времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий,
формулируют и записывают свои мысли и решения. Понятно, что кратковременная
самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы
контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда
самостоятельная работа состоит и из одного задания.
4. Письменная проверочная работа - наиболее распространенная форма в
школьной практике. Традиционно проверочные работы по биологии проводятся с
целью определения конечного результата в обучении умению применять знания.
Содержание проверочных работ составляют задачи как текстовые, так и
экспериментальные. Таким образом составленная проверочная работа позволяет
проверить довольно узкий круг знаний и умений учащихся: по теме, а также
различные умения по применению биологических знаний при решении творческих
задач. Я считаю, что понятие "проверочная работа» следует расширить и
включить в нее различные типы заданий, если она используется учителем как
форма контроля знаний и умений учащихся в конце изучения темы.
Количество вариантов в такой работе является спорным вопросом. В школе
применяется 2,4,6 и даже 8 вариантов, т.к. учителя стараются как можно
лучше обеспечить самостоятельность выполнения заданий каждым учеником.
Увеличение числа вариантов ведет к увеличению количества времени,
требуемого для проверки проверочной работы учителем, а также к появлению
трудности, связанной с составлением большого числа вариантов одинаковой
сложности. С другой, стороны, такое недоверие к ученикам мне кажется
необоснованным, т.к. списывать их заставляет отнюдь не лень или
нечестность, а неуверенность в своих силах. Поэтому увеличивать
самостоятельность при выполнении проверочной работы следует не увеличением
числа вариантов, а улучшением подготовки учащихся к ней. Из просмотренных
мною дидактических разработок проверочных работ по биологии я хочу
привести здесь несколько конкретных принципов их составления, которые
показались мне наиболее интересными:
- творческие задания ТРИЗ, составляющие проверочной работы, могут быть
разными по сложности: это позволит учителю проверить, насколько полно
учащиеся усвоили изучаемые знания, а если кто-то не справился с заданием
целиком, то обладает ли он необходимым минимумом знаний по этой теме или на
каком уровне он усвоил материал темы;
-задачи также могут включать в себя вопросы повышенной сложности,
необязательные для выполнения, но за их решение ученики получают
дополнительную хорошую отметку, а учитель - возможность выявить знания и
умения учеников, не входящие в обязательные требования программы;
-в состав проверочной работы входят не только ТРИЗ, но и качественные,
требующие, например, графического описания процессов или анализа
биологических явлений в конкретной ситуации.
5. Лабораторная работа Ею может стать лабораторная работа, подобная данным
в учебнике к изучаемой теме или какой-то эксперимент, связанный с
воспроизведением конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и
биологическим явлениям. Лабораторная работа - достаточно необычная форма
контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений
применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная
работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с
ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и
задания выполняются легче и охотнее. Особенно это заметно в средних
классах. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг
деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как
биологический диктант или тест. Такая комбинация может достаточно полно
охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также
снять при этом трудность длинных письменных высказываний.
6. Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля в старших
классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную
проверку всех знаний и умений учащихся. Ученик может решать задачи, потом
делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с
учителем, позволяющая проконтролировать сформированность биологического
мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе,
отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная
форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных
контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у
какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачет требует большого
количества времени, и поэтому многие учителя предпочитают освобождать от
него часть успевающих учеников.
Порядок проведения зачета может быть различен. В основном это объясняется
стремлением учителей уложиться в отведенный для контроля урок или два Т.к.
зачет является наиболее длительной формой контроля, то в практике учителей
наблюдается проведение зачета с помощью ассистентов, наиболее успевающих
учеников класса или выпускников, а также с помощью магнитофона, когда часть
учеников отвечает, наговаривая на магнитофон. Я считаю, что зачет ценен
тем, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная
проверка знаний и умений учащихся учителем, идет объективное оценивание
результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику.
Поэтому, по моему мнению, зачет надо проводить в его традиционной форме,
как беседа учителя и ученика. Однако, несмотря на разные методы проведения
зачетных мероприятий, в методической литературе сложились некоторые
принципы подготовки и проведения зачета по теме:
1. на зачет отводится не более 2 уроков;
2. подготовка к зачету ведется заблаговременно, учитель уже в
начале изучения темы сообщает дату проведения зачета и
перечень теоретических вопросов, которые войдут в билеты;
3. теоретических вопросов должно быть не более 20;
4. принимая во внимание сложность такой формы контроля
рекомендуется проведение зачетов только в старших, 10-11
классах.
5. Также дисциплинирует учащихся наличие специальных зачетных
книжек.
1.4. Место контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения биологии.
Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе обучения,
определяется ее целями.
Как было установлено, основная цель проверки как для учащихся, так и
для учителя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по
данной теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирующая.
Естественно предположить, что контроль нужен на равных этапах обучения и на
разном уровне: тематический, четвертной учет, экзамены и т.д.
Контроль, проводящийся после изучения небольших "подтем" или циклов
обучения, составляющий какой либо раздел, принято называть текущим.
Контроль, проводящийся после завершения крупных тем и разделов биологии
принято называть итоговым. Итоговый контроль также включает в себя
переводные и выпускные экзамены.
Учителю необходимо установить, какая форма контроля подходит для текущего
контроля, а какая - для итогового. Это можно сделать, учитывая время,
которое занимает та или иная форма, а также количество материала, которое
она позволяет проверить. Так, например, биологический диктант и
кратковременная самостоятельная работа с полным правом могут быть отнесены
к текущему контролю знаний и умений учащихся; они кратковременны и не могут
охватить весь изученный материал. Тестовые задания, составленные по-
разному, с разным количеством вопросов, могут быть как формой текущего, так
и итогового контроля, однако чаще задания с выбором ответов используются
при текущей проверке. Устный зачет по теме и письменная проверочная работа
- формы итогового контроля, так как охватывают большое количество материала
и занимают много времени.
Лабораторная работа может использоваться на итоговом контроле, однако,
учитывая то, что она может проверить ограниченный круг умений учащихся, ее
целесообразно комбинировать, как было сказано ранее, с другими формами
проверки. На основании всего сказанного можно составить такую наглядную
таблицу:
|Виды контроля |Формы контроля |
|1. Текущий контроль |Биологический диктант |
| |Тестовые задания |
| |Кратковременная самостоятельная |
| |работа |
|2. Итоговый контроль |Письменная проверочная работа |
| |Лабораторная работа |
| |Тестовые задания |
| |Устный зачет по теме |
Итак, при анализе целей проведения контрольных мероприятий, выявляются 2
вида контроля, текущий и итоговый, каждый из них имеет свое место в
процессе обучения биологии и выполняет определенные задачи обучения.
1.5. Отметки и оценки на контрольных этапах.
Мотивы учения – это
50% от мотивов отметки.
Ш. А. Амонашвили.
Методисты различают понятия «оценка» и «отметка». Оценка - это слова, с
помощью которых учитель «оценивает», анализирует успехи ученика, хвалит или
порицает его, обращает внимание на полноту или недостаточность его знаний.
Оценка может даваться как в устной форме, так и письменно. Отметка - это
привычные нам цифры, от 1 до 5, выражающие успехи ученика, соответствие его
знаний предъявляемым требованиям. Однако очень часто эти понятия не
различаются учителями, т.к. считается что отметка, она, по сути, и есть
оценка успеваемости ученика.
Роль оценок и отметок огромна. Они не только служат для учета
успеваемости учащихся, помогая тем самым учителю ориентироваться в
успешности обучения учащихся, но и помогают самому ученику, и эта их
главная функция, судить о своих знаниях, выявлять собственные пробелы и
исправлять их. Правильно поставленная отметка, вместе с оценкой учителем
работы ученика, ободряет, спекулирует его к дальнейшему обучению, либо,
наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-то
неуспеха. Именно поэтому отметки и оценки должны быть объективными - это
главнейшее требование к ним. Только тогда они будут серьезно
рассматриваться учениками, ребята будут верить и уважать мнение своего
учителя. Недопустимо занижение или завышение оценок, нельзя использовать
отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины.
При проставлении отметки надо руководствоваться многими факторами. Во-
первых, это, конечно требования к знаниям учащихся в процессе изучения
темы, исходящие из целей обучения данной теме. Во-вторых, учитывается
полнота охвата материала, сложность и новизна заданий, предлагаемых
учащимся, самостоятельность их выполнения. В устных и письменных ответах
необходимо учитывать логичность изложения, обоснованность утверждений,
культуру речи. Эти требования повышаются с увеличением возраста учащихся.
Существует множество методов проставления, исправления отметок:
каждый учитель может предложить свое. Однако, мне кажется, что т.к. отметки
отражают работу ученика по данной теме, его знания, они всегда должны быть
доступны для исправления и улучшения. Эта возможность стимулирует учащихся
к восполнению собственных пробелов в знаниях и, следовательно, их
улучшению. Окончательными же являются лишь итоговый отметки, т.е. отметки,
полученные за итоговые контрольные мероприятия, т.к. они ставятся по
окончании изучения всей темы и отражают всю проделанную учащимися работу.
Выводы по главе 1.
В главе 1 я рассмотрел сложившееся на сегодняшний день понимание
контроля, а также сформулировал некоторые свои замечания по этой проблеме.
Тем самым, в этой главе я выполнил первые три цели, поставленные передо
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|