Систему органов военной прокуратуры составляют Главная
военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных
войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской
Федерации, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры,
приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военные прокуратуры
объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные
к прокуратурам городов и районов (далее - органы военной прокуратуры).
В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и
районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские,
прокурорско-следственные и следственные участки.
В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют
иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами Российской
Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска
Российской Федерации, осуществление функций прокуратуры может быть возложено
Генеральным прокурором Российской Федерации на органы военной прокуратуры.
Образование, реорганизация и ликвидация органов военной
прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов
осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации, приказы которого по
этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных
Сил Российской Федерации, командования Федеральной пограничной службы
Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Иные
организационно-штатные вопросы решаются Главным военным прокурором совместно с
Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, командованием
Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов в пределах установленной штатной численности.
Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель
Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, который
руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку
и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и
указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.
Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в
Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях
и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами. [35]
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ПРОКУРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Место и
роль прокуратуры в системе государственных органов
Вопрос о месте и роли прокуратуры
России в системе государственной власти не раз становился предметом острых
дискуссий, зачатую переходивших в ожесточенные споры с участие законодателей,
политиков, практических работников органов прокуратуры[36]. Причем обращает на себя внимание то
обстоятельство, что «этот вопрос являлся дискуссионным в различные периоды
истории России»[37]. Так, еще несколько лет назад
внимание к месту и роли прокуратуры России в системе государственных органов
ослабло и казалось дискуссии снизались. Ю.Я. Чайка отмечал, что «органы
прокуратуры Российской Федерации – важнейший институт государственного
устройства, уже не раз доказавший свою состоятельность, необходимость и
востребованность».[38] Однако все изменилось с принятием
Федерального закона от 05 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской
Федерации», разделившего органы прокуратуры фактически на две самостоятельные
структуры – собственно прокуратуру и Следственный комитет, в связи с чем,
обострились споры о месте и роли прокуратуры в системе разделения властей.
Современный процесс реформирования института российской
прокуратуры породил обсуждения касающиеся «судьбы прокуратуры как самостоятельного
государственного органа, реализующего надзорные функции, и возможность ее
включения в состав Министерство юстиции России» [39]. Остро встал вопрос о ликвидации
прокуратуры, как надзорного органа. Проблема широко обсуждается в СМИ, на
страницах современной печати, появились как сторонники, так и противники
предлагаемых изменений.
Думается, что для современной российской действительности
место и роль прокуратуры в системе государственных органов имеет огромное значение,
так как среди органов государственной власти, призванных обеспечить соблюдение
прав и свобод человека и гражданина, особое место принадлежит органам прокуратуры.[40]
Представляется обоснованным начать анализ данного вопроса с
правового статуса прокуратуры. Так, Конституция РФ (ст. 10), так же как и
конституции большинства зарубежных стран, закрепляет давно опробированный принцип
демократической организации государственной власти — разделение властей на
законодательную, исполнительную и судебную. «К сожалению, Конституция
Российской Федерации оставила открытым вопрос о месте прокуратуры в системе
органов государственной власти. Не восполняет этот пробел и федеральный закон о
прокуратуре, несмотря на прямое указание Конституции РФ о том, что полномочия,
организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации
определяются федеральным законом».[41] В частности, ст. 129 Конституции РФ определила только
общие вопросы организации прокурорской системы и порядка назначения на
должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ. Эта статья
указывает на то, что прокуратура Российской Федерации составляет единую
централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и
Генеральному прокурору РФ. Федеральный закон «О прокуратуре Российской
Федерации» закрепляет, что прокуратура осуществляет от имени Российской
Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов,
действующих на ее территории, но озвученная норма не позволяет сделать
однозначный вывод ни о месте прокуратуры Российской Федерации в системе
разделения властей, ни о ее роли в системе сдержек и противовесов между ветвями
власти.
Несомненно, анализируя только законодательство не возможно
правильно оценить роль и определить место прокуратуры в органах государственной
власти, поэтому следует обратиться к правовой доктрине.
Анализируя научную литературу можно выделить несколько точек
зрения по поводу того, к какой власти относиться прокуратуры.
«Интерес представляет тот факт, что
ст. 129 Конституции РФ находится в главе, посвященной правовому регулированию
судебной власти в Российской Федерации. Однако органы прокуратуры не входят в
судебную систему, установленную Федеральным конституционным законом «О судебной
системе РФ», и не являются ни судами, ни их структурными подразделениями. При
этом правосудие осуществляется только судами, и лишь в некоторой степени
функции прокуратуры связаны с функциями судебной власти»[42]. Поэтому поводу Д. Лукоянов пишет: «в
процессе разработки Конституции РФ вопрос о правовой природе прокуратуры стоял
достаточно остро. Некоторые из разработчиков полагали, что прокуратура как
орган государственного обвинения является одним из инструментов исполнительной
власти, а функция надзора за соблюдением закона принадлежит суду. Другие же,
оставаясь в рамках укоренившегося взгляда на прокуратуру как орган высшего
надзора за законностью, предпочитали не определять ее природу с точки зрения
принадлежности к той или иной ветви власти. В результате было принято компромиссеоное
решение: статья о прокуратуре была помещена в главу «Судебная власть».[43] Законодательством о Прокуратуре
Российской Федерации, конечно, предусмотрена возможность участия прокурора в
судопроизводстве. Тем не менее, необходимо уточнить, что, во-первых, это не
исчерпывающий перечень полномочий российской прокуратуры, а во-вторых, прокурор
в судебном процессе выступает как самостоятельная сторона, а не от имени и по
поручению судебных органов.[44] Безусловно, прав А.В. Абсалямов в
том, что «Генеральный прокурор Российской Федерации назначается Советом
Федерации Федерального Собрания и возглавляет всю систему органов прокурорского
надзора. Осуществление органами прокуратуры уголовного преследования и
поддержание государственного обвинения в судебном разбирательстве – важный
элемент функционирования органов правосудия»[45], а не сам орган правосудия. Таким
образом, поддерживаем позицию тех авторов, которые делают вывод о том, что
прокуратура не должна входить в судебную ветвь государственной власти.
До 1993 г. прокуратура в соответствии с Конституцией РСФСР
являлась органом высшего надзора за точным и единообразным исполнением закона.
Существовала точка зрения о том, что прокуратура в данный период была своего
рода контрольным органом законодательной власти. Это обосновывалось тем, что
Генеральный прокурор назначался Верховным Советом и был ему подотчетен.[46] Однако тот факт, что Генеральный
прокурор ранее назначался Верховным Советом, не дает оснований считать
прокуратуру органом законодательной власти[47], тем более в современный период.
Спорной представляется позиция В. Ломовского, в соответствии с которой «прокуратура
должна находится при законодательной власти»[48]. В качестве аргумента на то, что
прокуратура не относится к законодательной власти, заметим, анализируя
Российское законодательство мы не находим норм, закрепляющих функции
прокуратуры как участника законотворческой деятельности.
Считаем невозможным согласиться с мнением В.В. Устинова,
который утверждает, что прокуратура «являясь правовым механизмом реализации полномочий
главы государства, обеспечивает согласованность в действиях власти центральной
и региональной»[49]. Во-первых, нет единства взглядов по
вопросу определения места самой президентской власти в системе разделения
властей. Во-вторых, самостоятельность президентской власти в ст. 10 Конституции
РФ не обозначена.
В современных условиях развития российской прокуратуры,
представляется наиболее интересной точка зрения, согласно которой необходима
ликвидация прокуратуры как самостоятельной и независимой от других федеральных
органов власти путем ее превращения в подразделение Министерства юстиции, и
отнесения тем самым ее к органам исполнительной власти. Логика данной позиции
такова: «любой орган должен обязательно вписываться в ту или иную ветвь власти,
и, если прокуратура не относится к законодательной и судебной ветвям власти,
она является составной частью исполнительной власти, и должна влиться в
Министерство юстиции».[50] Многие авторы придерживаются этой
точки зрения. Однако, на наш взгляд, следует согласиться с тем, что прокуратура
не «вписывается» в исполнительную власть, «поскольку выполняет специфические
функции, отличные от функций исполнительных органов»[51]. К тому же, как верно отмечено
некоторыми вторами, «органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением
Конституции РФ, исполнением действующих на территории России законов федеральными
министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Федерации. Этот большой блок в надзорной работе органов прокуратуры является
элементом сдерживания исполнительной власти».[52]
Помимо перечисленных
мнений, высказывается суждение, что прокуратура является самостоятельной ветвью
власти. В. Кудрявцев в этой связи пишет: «По мнению горе-реформаторов,
прокуратура не вписывается ни в одну из ветвей власти. Ни в законодательную, ни
в исполнительную, ни в судебную. Это верно. Но может быть и хорошо. Отнюдь не
все структуры государства входят в упомянутые ветви. В демократическом
государстве должны быть и независимые органы, ценность которых в том, что они
могут свободно контролировать других... Ввести прокуратуру в состав Минюста, конечно
можно, и это уже было в нашей истории, но ни к чему хорошему не привело»[53].
Н.В. Еремена пишет: «прокуратура
действительно не относится ни к одной из ветвей государственной власти, но
именно такое положение дает ей возможность при выполнении возложенных на нее
функции быть самостоятельным и независимым органом».[54]
М.В. Баглай выделяет так
называемые независимые по статусу органы государственной власти: «Как в любом
государстве, в Российской Федерации существуют органы государственной власти,
которые не входят ни в одну из трех властей – законодательную, исполнительную,
судебную. В то же время они создаются и действуют в соответствии с Конституцией
РФ и федеральными законами».[55] К ним он относит и Прокуратуру РФ.
Анализ действующего
законодательства показывает тесную взаимосвязь органов прокуратуры со всеми
ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной[56]. При этом, прокуратура Российской
Федерации действительно не вписывается ни в одну из ветвей государственной
власти. Она сама обладает всеми необходимыми признаками ветви власти. В этой
связи В.Н. Андриянов пишет: «Согласно устоявшимся общетеоретическим подходам
каждая из ветвей власти в соответствии со своей природой, характером функций и
назначением занимает свое место в общей системе государственной власти. Каждая
из ветвей власти находит свое выражение в органах государственной власти.
Поэтому ветвь государственной власти должна представлять совокупность органов
государственной власти, имеющих общую функциональную направленность и методы
деятельности. Тот или иной орган может быть отнесен к соответствующей ветви
власти только в том случае, если он является независимым и организационно не
подчинен структурам других ветвей государственной власти»[57]. Конституция РФ не использует
понятия прокурорской власти. В ней система прокурорских органов рассматривается
с позиции организации прокурорской деятельности. Между тем власть, осуществляемая
органами прокуратуры, является самостоятельной и независимой от других ветвей
власти. Она имеет исключительно ей принадлежащие полномочия, свою
функциональную направленность и присущие только ей методы деятельности. По
своей юридической природе прокурорская власть не может подчиняться какой-либо
другой ветви власти. Это означает, что за прокуратурой следует признать определенную
обособленность в механизме разделения властей.[58]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|