создания понятий, т.к. это требует большего количества

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.