p>Для того, чтобы правильно написать безударное личное оконча ние глагола, надо:
1) определить время, лицо и число глагола;
2) назвать неопределенную форму этого глагола и по гласной букве перед окончанием -ть определить спряжение; 3) вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.
- 27 I II шь шь - Е т - И т м м те те -ут(-ют) -ат(-ят)
Запомните, какие глаголы-исключения относятся ко II спряже нию: глаголы на -еть: смотреть, вертеть, обидеть. ненавидеть, за висеть, терпеть, видеть; на -ать: слышать, дышать, гнать, дер жать.
Можно назвать три группы признаков орфограммы: - "безударные гласные" - "опознавательный" признак; - "в личных окончаниях глаголов" - "выборочные" признаки;
- "в неопределенной форме оканчивается на -ить, значит отно сится ко II спряжению", "в неопределенной форме оканчивается на -ать, -еть, если является глаголом-исключением, то относится ко II спряжению, "остальные глаголы относятся к I спряжению" - "зак лючительные" признаки орфограммы.
Признаки орфограммы должны быть расположены в той последо
вательности, в которой надо проводить анализ орфограммы, чтобы верно применить правило.
§ 4. Последовательность орфографических действий, отраженных в формулировке правила.
В формулировке правила вначале указываются опознавательные признаки орфограммы, затем "выборочные" и, наконец, "заключитель
- 28 ные" признаки орфограммы.
В формулировке данного правила опознавательные, "выборочные" и "заключительные" признаки орфограммы названы в той последова тельности, которая фактически нужна ученику для орфографического разбора. В формулировке данного правила можно указывать сразу все глаголы, которые относятся ко II спряжению, т. е. 11 глаголов-иск лючений (4 на -ать и 7 на -еть) сразу записывать во II спряжение. Данное изменение оказывается в "заключительном" признаке ор фограммы и как таковой решающей роли не играет.
Т. е. правило могло бы выглядеть и следующим образом:
"чтобы не ошибиться в правописании безударных личных оконча ний, надо поставить глагол в неопределенной форме. Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить, кроме брить, стелить: строить - стро ит, строят; 4 глагола на -ать: гнать, дышать, держать, слышать; 7 глаголов на -еть: вертеть, видеть, терпеть, обидеть, смотреть, терпеть, , зависеть, ненавидеть. Остальные глаголы относятся к I спряжению: мыть - моют, мо ет; полоть - полет, полют; тянуть - тянет, тянут и др. " Такая формулировка правила на "заключительном" этапе позво лит сразу определить, к какому спряжению относится глагол. Если этот глагол не на -ить и не один из 11 перечисленных, то этот глагол относится к I спряжению. Т. к. все глаголы-исключения относятся ко II спряжениё, их необязательно выносить отдельно (уже после того, как было сказано про II и I спряжение).
В формулировке правила указан опознавательный признак орфог - 29 раммы ("Безударные гласные.... "). § 5. Анализ названия орфографической темы.
В названии темы ("Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени") указан опознавательный признак орфограммы ("Безударные гласные.... ") и "выборочные" приз наки (".... в окончаниях глаголов). На выборочном этапе анализа оп ределяется 2 признака:
1) морфема, в которой имеется безударный гласный; 2) часть речи.
Признаки, указанные в названии темы, полностью совпадают с признаками, указанными в формулировке правила (опознавательный и "выборочный" признаки).
§ 6. Метод объяснения орфографического правила. Обоснование этого метода.
Данное правило можно объяснить детям, использовав индуктив ный метод.
На доске следующая запись: I II Я играю хожу Ты играешь ходишь Он инграет ходит Мы играем ходим Они играют ходим Вы играете ходите - 30
Задание детям: сравните окончания глаголов I и II спряжения. Сделайте вывод, соотнеся окончание 3 лица множественного числа со всеми остальными окончаниями. Обратите внимание на гласную букву во всех окончаниях.
I - е -ут, -ют II - и -ат, -ят.
- Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное лич ное окончание глагола.
Например: я строю, ты стро. шь, он стро. т, они стро. т.
(Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение). - Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени. (Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями опре деляют по неопределенной форме).
- Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II. пиш. шь, друж. шь 1) В какой части слова пропущена буква? 2) Ударные гласные или нет? 3) К какой части речи относятся данные слова? 4) Как определить, какую букву писать? Формулируется правило. Упражнение. Глаголы измени по смыслу, выдели окончание.
В тихие дни береза (сбрасывать) листья ровным кругом. (Крас неть) стройный клен. Труд (кормит), а лень - (портить).
- 31 § 7. Содержание и последовательность орфографического разбора.
Обнаружив в слове безударный гласный (опознавательный этап анализа), учащийся:
1) выделяет морфему с безударным гласным; 2) определяет часть речи (выборочный этап анализа);
3) если это глагол с безударным гласным в окончании глагола, ставит его в неопределенной форме и смотрит, на что оканчивается неопределенная форма глагола; 4) если этот глагол в неопределенной форме оканчивается на -еть или -ать, выясняет, не относится ли данный глагол к числу глаголов-исключений (заключительный этап анализа).
Письменный разбор:
Молодая зелень (шептать, I спр. ) шепчет, (колыхаться, I спр. ) колышется. (Стлаться, I спр. ) стелются черные тучи, молнии в небе снуют. Все кругом (смотреть, исключ. II спр. ) смотрит живо, мягко, ласково. Прежде чем написать глагол с безударным личным окончанием, учащиеся ставят глагол в неопределенной форме, определяют спряже ние глагола и в скобках указывают неопределенную форму и спряже ние; если глагол является исключением, отмечают это обстоятельст во.
Устный орфографический разбор:
"В слове шепчет безударный гласный находится в окончании глагола, неопределенная форма - шептать, оканчивается на -ать, это глагол I спряжения. Поэтому в глаголе шепчет окончание -ет. "
- 32 § 8. Виды ошибочных обобщений и их возникновение.
Правила правописания личных окончаний глаголов распространя ются на большое количество слов. По данным Т. В. Напольновой, гла голов с безударными личными окончаниями 17605, из них глаголов I спряжения - 14232, II спряжения - 3373. Одна из причин ошибок в написании безударных личных оконча ний глаголов I и II спряжений заключается в том, что школьники подчас не умеют правильно поставить глагол в неопределенной форме. Учащиеся затрудняются поставить глаголы в неопределенной форме в следующих случаях: а) если при образовании личных форм глагола происходит че редование согласных (подыскать - подыщет, плескаться - плещется, колыхать - колышет, щебетать - щебечет, рассказать - расскажет и под. ); особенно трудными являются глаголы на -ать, в которых в настоящем и будущем времени выпадает а (колыхать, щебетать и под. ); б) если глагол имеет видовую пару, причем однокоренные гла голы разных видов имеют неодинаковые личные окончания (глагол од ного вида является глаголом I спряжения, глагол другого вида глаголом II спряжения), например: усилить - усиливать, вытащишь вытаскивать, заметить - замечать, дополнить - дополнять и под. (ошибки возникают в том случае, если учащиеся при проверке подби рают неопределенную форму другого вида); в) если глаголы безличные: хочется спать, дышится легко, от печи так и пышет жаром и под. Безличные глаголы в неопределенной форме употребляются редко, а иногда и совсем не употребляются,
- 33
например, глагол "пыхать" в значении "испускать жар, быть жарким" в неопределенной форме не употребляется. Он употребляется лишь в форме 3-го лица единственного и множественного числа (этот глагол бывает не только безличным, но и личным, например: Печь пышет жа ром); г) если глаголы близки по смыслу, но относятся к разным спряжениям, напрмер: гнать - гонять, выгнать - выгонять, слышать, слушать, вырастить - вырасти и под. Учащиеся затрудняются определить, на что оканчиваются глаго лы в неопределенной форме в следующих случаях: если глаголы оканчиваются на -ять: сеять, веять, реять, за лаять (употребительных глаголов ан -ять немного в русском языке); Если встречаются с глаголами молоть, клеить, удвоить и под. Последние два глагола учащиеся нередко считают глаголами на -ять: келять, удвоять; а глагол мелешь (мелет, мелем, мелете, мелют) не соотносят с глаголом молоть ввиду того, что в корне глаголы чере дуются гласные О и Е (молоть - мелет) и учащиеся не считают их однокоренными глаголами (они не учитывают наличия чередования); если встречаются с глаголами, которые учащиеся неправильно употребляют в своей речи (кашлять, выздороветь, капризничать, хо зяйничать и др. )
Отметим и другие трудные случаи: 1) глаголы на -оть: колоть, полоть, бороться и под. ;
2) глаголы, которые совпадают по основному лексическому зна чения и по формальным признакам лица и числа, но являются глаго лами разных наклонений: вынесите - вынесет, пишите - пишете. При указанных обстоятельствах учащиеся затрудняются определить, к ка кому наклонению ( изъяснительному или повелительному) относится
- 34 тот или иной глагол, в результате чего допускаются ошибки;
3) глаголы на -еть и на -ать. Большая часть глаголов на -еть и -ать относится к I спряжению, незначительная часть - ко II спряжению. Ошибки возникают в том случае, если учащиеся не учиты вают того, что 7 глаголов -еть и 4 глагола на -ать относятся ко II спряжению (считают все глагола на -еть и на -ать глаголами I спряжения) или если учащиеся глаголы на -еть и -ать пишут по ана логии с глаголами-исключениями (то есть считают все глаголы на -еть и -ать глаголами II спряжения); 4) глаголы с приставкой вы- (вымыть, выпить, вышить, выбить и под. ) перетягивающей на себя ударение в слове, в результате че го личные окончания становятся безударными, в то время как в бесприставочных глаголах эти окончания ударные (выпьет - пьет, выльет - льет, вышьет - шьет, выспится - спит и под. ) Ошибки возникают в том случае, если учащиеся незнакомы с ролью приставки вы- и при анализе соответствующих глаголов не обращают на наличие приставки вы-, определяя спряжение глаголов по неопределенной форме. В глаголах-исключениях, имеющих приставку или частицу -ся (а иногда и приставку, и частицу -ся) ошибок встречается в 2-3 раза больше, чем в бесприставочных глаголах и в глаголах без частицы -ся. Очевидно, наличие приставки и частицы -ся затрудняет "узна вание" глаголов-исключений. Спряжение глаголов некоторые учащиеся определяют по вопросу что делать? Если этот вопрос ставится к глаголам I спряжения, то ошибки, разумеется, не допускаются, если же этот вопрос ставится к глаго лам II спряжения, то появляются ошибки.
- 35
В глаголах I спряжения с основой на шипящие Ж и Ш ошибки возникают потому, что учащиеся пишут их, неверно применяя прави ло: "жи, ни пиши с буквой и". По этому "правилу", как показали индивидуальны беседы, ошибочно были написаны такие, например, слова, не спишешь, колышется, не колышет, не расскажешь и др. Ошибки возникают и тогда, когда учащиеся не узнают парадигм спряжения. Поэтому они под влиянием суффиксов неопределенной фор мы пишут соответствующие гласные в окончаниях глаголов ("сеят"). Иногда учащиеся определяют спряжение глагола по 3 лицу мно жественного числа. Вот некоторые ответы учащихся: "Колишь, потому что они колят", "гладешь, потому что они гладят"; "пенется, пото му что они пенются"; "слышешь, потому что слышут". Итак, ошибки на правописание личных окончаний глаголов в ра ботах учащихся появляются в том случае, если учащиеся не могут правильно поставить глагол в неопределенной форме и определить, на что оканчивается глагол в неопределенной форме; затрудняются верно установить грамматические признаки глагола, определяют спряжение глагола по вопросам что делать? что сделать? или по 3-му лицу множественного числа; учитывают не все существенные признаки, верное определение которых способствует безошибочному письму, или учитывают несущественные признаки, а существенные признаки не принимают во внимание.
. - 36
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|