на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Методика организации внеклассной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников - (курсовая)
p>Формирование здоровых привычек – сложнейшая педагогическая проблема. Санитарное просвещение в форме санитарной медицинской информации о вреде курения и алкоголя, их последствиях и т. д. выявило свою полную несостоятельность, неэффективность. Без активного участия школы в воспитании учащихся санитарное просвещение дает обратный результат. Что должен знать учитель? Каким образом проводить гигиеническое обучение и воспитание (ГОВ)? Формирование здоровых привычек базируется на сознательном самовоспитании учащимися полезных для здоровья стереотипов. Здоровье несовместимо с вредными привычками, разрушающими его, поэтому отказ от них – один из обязательных элементов здорового стиля жизни. К вредным привычкам относятся прежде всего, различного рода наркоманические пристрастия: наркомания, табакокурение, злоупотребление алкоголем, кофе (“кофемания”), черным чаем (“чаемания”), переедание (“пищемания”), половые излишества (“сексомания”) и прочие виды поведения человека, в основе которых лежит состояние зависимости, т. е. привычка. Физиологическим проявлением наркомании является перераздражение центра удовольствия ретикулярной формации – подкорковой нервной структуры, которая выходит из-под контроля коры головного мозга и становится доминантой, или господствующим центром, подчиняющим себе высшие нервные центры, а с ними и высшую нервную деятельность. Воля, сознание, поведение, память – все, что отличает человека от животных, становится вторичным, зависимым от того наркотического средства, которое вызвало удовольствие. В этом смысле наркотик или алкоголь, рок-музыка или секс, кофе или сладости, снотворное или успокаивающее средство стоят на одной линии. Кроме того, они отрицательно воздействуют на функции коры головного мозга, правда, в разной степени. Отсюда вывод; эффект удовольствия, независимо от источника, становясь привычкой, грозит утратой здоровья – его следует сдерживать, контролировать. С целью повышения эффективности ГОВ школьников разработана методика целенаправленного медицинского комментария художественных текстов. Создавая определенный эмоциональный и психологический настрой, активизируя мышление, сопереживание, художественная литература становится добрым помощником учителя в чрезвычайно сложной, но необходимой работе по ГОВ учащихся. Ниже приводятся специально подготовленные отрывки из художественных произведений, соотнесенных с вопросами, заданиями и пояснениями к тексту. Работая с этим материалом, учитель может:

пополнить свои знания по пяти разделам : “Наркомания”, “Употребление алкоголя”, “Табакокурение”, “Половое воспитание и профилактика венерических заболеваний”, “Гигиена”; предложить детям прочитать или прослушать отрывок из художественного произведения. Желательно продемонстрировать книгу, содержащую данный текст, чтобы у ребенка появилось желание прочитать ее полностью. При необходимости дополнительно приводятся другие отрывки на ту же тему, которые даны в данном разделе. Целенаправленная работа с художественными текстами может стать содержанием классного часа или проводиться в качестве внеклассного мероприятия; задавать вопросы, задания по тексту;

использовать некоторые пояснения, прилагаемые к тексту, - своего рода “шпаргалку” для учителя; обсудить полученную из текста информацию и ответить на вопросы.

    Наркомания

С давних времен человечеству известны вещества растительного происхождения, обладающие одурманивающим действием. Это наркотические вещества, или наркотики. С развитием химии в XIX-XX вв. были получены искусственные наркотики – лекарственные средства сильного обезболивающего действия. Они способны привести к психическому заболеванию, которое называется “наркомания”. Наряду с наркотиками, состояние одурманивания способны вызвать и другие лекарственные препараты, а также средства бытовой и промышленной химии. Такие вещества называются токсикантами, а заболевание, которое они вызывают, токсикоманией. В своем развитии наркомания и токсикомания проходят следующие стадии: Состояние эйфории – удовольствие, комфорт, неадекватные данной ситуации; Психическая зависимость – психический дискомфорт при отсутствии наркотика или токсиканта: состояние, когда все помыслы и поступки противоречат прежним жизненным целям, здравому смыслу, морали, этикету и полностью подчинены болезненной потребности в наркотике; Физическая зависимость или синдром отмены (наркоманы называют его “ломка”), - тяжелое состояние, которое проявляется “ломающими” болями, судорогами во всем теле, рвотой, поносом, потерей сознания. Нередко развивается острое психическое расстройство – бред преследования. Виды наркомании:

опийная (морфинная) – при употреблении опия, морфия и других препаратов мака; гашишная - при употреблении препаратов из конопли (гашиш, анаша, марихуана); эфедриновая – при употреблении самодельно обработанного эфедрина; барбитуровая – после приема снотворных;

    кокаиновая – при употреблении кокаина;
    после приема средств, возбуждающих нервную систему.
    Виды токсикомании;

при злоупотреблении успокаивающими средствами (транквилизаторами); при вдыхании средств бытовой и промышленной химии;

вследствие приема некоторых лекарств, действующих на центральную нервную систему, антиаллергических и антигистаминных средств.

Употребление наркотиков первоначально было связано с религиозными и бытовыми обычаями в районах, где произрастали растения, содержащие наркотические средства. Это так называемые очаги или зоны первичного наркотизма: Азия (опийный мак, конопля), Южная Америка (растение кока, из которого добывают кокаин), Африка (растение кат, близкое к кока). Последствия, к которым приводит постоянное применение наркотиков, раскрывает эпизод из повести известного врача Ф. Г. Углова “Сердце хирурга”

    Ф. Г. Углов “Сердце хирурга”

В ночной час мы свернули с широкой центральной улицы на узкую боковую, по ступенькам спустились к закрытой двери полуподвального помещения. На вопрос, кто стучит, заданный по-китайски, Гаврилов тоже по-китайски отозвался: “Четырехглазый”. Нас тут же впустили. Оказывается, за круглые очки обитатели притонов окрестили милиционера Гаврилова “четырехглазым”. В нос ударил тяжелый запах гнили и застоявшейся сырости. В огромной комнате плавал сине-желтый ядовитый дым, и, приглядевшись, я увидел много людей, в разных позах сидящих и лежащих на захламленном полу. Кое-кто из них спал, кое-кто бредил, бормоча непонятные фразы, другие с тупой полусонной отрешенностью смотрели перед собой и – было видно – ничего не замечали. Иные же с блаженным выражением на лице курили длинные глиняные трубочки, наполненные гашишем. Как после объясним мне Гаврилов, за щепотку гашиша, вот за такой миг – посидеть с заветной трубкой во рту – тут готовы на любое, самое тяжкое преступление. Порок затмевает разум. Среди всех особенно жалкий вид имели женщины, опустившиеся в конец, утратившие человеческий облик… Хозяин притона – толстый, с длинной черной косой и заплывшими глазками китаец – подобострастно отвечал на вопросы моего спутника. Гаврилов подошел к одному из обитателей подвала и попросил снять рубаху. Тот, хотя и не охотно, но снял ее. Страшное зрелище представляло собой его тело, сплошь покрытое гноящимися струпьями. Это был морфинист, сам себе делающий уколы морфия. Так как при уколе шприц и игла, руки и тело не дезинфицировались, тут же возникло нагноение. Нагноения захватили уже всю спину, грудь и плечи… Еще ужасней выглядели у него ноги от паха до лодыжек – на них были огромные, незаживающие язвы. Зачастую морфинисты, подгоняемые нетерпением, вводят себе морфий прямо через одежду, не выбирая где на теле здоровое место, а где рубцы и струпья. Гаврилов попросил снять кофточку молодую, но изможденную, с потухшими равнодушными глазами женщину, и она безропотно, без признаков смущения обнажила тело. Та же мрачная картина – язвы, сочащийся из-под струпьев гной…

    Вопросы и задания
    Какие мысли вызывает у вас описание притона наркоманов?
    Опишите внешний вид морфиниста.
    Дайте описание гашишной наркомании из текста.

О каких признаках психической зависимости от наркотиков рассказывал милиционер Гаврилов? Что вы знаете о наркомании и ее исходе?

    Пояснение к тексту

Гашиш – препарат наркотического действия, получаемый из конопли. Способ употребления: курение, часто вместе с табаком, прием внутрь в виде пилюль, напитков, с различными блюдами, а также жевание. Начинают применять гашиш обычно в группе. Горящая папироса с гашишем имеет запах жженой травы. При остром отравлении гашишем характерны следующие признаки: покраснение лица, повышенный блеск и покраснение глаз, расширение зрачков, учащение пульса, повышенное чувство голода, жажда, нарушение координации, изменчивое настроение, болтливость, неадекватная веселость, склонность к агрессивным действиям. При хроническим употреблении препаратов конопли снижается интеллект, ухудшается память, человек испытывает постоянную слабость, апатию. Следует обратить внимание учеников на то, что описанный выше исход употребления препаратов конопли относится и к марихуане, которую принято считать безопасным, легким наркотиком. Морфинист – наркоман, делающий инъекции морфия.

Признаки острого морфинного (опийного) опьянения: узкие зрачки (симптом “булавочной головки”), сухость кожи, понижение артериального давления, редкий пульс, снижение критической оценки поступков и высказываний, расторможенность.

    Употребление алкоголя

Одним из видов наркомании является алкогольная зависимость. Алкоголь, или этиловый спирт, в медицинской классификации лекарственных средств относится к противомикробным средствам. Спиртом хирург обрабатывает руки, кожу перед операцией. В нем в течении получаса становится стерильным скальпель, которым хирург будет оперировать. При наружном применении спирт уничтожает микробные клетки, сушит кожу. При всех других способах применения, в том числе при приеме внутрь, алкоголь действует как средство для наркоза, т. е. действует непосредственно на центральную нервную систему, вызывая потерю сознания, расслабляя мышцы, выключая болевую чувствительность. Как все другие средства для наркоза, например эфир, алкоголь – токсическое средство, которое может привести к острому отравлению, циррозу печени, алкоголизму. Алкоголь – яд для нервной системы. При внутреннем употреблении передозировка его смертельно опасна. Тяжелое алкогольное опьянение может привести к смерти. Концентрация алкоголя при этом не имеет значения. При циррозе печени печеночные клетки заменяет соединительная ткань, которая не способна синтезировать белок, витамины, обезвреживать яды. Алкоголизм – психическое заболевание.

Много жизненных поучительных примеров можно найти в книге Ф. Г. Углова “Сердце хирурга”, а также перенять оттуда опыт перехода у безалкогольным традициям. Ниже приводится отрывок из этой повести: с описанием острого отравления алкоголем, отравления со смертельным исходом, алкогольного цирроза печени.

    Ф. Г. Углов “Сердце хирурга”

К употреблению алкоголя многие взрослые относятся чуть ли не благосклонно. Устоявшаяся традиция превращает почти любое дружеское застолье или вечеринку в состязание по части винопития. Огромен вред даже одноразового приема алкоголя подростками. Тринадцатилетняя Таня Р. приехала из Москвы на летние каникулы в деревню к родственникам. У них в сарае хранилось самодельное вино из яблок. Напиток был приятного вкуса, и Таня выпила около стакана. (Если представить, что это вино было крепостью около 10-12 градусов, то девочка выпила около 20-25 граммов чистого алкоголя, или 50-60 граммов водки). Вскоре она почувствовала резкую слабость, после чего потеряла сознание. В детской больнице, куда ее привезли, состояние девочки было крайне тяжелым. У нее наблюдались судороги, во время которых она выкрикивала бессвязные слова, билась головой о кровать. Девочку с трудом удавалось удерживать в постели. На окружающих она не реагировала, болезненности уколов не ощущала. Дыхание было шумным, клокочущим. Только через шесть часов судороги прекратились и больная погрузилась в глубокий сон. Постепенно здоровье Тани улучшилось. Однако быстрая утомляемость, вялость, головные боли оставались у нее в течении нескольких месяцев, что говорило о глубоком и стойком поражении не только коры головного мозга, но и всей центральной нервной системы.

    Вопросы и задания
    Какие мысли вызывает у вас прочитанный текст?

Могла ли Таня предвидеть, что “напиток приятного вкуса” вызовет отравление? Через какое время проявилось отравление?

Каковы последствия однократного употребления яблочного вина 13-летней девочкой? Какие случаи отрицательного действия легких алкогольных напитков вы знаете? Поразмышляйте над афоризмом “Опьянение – добровольное сумасшествие”. Кому принадлежат эти слова? (И. П. Павлов) Хотели бы вы завести безалкогольные традиции в своей семье? Знаете ли вы как проводят безалкогольные застолья?

    Пояснения к тексту

Сложность проблемы в том, что заранее определить безопасную дозу невозможно. Ни один алкоголик в мире не планирует закончить свою жизнь в психбольнице. Чувствительность к алкоголю зависит от возраста, пола, наследственности, состояния здоровья, настроения и многих других факторов. Подростки наиболее чувствительны к различным токсическим веществам, так как они переживают очень ответственный период своей жизни – период созревания, когда организм расходует силы на развитие половой системы, на взросление. Женский организм более чувствительней к алкоголю, чем мужской. Кроме того, организм Тани был ослаблен после учебного года. Вкус алкоголя и его вредность неадекватны. “Приятный напиток” оказался для Таня ядом.

    Ф. Г. Углов “Сердце хирурга”

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.