на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контрольная работа: Масонство в России

Об участии в российских масонских ложах некоторых большевиков имеется ряд свидетельств: масонов И. Н. Майнова, В. А. Оболенского, Кускова, Некрасова, Гальперна. Запись в дневнике Мельгунова насчет большевиков-масонов датирована 26 апреля 1915 года82.

Люди, вращавшиеся в ложах в то время, характеризовали отношения в них: организация не имела программы, члены ее сохраняли свободу действий, от них не требовали подчинения, не давали им директив83. Это означает, что масоны, входившие в те или иные партии, по-прежнему сознавали себя в первую очередь кадетами или меньшевиками, а так же затем масонами; приоритетными были не масонские узы, а партийные решения и партийная дисциплина. Даже если бы, как сообщал впоследствии Некрасов, масоны действительно давали обязательство ставить «директивы масонства» выше партийных, осуществить этот принцип на деле не удавалось84.

2.4 Новые понятия в масонстве

Знакомясь с масонством, невозможно не обратить внимания на его особенности: организационная структура, терминология, символика, ритуалы. У каждой ложи были свои отличительные знаки. Но понятия «притушение» и «радирование» во всех ложах понималось одинаково85.

«Притушение» или «усыпление» - это решение, в силу которого ложа или отдельная ее часть остается в масонской организации, но без права на какую-либо в ней деятельность (участие в заседаниях, собраниях). Такое решение может быть принято вышестоящей ложей за нарушение ею правил или в случае ее бездеятельности. Эта мера принимается и к отдельным членам ложи. Ложа может сама ходатайствовать об «усыплении» и каждый член имеет на это право. Так же и наоборот: ходатайствовать о восстановлении в определенную ложу. Это была не столь строгая мера.

Например: в 1909 году ложи Великого Востока Франции» были «усыплены» по решению русского руководства. В 1917 году «усыпленные» вернулись в ложу.

«Радиация» означала пожизненное исключение из масонства руководством ложи ее члена за грубейшее нарушение им масонских принципов, а также за длительную неуплату членских взносов. Но и эта мера не была строгой. Во многих случаях она отменялась.

Еще одно понятие масонства – «регулярность»86. К отдельному члену, оно означает, что он был посвящен в тайны «королевского искусства» в «регулярной» ложе и не был из нее «радирован» или «усыплен». Ложа считается «регулярной», если документ о своем основании получила от «Великого Востока» или «Великой Ложи» любой страны.

Существовало еще понятие «двойное членство»87, но оно скорее принадлежало компартиям, чем масонам. Решением IV конгресса Коммунистического Интернационала от 2 декабря 1922 года было запрещено «двойное членство». Идея этого решения сводится к вопросу о взаимоотношениях между рабочим и мелкобуржуазным движением. Опубликование этого решения, по словам Г.Е. Зиновьева, было признано неудобным. Поэтому широкие круги коммунистов об этом ничего не знали.

Все сказанное касается доминирующего в русском масонстве 1907 – 1917 прогрессивного течения, которое идейно было связано с течением в движении «королевского искусства» романских стран. Кроме масонских лож этого течения, в России действовали также и другие ложи – ложи консервативного течения, а также мистические, основанные мартинистами.

Следующей особенностью масонства считается – понятие о смерти. Они считали, что главной проблемой человеческой жизни есть смерть. Поэтому она так важна для понимания. Масонской философской и художественной антропологией. Любовь к смерти – одна из семи орденских добродетелей. Лопухин спокойно говорил о временности жизни. Шварц учил: «Смерть не иное что есть, как переменение организации или прехождение из одной жизни в другую». Трактат «Фигура генеральная» дает сухую формулу обыденной человеческой трагедии: «Смерть есть разделение частей, в целом существе соединенных»88.

2.5 Притихание масонских лож

Масонство не проявляло себя слишком ярко. Поэтому и власти реагировали на их действия, исходя из уже утвердившихся полицейских оценок степени опасности для режима той или иной партии, не придавая особого значения масонству в отдельности. После падения монархии и легализации политических партий масонские связи утратили прежнее значение, хотя и могли еще поддерживаться на индивидуальном уровне даже в первые годы большевистского режима. Для некоторых масонов-социалистов продолжением их масонского служения явилось участие в политическом Красном Кресте советского времени (Пешков, Муравьев, Кусков), но это никак не означало стремление восстановить масонские структуры. Тем же, кто ставил такую цель, не помогло отмежевание от досоветских «кадетских лож»89. Если дореволюционное масонство возникло преждевременно, то возрождать его в советских условиях было уже слишком поздно.

Таким образом, масонская организация была, прежде всего, местом, где могли встречаться и общаться без предвзятости.

Инициатором возрождения масонства в России был депутат I Государственной думы М.М. Ковалевский. Он стремился сблизить политические группировки. Отчуждение среди них он считал скорее недоразумением, чем результатом неустранимых разногласий. Сумбатов-Южин задачу партии видел в создании и соблюдении правил политической борьбы. Голицын записал в марте 1912 года в дневнике: «В русских встречается так редко уважение к своим противникам.

Возрождение масонства в России произошло на почве неудовлетворенности имевшимся опытом многопартийности. Принципы масонства должны были приостановить дробление сил оппозиции. Обнинский считал, что масонство – это учение, основанное на любви к человечеству вообще, а к страдающей его части в особенности. Учение, призывающее к свободе, равенству и братству, учение, отвергающее кровавые способы борьбы и вообще мирное.

В начале 1909 года в Петербурге работали три ложи, в Москве – две. Члены масонства мотивировали необходимость установления доверия между всеми сторонниками превращения России в правовое государство.

Конец 1909 года – это переломный момент в развитии масонства в России.

До тех пор, пока не были «усыплены 3 ложи, возникшие под эгидой «Великого Востока Франции», движение носило обывательский характер, когда ложи вошли в объединение «Великий Восток народов России», оно политизировалось».

Роспуск прежних лож стал исходным моментом для перелома, поскольку ложи, основанные после 1909 года, и их верхушки никому не подчинялись. В мае 1908 года в Москве возник межпартийный кружок. «Входным билетом» в него была «непримиримость к существующему правительству».

Предполагалось разработать план, чтобы предотвратить «государственный переворот» сверху, и заставить правительство осуществить обещание манифеста 17 октября.

Люди, вращавшиеся в ложах в то время, характеризовали отношения в них: организация не имела программы, члены ее сохраняли свободу действий, от них не требовали подчинения, не давали им директив. Кроме масонских лож этого течения, в России действовали также и другие ложи.

После падения монархии и легализации политических партий масонские связи утратили прежнее значение.


3. Состояние масонского движения в современном мире

3.1 Характеристика масонства ХХ века

Со дня своего образования и до сегодняшнего масонство изменялось постоянно, своими действиями оно влияло на политическое движение и своими идеями привлекая к себе образованных и интеллигентных людей. О.Ф. Соловьев приводит данные о численности масонов к началу ХХ столетия. Общая численность составляла 1,5 миллиона адептов, в том числе: США – 908535, Англия – 95 тысяч, Шотландия – 25 тысяч, Ирландия – 22 тысячи, Канада – 44473 тысячи, Германия – 37800, Италия – 8600, Австрия – 18, Швеция – 12, Австралия – 18 тысяч, Новая Зеландия – 6 тысяч, Дания – 4,3 тысячи, Венгрия – 3,6 тысяч, Норвегия – 3 тысячи, Голландия – 2,5 тысяч, Испания – 1,8 тысяч, Египет – 800 тысяч90.

Но единства в масонстве, как такового не было. Даже в пределах одной страны братья входили в ложи различных центров, которые не всегда поддерживали дружеские отношения. Например: во Франции наиболее влиятельной считался Великий Восток, его численность составляла до 28 тысяч членов, Великая Ложа и Верховный Совет, практиковавшие древний ритуал, находившиеся в союзе между собой, имели соответственно 5,5 и 3 тысячи посвященных.

3.2 Робкие шаги

Очень сильно масонское движение в России пострадало в годы правления Сталина. Написанные на бумаге законы о правах граждан нарушались самим вопиющим образом. В 30-е годы по различным, зачастую надуманным обвинениям сотни тысяч советских граждан были расстреляны или репрессированы. Репрессии коснулись не только членов партии, но и значительной части населения страны. В ходе них 1937-1938 было расстреляно не менее 300 тысяч человек. Репрессии отучили людей от инициативности, высказыванию своих мыслей. В то же время они усилили власть Сталина, который мог теперь абсолютно не бояться оппозиции – за неосторожное слово грозила тюрьма, а то и смерть. Второй виток репрессий, после войны 1941-1945, так же способствовали спаду масонского движения. В тюрьме по разным причинам оказались и некоторые государственные и военные деятели, в том числе и А.А. Новиков, С.А. Худяков и А.И. Шахурин91.

После смерти Сталина к власти пришел Н.С. Хрущев. Разоблачение культа личности Сталина «модернизация» идей социализма Хрущевым вызывали недовольство части высших партийных сановников. Поэтому уже в 1956 году скала складываться мощная оппозиция Хрущеву и проводимому им курсу в лице В.В. Молотова, Г.М. Маленкова и Л.М. Кагановича. В последствии они были исключены из партии. Либерализация политического режима вызвала к жизни диссидентство, то есть движение инакомыслящих. Первоначально это носило форму совместного чтения нелегальных и полулегальных произведений, размноженных кустарным способом («самиздат»). В 1960 году вышло три «самиздатовских» выпуска диссидентского журнала «Синтаксис», составитель которого А. Гинзберг был вскоре арестован. Писатели В. Овечкин, генерал П. Григоренко, физик Ю. Орлов выступили с публичными речами за обновление общества, что стоило им карьеры, а Григоренко и Орлову позднее и свободы. В их выступлениях прослеживается тонкая нить масонского смысла, но уже окутанная новым временем и новыми идеями. Главная же идея – создание нового справедливого общества – осталась. Из-за скудности достоверных источников можно только догадываться о дальнейших робких проявлениях масонства. В декабре 1965 года на Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Ей предшествовали тайные совещания с обсуждениями и спорами. Взывание на демонстрации к совести есть не что иное, как масонское эхо. В 1976 году в Москве возникла правозащитная «Группа содействия выполнению хельсинских соглашений» (Ю.Орлов, А.Гинзбург, Е.Боннэр, П.Григоренко)92. Подобные группы появились и в других городах. Существовали движения в защиту прав верующих, населявших СССР народов. В защиту диссидентов выступали США, заявляя о нарушении прав человека. Внутри страны они пользовались популярностью в кругах интеллигенции.

3.3 Внутренняя разобщенность

Масонские ложи стремились расширить сферу своего влияния в государстве. В их союзы, что было немаловажно, входили и люди находящиеся на руководящих постах. Но разобщенность внутри лож сыграла свою отрицательную роль и в ХХ столетие масоны вошли не в единстве. Это суживало возможность его влияния на мировую политику, исключало проведение согласованной линии по коренным вопросам. Вот поэтому методы Федераций тех или иных сторон определялись, в конечном итоге, внутренней спецификой и отношением классовых сил93. Масонство не оставалось в стороне ни разу, когда дело касалось наиболее важных политических событий в мире.

Одним из результатов деятельности масонства следует считать создание Организации Объединенных наций, а также статус Международного суда. Устав ООН был подписан 25 июня 1945 года. На это знаменательное событие несомненно оказали влияние, как Вторая Мировая война, так и сложные противоречия между западным (капиталистическим) и восточным (социалистическим) лагерем с четким водоразделом США – СССР. Вчитываясь в текст Устава ООН, нетрудно заметить близость к положениям «вольных каменщиков». На мировую политику через Устав ООН была осуществлена проекция знаменитой триады: «свобода, равенство, братство».


3.4 Масонство против СССР

Начиная с 80-х годов международные усилия масонства в унисон с западными державами концентрировались на борьбу с СССР и его союзниками, имея целью сначала подрыв их позиций в мире, чтобы затем приступить к мировой ликвидации «красного империализма». Итог известен: СССР и социалистический лагерь перестали существовать. Капиталистическая коалиция во главе с США добилась полной победы в «холодной войне» без задействования серьезных средств. Эта исключительная по размахам операция осуществлялась не прямо, а косвенными средствами при использовании объективных и субъективных предпосылок эволюции советского общества.

Ряд исследователей считает, что М.С. Горбачев – инициатор перестройки в СССР, был масоном. Свидетельством тому может быть первое основательное произведение, написанное по просьбе американских издателей, под названием «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира»94. В этой книге откровенно говорится о пришедшей из вне и присутствующей у нас альтернативе полного разрыва с существующим общественным строем и о переходе к капитализму, что решительно отвергается. Хотя, к прямому намеку на масонство можно отнести лишь одну фразу притчи о возведении из камней некоего Храма, назначение коего непонятно и для многих строителей. И все-таки переход Горбачева через ряд последовательных стадий к антикоммунизму объяснялся убеждением в нереальности поставленных ранее задач реформирования социализма. Летом 1990 года состоялся последний в истории, 28 по счету, съезд КПСС. Хотя Горбачеву удалось добиться сохранения целостности партии, съезд можно охарактеризовать как «могильный». Был выдвинут тезис о том, что КПСС должна «повернуться лицом к человеку и его нуждам», на деле было не так. Многие коммунисты стали переходить в ряды демократов. Тогда же стали появляться различные партии: демократическая, социал-демократическая, либерально-демократическая, Христианско-демократическая. В основном они были зарегистрированы, как общественные организации. Если подробно изучить материалы данных организаций, то по крупицам слышится, то тут, то там веяние масонских убеждений. Все хотели благ и свобод для человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.