на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Методика организации внеклассной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников - (курсовая)
p>Учебными программами по биологии, географии, физической культуре, химии и другим предметам предусмотрен значительный объем материала, позволяющий углубить знания школьников о необходимости ежедневно заботиться о своем здоровье. Например, в разделе, характеризующем различные типы червей, рассказывается о путях заражения глистами, что должно убедить учащихся выполнять правила личной гигиены. В разделе “Класс млекопитающих” говориться о том, что у человека существуют общие с животным миром закономерности, в частности работа различных систем – сердечно-сосудистой, дыхательной, - это обязывает его следовать биологическим законам. Изучение среды обитания животных, сезонных изменений в живой природе, основ экологии дает возможность определить дополнительные направления в деле укрепления здоровья. Сценарии праздников здоровья для данного возраста могут быть построены по прежней схеме, но к составлению и обсуждению их содержания должны привлекаться сами школьники. Можно избрать другую форму, например заседание круглого стола. В небольших докладах учащихся на тему “Из собственного опыта укрепления здоровья” излагается как положительный, так и отрицательный опыт. Целесообразно ограничить круг рассматриваемых вопросов, которые даются предварительно, каким-то одним разделом. В конце заседания ведущим делается обобщение, даются комментарии учителем, врачом, лучшие сообщения поощряются. В докладах на тему “Писатели о здоровье” школьники анализируют художественные произведения с позиций укрепления здоровья, зачитывают прозаические отрывки, стихи. Можно дать музыкальное сопровождение, например “Времена года” Чайковского, 20-30-минутный концерт. На заседании круглого стола по теме “Здоровье и профессия” рассматривается подготовка космонавтов. Ребята изучают программу тренировки космонавтов, показатели их жизненных функций, которые затем сравнивают со своими, а также с эталонами здоровья (стандартами развития и физической подготовленности школьников). Среди ребят выделяются те, состояние здоровья которых в наибольшей степени соответствует эталону, при этом учитываются усилия самого школьника в сохранении здоровья. На заседании круглого стола целесообразно продумать, обсудить и утвердить коллективом правила здоровья класса. В данном возрасте особый интерес представляет праздник здоровья, который завершает лекторий “Секреты здоровья”. Лекторий из 5-7 лекций может быть проведен врачами центра здоровья или врачом школы. Затем ребята, используя рекомендации лектора и предложенную им литературу, составляют сценарий праздника, облекают полученные знания в интересную форму – стихи, частушки, загадки, присказки и т. д. Конечно же праздник заканчивается награждением активных слушателей и участников.

    Праздники здоровья для учащихся 9-11 классов

Совершенствование знаний о здоровье в 9-м классе базируется, прежде всего, на таких учебных предметах, как: "Биология" ("Человек и его здоровье"), которая включает анатомию, физиологию и гигиену; "Основы безопасной жизни"; "Физическая культура"; "Физика"; "Химия"; "География". В 10-11 классах учебной программой предусмотрен раздел "Мой мир", который содержит 5 тем о здоровье и заключительный диспут "Современный человек - это что такое? " Знакомство учителя, классного руководителя, завуча по воспитательной работе с содержанием перечисленных предметов и отдельных разделов учебных программ, освещающих вопросы здоровья, позволит выделить и спланировать на год внеурочную работу по закреплению навыков сохранения здоровья старшеклассников. Такие мероприятия планируются не реже 2-4 раза за учебный год. Это может быть внеклассные часы-семинары, вечера (праздники) здоровья, расширенные заседания клубов "Сам себе доктор", "юные учителя здоровья" и др. Сценарии таких мероприятий составляются либо по схеме 7-8 классов, либо по типу "Клубов веселых и находчивых", либо по произвольной программе. Составной частью каждого мероприятия независимо от его названия должны быть соревнования: в знаниях; умениях (продемонстрировать ежедневные приемы сохранения здоровья, а также оказание помощи в экстремальных ситуациях, при выполнении различных видов труда); навыки здорового образа жизни (оздоровительные действия в режиме дня в семье и в школе).

Примерный сценарий вечера здоровья для учащихся 9-10 классов

Вечер проходит под девизом "Здоровье - главное достоинство Человека". Тема праздника определяется девизом. Соревнуются "знатоки здоровья" параллельных или смежных классов (9-10). Может быть общешкольный вечер старшеклассников. Оптимальное количество человек в команде - 7-9. При подготовке праздника место его проведения - актовый зал - оформляется в соответствии с девизом. Вечер ведет ученик (ученица) - конферансье.

    Сценарий праздника

1. Краткая информация о здоровье учащихся (участников вечера), желательно в юмористической форме с использованием диаграмм, признаков заболеваний и т. д. 2. Приветствие соревнующихся команд.

3. Домашнее задание "Здоровье человека и Закон". В ходе подготовке учащиеся знакомятся с законами, защищающими человека. 4. Блиц вопросы капитанам.

    5. Номер художественной самодеятельности (танец, песня).
    6. Стихи собственного сочинения, посвященные здоровью.

7. Пантомима "Здоровье" (одна команда представляет, другая - угадывает содержание пантомимы, затем - наоборот). 8. Загадки и пословицы о здоровье (какая команда назовет больше). 9. Подведение итогов, награждение.

10. Дискотека (целесообразно продумать комментарии 3-4 танцев по их энерготратам, разнообразию движений, эстетичности. Например, вальс, кадриль, полька, брэйк, реп, степ. За наиболее правильный ответ и выполнение танца - приз).

Рассмотрев праздники здоровья как внеурочную форму обучения учащихся основам здоровья, выделим общие положения реализации учебных программ. итак, в начале учебного года следует четко спланировать все формы работы, их систематичность, последовательность. Укрепление здоровья - не эпизодическое, а повседневное дело школы. Дни, недели, месячники здоровья - составные части программы "Здоровье" каждой школы - являются лишь рубежами, на которых подводятся итоги каждодневной работы, уточняются задачи педагогического коллектива школы. В этой связи заслуживают внимания межпредметные связи, например физики и химии, биологии и физической культуры. Вместо раздельных уроков можно провести урок-олимпиаду "Физико-химические свойства воды и здоровье человека", "Физико-химические свойства воздуха и здоровье человека" и др. Полезно показать взаимосвязь биологии, анатомии и физиологии. Важно раскрыть учащимся анатомические и физиологические основы физической культуры, т. е. познакомить их с жизненными процессами организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной деятельности (физические упражнения, физическая работа). Не усложняя материал учебного предмета, преподаватель биологии должен формировать интерес к физической культуре, и наоборот, физическая культура должна формировать интерес к физиологии. Опыт учителей-энтузиастов позволяет привести такие примеры. Давая характеристику мышц человека, учитель биологии показывает их топографию сначала на учащемся, затем на таблице. Потом демонстрируются движения, связанные с работой этих мышц, даются пояснения, говорится о значении их развития. На уроке физкультуры закрепляются знания анатомии и физиологии путем выполнения упражнений и последующего выяснения, какие мышцы принимали в них участие. На уроке по теме "Работа сердца" приводятся данные об изменении деятельности сердечно-сосудистой системы при мышечной работе - учащаются ритмы сердца, увеличивается скорость кровообращения, повышается кровяное давление. Так, частота пульса после интенсивной мышечной работы подростка может достигать 200-220 уд/мин, время полного круга кровообращения крови - 8-10 с, кровяное давление 160/80 мм рт. ст. После мышечной работы кровообращение восстанавливается, т. е. достигает величины покоя (частота сердечных сокращений - 65-75 уд/мин, время полного круга кровообращения крови 22-25 с, кровяное давление - 120/70 мм рт. ст. ) Еще лучше продемонстрировать пульс и кровяное давление на конкретном ученике, потом дать нагрузку - 20 приседаний за 30 с, и снова определить эти показатели. На основании указанных данных учитель подводит школьников к выводу о взаимозависимости работы органов кровообращения и мышечной деятельности. При этом подчеркивается значение тренированности сердца, занятий физкультурой. По такому принципу следует излагать почти все темы анатомии и физиологии. Совместная работа учителей физкультуры и биологии формирует интерес учащихся к предметам, так как позволяет на собственном опыте понять значение физкультуры, знание физиологии для здоровья. Известно, что преподаватель физкультуры часто не дает учащимся даже элементарного физиологического обоснования тех или иных движений, и тогда физическое воспитание сводится к набору упражнений по принципу "чем больше, тем лучше". При таком подходе к обучению упускается анатомо-физиологический анализ движений учащихся. А ведь именно он раскрывает причины допущенных ошибок при выполнении упражнений. Например, не пояснив, что при прыжке через козла лучше отталкиваться не всей ступней, а носками, так как толчок носками позволяет совершать пружинящие движения не только в коленном, но и в голеностопном суставе, отчего сила толчка увеличивается и результат улучшается, упражнение будет выполнено неверно. На уроках физкультуры необходимо ссылаться на известные школьникам анатомо-физиологические понятия, пользоваться общей с курсом анатомии и физиологии терминологией. Практика выявляет недостаточное понимание учащимися правил тренировки, усвоения навыка самоконтроля нагрузок, отсюда чрезмерные тренировки с гантелями, езда на велосипеде "до упаду". Такое обучение биологии и физической культуре ведет к уменьшению оздоровительного содержания этих предметов. Целесообразно объединить усилия преподавателей биологии и физической культуры для разработки и проведения уроков-семинаров по темам "Сам себе доктор", "Самоконтроль и здоровье" и т. п. Обучение этим предметам взаимосвязано и с системой полового воспитания. Интимные отношения, секс могут (в известной мере) вытесняться целенаправленной двигательной активностью: занятиями в спортивных секциях, работой в кружках самодеятельности и т. д. Таким образом, закреплению знаний о здоровье способствуют почти все учебные предметы, так как процессы, происходящие в организме, подчиняются биологическим, физическим, химическим, психологическим законам.

    Туристические походы и экскурсии

Особую заботу учителей, медицинских работников школы составляют организация, подготовка и проведение экскурсий, туристических походов и путешествий. Эти формы внеклассной работы требуют усилий в различных направлениях. Учащихся необходимо определенным способом подготовить, т. е. они должны быть: а) закалены, ибо точно предсказать погодные условия (температуру, влажность, скорость движения ветра, осадки) невозможно; б) физически подготовлены, так как в походе требуется выносливость, умение с наименьшим напряжением выдержать непривычную обстановку; в) информированы о том, как поддерживать здоровье в новых условиях... К любому туристическому походу, даже к однодневной экскурсии, нужна существенная и длительная подготовка. Важно учесть сложность похода и его длительность. Общая продолжительность туристических походов, экспедиций, экскурсий учащихся не должна превышать: для 1-2 классов – 1 дня; 3-4 – 2 дней; 5-6 – 3-8 дней; 7-8 – 10-24 дней; 10-11 – 15-30 дней. В пеших и лыжных горных походах для выполнения нормативов на III юношеский разряд могут участвовать дети с 11 лет, в водных походах – с 12 лет, в велосипедных – с 14 лет; для выполнения нормативов на II-I юношеский разряды – соответственно с 12-13, 13-14 и 14 лет. К пешим походам I категории сложности допускаются учащиеся с 13 лет, к водным, горным, лыжным и спелеопоходам – с 14 (к спелеопоходам в вертикальных пещерах – с 16 лет), к велопоходам – с 15 лет. Все участники вожных походов должны уметь плавать. Подготовка к туристическому походу включает три этапа.

Первый этап – занятия с участниками по специальному тематическому плану. В Зависимости от категории сложности похода в программу входит разный объем подготовительных работ, но в любом случае должны иметь место общие медицинские аспекты (правила личной гигиены, закаливание, самоконтроль, самообслуживание, умение оказывать доврачебную медицинскую помощь, пользоваться аптечкой, питьевой режим, питание, правила приготовления пищи и т. д. ) Второй этап – определение степени закаленности, физической подготовленности участников. Целесообразно осуществить проверку в виде различных (с учетом возраста) форм соревнований: например, кто лучше уложит рюкзак, точнее перечислит обязанности дежурного по приготовлению туристического обеда и т. д. Перечень вопросов, подлежащих изучению участниками похода, сообщается заранее, рекомендуется литература, ведутся предварительные беседы, консультации. Третий этап – повторное медицинское освидетельствование накануне похода. Первичное медицинское освидетельствование выполняется при комплектовании группы. На каждого участника турпохода оформляется справка о состоянии здоровья (она может быть общей на всю группу). Справка должна быть заверена медицинским учреждением. В период подготовки к предстоящему походу целесообразно провести родительские собрания, привлечь родителей к его организации. Врач может воспользоваться случаем, чтобы дать советы по вопросам закаливания, режиму дня и не только в период похода, но и на каждый день. Заботой врача и руководителя туристического похода является гигиеническая характеристика маршрута. Для этого необходимо связаться с центрами гигиены и эпидемиологии (бывшие санитарно-эпидемиологические станции, на территории которых проложен маршрут), согласовать с ними состояние источников питьевой води, места привалов, обсудить вопросы охраны природы. Руководитель группы отвечает за жизнь и здоровье детей – участников похода. По окончании похода он подводит итоги, оценивает оздоровительное воздействие многодневного похода.

    Формирование здоровых привычек
    средствами художественной литературы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.