на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Содержание и формы педагогического просвещения родителей дошкольников - (диплом)
p>Наряду с изучением инфраструктуры микрорайона следует иметь сведения о социально-экономических и социально-педагогических нуждах и потребностях семей, детей, молодежи, связанных с организацией труда, учебы и досуга несовершеннолетних и молодежи.

Все полученные данные уже позволяют осуществлять воздействие на семью-систему не вслепую.

Компонент социальных действий на этом этапе, после составления характеристики микрорайона, предусматривает изучение положения личности в семье и семьи-системы. Можно использовать американский вариант схем социального изучения личности и семьи (апробирован на экспериментальных площадках России).

    Схема № 1 изучения социальной истории личности.
    1. Личность.

1. 1. Общие сведения (Ф. И. О. , год рождения, место рождения, семейное положение, адрес).

1. 2. Семья (родители: Ф. И. О. , год рождения и смерти - если кто-то из них умер, адрес; братья и сестры: имена, даты рождения, место проживания; дети: имена, возраст, даты рождения и место проживания).

1. 3. Профессиональный уровень (наличие образования, место учебы или работы, причины переходов с рабочих мест).

1. 4. Индивидуальные особенности личности (здоровье и физическое состояние, способность к социальному контакту, знания и навыки, трудоспособность, способность изменять физическую и техническую среду, способность воздействовать на других людей, способность рационально и целеустремленно работать для осуществления намеченных альтернатив).

1. 5. Взаимоотношения внутри семьи, его место в ней; соседские и общинные связи. 2. Заботы, потребности, проблемы.

2. 1. Причины, приведшие к необходимости взаимодействия с данной личностью. 2. 2. История развития потребности, проблемы и факторы, влияющие на ее развитие. 2. 3. Способность к выполнению жизненных ролей.

    2. 4. Основные потребности.
    2. 5. Ожидания личности по содержанию оказываемой помощи.
    3. Факторы, влияющие на оказание помощи клиенту.
    3. 1. Что ожидает личность в качестве результата помощи.
    3. 2. Реалистичны ли эти ожидания.
    3. 3. Наличие внутренних ресурсов у личности к изменениям.
    3. 4. Негативные факторы влияния на ожидания личности.
    3. 5. Позитивные факторы влияния на ожидания личности.
    Схема № 2 изучения истории семьи.
    I. Основная информация.
    1. 1. Имена и дни рождения членов семьи, даты смерти.
    1. 2. Даты бракосочетания.
    1. 3. Отношение к религии, национальность.
    1. 4. Язык, на котором говорят в семье.
    II. Семья как система.
    1. Структура семьи.
    1. 1. Количество членов семьи, их родственные связи.

1. 2. Взаимоотношения в подсистемах: родители, родители и дети, братья и сестры. Наличие группировок в семье.

1. 3. Взаимоотношения между членами семьи и семьей как системой с другими членами большой семьи (дедушка, бабушка, двоюродные родственники). 1. 4. Взаимоотношения между семьей как системой и ближайшими друзьями. 2. Окружение семьи.

    2. 1. Взаимоотношения семьи с соседями.

2. 2. Влиятельные люди большой семьи, сильные и слабые стороны их влияния на семью.

    2. 3. Ситуация проживания и социоэкономический статус.
    3. Функционирование семьи.

3. 1. Взаимосвязи семьи с окружением (соседи, родственники, образовательно-воспитательные учреждения и т. д. ).

3. 2. Принятие решений в семье (кто превалирует: муж или жена, участие детей в принятии решений, влияние ближайших родственников на принятие решений в семье).

3. 3. Ролевые функции (кто ведет хозяйство, кто заботится о детях, на кого из членов семьи возложена функция эмоциональной поддержки семьи как системы поощрение, внимание, забота).

    4. История развития семьи.

4. 1. Генеалогическое дерево семьи (корни семьи, их влияние на сегодняшнее положение дел в семье).

    4. 2. Обычаи и традиции семьи.
    4. 3. Стадии развития семейной жизни.

Диагностирование межсемейных взаимоотношений проводится на основе соответствующих методик и анкет. Для определения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и родителями. Дифференциации семей на типыявляется главным компонентом социальных взаимодействий семьи и Центра. В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. Допустимо разделение семей на две группы: семьи благополучные и неблагополучные (с наличием какой-либо деформированности семейной структуры).

Благополучные семьи можно разделить на педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей.

Неблагополучные семьи по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социальными требованиями общества делятся на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные. Основная работа должна быть направлена именно на неблагополучные семьи. Существует следующая характеристика неблагополучных семей (Алексеева А. С. Особенности неблагополучных семей и возможности школы в работе с ними: сборник Вопросы профилактики правонарушений, М. , 1985. , с. 35). Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. В этих семьях идет наслоение конфликтов (предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство). Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений. разрушается чувство любви, уважения, долга. Данная семья как бы разрушается изнутри. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в социальных учреждениях (детских садах, школах, и т. п. ). Педагогически несостоятельная семья. В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против педагога, предъявляющего определенные требования. протест против требований начинает выражаться в неповиновении, грубости, отчуждении от коллектива, а затем от семьи.

Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской среде (семье) усвоившие стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятым. У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих и неумением их завоевать. Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Невозможность достижения статуса, соответствующего этим притязаниям, ведет к тому, что они становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.

Разная степень деформации семейных отношений требует от социального педагога различных подходов к организации работы с ними. Основными условиями, способствующими укреплению связей неблагополучных семей с обществом, являются: внимательное и тщательное изучение семейной среды, всех сторон ее жизни с учетом конкретных особенностей, конкретного типа неблагополучия; построение положительных и доверительных отношений между неблагополучными семьями и учреждением; реализация на этой основе делового сотрудничества по организации совместных воздействий на педагогически запущенных детей.

Четвертым компонентом модели социальных действий с семьей является разработка программы социальных действий коррекционно-воспитательной направленности, соответствующей выделенным в ходе дифференциации типам семей. Программа таких действий на семью состоит из следующих блоков:

    блок повышенной педагогической культуры родителей,
    блок совместных видов деятельности родителей и детей,

блок индивидуальной работы с родителями и детьми и семьей-системой в целом. Пятый компонент модели социальных действий с семьей обуславливает вхождение в контакт с семьей-системой и ее членами с целью реализации программы социальных действий.

Вхождение в контакт с воспитательно-коррекционной целью - один из наиболее сложных видов в работе с семьей и личностью - членом семьи. Теоретической основой этого вида деятельности социального педагога с семьей может быть концепция Г. Бернлера (Бернлер Г. , Юнссон Л. Теория социально-психологической работы, М. , 1992. , с. 204-210). Суть ее заключается в следующем: контакт между социальным педагогом (консультантом) и клиентом (членом семьи) понимается как серия интеракций между уровнем сознания и созерцания.

Базовый уровень(уровень 0) образован соответствующими уровнями действий сторон (все то, что человек делает, говорит, выражает языком жестов и . т. д. , но не размышляет). Далее идет уровень созерцания 1 (для клиента это его метауровень социально-психологического поля, для консультанта - его представления об этом поле, включая представления о клиенте и интеракции на базовом уровне).

Следующий уровень созерцания 2 (для клиента он заключается в его размышлениях о своих представлениях на уровне 1 с включением представлений о самом себе; для консультанта - содержит представления и размышлениях о представлениях клиента, а также о собственных представлениях на уровне 1).

И такого постулирования уровней сознания может быть бесконечное количество, где каждый уровень содержит размышления и представления о нижестоящем уровне. Причем, как указывает Г. Бернлер, “дом” консультанта должен быть выше на один этаж, чем “дом” клиента или хотя бы достигал его уровня, чтобы он был в состоянии размышлять и осознавать процессы и структуры социально-психологического поля.

Однако наиболее сложным является установление (или вхождение) социального педагога в первый контакт с семьей или ее отдельными членами. Обеспечить этот процесс может следующая методика контактного взаимодействия (адаптированная), предложенная Л. Б. Филоновым (Филонов Л. Б. Психологические способы установления контактов между людьми, М. , 1983. ). Методика предусматривает шесть стадий в контактировании, в процессе которых закономерно развиваются положительные отношения между контактерами.

На первой стадииснимается напряжение, тревога и неуверенность родителей в отношениях с педагогом посредством акцентирования внимания на положительном из того, что известно социальному педагогу о семье и членах ее по предварительно собранной информации. причем на этой стадии социальный педагог выполняет роль слушателя, используя эмпатическое педагогическое умение.

На второй стадии (при соблюдении сказанного выше) родитель начинает “выговариваться”, социальный педагог по-прежнему - слушатель. Родители начинают просить совета. На третьей стадиисоциальный педагог переключает внимание родителей на повышение требований как к себе, так и к каждому члену семьи.

На четвертой стадиисоциальный педагог переходит к действиям - обсуждению уже отдельных отрицательных свойств личности как своей, так и любого члена семьи, неблагоприятных сопутствующих обстоятельств.

На пятой стадии доверие завоевано, и это служит началом к взаимодействию. На шестой стадии ведется работа коррекционно-воспитателная со стороны социального педагога. В заключение следует отметить, что при вхождении в контакт все зависит от степени деформированности семейных структур и профессионализма лица, вступающего с семьей в контакт в целях проведения работы поизменению.

В ДОУ “Тополек”, как было отмечено, ведется активная работа с родителями. Мною также была изученабазовая модель опыта дошкольного учреждения № 66 “Тополек” Советского РОО г. Тамбова “Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в воспитании и обучении детей”.

Ведущая идея опыта: на основе нетрадиционных форм и методов работы с родителями, организовать более гуманное демократическое воспитание и обучение детей в семье, при котором педагоги и родители, руководствуясь принципами единого подхода в воспитании и обучении детей, постоянно обмениваются опытом, внедряя в практику наиболее ценные, передовые приемы воздействия на детей.

Концепция воспитания: - повышение педагогических знаний, педагогической культуры взаимоотношений, повышение практических умений родителей в воспитании детей; - всестороннее воспитание ребенка в дошкольном учреждении и дома, создание атмосферы взаимоуважения на принципах единого подхода к воспитанию и обучению детей;

- демократизация и гуманизация всех процессов воспитания и обучения детей в семье;

- положительный пример поведения и отношения к окружающим всех взрослых членов семьи, систематическое включение детей в бытовую, хозяйственную деятельность, воспитание к труду взрослых;

- осуществление индивидуального дифференцированного подхода в работе с семьей с учетом образования родителей, жизненного опыта, степени участия родителей в воспитании и обучении детей, оказание особого внимания семьям с низкой общей и педагогической культурой;

- формирование психологической готовности к учебе в школе путем постоянного сотрудничества родителей, воспитателей с начальной школой и учителем. Технология: использование нетрадиционных высокоэффективных методов и приемов работы с родителями:

    1. Анкетирование родителей.
    2. Тестирование родителей.
    3. Экспресс-опрос.
    4. Магнитофонная запись.
    5. Реклама.
    6. Оформление пригласительных билетов.
    7. Обсуждение педагогических ситуаций.
    8. Изучение рисуночных проективных методик.
    9. Индивидуальные беседы с родителями.
    10. Индивидуальные беседы с детьми.
    11. Посещение семьи ребенка.
    12. Моделирование игровых и проблемных ситуаций.
    13. Выявление передового опыта семейного воспитания.
    14. Участие родителей в педагогических советах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.