на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Содержание и формы педагогического просвещения родителей дошкольников - (диплом)
p>Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.

    Примерная структура игры такова:

1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования 2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

    3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.

    Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.
    д) Вечера вопросов и ответов.

Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течении этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать , распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др. , в зависимости от содержания вопросов.

Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать из на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

    е) Встречи за “круглым столом”.

Встречи за “круглым столом” расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности. Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей(приложение II), что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.

Глава III. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

    §1. Из опыта работы ДОУ №66 “Тополек”

Сегодня, в условиях нового этапа научно-технической революции и динамизма социальных преобразований оказалось, что дошкольные учреждения оторваны от современной реальной жизни, работают по принципу “закрытой системы”, осуществляя свои образовательные и воспитательные функции только в рамках детского сада, только с детьми и семьями, посещающими детский сад. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности дошкольного учреждения как первой ступени в системе непрерывного образования. “Закон об образовании РФ” предусматривает дальнейшее развитие и совершенствование образования, поиск новых типов дошкольных учреждений, новых форм воспитания и обучения детей. На базе Дошкольного Учреждения №66“Тополек”действует Дошкольный Микрорайонный Центр, осуществляющий связь ДОУ и микрорайона. ДОУ “Тополек” действует как открытая социально-педагогическая система(приложение III). Актуальность этой работы заключается в решении задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества, что диктует необходимость изменения характера деятельности дошкольного учреждения как первой ступени в системе народного образования. На разработку модели деятельности открытого ДОУ натолкнула проблема оторванности детских садов от современной реальной жизни, их работа по принципу “закрытой системы”. Обычные дошкольные учреждения осуществляют свои образовательные и воспитательные функции только в рамках детского сада, только с детьми, которые посещают ДОУ. Отрыв детей от широкого участия в жизни своего района, от экономики среды, ее производительного и культурно-исторического потенциала - все это разрушает целостный воспитательный процесс, не способствует достаточному формированию личности.

Цель деятельности ДОУ как открытой социально-педагогической системы состоит в следующем:

- максимальная “привязка” педагогической деятельности ДОУ к условиям районного социума;

- формирование личности ребенка путем взаимодействия с социальными институтами среды, семьей;

    - социализация личности ребенка;

- организация координирующего воспитательного центра на собственной базе по работе с семьей микрорайона;

    - выполнение социального заказа населения микрорайона;

- способствовать созданию в городском социуме воспитательного потенциала путем взаимодействия с социальными институтами среды;

- проводить активную работу по улучшению педагогической просвещенности родителей дошкольников;

- способствовать реализации прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства;

- содействовать развитию и укреплению семьи как социального института; - улучшить показатели социального здоровья и благополучия семьи и детей; - гуманизировать связи семьи с обществом и государством, трудовыми коллективами и общественными организациями;

- помочь в установлении гармонических внутрисемейных отношений.

Выделенные цели работы неразрывно взаимосвязаны, определяют специфику дальнейшего развития ДОУ; они органически включают в себя весь комплекс задач, обеспечивающих необходимые условия для личностного становления. Углубленная работа по выделенным направлениям требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми, новых форм и методов работы с родителями. Задачи ДМЦ:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; - обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка; - забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;

- взаимодействие с семьей для полноценного развития личности ребенка и для повышения педагогического потенциала родителей детей.

Особое значение в реализации намеченных задач и создании психолого-педагогических условий воспитания и обучения имеют: - организация развивающей среды в группе ДОУ;

- учет индивидуальных особенностей развития ребенка, осуществление дифференцированного подхода к детям с различным уровнем развития и в работе с родителями различных категорий;

- обеспечение социально-психологической поддержки ребенка, создание эмоционально-психологического комфорта в группе;

    - прогнозирование процесса развития ребенка;
    - проведение коррекционных процедур;
    - налаживание устойчивой связи с родителями воспитанников.
    ДОУ № 66 действует по следующим принципам:
    - гуманизация;

- преемственность (в работе возрастных групп в подготовке к школе); дифференциация;

компенсация (приобщение к тем личностно значимым социально-культурным ценностям, потребности в которых пока не удовлетворяются системой дошкольного образования, ее стандартами);

- социализация (осуществление связи между воспитанником и его социумом /ДОУ семья - друзья/, защита личности воспитанника, приобщение к общественным процессам и структурам);

- самоактуализация (выявление и воплощение индивидуальных творческих интересов и способностей, а также самоорганизации, саморазвитии и личностного роста воспитанников);

- педагогизация (формирование педагогической среды жителей микрорайона, взаимодействие педагогов ДОУ с семьей в формировании личности ребенка). Есть уже и определенные результаты существования ДОУ № 66 как открытой системы. В работе с родителями результаты следующие:

- вовлечение родителей воспитанников в жизнь детей и детского сада: - обеспечение педагогической культурой родителей в вопросах воспитания и обучения детей;

- активное участие родителей в развивающей образовательной работе с детьми. Помимо принципов и задач совершенствуется и система управления: а) переход в режим развития;

    б) создание “банка информации” педагогических идей;

в) совершенствование системы финансирования: использование финансовых средств спонсоров, попечительского совета на развитие ДОУ.

Управление представляет собой целенаправленное, непрерывное взаимодействие, сотрудничества руководства, всех участников педагогического процесса по достижению поставленных целей. Цели согласуются с социальным заказом родительской общественности.

    Высшим органом управления является педагогический совет

Обновленному содержанию всей воспитательно-образовательной работы с детьми и родителями в ДОУ № 66 свойственна нестандартность, творческий поиск, который способствует не только развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, но и укреплению их здоровья.

Атмосфера взаимопонимания, сложившаяся в ДОУ, положительный психологический климат в коллективе создают оптимальные условия для совершенствования воспитательно-образовательных процессов.

    Приоритетные направления работы ДОУ №66:

- методическая работа с педагогическим составом дошкольного учреждения; - привлечение к воспитательно-образовательной деятельности ДОУ семей, где дети не посещают ДОУ;

    - организация педагогического просвещения родителей;

- совместная деятельность с предприятиями и учреждениями города по укреплению семьи и формированию личности ребенка;

- проведение различных мероприятий на базе культурно-просветительных учреждений города;

    - благотворительная деятельность.
    Деятельность Дошкольного Микрорайонного Центра.

В основе работы Центра лежит модель социальных действий, предусматривающая последовательность действий по отношению к семье как объекту и грамотное выполнение каждого из действий.

    Модель состоит из следующих компонентов:

- наличие у работников ДОУ собственных представлений о содержании помощи клиенту и о представлениях клиента о содержании этой помощи, а также о форме ее оказания;

- широкое изучение семьи-системы и каждого ее члена как индивида (личности); - дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных структур;

- разработка программы (соответственно выделенным в ходе дифференциации типам семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;

- вхождение в контакт с семьей-системой и ее членами с целью реализации программы социальных действий;

- отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений.

Итак, приступая к социальным действиям по отношению к семье с целью оказания ей помощи, социальный педагог обязан четко представлять ее содержание(как со своей стороны, так и со стороны клиента) и возможные формы претворения этого содержания в практику. В научной литературе (Бернлер Г. , Юнссон Л. Теория социально-психологической работы, М, 1992. , с. 174-185, с. 306) отмечаются следующие сгруппированные представления контактера (социального педагога) по оказанию помощи клиенту: знание им своих возможностей в оказании помощи; предположительные знания ожидаемых услуг со стороны клиента; знание того, что он мог бы дать из того, что клиент ожидает; представление о том, что он сможет дать, не осознавая этого; его сознательные представления и бессознательные предположения о нуждах клиента.

Представления первой группы определяются границами профессиональной компетенции социального педагога и возможностями учреждения, которое он представляет. Вторая группа представлений о содержании оказания помощи клиенту определяется посредством высказанной клиентом потребности в ней и получением информации из других источников, и на этой основе - формирование знаний о том, какой именно помощи ждет от него клиент.

Третья группа представлений определяется реалистической оценкой социальным педагогом собственного поля деятельности.

Четвертая группа (неосознанная помощь) близка к “высшему пилотажу” работы социального педагога. Здесь проявляются глубинные аспекты профессионализма. Пятая и шестая группы представляют собой сумму нескольких систематизированных представлений, которые есть и встречаются в сфере его деятельности. Ожидания, присущие клиенту относительно содержания оказываемой ему помощи, следующие: его сознательное желание помощи; то, что, по его предположениям может дать ему социальный педагог; то, что он, по предположениям, может получить, и, наконец, его бессознательные желания (непосредственная простая помощь, которая формулируется им при первой встрече с консультантом - получить совет по воспитанию детей, решить вопрос экономической поддержки, и т. д. ). Наряду с наличием у социального педагога собственных представлений о содержании помощи клиенту и о представлениях клиента о содержании этой помощи, ему необходимо иметь представления о формах оказания помощи, среди которых выделяют форму компенсации нехватки чего-либо (материальная помощь, предоставление необходимых услуг и т. п. ), освобождение от негативного, работу над чем-то (конкретная работа, которую клиент не в состоянии выполнить сам) и предполагаемые изменения (работа по изменению “меня самого” или системы). Таким образом, знание социальным педагогом представлений о содержании и формах оказываемой помощи является необходимым компонентом в работе с семьей. Вторым компонентом взаимодействия семьи и Центра является широкое изучение семьи и каждого ее члена как индивида (личности). Оно строится на обязательном составлении характеристики микрорайона, на основе получаемой обширной информации путем ознакомления с первичными материалами личными делами детей, бесед с соседями, знакомыми и друзьями семьи, анкетирования детей и родителей, диагностирования семейных отношений и т. п. Характеристика микрорайона содержит следующие обобщенные данные: карту-схему жилых домов и других объектов; описание природной и материальной бытовой среды проживания жителей; общее число жителей в социуме, из них детей; средний возраст взрослого населения; половой состав; национальный состав жителей; социальный и профессиональный состав; образовательный уровень жителей; общее количество семей в микрорайоне, из них полных с бабушками и дедушками, полных без бабушек и дедушек, неполных, бездетных, имеющих одного ребенка, имеющих двух детей, многодетных семей, имеющих детей старшего школьного возраста, семей-беженцев и вынужденных переселенцев.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.