на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контрольная работа: Масонство в России

«Русский масонский вопрос» часто служил определенным политическим целям. В советской историографии, начиная с 70-х годов и по сей день, обращение к истории русского масонства начала ХХ в. служит оружием в политической борьбе и именно это является источником интереса к «королевскому искусству», как масоны называли свое движение. Появилось много литературы – от публицистических статей в духе авторов «Наш современник» до научно-исторических или полунаучно-исторических брошюр Н.Н. Яковлева, В.Я. Бегуна20 и прочих, не говоря уже о небылицах на сложнейшую тему мирового масонства межвоенного и послевоенного периода21.

1.2 Первые масонские ложи в России, их основные представители

Масонство проникло в Россию после того, как проявилось в определенных формах на Западе. Документальные данные о первых русских масонских ложах относятся к 1731 году. Именно в этом году гроссмейстер Великой лондонской ложи лорд Ловель назначил капитаном Джона Филипса провинциальным Великим Мастером «Для всей России». А. Пыпин в своем труде «Русское масонство» пишет, что масонство в России по преданию ввел сам Петр. Он будто был привлечен самим Кристофером Вреном, знаменитым основателем английского масонства. Вместе с тем Н.М. Лонгинов в книге «Новиков и Московские мартинисты» пишет, что Петр вывез из своего путешествия масонский статус и на его основании приказал открыть ложу в Кронштадте. Пыпин свидетельствует, что в одной рукописи Публичной библиотеки «Взгляд на философов и революцию Французскую» указано, что масонство существовало во время царя Алексея Михайловича, и Брюс был великим мастером, а Петр первым надзирателем, потом великим мастером Кейт.

«Немецкая слобода стала Европой в миниатюре, где так же, как там, кипели политические страсти, а над умами господствовали идеи английской революции, эмигранты жили теми интересами, которые захватывали общества у них на родине. Поддерживалась деятельная переписка с Европой» - высказывал свое мнение К.Ф. Валишевский22. К ним тянулись тогдашние «властители душ» русского общества – князь Голицын, «птенцы гнезда Петрова», Прокопович, Татищев, Кантемир, князь Щербатов, Сумароков, Херасков, Радищев, Грибоедов. Самой яркой личностью в масонстве XVIII столетия был Н. И. Новиков (1744-1818). В Петербурге в 1775 году Новиков по предложению нескольких лидеров масонства был посвящен в ложе «Атерея». Он потребовал, чтобы для него открыли сразу три степени. Он хотел убедиться, что в них нет ничего противного его совести. Желание его было удовлетворено. Новиков посещал петербургскую ложу «Урания». Специально для него была организована ложа по Рейхелевской системе под названием «Латона». Он был посвящен в четвертую степень, а в 1778 году принял шведский седьмой градус.

Т.А. Бакунин пишет, что «несмотря на то, что Новиков вначале отнесся к масонству с недоверием, он именно в ней нашел ответ своим просветительским и благотворительным стремлениям»23. Ричард Прайс – профессор русской истории Гарвардского университета в начале 80-х годов ХХ столетия характеризует Новикова как консерватора: «Новикова заносят в политические консерваторы из-за его решимости действовать «внутри системы», как сейчас выражаются… Он безжалостно бичевал «порок» и ревностно пропагандировал полезные знания, потому что, по его убеждению, человечество можно улучшить лишь через улучшение человека… Такой упор на человека, а не на его среду был всегда отличительным знаком консерватизма»24.

Новикову принадлежали издательские предприятия: сатирические журналы «Трутень», «Кошелек», «Живописец»; журналы просветительского характера «Утренний свет»; исторические издания «Древняя Российская библиографика», «Опыт исторического словаря о Российских писателях». Он жертвовал частично свои доходы на школы для сирот, бесплатные больницы, во время голода устраивал продовольственную помощь.

Следующим выдающимся деятелем русского масонства принято считать И. П. Елагина (1725-1793). Обер-гофмейстер, действительный тайный советник, в 1750 году открыл первую масонскую ложу, которая работала по английской системе. Его посвящение состоялось во французской рыцарской ложе. Елагин был ревностным масоном, провинциальным Великим мастером всей России25. А. Пыпин утверждает, что «Елагинская система» была «характерна» для этой эпохи. Масонство было первой попыткой самостоятельной деятельности общества, оно должно было отобразить в себе общее положение общества. Силы русского общества еще были невелики, положительное образование крайне слабо. Поэтому это больше всего походило на фантазерство26. Т. Бакунин приводит мнение самого Елагина: «Я с самых юных лет моих вступил в так называемое масонство, или свободных каменщиков общество. Посещал я с удовольствием Ложи: пониже работы в них почитали совершенною игрушкою, для препровождения праздного времени вымышленного. Препроводил я многие годы в искании в Ложах и света обетованного и равенства мнимого: но ни того, ни другого ниже какие пользы не нашел, клико старался…». Позже он приходит к другому выводу, что масонство «…по почтению от всех просвещенных языков должно заключать в себе превосходное и полезное для рода человеческого…»

С одной стороны. Идея «духовного строительства», взаимного нравственного совершенствования, религиозной терпимости и другие идеалы, попав на нетронутую почву, зазвучали в понимании вольных каменщиков в их особой чистоте и значимости. Вся масонская работа, до момента запрещения в 1822 году была посвящена «исканием истины, даже когда дело шло лишь о ритуалах, степенях или других тайных познаниях»27.

С другой стороны: «В течение двух столетий передовая интеллигенция шла под знаменем против божества и человеческих установлений. Она шла от рационализма к пантеизму и закончила атеизмом и построением Вавилонской башни… Петр I стал жертвой и орудием страшной разрушительной силы, потому, что не знал истинной сущности братства…»

Имя Петра пользовалось высоким уважением среди русских братьев XVIII века. Распевавших на своих собраниях известную «Песнь Петру Великому» Державина.

В Россию постепенно проникает идеология Просвещения, сторонники которой выступали за дальнейшую европеизацию страны, развитие образования, провозглашали силу разума. Видным представителем ее в России был М.В. Ломоносов. Сам выходец из низов, он предлагал сделать образование доступным для всех сословий. Надежды на лучшее он связывал с просвещением монархов, идеал которого видел в Петре I.

Отсюда следует, что русские масоны сознательно и несознательно связывали с масонскими идеями преобразовательную деятельность Петра. Ведь в это время бурным потоком цивилизация хлынула в Россию, развивалась наука, искусство, медицина28. Переоценивались ценности духовные и материальные и пересматривались взгляды на жизнь, менялись убеждения. Все это происходило и не без вмешательства масонских лож. Ведь те понятия, которые они доносили на собраниях до слушателей, обсуждались и из них делались выводы.


1.3 Отношение Екатерины II к масонству

После недолгого царствования Петра на престол в 1762 году вступила Екатерина II. Ее политике были присущи многие черты «просвещенного абсолютизма» - реформы в определенных сферах, смягчение политических нравов. Уменьшение регламентации экономической деятельности, развитие образования и другое. Первое время к масонству она относилась терпимо, вероятно из политических побуждений. Она не была религиозной, но ладила с религией, ища себе опоры в духовенстве. В то время масонство было распространено не только среди столичного и провинциального дворянств, но оно уже проникло и в купеческую среду и в православное духовенство. Осталось считанное количество дворянских семей, в которых не было родственников в масонских ложах. Например: розенкрейцерами были князь Черкасский, Лопухины, Тургеневы; по шведской системе работали граф А.И. Строганов, А.И. Мусин-Пушкин; в петербургских ложах состояли князь А.Одоевский, граф Н. Толстой, князь А. Вяземский. В екатерининскую эпоху масонство было сильно развито среди иностранцев, заседания проходили на разных языках. В Москве, как и в Петербурге, были немецкие и французские ложи. Первая широкая организация русского масонства создалась в начале 1770-х годов во главе Ивана Перфильевича Елагина. Г.В. Вернадский перечисляет ложи:

«а)1775: 13 лож первого Елагина союза и 8 рейхеловых лож;

б) 1777 год: 18 елагино-рейхелева союза;

в) 1780 год: 14 лож шведской системы;

г) 1783-1786 годы: 14 явных лож берлинской розенкрейцерской системы;

д) 1787-1790 годы: до 22 лож второго Елагина союза и не менее 8 тайных розенкрейцерских лож».

Число членов каждой ложи сильно колебалось. Меньше всего их было в розенкрейцерских тайных ложах – не более 9 человек в каждом «собрании»29.

Наука, литература и публицистика попадают под влияние масонства. Российская академия из 60 членов имела 30 масонов. Российская академия, Шляхетский корпус и Московский университет основаны масоном И.И. Шуваловым. Они становятся мощными центрами управления масонов.

1.4 Образование новых лож

В 1768-1769 годах в Россию проникает отрасль тамплиерской системы называемая Клерикат, основанный доктором И.Штарком (1741-1816). А. Пыпин пишет, что Штарк явился на масонскую сцену с новыми изобретениями30. Штарк проповедовал, что тайны ордена тамплиеров были унаследованы духовными людьми. Он пытался возродить притязания католического духовенства на господство над мирянами. Пыпин критикует Штарка: «Штарк был масоном еще с 1761 года. Он приобрел, как говорят, большие сведения в масонских вещах; любил говорить таинство о высокой древности ордена, о великих его тайнах, чудесных силах и знаниях, которыми он обладает. Он внушал своим друзьям и адептам веру в чудесное, в магию и духоведение… При каких обстоятельствах Штарк придумал клерикальную систему, до сих пор не разъяснено вполне, и сведения о ней неясны и противоречивы»31.

Полукатолический характер этой системы с ее церковными обрядами, молитвами и таинствами не мог привлечь к себе большое число православных русских братьев, поэтому о России представляются самые смутные представления.

Около 1756-1786 в Петербурге была основана система с высшими степенями – система Мелиссино. Младший брат куратора Московского университета Мелиссино стремился вложить в свою систему научное содержание. Эта система сообщала те же сведения, которые составляли основу розенкрейцерской науки, в странном сочетании с полукатолической обрядностью, как в Штарковом Клерикате. В то время в России не могли иметь успех ни новая церковность, ни мистическая натурфилософия.

К концу 70-х годов относится появление в русских ложах системы Циннендорфа, которая только недавно перед тем образовалась в Германии, как особенная. Ведущим деятелем в Петербурге был гвардейский генерал-аудитор Рейхель, вступивший на русскую службу в 1770 году. Им была учреждена ложа «Аполлона» - первая ложа Циннендорфской системы. Она состояла из 14 членов, 13 из которых были иностранцами и только 1 русский – шталмейстер ее Величества Нарышкин.

Позднее была открыта ложа «Гарпократа» под управлением князя Н. Трубецкого, в эту ложу позже перешло большинство членов «Аполлона». А. Пыпин приводит данные Новикова о «рейхелевском масонстве по берлинскому акту», помимо названных лож еще: Ложа И. Артемьеап, Ложа А. Нартова, немецкая Ложа в Ревеле – «Изида», Ложа Новикова – «Латона», Ложа Дубянского («Астерея»), Ложа Л. Третьяковского, Ложа В. Крюковского32.

В тоталитарном «вертикальном» обществе масонство создает свои «горизонтальные» негосударственные объединения ищущих духовного возрождения людей, постепенно подменяя ими величественные, но пустые формы официозных структур. Эти две концепции человека несовместимы, чем и объясняются последовательные репрессии и разгром ордена вольных каменщиков в конце правления Екатерины. Масонская идея человека вступает в противоречие и борьбу с кругом любимых принципов эпохи: просвещения, философо-энциклопедистов и «государственной» литературы классицизма. Именно масонство создает термин «интеллигенция», он введен в наш политический словарь тем же Шварцем в его лекциях и поэтому гораздо старше, нежели написано о нем в новейшей энциклопедии. Это показывает, что масонская концепция человека – не только философская или литературная, то есть отвлеченная категория, это живая, сложная, развивающаяся общественная проблема. О которой надо говорить на языке объективной науки, понимая всю ее актуальность и существенную серьезность, значимость для нас и мировой истории33.

Литературу, музыку, архитектуру, живопись объединяет одно слово – душа, его произнесли философы русского масонства, заговорив о человеке как главном предмете разных родов творческого познания натуры, о самобытной традиции отечественной духовной культуры, которую можно увидеть и правильно поныть лишь в сложном контексте масонских идей.

1.5 Масонское понятие Елагина

Многие выдающиеся деятели оставили свой след в масонском движении. Одним из таких является Елагин. Путь его в масонстве можно разбить на два периода. Первый – это вход в масонство и образование первых елагинских союзов. Второй – образование английских лож. Елагин, как натура мыслящая, размышлял о еще неизвестном ему в масонстве. С целью разрешить этот вопрос он стал чаще посещать ложи и искать знакомства с людьми «состарившимися в масонстве». Много нового он открыл для себя после встречи с английским масонством. Елагин ревностно отдавался масонской деятельности и быстро выдвинулся на первое место среди петербургских братьев. Он завязал отношения с Великой Лондонской ложей и получил от нее разрешение на работу в семи степенях винорской или новоанглийской системы. Благодаря Елагину в русском масонстве снова начало преобладать английское влияние. Он писал, что учение наше родилось от Бога, ибо он есть слово Божие; поэтому новые системы и новые постановления никак не могут быть против него: не могут ослепить на некоторое время слабость людей любопытных, но бессильны поколебать ревность просвещенных. Говоря о розенкрейцерской системе, он характеризует ее следующими чертами: «Сия неисповедуемыми общениями учения, у них одних токмо существующими, укрепляет легковерие братства, возрождая из тлеющего иезуитского пепла мечтательного феникса. Они, называя братьев свободными каменщиками, определили над ними беспредельную начальствующую власть, покоряющую и разум, и волю»34. Когда он затем стал беседовать с людьми «состарившимися в масонстве и с чужестранными братьями, он постепенно приобрел высокое мнение о масонском таинстве и, в сущности» был недалек от настоящего розенкрейцерского мистицизма. Путешественники из Англии рассказывали ему об истории масонства, об образовании Лондонской Великой ложи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.