на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Механизмы обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта

3. Проводится уточнение стратегии сбора информации, в частности, может быть принято решение о посещении того или иного промышленного объекта. Подобные сведения собираются из источников, каковыми являются заказчики, поставщики, бывшие и нынешние сотрудники объекта заинтересованности.

Критериями оценки информации являются: ценность; секретность и конфиденциальность; достоверность; актуальность; конкретность; новизна; полнота. При этом по своим видам информация подразделяется на стратегическую – о перспективах развития рынка и конъюнктуре определенных рыночных секторов и оперативную – о подрывной деятельности конкурентов и криминальных структур против конкретного коммерческого предприятия, а также о криминогенной обстановке в регионе. Такая информация может быть новой, конфиденциальной, добываемой через информаторов, обрабатываемой аналитиками-специалистами, о планах и замыслах конкурентов и т. д.

Главной составляющей банка данных любой службы безопасности, независимо от ее размера, является информация, которая фактически характеризует складывающуюся вокруг предприятия криминогенную обстановку. Ее можно подразделить на три категории:

1 Данные о своих силах и средствах обеспечения безопасности, т. е. об объектах и субъектах защиты жизненно важных интересов предприятия. Обычно такие сведения бывают наиболее полными и достоверными.

2. Сведения о субъектах угроз безопасности предприятия, т. е. данные о реальном и потенциальном противнике (недобросовестные конкуренты, организованная преступность, бюрократический аппарат и т. д). Обычно получить такие сведения в требуемом объеме бывает весьма затруднительно.

3. Данные о среде, в которой предпринимателю приходится защищать свои интересы, и факторах, способствующих или затрудняющих обеспечение безопасности. Как правило, такие данные имеются в размытом виде и требуют их тщательного отбора и упорядочивания.

Для обеспечения наполнения этого массива необходимо: во-первых, определить, какую информацию и зачем необходимо добывать; во-вторых, определить адреса хранения такой информации, а также пути и средства сбора недостающих данных; в-третьих, после получения данных осуществить организацию информации для прогнозирования угроз безопасности предприятия и выработки мер по его защите.

При классификации информации в первую очередь должны учитываться потребности заказчиков информации. Исходя из этого можно выделить два широких вида информации, иногда и перекрывающих друг друга. К ним относятся тактическая и стратегическая информации.

 Тактической называется такая информация, которая является полезной именно в текущий момент и именно тем потребителям, которые в ней нуждаются. Эта информация вносит вклад непосредственно в успех достижения ближайших целей службы безопасности. Тактическая информация может выступать в различных формах. Одной из таких форм является оперативная передача факта от одного подразделения службы безопасности другому. Эта является важнейшим элементом успеха при обеспечении согласованности всех структурных подразделений не только службы безопасности, но и всего предприятия как объекта защиты.

Стратегическая информация есть высшая форма окончательной продукции в информационном процессе. Это результат квалифицированного сбора фактов и аналитики, нацеленной на выработку обоснованного суждения по главному направлению деятельности службы безопасности. Чаще всего таковым является экономическая безопасность предприятия, поэтому выявление угроз на этом направлении и своевременное информирование о них администрации можно смело поставить на первое место в перечне задач информационного подразделения.

Стратегическая информация должна давать основное представление о деятельности партнеров и конкурентов, которая, в свою очередь, может повлиять на процесс планирования и управления в самом широком смысле. Отличие ее от тактической информации в том, что она имеет дело с более широким кругом проблем на уровне руководства службы безопасности и всего предприятия. Руководителям этого уровня, в конечном итоге, необходимо знать, какие действенные стратегические установки и какие средства потребуются при необходимости защиты жизненно важных интересов предприятия.

Основной задачей информационного подразделения является подготовка информации, необходимой для оперативной деятельности СБ. Этот процесс предполагает осуществление операций по сбору, хранению, накоплению, обработке и передаче информации. В этой связи немаловажную роль приобретают критерии оценки информации, определяющие те требования, которым должно отвечать содержание информации, с тем, чтобы она была полезной в первую очередь для структурных подразделений предприятия.

Наиболее важным требованием потребителя информации является ее полнота. Информация должна раскрывать основные аспекты проблемы, освещать ее полностью или, по крайней мере, главное в вопросе. Только комплектные материалы, разносторонне отображающие исследуемые факты и события, могут обеспечить качественное исследование проблемы. В связи с этим главной задачей информационного подразделения является обеспечение доступа разработчиков проблемы к максимально широкому кругу известных источников. Для обеспечения указанной задачи все сотрудники как информационного подразделения, так и всех структурных подразделений предприятия должны проводить на плановой основе изучение того, где и какая информация по интересующей проблематике сосредоточена.

Как показывает практика, для решения этой задачи используются следующие организационные формы обеспечения полноты информации:

1. Подготовка справочника-путеводителя об информационных фондах, массивах, банках данных и других видах сосредоточения сведений, представляющих интерес для оперативной деятельности СБ. В таком справочнике должны быть отражены данные об адресах хранения и путях доступа к конкретной информации. Такой справочник-путеводитель должен стать отправным инструментом сотрудника ИАО, приступающего к конкретному исследованию. В процессе подготовки информационного справочника в обязательном порядке должны быть изучены и учтены все виды подсобных информационных массивов, ведущихся структурными подразделениями предприятия.

2. Механизм обратной связи с потребителем информации должен стать средством выявления заинтересованности потребителей в определенной информационной тематике. Это будет способствовать в дальнейшем определению мест возможного хранения конкретных сведений с постановкой соответствующих материалов на тематический учет и организации последующего доступа к таким данным.

3. Информационными подразделениями применяется анкетирование потребителей, в ходе которого уточняются вопросы, связанные с отдельными проблемами информационного обеспечения, выявляются адреса хранения конкретных материалов и пути их получения.

Проблема полноты информации является ключевым (первостепенным) вопросом, особенно при ведении тематических информационно-аналитических исследований. Наполнение модели исследования нереально без тщательной постановки на учет в подсистемы ИАО СБ всех ее компонентов, имеющихся в базах данных не только в СБ, но и во всех структурных подразделениях всего предприятия. В структуре ИАО должны быть подготовлены сотрудники, детально изучившие доступные отделу информационные фонды и способные оказывать консультативную помощь в вопросах обеспечения оптимальной полноты необходимой информации, а также практическую помощь при обработке больших массивов информации.

Следует иметь в виду, что вести речь о том, насколько полна информация о конкретном объекте (факте) и где ее границы, довольно затруднительно и к тому же малоэффективно. В предпринимательской деятельности этот критерий, как правило, особой роли не играет. Под достоверностью понимается соответствие содержания информации реальной действительности. Степень достоверности уточняется перепроверкой сведений, их анализом, сравнением информации, полученной из других источников, ссылками на заслуживающий доверия и проверенный источник.

Эффективность работы информационного подразделения во многом определяется его способностью воспрепятствовать передаче ложных и неточных сведений. Недостоверная информация может причинить значительный ущерб, поэтому ее следует исключать на возможно раннем этапе обработки. Информация, вызывающая сомнение, подлежит особо тщательной проверке. Работа, связанная с определением достоверности, должна проводиться в двух направлениях: установление достоверности специалистами и проверка посредством сбора дополнительных подтверждающих данных. Совершенно недопустимо упускать из вида информацию лишь из-за того, что она не укладывается в типовую схему. В тех случаях, когда информационное подразделение, обеспечивая полноту информации, обрабатывает данные, вызывающие сомнение, в специальной сноске следует указать, что приводимые из конкретного источника сведения даются без оценки их достоверности.

Причины возникновения недостоверных сведений различны: неправильное восприятие источником факта или умышленное, с определенной целью, искажение о нем сведений. Как правило, сведения, представляющие интерес для предпринимателя, а также источник их поступления должны подвергаться перепроверке.

На практике вопрос определения достоверности информации решается с помощью следующей технологии: привлечение экспертов; сопоставление полученных материалов с имеющимися у информационной службы данными; сбор дополнительных подтверждающих данных из других источников.

Следующим необходимым организационным условием является систематизация информации по принципу функциональных направлений соответствующих оперативных и аналитических подразделений СБ и организация ее долговременного хранения с обеспечением быстрого поиска полного объема требуемой информации. При этом эффективность аналитической обработки материалов для последующей реализации накопленной в фондах информации зависит от уровня информационно-логических систем, способных осуществлять логические операции с данными, заложенными в память ЭВМ.

Информационный массив – это информационный фонд, представляющий собой область машинной памяти, в которой могут размещаться совокупности значений одного и того же типа. Механизм формирования информационного фонда службы безопасности предполагает следующие действия соответствующего подразделения ИАО:

- прием и организация хранения поступающей в ИАО специальной и периодической литературы;

- техническая обработка поступающей литературы;

- просмотр поступающей в ИАО информации с целью отбора материалов согласно тематике классификатора и информационных подборок документального фонда ИАО;

- индексация отобранной информации согласно классификатору с последующей передачей материалов в СИФ, где она регистрируется в специальном файле соответствующего банка данных ИАО (или журнале, в зависимости от степени конфиденциальности) с указанием порядкового номера, названия документа, количества экземпляров, количества листов в документе, откуда поступил документ, после чего документы размещаются по тематическим досье;

- формирование тематических подборок и обеспечение сохранности материалов тематических досье, расположенных на стеллажах, и выдача соответствующей информации из документального фонда по письменным и устным запросам, поступающим в ИАО на бланке «запрос-задание в ИАО», где указывается тематика запроса; материалы из документального фонда выдаются сотрудникам СБ и других подразделений администрации предприятия после соответствующего разрешения руководства ИАО по реестру; после выполнения запроса бланк подшивается в соответствующее дело ИАО;

- ведение документального фонда ИАО;

- проведение машинной обработки информации, поступающей в ИАО;

- составление на отобранную информацию, согласно указанию руководства ИАО, кратких аннотаций, которые печатаются в виде отдельных документов;

- выдача в установленном порядке материалов спецфонда ИАО и контроль за своевременным возвратом документов,

- рассылка материалов спецфонда в соответствии с указаниями руководства ИАО;

- ответы на поступающие запросы внешних абонентов спецфонда ИАО;

- обеспечение своевременного информирования руководства ИАО об актуальных поступлениях в спецфонд;

- подготовка ответов на разовые и тематические запросы подразделений СБ предприятия, а также его дочерних предприятий и акционерных обществ;

- подготовка ксерокопий материалов периодики, необходимых для работы ИАО;

- обеспечение по указанию руководства отдела подписки ИАО на периодические и специальные издания; ведение перечня подписных изданий и осуществление контроля за своевременностью поступлений такой информации;

- участие в периодическом редактировании классификатора ИАО согласно тематической направленности проводимых отделом информационно-аналитических исследований;

- подготовка материалов для введения их в соответствии с установленным порядком в электронную память ЭВМ;

- печатание материалов ИАО.

Собранные и добытые данные должны быть обработаны, оценены и реализованы в виде выводной информации, необходимой как для обеспечения безопасности предприятия, так и для осуществления предпринимательской деятельности. Выводная информация может быть представлена в форме новых фактов или знаний.

Информационно-аналитическая работа располагает специфическими методами и средствами получения выводной информации на основе различных информационных и экспертных систем. В рамках этой деятельности она может быть ориентирована на вовлечение в анализ и оценку обстановки более широкого спектра сведений и знаний, чем тот, который поступает по собственным каналам ИАО.

3.3 Аналитическая работа как функция информационного сопровождения безопасности предпринимательской деятельности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.