p>застел. ть постель, подстел. шь соломы корове, расстила. тся снежный ковер, сбре. т бороду, побре. тся утром, сбрива. т начисто. Во многих учебниках ты можешь прочитать, что ко II спряжению относятся:
1) все глаголы на -ить (кроме брить, стелить)
2) семь глаголов н -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зави сеть, ненавидеть, видеть, смотреть 3) четыре глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать. Проверь, можно ли с помощью схемы определить, к какому спря жению относятся все глаголы, указанные в этом списке. Выходит, что и схема, и список одинаково позволяют опреде лить спряжение глагола. Чем же из них пользоваться при проверке орфограммы в личных окончаниях? Чем угодно. Чем удобнее, тем и пользуйся. После того, как сфомулировано правило, дети выполняют упраж нение.
- 45 1. Прочитай загадку: Сам не ед. т, не ид. т, Не поддерж. шь - упад. т. А педали пуст. шь в ход Он помч. т тебя вперед. - В каких частях слов пропущены буквы? (в окончании) - Все ли пропущенные буквы являются орфограммами?
- Что нужно знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы? Выпиши глаголы с орфограммами в личных окончаниях и проверь их с помощью неопределенной формы, указывая на его признаки, ко торые ты использовал при проверке орфограммы. Твоя запись должна выглядеть так:
3 "А": пиш. шь - писать (у, не шип. I) - пишешь 3 "А" (писать, I спр. ) пишешь
В этом упражнении во всех глаголах в окончании были пропуще ны гласные буквы. Ребята должны сориентироваться в необходимости самой проверки. Ударные окончания проверке не подлежат, проверя ются только безударные. Это знание крайне важно, т. к. правило применяется только к тем случаям, когда личное окончание безудар ное. [Если школьник начинает проверять правилом I и II спряжений глаголов с ударными окончанием, например, "они летят", то о н ра зочаровывается в правиле, ведь глаголы на -еть в неопределенной форме "лететь" - I спр. ] При работе над этой темой необходима тренировка в определе нии времени, лица, числа глагола, встретившегося в тексте, а так же в образовании неопределенной формы глагола. Для последующей
- 46
проверки правописания безударны личных окончаний необходимо до вести до высокой точности, надежност умения учащихся определять форму глагола. Также мы развиваем у детей умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания. 1. Запись под диктовку с заданием: указать спряжение глагола. Чтобы знать, надо любит книгу и уметь ее читать. Книга помо гает тебе проникать в тайны жизни на Земле. Из книг ты узнаешь об удивительном подводном мире. Каждая встреча с хорошей книгой это праздник. - В какую форму надо поставить глагол, чтобы узнать его спряжение? - Какие глаголы неопределенной формы относятся ко II спряже нию, какие - к I ? 2. Узнайте спряжение глагола, напишите его во 2-м лице единственного числа, обозначьте ударение.
Писать, рисовать, ходить, готовить, стрелять. Образец записи: мечтать (I) - мечтаешь. 3.
Как тебя понимать февраль? То, деревья кидая в дрожь, То пургой занавес. шь даль, В лед дорого вокруг заку. шь. То полощ. шь в дождях седину, И гудит, и дрож. т земля
Словно в гостях ты жд. шь весну. Нрав тяжелый у февраля! (С. Поликарпов. ) - В каких частях слов пропущены буквы?
- Все ли пропущенный буквы являются орфограммами? Что надо знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы?
- 47
Выпиши глаголы с орфограммами в личных окончаниях и проверь их с помощью неопределенной формы, указывая те признаки, которые ты использовал при проверке орфограммы. 4. А теперь игра "Будь внимателен". Из двух названных глаго лов указать глагол I спряжения. Доказать. (Используются сигналь ные карточки с цифрами I, II. )
Победить, побеждать. Отправлять, отправить. Потерять, нахо дить. Разрушать, разрушить. Гореть, говорить.
С этим заданием ребята справились правильно. но работа они выполняли очень медленно. После этого урока в 3 "А" классе вводятся уточнения в схеме, которые описаны раньше. Для удобства из лучше давать на одном уроке.
Далее уделяется внимание однокоренным глаголам. Задание (для двух классов). 1. Прочитай: - Эй, вы, косые! Вон собаки бегут. Мож. те догнать? - Пожалуй, догон. м. - Что же не догоня. те, под кустом лежите? - А зачем нам их догонять? Что они нам плохого сделали?
В тексте встретился глагол ДОГНАТЬ. От какого глагола он об разован? Образуй от глагола гнать новые глаголы с помощью приста вок вы-, пере-, при-, со-, у-. Как ты думаешь, одинаковые ли лич ные окончания у этих глаголов и у глагола гнать? В тексте есть два однокоренных глагола. Одинаковы ли они по смыслу, можно ли их употреблять в речи друг вместо друга? А одинаково ли пишутся их личные окончания?
Выпиши глаголы и проверь орфограммы в их личных окончаниях. - 48 Запиши текст. Подумай, одинаковы ли слова в каждой паре:
прилетаю - прилечу, побелею - побелю, разрушаю - разрушу, поеду - поезжу, перегоню - перегоняю, отвечу - отвечаю. Запиши эти глаголы в неопределенной форме. К какому спряже нию относится каждый из них. Придумай и запиши предложения с дву мя любыми парами глаголов. На следующем уроке ребята знакомились с "коварно" приставкой ВЫ-. Вот посмотрите предложение: Оля решила, что вышьет маме ко дню рождения салфетку. Посмотрим и разберим глагол вышьет. В окончании глагола на писана буква 2е 0. Значит, какого спряжения глагол? (I). - Как же так, ведь в неопределенной форме у этого глагола суффикс -и- (глагол а -ить). А по схеме это какое спряжение? (II). Ребята задумались. Тогда я предложила разобрать этот глагол по составу. - В этом слове есть приставка, и если ее отбросить, то.... И тут всем стало понятно, что никакой ошибки в схеме нет, что это проделки приставки ВЫ-.
Обрати внимание!
Приставка 2 вы- 0 очень часто перетягивает ударение на себя. По этому при проверке орфограмм в личных окончаниях глаголов с этой приставкой ее нужно обязательно отбрасывать (если это возможно). _Задание ... Проверь орфограммы в личных окончаниях глаголов: хорошо выгляд. шь, высп. шься завтра, выпил. шь лобзиком, выбь. шь стекло, вынес. шь из комнаты, вымокн. шь под дождем, вылет. шь в полдень, выключ. шь свет, с трудом выговор. шь, выдерж. шь испытание.
- 49
Во всех ли словах тебе удалось отбросить приставку? В каких случаях для проверки орфограммы оказалось достаточно отбросить приставку? В каких глаголах потребовалось дополнительно проверить особенности неопределенной формы глагола. На этом же уроке выполняли задание на развитие умения обос новывать написание безударных личных окончания глаголов; совер шенствование умения распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы. _Задание ... Найти в тексте глаголы в настоящем и будущем време ни. Объяснить написание окончаний.
Вот идет могучий Олего со двора, С ним Игорь и старые гости. И видят - на холме, у берега Днепра, Лежат благородные кости; Их моют дожди , засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль. (А. С. Пушкин. )
Найдите в тексте глаголы. Объясните их написание. Еще на этом уроке отрабатывали способ проверки безударного окончания глагола. 1. - Вставьте подходящие по смыслу слово - и вы прочитаете пословицы: Кто .... мир, пожнет счастье. Мир строит, война ...... Дерево .... по плодам, а человека - по делам.
(Пропущенные слова: сеет, разрушает, ценят. ) - Объясните смысл пословиц.
- Нужно ли проверять окончание в глаголах? Почему? Проверьте. Учащиеся доказывают, какое отношение надо написать, пользу
- 50
ясь образцам рассуждений (правилам). Учитель подсказывает формы глагола сеять, обращает внимание на вопросы: что делает? разруша ет, что делать? разрушать. - Итак, что надо сделать (какие действия надо выполнить), чтобы проверить безударные окончания глаголов?
- Сейчас я и проверю, как вы это запомнили.
_Задание. . Образовать словосочетания со следующими глаголами. Проверить личные окончания.
"купить коньки" (II спр. ) (они) чин. т - что? (ты) чувству. шь - что? (они) хлопоч. т - о чем? (они) хвал. т - кого? (ты) услыш. шь - что? (они) уч. т - кого? чему? (ты) убира. шь - что? (они) украша. т - что? (мы стреля. м - во что? (мы) спаса. м - кого? (вы) снима. те - с чего? (ты) смотр. шь - во что? (вы) се. те - что?
Работу можно давать по вариантам. Главное, чтобы ребята не только правильно определили личное окончание глагола, но и верно бы составили словосочетание, т. е. слова должны быть связаны по смыслу. А теперь можно немного поиграть. "Исключи лишнее слово" (подчеркни его). 1) Пишем, вяжем, стираем, _ дружим . , (т. к. это глагол II спря жения, а остальные - I). 2) Строим, клеим, говорим, _ отвечаем . (т. к. это глагол II спр. , а остальные - I). 3) Молчат, _ посеют . , думают, живут (посеют - будущее время, а остальные глаголы внастящем времени).
- 51
Ребята записывают слова в строчку, а лишнее слово подчерки вают. Объяснение ведется устно.
А еще я познакомила ребят с разноспрягаемыми глаголами.
Спиши текст, проверяя орфограммы. Проверку орфограмм в лич ных окончаниях записывай перед глаголами.
Птица-жонглер.
На лугах вблизи лесных опушек ход. т, в такт шагам покачивая головой, пестрая хохлатая птица - удод. Длинный изогнутый клюв сует в сухую траву, под камни: ищ. т насекомых. А найдет - не гло та. т: подброс. т жука вверх и лов. т открытым ртом. Клюв удода длинный, а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клю ва, он втянуть в клюв не мож. т Вот и приходится удоду жонглиро вать всякий раз, когда он ест. (Если ребята пишут медленно, то можно немного изменить зада ние: учитель читает текст по предложениям, в каждом предложении ребята находят глагол, записывают его и объясняют. ) В последнем предложении встретился глагол ест. Никаких осо бых орфограмм в этом глаголе нет. А вот спрягается он необычно. Убедитесь в этом сами. Вместе с учителем ребята спрягают глагол на доске и в тетра ди.
Проверь устно орфограммы и запиши: Ветер на море гуля. т И кораблик подгоня. т; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. (А. Пушкин. ) Все ли из пропущенных букв тебе пришлось проверяет? Почему? - 52
Выпиши глагол бежит вместе с местоимением он. А теперь заме ни местоимением множественного числа. Как ты напишешь глагол бегут или бежат? Если бежат, значит, ты ошибся; так по-русски не говорят. Говорить (и, конечно, писать) нужно бегут. Интересный этот глагол - бежать! Во всех лицах, кроме одно го, у него окончания II спряжения, как и положено таким глаголам. А вот в третьем лице множественного числа вдруг появляется окон чание I спряжения. В грамматике этот глагол так и называется раз носпрягаемый. Гласные во всех окончаниях этого глагола в сильной позиции, поэтому орфографических ошибок в них, пожалуй, не сделаешь. А вот грамматические ошибки при употреблении этого глагола в личных формах возможны. Поэтому полезно отметить его особенности в схеме. Вставь глагол бежать в нужной форме в предложения: 1) Годы ...... 2) Из крана .... вода. 3) Куда вы так .... ? 4) Тропинка .... по склону горы. 5) Из-под корней могучего дуба .... ключ. Одинаково ли лексического значение глагола во всех предложе ниях? Каким синонимам его можно заменить в каждом предложении? А я так хочу? Стали глаголы выбирать себе личные окончания. Дело серьезное - окончания-то не какие-нибудь, а личные! Одним больше по душе окончания первого спряжения, другим - второго. Дошла очередь и до глагола 2хотеть 0.
- Я хочу и тех окончаний и этих, - заявил 2 Хотеть 0.
- Мало ли чего ты хочешь! Другие, может, тоже хотят, да так не бывает.
- А я хочу! - 53
- Да ты подумай, что получится, если каждый из нас как попа ло спрягаться станет! Порядок должен быть! - Подумаешь, порядок! Вы как хотите, так и спрягайтесь, а я все равно по-своему спрягаться буду.
Махнули другие глаголы на упрямого 2 Хотеть 0 рукой. - Пусть спрягается, как хочет. А мы и знать его на хотим.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|