на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Механизмы обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Следует иметь в виду, что любой человек в своих действиях направляется определенными побуждениями, понимание которых дает возможность подобрать к нему ключи и в итоге получить необходимые данные. Обобщенный социально-психологический портрет лиц, по собственной инициативе совершающих действия в ущерб безопасности объектов, говорит о том, что среди них преобладают духовно и морально ущербные, карьеристы, тщеславные, самонадеянные, беспринципные, неприспособленные к жизненным неурядицам, считающие себя в чем-то ущемленными. Следует помнить, что плохой сотрудник — это не злая судьба, а ваша ошибка, ваш неудачный выбор.


ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1 Информационное сопровождение организации безопасности предпринимательской деятельности

 

Информационное сопровождение организации безопасности коммерческой деятельности осуществляет информационно-аналитическое подразделение службы безопасности предприятия. Информационно-аналитическое подразделение службы безопасности является «мозговым центром» коммерческой структуры.

Необходимость существования этой структуры вызвана следующими факторами: правовая незащищенность предпринимательских структур и отсутствие закона о коммерческой тайне; отсутствие централизованных информационно-справочных систем типа зарубежных кредитных бюро; активное участие мафии в бизнесе и огромное давление криминальных элементов на коммерческие предприятия; значительный уровень коррумпированности чиновничьего аппарата и государственных правоохранительных органов; использование в конкурентной борьбе агрессивных форм и методов противоборства; низкая компетентность большинства предпринимателей в вопросах безопасности; осуществление ими без надлежащего изучения рынка, партнеров и клиентов весьма рискованных сделок; обман государства подавляющим большинством предпринимателей из-за несовершенных механизмов налоговой политики; размах промышленного шпионажа.

В задачи информационно-аналитического подразделения службы безопасности входят: сбор, обработка, анализ, выдача и прогнозирование информации о рынках; изучение конкурентов, их устремлений и методов конкурентной борьбы; изучение криминогенной обстановки в регионе, городе, районе; изучение партнеров, клиентов, их платежеспособности и кредитоспособности; выявление намерений криминальных структур в отношении предприятия; выявление степени осведомленности конкурентов о предприятии с учетом имеющихся каналов утечки информации; выдача рекомендаций руководству предприятия на основе анализа обстановки и прогнозирования; научная оценка событий и явлений, выявление целей и интересов тех людей, которым может быть полезна добываемая информация; непрерывность и системность в освещении проблем; своевременное информирование руководства о важных проблемах; обработка информации.

Анализ информации: расчленение информации по блокам и темам; осмысление частей вопросов, носящих идентичный характер; выделение главного и второстепенного; выявление ложных и дезинформационных сведений; разделение информации на открытую и закрытую; выявление недостающих звеньев информации.

Синтез информации: компоновка разнообразной информации по новой логической системе; выявление внутренних логических связей в полученной информации; создание логически завершенной информации, определяющей новый взгляд на проблему.

Обобщение информации: представление общей картины на фоне известной; выявление на основе общей картины тенденций развития событий, явлений.

Информационное сопровождение безопасности коммерческой деятельности предприятия начинается с изучения информационных потребностей объекта защиты. Информационная потребность - это осознанная необходимость получения информации. Изучение информационных потребностей позволяет: определить профиль интересов потребителей информации; разработать тематический план комплектования информационной системы; разработать тематический рубрикатор информационной системы; разработать фундамент для создания сети центров; разработать принципы организации документального контура автоматизированной системы; организовать целенаправленное обеспечение потребителей информацией.

При изучении информационных потребностей необходимо учитывать свойства самого потребителя: область его деятельности, характер выполняемой работы, место работы, должностное положение, территориальное размещение.

К субъективным факторам, влияющим на формирование информационных потребностей, относятся свойства личности: направленность и широта кругозора, опыт работы, способность ориентироваться в условиях поставленной задачи, лингвистическая подготовка, оптимальная форма восприятия информации и т. д. Следует иметь в виду, что при информационных потребностях больших коллективов разнообразие субъективных факторов стирается.

Сбор информации должен вестись на плановой основе. Для этого руководителю службы безопасности необходимо: правильно распределить задачи между сотрудниками подразделения в зависимости от их образования, профессионального опыта и подготовки; выбрать информационные приоритеты; согласовать планы информационной работы с руководством предприятия.

Планирование имеет следующие четыре уровня:[9]

1. Объектово-проблемный уровень – распределение объектов изучения между сотрудниками (клиенты, партнеры, конкуренты, криминальные структуры и т. п.).

2. Приоритетный уровень – нацеливание усилий сотрудников на освещение наиболее важных и острых проблем.

3. Индивидуальный уровень – закрепление рабочего участка или конкретной проблемы за каждым сотрудником, осуществляющим сбор определенной информации.

4. Планирование подготовки информационных документов с указанием сроков и ответственных исполнителей.

Деятельность информационного подразделения следует нацеливать на упреждающее информационное обеспечение исследований, т. е. проведению исследований должен предшествовать нулевой информационный период подбора имеющегося в распоряжении подразделения массива данных по интересующей тематике. Реализация такого подхода требует внесения соответствующих изменений в расстановку и функциональные обязанности сотрудников информационного подразделения.

Эффективность усилий СБ целиком зависит от ее умения получать по возможности полную, достоверную и актуальную информацию о состоянии и динамике развития обстановки, влияющей на положение в отрасли, а также осуществлять ее мониторинг, анализ и прогнозирование, вести постоянный поиск оптимальных путей воздействия на ситуацию в плане предупреждения кризисных ситуаций и недопущения нанесения ущерба жизненно важным интересам предприятия. В этой связи в рамках деятельности службы безопасности информационно-аналитической работе отводится особая роль.

Информационно-аналитическая работа, прежде всего, предполагает наличие широко разветвленной сети сбора и каналов поступления информации, организацию целенаправленного получения оперативно значимых данных.

При этом под оперативными данными подразумевается информация о возможностях, намерениях, поведении и деятельности какого-либо лица, группы лиц или организации, а также информация о каком-либо районе или секторе предпринимательской деятельности, собираемая или добываемая с помощью оперативных сил и средств деловой разведки и других подразделений предприятия по заданиям его руководства.

Как правило, официальная структура управления предприятием представляет собой разветвленную сеть сбора информации, которая на всех уровнях подчиненности работает безотказно. В своей работе отдел информации, анализа и прогнозирования службы безопасности при подготовке для руководства предприятия информационных и аналитических материалов использует не только автоматизированный и документальный банки данных, созданных в СБ на базе материалов открытых периодических и специальных изданий, но и прибегает к услугам других служб, специализирующихся на сборе и обобщении данных, представляющих интерес с точки зрения обеспечения безопасности объекта.

Для получения, требующегося для успешной работы службы безопасности устойчивого доступа к источникам необходимой информации было бы желательно принять следующие организационные и оперативные меры, направленные на усиление информационно-аналитического потенциала службы.

Прежде всего, необходимо обеспечить сбор данных об адресах мест хранения полезной и актуальной для службы безопасности специальной информации.

Далее должны быть приняты меры по налаживанию механизма обратной информационной связи в рамках объекта охраны. После этого рекомендуется принять безотлагательные меры для организации более интенсивного информационного обмена с региональными подразделениями СБ акционерных обществ и дочерних предприятий. При этом необходимо постоянное целенаправленное укрепление нормативно-правовой базы организации информационно-аналитической работы в рамках объекта защиты.

Реализация изложенного позволит вывести информационно-аналитическую работу СБ на новый качественный уровень, отвечающий требованиям современной политической и оперативной обстановки, разработать комплекс мер по прогнозированию и вскрытию источников угроз безопасности, определению новых методов и средств нанесения ущерба интересам предприятия, а также их предупреждению и пресечению.

При этом получение, распространение или хранение информации предназначено для предания гласности без выраженного согласия тех лиц, групп лиц или организаций, которым данная информация принадлежит.

 

3.2 Сбор, хранение и обработка информации как основа информационно-аналитического сопровождения

К основному элементу информационно-аналитического сопровождения следует отнести источники, формы, способы и методы получения информации, представляющей интерес для обеспечения безопасности предприятия. Эффективность деятельности любой службы безопасности, т. е. ее способность решать постоянно возрастающий круг задач, зависит от степени полноты, достоверности и своевременности информации, поступающей в банки данных СБ. При организации сбора информации руководитель СБ дает установку на получение любых, даже второстепенных данных, имеющих отношение к решению задач по обеспечению безопасности коммерческого предприятия.

В процессе сбора, хранения и обработки информации основные усилия направляются на плановое накопление комплектных материалов с использованием различных механизмов для доступа к источникам данных. При этом информационно-аналитическое подразделение ведет постоянную работу по определению достоверности получаемых данных с помощью экспертных оценок и сбора дополнительных подтверждающих данных. Информация имеет свойство устаревать. Если она поступает и выдается потребителю с опозданием, это значительно снижает ее практическую ценность. Таким образом, актуальность и своевременность информации являются взаимосвязанными критериями, определяющими ее ценность.

Источники и каналы получения информации делятся на официальные и неофициальные. К ним относятся:

- информаторы;

- СМИ (электронные версии газет и журналов);

- справочники различного характера;

- государственные структуры (органы МВД, ФСБ и прокуратуры, судебные органы, адвокатские и аудиторские конторы, лицензионные органы, налоговая инспекция, муниципалитеты, банки, Торгово-промышленная палата, различные регистрационные органы, органы статистики ЖЭК и т. п.);

- полугосударственные структуры (корпорация «Российская информационная сеть делового сотрудничества»);

- агентства безопасности по отраслям промышленности;

- частные информационные и сыскные агентства (Специальная информационная служба);

- ассоциации, страховые компании, туристические фирмы;

- внутриведомственная документальная информация;

- информация, поступающая по открытым каналам связи из других организаций и ведомств;

- информация, получаемая специалистами в результате участия в работе конференций, семинаров, совещаний и т. п.;

- информация, получаемая в результате служебных командировок;

- информация, получаемая в результате личных неофициальных контактов с коллегами и официальных контактов в процессе работы;

- информация, получаемая с помощью специфических методов и средств.

Основной массив сведений поступает, как правило, из открытых и тайных источников. При этом к открытым источникам принято относить: публикации; правоохранительные и другие государственные органы; различные предприятия частного сектора. Тайными источниками и методами получения информации считаются: электронное наблюдение; наружное наблюдение и другие негласные операции; агентурные источники.

По мнению западных специалистов, сбор наиболее, ценной информации может вестись только с помощью нелегальных средств, т. е. силами специальных сотрудников с использованием конфиденциальных источников (агентов) и оперативной техники. К активным нелегальным формам промышленного, и коммерческого шпионажа относят, прежде всего, внедрение агента в конкурирующую фирму, подкуп служащего, установку там техники.[10]

В зависимости от стоящих задач и имеющихся возможностей та или иная компания организует сбор разведывательной информации по следующей схеме:

1. Проводится широкий анализ положения дел в какой-то отдельной отрасли с помощью контроля за публикациями в специализированных газетах и журналах, за отчетами и докладами торговых ассоциаций. Определяется круг вопросов, по которым нужна информация, и разрабатывается стратегия ее сбора.

2. Собирается более детальная информация из подборок, хранящихся в федеральных учреждениях или организациях, отчетов аналитиков по положению на бирже. Самым тщательным образом изучаются доступные банки данных и одновременно источники из числа, например, аналитиков и журналистов, которые располагают более чем общими познаниями в изучаемой отрасли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.