2.3 Функциональные особенности прокуратуры
Понятие функции близко к понятию цели, они тесно связаны друг
с другом. Цель – это будущее состояние социальной системы, в том числе и такой
специфической, как прокуратура. Цель – это и конечный результат, ради
достижения которого система создается и функционирует.
Применительно к прокуратуре функции – это определяемые ее правовым
статусом, ее местом и назначением в государственном механизме общие обязанности
по решению поставленных перед нею законом задач обеспечения верховенства
закона, единства и укрепления законности, защиты прав граждан, общественных и государственных
интересов, выполняемые путем решения круга более частных задач и осуществления
для этого соответствующих конкретных обязанностей с использованием
соответствующих властных полномочий.[73]
Проблемы статуса следователя и процессуального положения прокурора,
взаимоотношения этих властных субъектов, вопросы разграничения и разделения
функций обвинения (уголовного преследования) и прокурорского надзора,
освобождения прокурора от осуществления функции процессуального руководства
расследованием являются предметом постоянных дискуссий. В рамках этих дискуссий
обсуждаются вопросы понятия и содержания названных функций, взаимосвязи и
отграничения их от смежных понятий.
Так, в ходе продолжаемой реформы уголовного судопроизводства,
а по мнению некоторых авторов она представляется бесконечной 5 июня 2007 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»,
связанных с созданием Следственного комитета при прокуратуре Российской
Федерации. Однако, как правильно отмечено Л.М. Володиной, юридическая
общественность вновь немало удивлена своеобразием «логики» законодателя:
надежды на конструктивное решение проблемы статуса следователя и прокурора в
уголовном процессе не оправдались[74].
Статья 129 Конституции РФ определяет основные принципы организации
системы прокуратуры, при этом относя определение вопросов полномочий и порядка
деятельности прокуратуры к федеральному закону. В настоящее время таким законом
является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» В соответствии
со статьей 1 этого Закона, прокуратура осуществляет следующие функции: 1)
прокурорский надзор; 2) уголовное преследование; 3) координацию деятельности
правоохранительных органов по борьбе с преступностью; 4) участие в рассмотрении
дел судами; 5) участие в правотворческой деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О
прокуратуре Российской Федерации», прокуратура определяется как «единая
федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени
Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и
исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации». Из
определения прямо вытекает, что прокурорский надзор является главной функцией
прокуратуры[75].
Надзор как главная функция прокуратуры реализуется через
основные направления деятельности: общий надзор, надзор за исполнением законов
органами дознания и предварительного следствия, надзор за исполнением законов
при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, надзор за исполнением
законов органами, ведающими исполнением уголовных наказаний, и т.д. Осуществление
прокуратурой дополнительных (производных) функций нельзя называть продолжением
надзора за законностью в суде при возбуждении и расследовании уголовных дел в
процессе координации действий правоохранительных органов и т.д. Производность
этих функций от надзора означает, что прокуратура в силу своего правового
статуса наделяется ими как орган государственного надзора за законностью.
Надзорные полномочия способствуют осуществлению прокуратурой других функций,
однако прокурорские полномочия в производных (дополнительных) функциях не
являются «чисто» надзорными.[76]
При этом в целях обеспечения верховенства закона, единства и
укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых
законом интересов общества и государства, прокуратура наряду с другими
направлениями своей деятельности осуществляет уголовное преследование в
соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным
законодательством Российской Федерации.[77]
Отметим, что в последние годы все большее признание получает
мнение о том, что именно надзор за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина является приоритетной функцией прокуратуры во всех направлениях ее
деятельности, включая и участие в уголовном судопроизводстве[78].
В правовом государстве борьба с преступностью и обеспечение
прав и свобод человека и гражданина являются одинаково важными направлениями
деятельности прокурора и не могут противопоставляться друг другу. Противодействие
преступности имеет своей целью защиту человека, его прав и свобод, интересов
общества и государства от преступных посягательств.
Возложение на прокурора защиты как прав и свобод человека и
гражданина, так и охраняемых законом интересов общества и государства не
содержит в себе какого-либо противоречия, поскольку интересы государства и его
граждан выступают в органическом единстве. В этом единстве возложенных на прокуратуру
обязанностей и раскрывается содержание правозащитной функции прокуратуры.
Обеспечение прокурором прав и свобод человека и гражданина в уголовном
судопроизводстве – такая же важная задача, как и осуществление уголовного
преследования лиц, совершивших преступление[79].
Даже те авторы, которые считают обеспечение поддержания
государственного обвинения в состязательном уголовном процессе важнейшей
функцией в деятельности органов прокуратуры, не могут не отмечать ее важнейшую
правозащитную роль. Так, прокурор как руководитель уголовного преследования
обязан всеми имеющимися в его распоряжении правовыми средствами обеспечить
охрану прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве (ст. 11 УПК),
исходить в своей профессиональной деятельности из презумпции невиновности (ст.
14 УПК), обеспечивать подозреваемому и обвиняемому право на защиту (ст. 16
УПК), принимать решения в соответствии с требованиями законности, обоснованности
и мотивированности (ст. 7 УПК).[80]
В связи с этим можно констатировать, что установленные в ч. 2
ст. 15 УПК РФ правовые предписания о том, что функции обвинения, защиты и
разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на
один и тот же орган или одно и то же должностное лицо, не исключают необходимости
использования прокурором, следователем в процессе уголовного преследования
всего комплекса предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер по охране
прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Осуществление
указанными лицами своей профессиональной функции обеспечивает в рамках
уголовного судопроизводства выполнение государством своей обязанности по
признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, их
обеспечению правосудием (ст. 2 и 18 Конституции РФ)
В литературе высказывалось мнение об уменьшении функций уголовного
преследования возложенных на прокурора. К.А.Григоров по этому поводу замечал: «с
созданием самостоятельных органов предварительного следствия объем данной
функции уменьшится, однако за прокурорами должны сохраняться право возбудить и
расследовать любое уголовное дело лично либо поручить это подчиненным
работникам, а также исключительная подследственность дел о преступлениях
работников правоохранительных органов (прокуратуры, следственного комитета) и
судей».[81] Создание
ныне Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации дает основание
считать, что статус следователя определен окончательно. Но не будем спешить с
выводами.
Анализ новой редакции норм уголовно-процессуального права
дает основание сделать вывод о том, что ожидаемый результат не достигнут. Так
Л.М. Володина замечает, что «получился некий конгломерат законодательно оформленных
идей, лишенных логического завершения. К сожалению, четкого разграничения
функций обвинения (уголовного преследования) и надзора за исполнением закона
органами предварительного расследования не вышло, как, собственно, не удалось
окончательно освободить прокурора и от процессуального руководства
расследованием уголовных дел. Во-первых, за прокурором сохранено процессуальное
руководство дознанием. Во-вторых, как следует понимать полномочия прокурора,
предоставляющие ему право возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со
своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об
изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для
пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения
выявленных недостатков? Как полномочия, связанные с осуществлением надзора? Но
п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК говорит о праве прокурора требовать устранения нарушений
федерального законодательства, допущенных в ходе расследования. Дополнительное
расследование, изменение объема обвинения — понятия, относящиеся к процедурным
вопросам расследования. Требование переквалификации действий обвиняемых, как и
пересоставления обвинительного заключения, не всегда связаны с нарушением норм
права».[82]
Фактически произошла замена прокурора на руководителя следственного
органа, которому, по сути, вверены полномочия, которые ранее выполнял прокурор.
Уже говорилось о том, что закон сохранил за прокурором право давать следователю
письменные указания о производстве дополнительного расследования, об изменении
объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых, ограничив это право
жесткими временными рамками и связав его с моментом окончания предварительного
следствия (п. 15 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Но если в прошлом следователь мог
приостановить исполнение этих указаний, обратившись к вышестоящему прокурору,
то ныне ситуация складывается иначе.
Далее названная норма содержит указание на длительный ряд
подобных обращений незадачливого надзирающего прокурора, лишенного, по сути,
своих властных полномочий. В связи с этим возникает вопрос: включают ли «требования
прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в
ходе предварительного следствия» и перечисленные в п. 15 ч. 2 анализируемой
статьи УПК «письменные указания прокурора». Но главное – закон ныне не содержит
гарантий той самой процессуальной самостоятельности следователя, которые имели
место в прошлой редакции нормы УПК.
Таким образом, мы приходим к выводу: новая редакция ряда положений
УПК РФ породила и новые проблемы.
Участие в рассмотрении судом гражданских, административных,
арбитражных и иных дел в тех случаях, когда дела возбуждены по инициативе
(искам, заявлениям, постановлениям) самого прокурора либо прокурор принимает в
них участие в целях зашиты государственных, общественных интересов, прав и
законных интересов отдельных граждан (в законе в этих случаях специально могут
быть оговорены случаи обязательного участия прокурора); данная функция включает
обязанности работника прокуратуры, участвующего в рассмотрении дела, либо лично
прокурора по опротестованию не вступивших в силу судебных актов в вышестоящую
судебную инстанцию. Представляется, что сохраняющиеся в настоящее время у
прокуратуры обязанности по опротестованию незаконных или необоснованных актов,
как не вступивших, так и вступивших в законную силу по делам, рассмотренным без
участия прокурора, осуществляются в рамках функций уголовного преследования и
участия в рассмотрении гражданских и иных дел, а не надзора за законностью.
Так, поскольку направить в суд уголовное дело вправе только прокурор, то
соответственно он вправе и обязан опротестовать любой необоснованный акт
судебной власти по уголовному делу, независимо от того, вынесен ли он с
участием или без участия прокурора. В рамках этих функций вышестоящие прокуроры
опротестовывают в порядке надзора вступившие в законную силу судебные акты по делам,
рассмотренным с участием нижестоящих прокуроров, участвуют в рассмотрении дел в
кассационной и надзорной инстанциях.
По данным Уполномоченного по правам человека в РФ, в 2007 г. более половины всех жалоб граждан были связаны с нарушением их конституционных прав и свобод
при осуществлении уголовного судопроизводства, обеспечении правопорядка. Эта
негативная тенденция свидетельствует о преждевременности существенного
ограничения полномочий прокурора в сфере уголовного судопроизводства, которые
необходимо частично восстановить.[83]
В 2006 г. прокурорами в сфере уголовного судопроизводства
было выявлено и устранено: почти 2,3 млн. нарушений закона; отменено более 1,5
млн. незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела; по 40094
уголовным делам даны письменные указания; 220 тыс. материалов возвращены для
дополнительной проверки; в 18 тыс. случаях следователям, дознавателям отказано
в возбуждении уголовного дела; поставлено на учет 144 тыс. ранее не
зарегистрированных преступлений; отменено более 38 тыс. незаконных постановлений
о прекращении уголовных дел и более 357 тыс. постановлений о приостановлении
предварительного следствия и дознания.[84]
В столице, например, каждый районный прокурор выявлял и
устранял в среднем около тысячи нарушений в органах дознания и предварительного
следствия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|