p>Учебными программами по биологии, географии, физической культуре, химии и другим предметам предусмотрен значительный объем материала, позволяющий углубить знания школьников о необходимости ежедневно заботиться о своем здоровье. Например, в разделе, характеризующем различные типы червей, рассказывается о путях заражения глистами, что должно убедить учащихся выполнять правила личной гигиены. В разделе “Класс млекопитающих” говориться о том, что у человека существуют общие с животным миром закономерности, в частности работа различных систем – сердечно-сосудистой, дыхательной, - это обязывает его следовать биологическим законам. Изучение среды обитания животных, сезонных изменений в живой природе, основ экологии дает возможность определить дополнительные направления в деле укрепления здоровья. Сценарии праздников здоровья для данного возраста могут быть построены по прежней схеме, но к составлению и обсуждению их содержания должны привлекаться сами школьники. Можно избрать другую форму, например заседание круглого стола. В небольших докладах учащихся на тему “Из собственного опыта укрепления здоровья” излагается как положительный, так и отрицательный опыт. Целесообразно ограничить круг рассматриваемых вопросов, которые даются предварительно, каким-то одним разделом. В конце заседания ведущим делается обобщение, даются комментарии учителем, врачом, лучшие сообщения поощряются. В докладах на тему “Писатели о здоровье” школьники анализируют художественные произведения с позиций укрепления здоровья, зачитывают прозаические отрывки, стихи. Можно дать музыкальное сопровождение, например “Времена года” Чайковского, 20-30-минутный концерт. На заседании круглого стола по теме “Здоровье и профессия” рассматривается подготовка космонавтов. Ребята изучают программу тренировки космонавтов, показатели их жизненных функций, которые затем сравнивают со своими, а также с эталонами здоровья (стандартами развития и физической подготовленности школьников). Среди ребят выделяются те, состояние здоровья которых в наибольшей степени соответствует эталону, при этом учитываются усилия самого школьника в сохранении здоровья. На заседании круглого стола целесообразно продумать, обсудить и утвердить коллективом правила здоровья класса. В данном возрасте особый интерес представляет праздник здоровья, который завершает лекторий “Секреты здоровья”. Лекторий из 5-7 лекций может быть проведен врачами центра здоровья или врачом школы. Затем ребята, используя рекомендации лектора и предложенную им литературу, составляют сценарий праздника, облекают полученные знания в интересную форму – стихи, частушки, загадки, присказки и т. д. Конечно же праздник заканчивается награждением активных слушателей и участников.
Праздники здоровья для учащихся 9-11 классов
Совершенствование знаний о здоровье в 9-м классе базируется, прежде всего, на таких учебных предметах, как: "Биология" ("Человек и его здоровье"), которая включает анатомию, физиологию и гигиену; "Основы безопасной жизни"; "Физическая культура"; "Физика"; "Химия"; "География". В 10-11 классах учебной программой предусмотрен раздел "Мой мир", который содержит 5 тем о здоровье и заключительный диспут "Современный человек - это что такое? " Знакомство учителя, классного руководителя, завуча по воспитательной работе с содержанием перечисленных предметов и отдельных разделов учебных программ, освещающих вопросы здоровья, позволит выделить и спланировать на год внеурочную работу по закреплению навыков сохранения здоровья старшеклассников. Такие мероприятия планируются не реже 2-4 раза за учебный год. Это может быть внеклассные часы-семинары, вечера (праздники) здоровья, расширенные заседания клубов "Сам себе доктор", "юные учителя здоровья" и др. Сценарии таких мероприятий составляются либо по схеме 7-8 классов, либо по типу "Клубов веселых и находчивых", либо по произвольной программе. Составной частью каждого мероприятия независимо от его названия должны быть соревнования: в знаниях; умениях (продемонстрировать ежедневные приемы сохранения здоровья, а также оказание помощи в экстремальных ситуациях, при выполнении различных видов труда); навыки здорового образа жизни (оздоровительные действия в режиме дня в семье и в школе). Примерный сценарий вечера здоровья для учащихся 9-10 классов Вечер проходит под девизом "Здоровье - главное достоинство Человека". Тема праздника определяется девизом. Соревнуются "знатоки здоровья" параллельных или смежных классов (9-10). Может быть общешкольный вечер старшеклассников. Оптимальное количество человек в команде - 7-9. При подготовке праздника место его проведения - актовый зал - оформляется в соответствии с девизом. Вечер ведет ученик (ученица) - конферансье.
Сценарий праздника
1. Краткая информация о здоровье учащихся (участников вечера), желательно в юмористической форме с использованием диаграмм, признаков заболеваний и т. д. 2. Приветствие соревнующихся команд. 3. Домашнее задание "Здоровье человека и Закон". В ходе подготовке учащиеся знакомятся с законами, защищающими человека. 4. Блиц вопросы капитанам.
5. Номер художественной самодеятельности (танец, песня). 6. Стихи собственного сочинения, посвященные здоровью.
7. Пантомима "Здоровье" (одна команда представляет, другая - угадывает содержание пантомимы, затем - наоборот). 8. Загадки и пословицы о здоровье (какая команда назовет больше). 9. Подведение итогов, награждение. 10. Дискотека (целесообразно продумать комментарии 3-4 танцев по их энерготратам, разнообразию движений, эстетичности. Например, вальс, кадриль, полька, брэйк, реп, степ. За наиболее правильный ответ и выполнение танца - приз). Рассмотрев праздники здоровья как внеурочную форму обучения учащихся основам здоровья, выделим общие положения реализации учебных программ. итак, в начале учебного года следует четко спланировать все формы работы, их систематичность, последовательность. Укрепление здоровья - не эпизодическое, а повседневное дело школы. Дни, недели, месячники здоровья - составные части программы "Здоровье" каждой школы - являются лишь рубежами, на которых подводятся итоги каждодневной работы, уточняются задачи педагогического коллектива школы. В этой связи заслуживают внимания межпредметные связи, например физики и химии, биологии и физической культуры. Вместо раздельных уроков можно провести урок-олимпиаду "Физико-химические свойства воды и здоровье человека", "Физико-химические свойства воздуха и здоровье человека" и др. Полезно показать взаимосвязь биологии, анатомии и физиологии. Важно раскрыть учащимся анатомические и физиологические основы физической культуры, т. е. познакомить их с жизненными процессами организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной деятельности (физические упражнения, физическая работа). Не усложняя материал учебного предмета, преподаватель биологии должен формировать интерес к физической культуре, и наоборот, физическая культура должна формировать интерес к физиологии. Опыт учителей-энтузиастов позволяет привести такие примеры. Давая характеристику мышц человека, учитель биологии показывает их топографию сначала на учащемся, затем на таблице. Потом демонстрируются движения, связанные с работой этих мышц, даются пояснения, говорится о значении их развития. На уроке физкультуры закрепляются знания анатомии и физиологии путем выполнения упражнений и последующего выяснения, какие мышцы принимали в них участие. На уроке по теме "Работа сердца" приводятся данные об изменении деятельности сердечно-сосудистой системы при мышечной работе - учащаются ритмы сердца, увеличивается скорость кровообращения, повышается кровяное давление. Так, частота пульса после интенсивной мышечной работы подростка может достигать 200-220 уд/мин, время полного круга кровообращения крови - 8-10 с, кровяное давление 160/80 мм рт. ст. После мышечной работы кровообращение восстанавливается, т. е. достигает величины покоя (частота сердечных сокращений - 65-75 уд/мин, время полного круга кровообращения крови 22-25 с, кровяное давление - 120/70 мм рт. ст. ) Еще лучше продемонстрировать пульс и кровяное давление на конкретном ученике, потом дать нагрузку - 20 приседаний за 30 с, и снова определить эти показатели. На основании указанных данных учитель подводит школьников к выводу о взаимозависимости работы органов кровообращения и мышечной деятельности. При этом подчеркивается значение тренированности сердца, занятий физкультурой. По такому принципу следует излагать почти все темы анатомии и физиологии. Совместная работа учителей физкультуры и биологии формирует интерес учащихся к предметам, так как позволяет на собственном опыте понять значение физкультуры, знание физиологии для здоровья. Известно, что преподаватель физкультуры часто не дает учащимся даже элементарного физиологического обоснования тех или иных движений, и тогда физическое воспитание сводится к набору упражнений по принципу "чем больше, тем лучше". При таком подходе к обучению упускается анатомо-физиологический анализ движений учащихся. А ведь именно он раскрывает причины допущенных ошибок при выполнении упражнений. Например, не пояснив, что при прыжке через козла лучше отталкиваться не всей ступней, а носками, так как толчок носками позволяет совершать пружинящие движения не только в коленном, но и в голеностопном суставе, отчего сила толчка увеличивается и результат улучшается, упражнение будет выполнено неверно. На уроках физкультуры необходимо ссылаться на известные школьникам анатомо-физиологические понятия, пользоваться общей с курсом анатомии и физиологии терминологией. Практика выявляет недостаточное понимание учащимися правил тренировки, усвоения навыка самоконтроля нагрузок, отсюда чрезмерные тренировки с гантелями, езда на велосипеде "до упаду". Такое обучение биологии и физической культуре ведет к уменьшению оздоровительного содержания этих предметов. Целесообразно объединить усилия преподавателей биологии и физической культуры для разработки и проведения уроков-семинаров по темам "Сам себе доктор", "Самоконтроль и здоровье" и т. п. Обучение этим предметам взаимосвязано и с системой полового воспитания. Интимные отношения, секс могут (в известной мере) вытесняться целенаправленной двигательной активностью: занятиями в спортивных секциях, работой в кружках самодеятельности и т. д. Таким образом, закреплению знаний о здоровье способствуют почти все учебные предметы, так как процессы, происходящие в организме, подчиняются биологическим, физическим, химическим, психологическим законам.
Туристические походы и экскурсии
Особую заботу учителей, медицинских работников школы составляют организация, подготовка и проведение экскурсий, туристических походов и путешествий. Эти формы внеклассной работы требуют усилий в различных направлениях. Учащихся необходимо определенным способом подготовить, т. е. они должны быть: а) закалены, ибо точно предсказать погодные условия (температуру, влажность, скорость движения ветра, осадки) невозможно; б) физически подготовлены, так как в походе требуется выносливость, умение с наименьшим напряжением выдержать непривычную обстановку; в) информированы о том, как поддерживать здоровье в новых условиях... К любому туристическому походу, даже к однодневной экскурсии, нужна существенная и длительная подготовка. Важно учесть сложность похода и его длительность. Общая продолжительность туристических походов, экспедиций, экскурсий учащихся не должна превышать: для 1-2 классов – 1 дня; 3-4 – 2 дней; 5-6 – 3-8 дней; 7-8 – 10-24 дней; 10-11 – 15-30 дней. В пеших и лыжных горных походах для выполнения нормативов на III юношеский разряд могут участвовать дети с 11 лет, в водных походах – с 12 лет, в велосипедных – с 14 лет; для выполнения нормативов на II-I юношеский разряды – соответственно с 12-13, 13-14 и 14 лет. К пешим походам I категории сложности допускаются учащиеся с 13 лет, к водным, горным, лыжным и спелеопоходам – с 14 (к спелеопоходам в вертикальных пещерах – с 16 лет), к велопоходам – с 15 лет. Все участники вожных походов должны уметь плавать. Подготовка к туристическому походу включает три этапа. Первый этап – занятия с участниками по специальному тематическому плану. В Зависимости от категории сложности похода в программу входит разный объем подготовительных работ, но в любом случае должны иметь место общие медицинские аспекты (правила личной гигиены, закаливание, самоконтроль, самообслуживание, умение оказывать доврачебную медицинскую помощь, пользоваться аптечкой, питьевой режим, питание, правила приготовления пищи и т. д. ) Второй этап – определение степени закаленности, физической подготовленности участников. Целесообразно осуществить проверку в виде различных (с учетом возраста) форм соревнований: например, кто лучше уложит рюкзак, точнее перечислит обязанности дежурного по приготовлению туристического обеда и т. д. Перечень вопросов, подлежащих изучению участниками похода, сообщается заранее, рекомендуется литература, ведутся предварительные беседы, консультации. Третий этап – повторное медицинское освидетельствование накануне похода. Первичное медицинское освидетельствование выполняется при комплектовании группы. На каждого участника турпохода оформляется справка о состоянии здоровья (она может быть общей на всю группу). Справка должна быть заверена медицинским учреждением. В период подготовки к предстоящему походу целесообразно провести родительские собрания, привлечь родителей к его организации. Врач может воспользоваться случаем, чтобы дать советы по вопросам закаливания, режиму дня и не только в период похода, но и на каждый день. Заботой врача и руководителя туристического похода является гигиеническая характеристика маршрута. Для этого необходимо связаться с центрами гигиены и эпидемиологии (бывшие санитарно-эпидемиологические станции, на территории которых проложен маршрут), согласовать с ними состояние источников питьевой води, места привалов, обсудить вопросы охраны природы. Руководитель группы отвечает за жизнь и здоровье детей – участников похода. По окончании похода он подводит итоги, оценивает оздоровительное воздействие многодневного похода.
Формирование здоровых привычек средствами художественной литературы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|