на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Умственное развитие учащихся в процессе изучения правила правописания безударных личных окончаний глаголов - (диплом)
p>Для того, чтобы правильно написать безударное личное оконча ние глагола, надо:

    1) определить время, лицо и число глагола;

2) назвать неопределенную форму этого глагола и по гласной букве перед окончанием -ть определить спряжение;

3) вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.

    - 27
    I II
    шь шь
    - Е т - И т
    м м
    те те
    -ут(-ют) -ат(-ят)

Запомните, какие глаголы-исключения относятся ко II спряже нию: глаголы на -еть: смотреть, вертеть, обидеть. ненавидеть, за висеть, терпеть, видеть; на -ать: слышать, дышать, гнать, дер жать.

    Можно назвать три группы признаков орфограммы:
    - "безударные гласные" - "опознавательный" признак;
    - "в личных окончаниях глаголов" - "выборочные" признаки;

- "в неопределенной форме оканчивается на -ить, значит отно сится ко II спряжению", "в неопределенной форме оканчивается на -ать, -еть, если является глаголом-исключением, то относится ко II спряжению, "остальные глаголы относятся к I спряжению" - "зак лючительные" признаки орфограммы.

    Признаки орфограммы должны быть расположены в той последо

вательности, в которой надо проводить анализ орфограммы, чтобы верно применить правило.

    § 4. Последовательность орфографических действий,
    отраженных в формулировке правила.

В формулировке правила вначале указываются опознавательные признаки орфограммы, затем "выборочные" и, наконец, "заключитель

    - 28
    ные" признаки орфограммы.

В формулировке данного правила опознавательные, "выборочные" и "заключительные" признаки орфограммы названы в той последова тельности, которая фактически нужна ученику для орфографического разбора.

В формулировке данного правила можно указывать сразу все глаголы, которые относятся ко II спряжению, т. е. 11 глаголов-иск лючений (4 на -ать и 7 на -еть) сразу записывать во II спряжение. Данное изменение оказывается в "заключительном" признаке ор фограммы и как таковой решающей роли не играет.

    Т. е. правило могло бы выглядеть и следующим образом:

"чтобы не ошибиться в правописании безударных личных оконча ний, надо поставить глагол в неопределенной форме.

Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить, кроме брить, стелить: строить - стро ит, строят; 4 глагола на -ать: гнать, дышать, держать, слышать; 7 глаголов на -еть: вертеть, видеть, терпеть, обидеть, смотреть, терпеть, , зависеть, ненавидеть.

Остальные глаголы относятся к I спряжению: мыть - моют, мо ет; полоть - полет, полют; тянуть - тянет, тянут и др. "

Такая формулировка правила на "заключительном" этапе позво лит сразу определить, к какому спряжению относится глагол. Если этот глагол не на -ить и не один из 11 перечисленных, то этот глагол относится к I спряжению.

Т. к. все глаголы-исключения относятся ко II спряжениё, их необязательно выносить отдельно (уже после того, как было сказано про II и I спряжение).

    В формулировке правила указан опознавательный признак орфог
    - 29
    раммы ("Безударные гласные.... ").
    § 5. Анализ названия орфографической темы.

В названии темы ("Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени") указан опознавательный признак орфограммы ("Безударные гласные.... ") и "выборочные" приз наки (".... в окончаниях глаголов). На выборочном этапе анализа оп ределяется 2 признака:

    1) морфема, в которой имеется безударный гласный;
    2) часть речи.

Признаки, указанные в названии темы, полностью совпадают с признаками, указанными в формулировке правила (опознавательный и "выборочный" признаки).

    § 6. Метод объяснения орфографического правила.
    Обоснование этого метода.

Данное правило можно объяснить детям, использовав индуктив ный метод.

    На доске следующая запись:
    I II
    Я играю хожу
    Ты играешь ходишь
    Он инграет ходит
    Мы играем ходим
    Они играют ходим
    Вы играете ходите
    - 30

Задание детям: сравните окончания глаголов I и II спряжения. Сделайте вывод, соотнеся окончание 3 лица множественного числа со всеми остальными окончаниями. Обратите внимание на гласную букву во всех окончаниях.

    I - е -ут, -ют
    II - и -ат, -ят.

- Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное лич ное окончание глагола.

    Например: я строю, ты стро. шь, он стро. т, они стро. т.

(Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение).

- Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени.

(Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями опре деляют по неопределенной форме).

    - Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II.
    пиш. шь, друж. шь
    1) В какой части слова пропущена буква?
    2) Ударные гласные или нет?
    3) К какой части речи относятся данные слова?
    4) Как определить, какую букву писать?
    Формулируется правило.
    Упражнение. Глаголы измени по смыслу, выдели окончание.

В тихие дни береза (сбрасывать) листья ровным кругом. (Крас неть) стройный клен. Труд (кормит), а лень - (портить).

    - 31
    § 7. Содержание и последовательность
    орфографического разбора.

Обнаружив в слове безударный гласный (опознавательный этап анализа), учащийся:

    1) выделяет морфему с безударным гласным;
    2) определяет часть речи (выборочный этап анализа);

3) если это глагол с безударным гласным в окончании глагола, ставит его в неопределенной форме и смотрит, на что оканчивается неопределенная форма глагола;

4) если этот глагол в неопределенной форме оканчивается на -еть или -ать, выясняет, не относится ли данный глагол к числу глаголов-исключений (заключительный этап анализа).

    Письменный разбор:

Молодая зелень (шептать, I спр. ) шепчет, (колыхаться, I спр. ) колышется. (Стлаться, I спр. ) стелются черные тучи, молнии в небе снуют.

Все кругом (смотреть, исключ. II спр. ) смотрит живо, мягко, ласково.

Прежде чем написать глагол с безударным личным окончанием, учащиеся ставят глагол в неопределенной форме, определяют спряже ние глагола и в скобках указывают неопределенную форму и спряже ние; если глагол является исключением, отмечают это обстоятельст во.

    Устный орфографический разбор:

"В слове шепчет безударный гласный находится в окончании глагола, неопределенная форма - шептать, оканчивается на -ать, это глагол I спряжения. Поэтому в глаголе шепчет окончание -ет. "

    - 32
    § 8. Виды ошибочных обобщений и их возникновение.

Правила правописания личных окончаний глаголов распространя ются на большое количество слов. По данным Т. В. Напольновой, гла голов с безударными личными окончаниями 17605, из них глаголов I спряжения - 14232, II спряжения - 3373.

Одна из причин ошибок в написании безударных личных оконча ний глаголов I и II спряжений заключается в том, что школьники подчас не умеют правильно поставить глагол в неопределенной форме. Учащиеся затрудняются поставить глаголы в неопределенной форме в следующих случаях:

а) если при образовании личных форм глагола происходит че редование согласных (подыскать - подыщет, плескаться - плещется, колыхать - колышет, щебетать - щебечет, рассказать - расскажет и под. ); особенно трудными являются глаголы на -ать, в которых в настоящем и будущем времени выпадает а (колыхать, щебетать и под. );

б) если глагол имеет видовую пару, причем однокоренные гла голы разных видов имеют неодинаковые личные окончания (глагол од ного вида является глаголом I спряжения, глагол другого вида глаголом II спряжения), например: усилить - усиливать, вытащишь вытаскивать, заметить - замечать, дополнить - дополнять и под. (ошибки возникают в том случае, если учащиеся при проверке подби рают неопределенную форму другого вида);

в) если глаголы безличные: хочется спать, дышится легко, от печи так и пышет жаром и под. Безличные глаголы в неопределенной форме употребляются редко, а иногда и совсем не употребляются,

    - 33

например, глагол "пыхать" в значении "испускать жар, быть жарким" в неопределенной форме не употребляется. Он употребляется лишь в форме 3-го лица единственного и множественного числа (этот глагол бывает не только безличным, но и личным, например: Печь пышет жа ром);

г) если глаголы близки по смыслу, но относятся к разным спряжениям, напрмер: гнать - гонять, выгнать - выгонять, слышать, слушать, вырастить - вырасти и под.

Учащиеся затрудняются определить, на что оканчиваются глаго лы в неопределенной форме в следующих случаях:

если глаголы оканчиваются на -ять: сеять, веять, реять, за лаять (употребительных глаголов ан -ять немного в русском языке); Если встречаются с глаголами молоть, клеить, удвоить и под. Последние два глагола учащиеся нередко считают глаголами на -ять: келять, удвоять; а глагол мелешь (мелет, мелем, мелете, мелют) не соотносят с глаголом молоть ввиду того, что в корне глаголы чере дуются гласные О и Е (молоть - мелет) и учащиеся не считают их однокоренными глаголами (они не учитывают наличия чередования); если встречаются с глаголами, которые учащиеся неправильно употребляют в своей речи (кашлять, выздороветь, капризничать, хо зяйничать и др. )

    Отметим и другие трудные случаи:
    1) глаголы на -оть: колоть, полоть, бороться и под. ;

2) глаголы, которые совпадают по основному лексическому зна чения и по формальным признакам лица и числа, но являются глаго лами разных наклонений: вынесите - вынесет, пишите - пишете. При указанных обстоятельствах учащиеся затрудняются определить, к ка кому наклонению ( изъяснительному или повелительному) относится

    - 34
    тот или иной глагол, в результате чего допускаются ошибки;

3) глаголы на -еть и на -ать. Большая часть глаголов на -еть и -ать относится к I спряжению, незначительная часть - ко II спряжению. Ошибки возникают в том случае, если учащиеся не учиты вают того, что 7 глаголов -еть и 4 глагола на -ать относятся ко II спряжению (считают все глагола на -еть и на -ать глаголами I спряжения) или если учащиеся глаголы на -еть и -ать пишут по ана логии с глаголами-исключениями (то есть считают все глаголы на -еть и -ать глаголами II спряжения);

4) глаголы с приставкой вы- (вымыть, выпить, вышить, выбить и под. ) перетягивающей на себя ударение в слове, в результате че го личные окончания становятся безударными, в то время как в бесприставочных глаголах эти окончания ударные (выпьет - пьет, выльет - льет, вышьет - шьет, выспится - спит и под. ) Ошибки возникают в том случае, если учащиеся незнакомы с ролью приставки вы- и при анализе соответствующих глаголов не обращают на наличие приставки вы-, определяя спряжение глаголов по неопределенной форме.

В глаголах-исключениях, имеющих приставку или частицу -ся (а иногда и приставку, и частицу -ся) ошибок встречается в 2-3 раза больше, чем в бесприставочных глаголах и в глаголах без частицы -ся. Очевидно, наличие приставки и частицы -ся затрудняет "узна вание" глаголов-исключений.

Спряжение глаголов некоторые учащиеся определяют по вопросу что делать?

Если этот вопрос ставится к глаголам I спряжения, то ошибки, разумеется, не допускаются, если же этот вопрос ставится к глаго лам II спряжения, то появляются ошибки.

    - 35

В глаголах I спряжения с основой на шипящие Ж и Ш ошибки возникают потому, что учащиеся пишут их, неверно применяя прави ло: "жи, ни пиши с буквой и". По этому "правилу", как показали индивидуальны беседы, ошибочно были написаны такие, например, слова, не спишешь, колышется, не колышет, не расскажешь и др. Ошибки возникают и тогда, когда учащиеся не узнают парадигм спряжения. Поэтому они под влиянием суффиксов неопределенной фор мы пишут соответствующие гласные в окончаниях глаголов ("сеят"). Иногда учащиеся определяют спряжение глагола по 3 лицу мно жественного числа. Вот некоторые ответы учащихся: "Колишь, потому что они колят", "гладешь, потому что они гладят"; "пенется, пото му что они пенются"; "слышешь, потому что слышут".

Итак, ошибки на правописание личных окончаний глаголов в ра ботах учащихся появляются в том случае, если учащиеся не могут правильно поставить глагол в неопределенной форме и определить, на что оканчивается глагол в неопределенной форме; затрудняются верно установить грамматические признаки глагола, определяют спряжение глагола по вопросам что делать? что сделать? или по 3-му лицу множественного числа; учитывают не все существенные признаки, верное определение которых способствует безошибочному письму, или учитывают несущественные признаки, а существенные признаки не принимают во внимание.

    .
    - 36

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.