на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Правовое обеспечение и реализация избирательных прав граждан в РФ

- то же нарушение, совершенное председателем территориальной избирательной комиссии, председателем окружной избирательной комиссии, председателем избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, председателем Центральной избирательной комиссии, а равно нарушение одним из указанных должностных лиц сроков направления сведений либо неполное предоставление сведений об итогах голосования на выборах, референдуме в средства массовой информации для опубликования (части 2 - 5 статьи 5.25 КоАП РФ, при этом для председателей вышестоящих избирательных комиссий устанавливается более строгая ответственность).

Вывод к пункту 3.1. Конкретные составы административных правонарушений физических лиц, посягающих на избирательные права граждан сформулированы в главе 5 Особенной части КоАП (ст. 40 - 40).

В качестве административного правонарушения может выступать только противоправное деяние - такое действие или бездействие, которое нарушает нормы действующего законодательства о выборах и соответствующие статьи КоАП и других федеральных законов.

Административная ответственность физических лиц может наступить только за виновное нарушение законодательства о выборах. Вина - это психическое отношение нарушителя к совершенному им правонарушению и его последствиям. Применительно к административным правонарушениям законодатель различает две формы вины - умысел и неосторожность.


2.2 Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме

Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и в сфере избирательных правоотношений применяется за нарушения, характеризуемые повышенной степенью общественной опасности.[31]

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за следующие преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов и установлением их результатов:

- воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (статья 141);

- нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума (статья 141.1);

- фальсификация избирательных документов, документов референдума (статья 142);

- фальсификация итогов голосования (статья 142.1).

В соответствии с частью 1 статьи 141 УК РФ уголовная ответственность наступает за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.[32]

Квалифицирующими признаками, наличие которых предполагает назначение более строгого наказания, для данного преступления являются:

- подкуп, обман, принуждение, применение насилия либо с угроза его применения;

- использование лицом своего служебного положения;

- совершение деяния группой лиц по предварительному сговору либо преступной группой.

Объективная сторона состава данного преступления заключается:

- в воспрепятствовании свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме;

- в нарушении тайны голосования;

- в воспрепятствовании работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.[33]

В части 3 этой же статьи УК РФ установлен самостоятельный состав преступления, выражающегося во вмешательстве с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".[34]

Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым умыслом и наличием цели - повлиять на решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Субъектом преступления является должностное лицо.

Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 1 статьи 141.1 УК РФ, заключается в совершении следующих альтернативных действий:

- передача кандидату, избирательному объединению в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств в крупных размерах, минуя соответствующий избирательный фонд;

- расходование в целях достижения определенного результата на выборах не перечисленных в избирательные фонды денежных средств в крупных размерах;

- передача кандидату, избирательному объединению в целях достижения определенного результата на выборах материальных ценностей в крупных размерах без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда;

- выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на получение определенного результата на выборах, осуществленные в крупных размерах без оплаты из соответствующего избирательного фонда или с оплатой из соответствующего избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам;

- передача инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума в целях достижения определенного результата на референдуме денежных средств в крупных размерах, минуя соответствующий фонд референдума;

- расходование в целях достижения определенного результата на референдуме не перечисленных в фонды референдума денежных средств в крупных размерах;

- передача инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума в целях достижения определенного результата на референдуме материальных ценностей в крупных размерах без компенсации за счет средств соответствующего фонда референдума;

- выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с референдумом и направленных на выдвижение инициативы проведения референдума, на достижение определенного результата на референдуме, осуществленные в крупных размерах без оплаты из соответствующего фонда референдума или с оплатой из соответствующего фонда референдума по необоснованно заниженным расценкам, а также внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц.[35]

Часть 2 статьи 141.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за:

- использование кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения;

- использование уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помимо средств соответствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме;

- расходование пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет фонда, специальный счет референдума.

Обязательным условием уголовной ответственности за данное преступление является крупный размер финансовой поддержки.

Статья 142 УК РФ устанавливает ответственность за фальсификацию избирательных документов и документов референдума, то есть указание в них заведомо ложных данных, которые могут повлиять на результаты выборов или референдума. При этом субъектом преступления является:

- член избирательной комиссии, комиссии референдума;

- уполномоченный представитель избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;

- кандидат;

- уполномоченный кандидатом представитель.[36]

Уголовная ответственность по части 2 статьи 142 УК РФ наступает при совершении одного из следующих действий:

- подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума;

- заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов).

При этом указанные действия должны:

- быть совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

- быть соединены с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения;

- повлечь существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

По части 3 статьи 142 УК РФ ответственность наступает, если лицо:

- незаконно изготовило избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме;

- незаконно хранило незаконно изготовленные избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме;

- незаконно перевозило незаконно изготовленные избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме.[37]

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Субъект преступления по частям 2 и 3 статьи 142 УК РФ - общий.

Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 1 статьи 142.1, УК РФ состоит в фальсификации итогов голосования одним из следующих способов:

- включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;

- представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума;

- заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц;

- фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума;

- замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума;

- порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума;

- незаконное уничтожение бюллетеней;

- заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума;

- подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования;

- заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования;

- незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения;

- заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект этого преступления специальный - лицо, отвечающее в силу возложенных на него полномочий за подведение итогов выборов и референдума.

Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав. Уголовная ответственность регламентируется в Уголовном кодексе РФ (далее - УК РФ), который насчитывает две статьи, посвященных посягательствам на избирательные права граждан. Это - ст. 141 («Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий») и ст. 142 (»Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов»).

В соответствии с ч. 1 ст. 141 УК РФ уголовно наказуемым является воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий. Данное преступление наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах является публично-правовым средством обеспечения общественного интереса при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.

Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается применение к нарушителю правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя определенные правоограничения личного или имущественного характера. Мерами юридической ответственности являются регламентированные в законодательстве наказательные санкции, которые традиционно именуются в научной литературе карательными или штрафными.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.