на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Содержание и формы педагогического просвещения родителей дошкольников - (диплом)
p>Каждое из этих направлений само по себе объемно и сложно. Но вместе с тем лишь их взаимосвязь делает работу значимой и эффективной. И только при грамотной диагностике, тесном контакте с семьей, при полном взаимопонимании возможно максимальное развитие личности ребенка.

§3. Работа детского сада №66 “Тополек” с многодетными семьями в рамках эксперимента “Дошкольное учреждение– открытая социально-педагогическая система” Цель:

- организация социальной, материальной помощи многодетным семьям путем взаимодействия с социальными институтами среды;

    оказание адресной помощи;

пропаганда позитивного опыта воспитания в многодетных семьях; формирование положительных внутрисемейных отношений;

    формирование педагогической культуры родителей;
    воспитание здорового ребенка в многодетной семье;
    организация культурного досуга;
    формирование полноценной личности;
    подготовка к школе.

Детский сад №66 посещают 8 детей из многодетных семей. Кроме того, для эксперимента взяты еще 5 многодетных семей, дети которых по тем или иным причинам не посещают детский сад.

Работа с многодетными семьями включает в себя несколько этапов.

    1 этап.

А) Диагностическое исследование многодетных семей микрорайона, посещающих и не посещающих детский сад.

Б) Анкетирование с целью выявления особенностей, потребностей, нужд и интересов детей и родителей многодетных семей.

    В) Составление социального портрета семьи.
    Г) Создание банка данных о каждой многодетной семье.
    2 этап.

Индивидуальная работа с семьями, особо нуждающимися в социальной и материальной помощи.

    3 этап.
    Работа с детьми:
    организация культурно-досуговой деятельности,
    организация образовательной и оздоровительной работы,
    кружковая работа по интересам,
    подготовка к школе.
    Работа с родителями:

просветительская работа (консультации, лектории, клубы по интересам и пр. ), формирование положительных внутрисемейных отношений,

    помощь в установлении контакта между родителями и детьми,
    адресная социально-педагогическая помощь.

Работа социального педагога детского сада №66 с многодетными семьями. Социально-педагогическая.

А) Анкетирование. Дифференциация семей по категориям в зависимости от степени участия в воспитании детей. Составление социального портрета о ребенке из многодетной семьи. Картотека многодетных семей.

Б) Социальный патронаж многодетной семьи, нуждающейся постоянно или временно в социальной опеке (особое внимание уделяется семьям, имеющим неблагополучные психологические и социально-педагогические условия, оказание). Оказание им помощи в семейном воспитании, в преодолении родителями педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, улучшение нравственного микроклимата в семье. В) Организация нетрадиционных встреч с родителями: клубы по интересам, аукционы семейного творчества, КВН-ы и пр. с участием детей.

    Г) Индивидуальны консультирования, лектории.

Д) Организация культурно-досуговой деятельности, работа кружков по интересам детей в д/с. Взаимодействие со всеми специалистами детского сада в вопросах полноценного формирования личности ребенка из многодетной семьи. Социально-бытовая работа.

А) Оказание разовой материальной помощи остронуждающимся через отдел опеки и попечительства РОО, центр срочной социальной помощи.

Б) Освобождение от родительской платы сроком на 6 месяцев малоимущих, многодетных семей, дети которых посещают детский сад.

В) Выделение бесплатных подарков к Новому году, Международному дню детей, на культурно-досуговые мероприятия через центр срочной социальной помощи, попечительский совет, спонсоров.

Г) Организация для детей из многодетных семей микрорайона групп кратковременного пребывания в яслях-саду на 3-4 часа, групп выходного дня, прогулочных групп с бесплатным пребыванием.

Основные направления работы психолога с многодетными семьями д/с №66.

    Работа с детьми.
    А) Психологическое обследование.
    Б) Психологическое обучение.
    В) Выявление межличностных отношений в семье.
    Г) Психокоррекционная работа.
    Д) Индивидуальная работа.
    Работа с родителями.

А) Совместная работа с социальным педагогом по анкетированию, составлению социального паспорта семьи.

Б) Консультирование родителей по вопросам воспитания, формирование положительных отношений в семейном социуме, продуктивного общения детей и взрослых.

    В) Лекторий по вопросам психологической культуры.
    Г) Клуб “Общение взрослых и детей”.

Д) Патронаж семей. Выявление межличностных отношений, индивидуальные консультации. Совместный патронаж с медиками д/с, педагогами в вопросах воспитания здорового ребенка. Создание положительного психологического микроклимата в семье.

Е) Адресная помощь. Письма родителям по их адресу. Цель: предупредить возможные педагогические ошибки в воспитании и обучении детей, рекомендации по обучению, оздоровлению, воспитанию; педагогическое просвещение родителей.

Взаимосвязь д/с №66 со школой №11 в работе с многодетными семьями. Совместный патронаж многодетных семей социальным педагогом д/с №66 и социальным педагогом школы №11 и психологом.

Совместные мероприятия дошкольников и школьников из многодетных семей (“Веселые старты”, “День здоровья” и т. д. ), а также в рамках встреч “Счастливая семья”, “Педагогическая гостиная”.

Совместные педагогические советы учителей школы №11 и педагогов ДОУ №66 по проблемам многодетных семей микрорайона по следующим темам: социальный портрет ребенка в многодетной семье микрорайона; анализ экспресс-анкет многодетных семей;

    социальные проблемы многодетных семей микрорайона;
    мини-интервью проблемных семей;
    организация культурного досуга детей из многодетных семей;

творческий отчет педагогов д/с №66 об организации работы с многодетными семьями.

Модель взаимодействия социального педагога с педагогами д/с №66 в работе с детьми из многодетных семей.

В своей работе социальный педагог д/с №66 взаимодействует с: Управлением Образования г. Тамбова (координация педагогической работы, решение проблем социальной помощи многодетной семье);

музыкальным руководителем (работа по интересам, обучение игре на музыкальных инструментах);

психологом (психокоординационная работа, индивидуальная работа); педагогом дополнительного образования (английский язык, немецкий язык, труд, театральная деятельность, хореография);

воспитателем по физической культуре (спортивная секция “Грация”, хореография); воспитателем по изобразительной деятельности;

педагогическим составом (обучение детей из многодетных семей); медицинским персоналом /врач, медсестра/ (работа по воспитанию здорового ребенка).

§4. Анализ опытно-экспериментальных исследований по дифференциации форм работы с родителями.

Эффективность нетрадиционных форм работы и использование новых методов я решила проверить, используя их в другом дошкольном учреждении - детском саду “Жемчужинка” г. Тамбова.

Так как для дифференцированной организации форм работы в детском саду необходимо разделение родителей на категории, я провелатестированиеродителей детей старшей группы детского сада “Жемчужинка” с целью выявления степени их участия в воспитательном процессе, используя тест, разработанный на базе ДОУ № 66.

    Вопросы
    Почти
    всегда
    Иногда
    Никог
    да
    1. Нравится ли Вам Ваш малыш?
    2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?
    3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?

4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?

    5. Поправляете ли Вы речь ребенка?
    6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
    7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли его?
    8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом?

9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?

    10. Играете ли Вы с малышом в какие-либо игры?
    11. Поощряете ли Вы ребенка в его интересах и увлечениях?
    12. Есть ли у ребенка одна или две собственные книги?

13. Есть ли у ребенка хотя бы одно место дома (уголок, полка и пр. ), которое отведено только ему?

14. Стараетесь ли Вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?

15. Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанных книг с ребенком?

    16. Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком?

17. Задаете ли Вы ребенку вопросы о смысле увиденного по телевизору?

18. Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?

19. Есть ли у ребенка возможность играть, лепить, рисовать, мастерить, заниматься рукоделием?

20. Стараетесь ли Вы ходить с ребенком на прогулку; устраиваете ли семейные походы в лес, парк, на реку?

21. Посещали ли Вы с ребенком картинную галерею, краеведческий музей, парк культуры и отдыха?

По результатам изучения родители поделились на три группы. Первую группу отличает высокий уровень эмоционально-нравственной культуры, проявляющийся в общении родителей с детьми; серьезное отношение к воспитанию детей. Вторая группа - со средним уровнем образованности и культуры родителей. Третью группу можно отнести к группе риска. В этой группе каждый член семьи живет своей жизнью, у каждого свой круг интересов; родителей отличает низкий уровень психолого-педагогической осведомленности.

Так как родители третьей категории имеют низкий уровень педагогической подготовки и психолого-педагогических знаний, именно на них была направлена коррекционная работа.

Конечно же, нельзя за одну встречу или беседу изменить отношение и поведение родителей. Поэтому наблюдение за этими родителями велось в течение четырех месяцев.

Для вовлечения родителей в жизнь детей и детского сада, для повышения их педагогической культуры из многих форм работы с родителями мною использовались следующие активные формы работы:

    1. Встреча с родителями “Педагогический калейдоскоп”;
    2. “Вечер вопросов и ответов”;

3. Беседа-лекция на тему “Как воспитать своего ребенка удачником”.

Встреча с родителями “Педагогический калейдоскоп” (приложение VI) проходила по следующему плану: 1. Решение педагогических ситуаций.

    2. “Отгадайка”.
    3. Игра со зрителями.
    4. Экспресс-опрос.
    5. Узнай своего ребенка.

Родителям предлагались различные проблемные ситуации, решение которых требовало от них знания педагогических основ воспитания детей, их психологии, также были предложены ситуации, которые можно было решить только совместно с детьми. Подобные занятия позволяют лучше узнать взаимоотношения родителей и детей, обратить внимание на недостатки в воспитании, принять дополнительные коррекционные меры воздействия, направить действия родителей в нужное русло.

Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам. Темой вечера в нашем случае было обсуждение вопросов, касающихся общения детей и взрослых. На мой взгляд, подобные вечера приносят большую пользу, разрешая конфликтные ситуации в семье между родителями и детьми, обучая родителей правильным путям решения проблем. “Вечер вопросов и ответов” (приложение VII), проведенный в детском саду “Жемчужинка”, был построен следующим образом. Темой была выбрана актуальная проблема общения детей и взрослых в семье. Заранее, на родительском собрании, посвященному общению, были собраны интересующие родителей вопросы. На “Вечере.... ” родители услышали развернутые ответы.

    План проведения этого занятия таков:

1. Консультация психолога “Общение взрослых и детей. Культура поведения”. 2. Ответы на вопросы родителей.

    3. Экспресс-опрос родителей.

4. Обыгрывание педагогических ситуаций детьми, решение педагогических ситуаций родителями.

    5. Памятки для родителей.

Завершающим этапом работы было проведение лекции-беседы на тему “Как воспитать своего ребенка удачником”. Это подвело заключительную черту под четырехмесячным наблюдением и исследованием категорий родителей и их поведения в зависимости от принадлежности к определенной категории.

По результатам исследований и наблюдений был составлен социальный паспорт детского сада №66 “Тополек”: Всего детей – 140.

    Количество многодетных семей – 4;
    в них детей – 12, в школе – 6, в д/с – 6.
    Количество неполных семей – 19;
    Матери-одиночки – 6, родители разведены – 13.
    Количество малообеспеченных семей – 5;
    в них детей – 7, в школе – 2, в детском саду – 5.
    Неблагополучные семьи – 2;
    в них детей – 2.
    Семьи с детьми-инвалидами –4;
    в них детей – 6, дети-инвалиды – 4.
    Образование:
    высшее – 77;
    средне-специальное – 144;
    среднее – 21.
    8. Безработных родителей – 18.

Завершил работу контрольный срез. Был предложен тот же самый тест, что и вначале исследования. Результаты повторного тестирования превзошли все ожидания. Они показали, что заинтересованность родителей в жизни детей и их педагогический уровень значительно вырос. Родители заинтересовались новыми формами работы, новыми методами проведения мероприятий; возросла их активность.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дифференцированный подход и использование нетрадиционных форм работы себя оправдывает. Если строить педагогическую и воспитательную работу с родителями в зависимости от категорий, то можно добиться высоких результатов. Самое главное - не останавливаться на достигнутом, а, совершенствуя и повышая квалификацию самих работников дошкольных учреждений, внедрять все новые и новые активные формы в работу с родителями в детские сады города.

Использование новых форм и методов работы оправдали себя, и многие дошкольные учреждения города с успехом используют их в работе. Но остается проблема детей групп риска. И здесь главную роль должны сыграть социальные педагоги дошкольных образовательных учреждений. Но до сих пор, когда в систему образования давно вошли и укрепились в своем положении новые, и главное необходимые, профессии социального педагога, педагога дополнительного образования, педагога-организатора, многие дошкольные учреждения не имеют в штате сотрудников такой должности. Так из 60 дошкольных учреждений города Тамбова только 10 имеют в штате социального педагога. В остальных детских садах функции социального педагога выполняют методисты, воспитатели, заведующие. Но ведь для выполнения всех функций социального педагога на этой должности просто необходим квалифицированный специалист, который должен организовать работу в социуме: в учебно-воспитательном учреждении, по месту жительства, а главное - в семье. Являясь посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, социальный педагог должен влиять на формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных отношений среди детей и взрослых.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр. В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др.

В зависимости от категорий родителей используются такие новые активные формы работы, как “круглые столы”, аукционы, викторины, педагогические калейдоскопы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, “Вечера вопросов и ответов” и др. Перед каждой встречей организуются просмотры занятий, согласно темы. Используемые многообразные формы воздействий должны основываться на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды.

Выявление всех категорий посредством социально-педагогических методов, использование активных форм работы с родителями с учетом типов семей и уровня их педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с детьми, организация работы ДОУ как открытой системы, активная поддержка связи с микрорайонами, приносит весомые результаты. Это было выявлено в ходе проводимой исследовательской работы.

а если к этому добавить некоторые изменения в структуре дошкольного образования, то можно добиться большего. На мой взгляд, введение в систему дошкольного образования ДОУ, работающих по открытой системе, только улучшит качество работы педагогов дошкольных учреждений города с родителями, укрепит связь детских садов и микрорайонов, обеспечит более оперативное и эффективное распространение передового педагогического опыта, поможет активнее проводить работу по педагогическому просвещению родителей дошкольников.

Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять социальный педагог, используя все полученные в ВУЗе знания на практике в работе с педагогами дошкольных учреждений, а главное - с родителями детей.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
    Закон Российской Федерации “Об образовании” (12. 07. 1995)
    Аронс К. Развод: крах или новая жизнь. М. : МИРТ, 1995.

Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф. ресурсы”. - М. , 1998, с. 424

Воспитатели и родители: Из опыта работы. М. : Просвещение, 1985. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 1991. Вульфов Б. З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 1992. - № 5/6. -С. 45-49.

Гурьянова М. П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. - 1996. - № 11/12. - С. 28-29. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М. : 1993.

Дошкольное учреждение как открытая социально-педагогическая система (эксперимент на базе детского сада № 66 г. Тамбова). Тамбов, 1995. Куличенко Р. М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М. ; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина. 1998, - 240с.

Любина Г. Как воспитать своего ребенка удачником // Дошкольное воспитание. 1997. № 12. с. 50-59

Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М. : ТОО “ИнтелТех”, Правление о-ва “Знание” России, 1994. Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях: Опыт работы я/с № 66 г. Тамбова. Тамбов. : 1995. Монастырский В. А. , Каримова Л. А. Курсовые и дипломные работы по социальной педагогике: Учебно-методическое пособие для студентов факультета педагогики и социальной работы. Тамбов. : 1998. Монастырский В. А. , Каримова Л. А. Курсовые и дипломные работы по социальной педагогике Выпускные квалификационные работы бакалавров: Учебно-методическое пособие для студентов факультета педагогики и социальной работы. Тамбов. : 1999.

Нагавкина Л. С. , Крокинская О. К. , Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб. : КАРО, 2000. – 272с. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений– Ростов н/Д. : изд-во “Феникс”, 1998, - 544 с. Семейное воспитание: Словарь / Под ред. М. И. Кондакова. М. : Педагогика, 1972. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т. И. Ерофеевой. - М. : Издательский центр “Академия”, 1999.

Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. Тамбов, 1993.

Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения/ Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянов, В. Н. Гуров. - В 2 т. Т. 1. Кн. 2. Ставрополь: СКИПКРО, 1997.

Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М. А. Галагузовой. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. – М. :1987.

Теория и методика социальной работы. Уч. пособие. М. : Изд-во “Союз”, 1994 199с.

    Этика социальной работы: Принципы и стандарты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.