Следует иметь в виду, что любой человек в своих действиях
направляется определенными побуждениями, понимание которых дает возможность
подобрать к нему ключи и в итоге получить необходимые данные. Обобщенный
социально-психологический портрет лиц, по собственной инициативе совершающих
действия в ущерб безопасности объектов, говорит о том, что среди них
преобладают духовно и морально ущербные, карьеристы, тщеславные, самонадеянные,
беспринципные, неприспособленные к жизненным неурядицам, считающие себя в
чем-то ущемленными. Следует помнить, что плохой сотрудник — это не злая судьба,
а ваша ошибка, ваш неудачный выбор.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Информационное сопровождение
организации безопасности предпринимательской деятельности
Информационное сопровождение организации безопасности коммерческой
деятельности осуществляет информационно-аналитическое подразделение службы безопасности
предприятия. Информационно-аналитическое подразделение службы безопасности
является «мозговым центром» коммерческой структуры.
Необходимость существования этой структуры вызвана следующими
факторами: правовая незащищенность предпринимательских структур и отсутствие
закона о коммерческой тайне; отсутствие централизованных информационно-справочных
систем типа зарубежных кредитных бюро; активное участие мафии в бизнесе и
огромное давление криминальных элементов на коммерческие предприятия; значительный
уровень коррумпированности чиновничьего аппарата и государственных
правоохранительных органов; использование в конкурентной борьбе агрессивных
форм и методов противоборства; низкая компетентность большинства
предпринимателей в вопросах безопасности; осуществление ими без надлежащего
изучения рынка, партнеров и клиентов весьма рискованных сделок; обман
государства подавляющим большинством предпринимателей из-за несовершенных
механизмов налоговой политики; размах промышленного шпионажа.
В задачи информационно-аналитического подразделения службы
безопасности входят: сбор, обработка, анализ, выдача и прогнозирование
информации о рынках; изучение конкурентов, их устремлений и методов
конкурентной борьбы; изучение криминогенной обстановки в регионе, городе, районе;
изучение партнеров, клиентов, их платежеспособности и кредитоспособности; выявление
намерений криминальных структур в отношении предприятия; выявление степени
осведомленности конкурентов о предприятии с учетом имеющихся каналов утечки
информации; выдача рекомендаций руководству предприятия на основе анализа
обстановки и прогнозирования; научная оценка событий и явлений, выявление целей
и интересов тех людей, которым может быть полезна добываемая информация; непрерывность
и системность в освещении проблем; своевременное информирование руководства о
важных проблемах; обработка информации.
Анализ информации: расчленение информации по блокам и темам;
осмысление частей вопросов, носящих идентичный характер; выделение главного и
второстепенного; выявление ложных и дезинформационных сведений; разделение
информации на открытую и закрытую; выявление недостающих звеньев информации.
Синтез информации: компоновка разнообразной информации по новой
логической системе; выявление внутренних логических связей в полученной
информации; создание логически завершенной информации, определяющей новый
взгляд на проблему.
Обобщение информации: представление общей картины на фоне
известной; выявление на основе общей картины тенденций развития событий,
явлений.
Информационное сопровождение безопасности коммерческой
деятельности предприятия начинается с изучения информационных потребностей
объекта защиты. Информационная потребность - это осознанная необходимость
получения информации. Изучение информационных потребностей позволяет: определить
профиль интересов потребителей информации; разработать тематический план
комплектования информационной системы; разработать тематический рубрикатор
информационной системы; разработать фундамент для создания сети центров; разработать
принципы организации документального контура автоматизированной системы; организовать
целенаправленное обеспечение потребителей информацией.
При изучении информационных потребностей необходимо учитывать
свойства самого потребителя: область его деятельности, характер выполняемой
работы, место работы, должностное положение, территориальное размещение.
К субъективным факторам, влияющим на формирование информационных
потребностей, относятся свойства личности: направленность и широта кругозора,
опыт работы, способность ориентироваться в условиях поставленной задачи,
лингвистическая подготовка, оптимальная форма восприятия информации и т. д.
Следует иметь в виду, что при информационных потребностях больших коллективов
разнообразие субъективных факторов стирается.
Сбор информации должен вестись на плановой основе. Для этого
руководителю службы безопасности необходимо: правильно распределить задачи
между сотрудниками подразделения в зависимости от их образования,
профессионального опыта и подготовки; выбрать информационные приоритеты; согласовать
планы информационной работы с руководством предприятия.
Планирование имеет следующие четыре уровня:[9]
1. Объектово-проблемный уровень – распределение объектов изучения
между сотрудниками (клиенты, партнеры, конкуренты, криминальные структуры и т. п.).
2. Приоритетный уровень – нацеливание усилий сотрудников на
освещение наиболее важных и острых проблем.
3. Индивидуальный уровень – закрепление рабочего участка или
конкретной проблемы за каждым сотрудником, осуществляющим сбор определенной
информации.
4. Планирование подготовки информационных документов с указанием
сроков и ответственных исполнителей.
Деятельность информационного подразделения следует нацеливать на
упреждающее информационное обеспечение исследований, т. е. проведению исследований
должен предшествовать нулевой информационный период подбора имеющегося в
распоряжении подразделения массива данных по интересующей тематике. Реализация
такого подхода требует внесения соответствующих изменений в расстановку и
функциональные обязанности сотрудников информационного подразделения.
Эффективность усилий СБ целиком зависит от ее умения получать по
возможности полную, достоверную и актуальную информацию о состоянии и динамике
развития обстановки, влияющей на положение в отрасли, а также осуществлять ее
мониторинг, анализ и прогнозирование, вести постоянный поиск оптимальных путей
воздействия на ситуацию в плане предупреждения кризисных ситуаций и недопущения
нанесения ущерба жизненно важным интересам предприятия. В этой связи в рамках
деятельности службы безопасности информационно-аналитической работе отводится
особая роль.
Информационно-аналитическая работа, прежде всего, предполагает
наличие широко разветвленной сети сбора и каналов поступления информации,
организацию целенаправленного получения оперативно значимых данных.
При этом под оперативными данными подразумевается информация о
возможностях, намерениях, поведении и деятельности какого-либо лица, группы лиц
или организации, а также информация о каком-либо районе или секторе
предпринимательской деятельности, собираемая или добываемая с помощью
оперативных сил и средств деловой разведки и других подразделений предприятия
по заданиям его руководства.
Как правило, официальная структура управления предприятием
представляет собой разветвленную сеть сбора информации, которая на всех уровнях
подчиненности работает безотказно. В своей работе отдел информации, анализа и
прогнозирования службы безопасности при подготовке для руководства предприятия
информационных и аналитических материалов использует не только
автоматизированный и документальный банки данных, созданных в СБ на базе
материалов открытых периодических и специальных изданий, но и прибегает к
услугам других служб, специализирующихся на сборе и обобщении данных,
представляющих интерес с точки зрения обеспечения безопасности объекта.
Для получения, требующегося для успешной работы службы
безопасности устойчивого доступа к источникам необходимой информации было бы
желательно принять следующие организационные и оперативные меры, направленные
на усиление информационно-аналитического потенциала службы.
Прежде всего, необходимо обеспечить сбор данных об адресах мест
хранения полезной и актуальной для службы безопасности специальной информации.
Далее должны быть приняты меры по налаживанию механизма обратной
информационной связи в рамках объекта охраны. После этого рекомендуется принять
безотлагательные меры для организации более интенсивного информационного обмена
с региональными подразделениями СБ акционерных обществ и дочерних предприятий.
При этом необходимо постоянное целенаправленное укрепление нормативно-правовой
базы организации информационно-аналитической работы в рамках объекта защиты.
Реализация изложенного позволит вывести
информационно-аналитическую работу СБ на новый качественный уровень, отвечающий
требованиям современной политической и оперативной обстановки, разработать
комплекс мер по прогнозированию и вскрытию источников угроз безопасности,
определению новых методов и средств нанесения ущерба интересам предприятия, а
также их предупреждению и пресечению.
При этом получение, распространение или хранение информации
предназначено для предания гласности без выраженного согласия тех лиц, групп
лиц или организаций, которым данная информация принадлежит.
3.2 Сбор,
хранение и обработка информации как основа информационно-аналитического
сопровождения
К основному элементу информационно-аналитического сопровождения
следует отнести источники, формы, способы и методы получения информации,
представляющей интерес для обеспечения безопасности предприятия. Эффективность
деятельности любой службы безопасности, т. е. ее способность решать постоянно
возрастающий круг задач, зависит от степени полноты, достоверности и
своевременности информации, поступающей в банки данных СБ. При организации
сбора информации руководитель СБ дает установку на получение любых, даже
второстепенных данных, имеющих отношение к решению задач по обеспечению
безопасности коммерческого предприятия.
В процессе сбора, хранения и обработки информации основные усилия
направляются на плановое накопление комплектных материалов с использованием
различных механизмов для доступа к источникам данных. При этом
информационно-аналитическое подразделение ведет постоянную работу по
определению достоверности получаемых данных с помощью экспертных оценок и сбора
дополнительных подтверждающих данных. Информация имеет свойство устаревать.
Если она поступает и выдается потребителю с опозданием, это значительно снижает
ее практическую ценность. Таким образом, актуальность и своевременность
информации являются взаимосвязанными критериями, определяющими ее ценность.
Источники и каналы получения информации делятся на официальные и
неофициальные. К ним относятся:
- информаторы;
- СМИ (электронные версии газет и журналов);
- справочники различного характера;
- государственные структуры (органы МВД, ФСБ и прокуратуры,
судебные органы, адвокатские и аудиторские конторы, лицензионные органы,
налоговая инспекция, муниципалитеты, банки, Торгово-промышленная палата,
различные регистрационные органы, органы статистики ЖЭК и т. п.);
- полугосударственные структуры (корпорация «Российская
информационная сеть делового сотрудничества»);
- агентства безопасности по отраслям промышленности;
- частные информационные и сыскные агентства (Специальная
информационная служба);
- ассоциации, страховые компании, туристические фирмы;
- внутриведомственная документальная информация;
- информация, поступающая по открытым каналам связи из других
организаций и ведомств;
- информация, получаемая специалистами в результате участия в
работе конференций, семинаров, совещаний и т. п.;
- информация, получаемая в результате служебных командировок;
- информация, получаемая в результате личных неофициальных
контактов с коллегами и официальных контактов в процессе работы;
- информация, получаемая с помощью специфических методов и
средств.
Основной массив сведений поступает, как правило, из открытых и
тайных источников. При этом к открытым источникам принято относить: публикации;
правоохранительные и другие государственные органы; различные предприятия частного
сектора. Тайными источниками и методами получения информации считаются: электронное наблюдение; наружное наблюдение и другие
негласные операции; агентурные источники.
По мнению западных специалистов, сбор наиболее, ценной информации
может вестись только с помощью нелегальных средств, т. е. силами специальных
сотрудников с использованием конфиденциальных источников (агентов) и
оперативной техники. К активным нелегальным формам промышленного, и
коммерческого шпионажа относят, прежде всего, внедрение агента в конкурирующую
фирму, подкуп служащего, установку там техники.[10]
В зависимости от стоящих задач и имеющихся возможностей та или
иная компания организует сбор разведывательной информации по следующей схеме:
1. Проводится широкий анализ положения дел в какой-то отдельной
отрасли с помощью контроля за публикациями в специализированных газетах и
журналах, за отчетами и докладами торговых ассоциаций. Определяется круг
вопросов, по которым нужна информация, и разрабатывается стратегия ее сбора.
2. Собирается более детальная информация из подборок, хранящихся в
федеральных учреждениях или организациях, отчетов аналитиков по положению на
бирже. Самым тщательным образом изучаются доступные банки данных и одновременно
источники из числа, например, аналитиков и журналистов, которые располагают
более чем общими познаниями в изучаемой отрасли.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|