на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Правовые и организационные основы надзора за осужденными в исправительных учреждениях

Основной и главной проблемой правового обеспечения надзора за осужденными, является слабое знание сотрудниками документов, приказов и инструкций регулирующих права осужденных в местах лишения свободы.

Рассмотрим данную проблему на примере ИК-12:

23.09.08 г. в учреждении был проведен совет профилактики, где осужденный Затеев А.Я. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и водворен в штрафной изолятор на пятнадцать суток, за нарушение п. 15 ПВР ИК-12.

Но прокурором по надзору за законностью в учреждениях 01.10.08 г. было выявлено нарушения приказа №213 ГУФСИН России по Кемеровской области, в п. 3.2 данного приказа. После изучения материалов на осужденного Затеева А.Я прокурор отменил постановление о признание данного осужденного злостным нарушителем, так как материалы, собранные на осужденного не подтверждали факт употребления им алкогольных напитков, а значит, обвинения выдвинутые осужденному Затееву А.Я. были беспочвенными. Данный факт нарушения стал возможным из-за того, что оперативный дежурный майор вн. службы Циглярский Н.В. был слабо знаком с приказом ГУФСИН России №213.

Важнейшими целями уголовно-исполнительного законодательства РФ является исправление осужденных и предупреждение совершения преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Выполнение этих целей достигается за счет реализации комплекса оперативно-режимных, профилактических, воспитательных, технических и других мероприятий. Безусловно, одним из главных условий исправления осужденных и предупреждения совершения преступлений на территории исправительных учреждений является полная изоляция осужденных, недопущение проникновения к ним предметов и вещей, которые могут спровоцировать совершение преступлений или выступить в качестве средств их совершения. Поэтому приоритетным направлением деятельности персонала исправительных учреждений была и остается работа по выявлению и перекрытию каналов поступления осужденным вещей и предметов, которые им запрещено иметь при себе. Перечень таких вещей и предметов определяется законодательством РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.[43]

В некоторых случаях деятельность персонала учреждений УИС по перекрытию каналов поступления осужденным запрещенных вещей регламентируется:

- нормами гражданского права, в частности по вопросу определения предметов, изделий и веществ, изъятых из гражданского оборота (которые, согласно правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать) Приложение 8;

- нормами уголовного права – в части возбуждения уголовных дел по фактам передачи осужденным запрещенных веществ сотрудниками УИС и иными лицами;

- в зависимости от конкретных жизненных ситуаций – другими законодательными нормативными актами.

Как показывает практика, наиболее жесткие меры воздействия за организацию доставки осужденным запрещенных вещей применяются к сотрудникам исправительных учреждений, хотя их доля в общем количестве задержанных за передачу либо попытку передачи осужденным этих вещей составляет не более 10%. Иных же лиц в лучшем случае, возможно, привлечь только к административной ответственности (за исключением случаев совершения ими уголовных проступков – пронос наркотических веществ, оружия и т.д.), и практика показывает, что этого недостаточно. Такая ситуация также складывается из-за того, что за частую администрация исправительных учреждений не показывает количество реальных случаев доставки осужденным запрещенных предметов, что бы показатели оперативно-хозяйственной деятельности учреждения были выше. Из года в год усиливается давление на администрацию исправительных учреждений с целью передачи осужденным запрещенных вещей, активизируется поиск новых путей доставки данных предметов в исправительные учреждения (при проведении свиданий, путем переброса и т.д.). Действия осужденных и других лиц в процессе установления каналов их доставки становятся дерзкими и опасными. Так, известны случаи, когда за переброшенными предметами осужденные выдвигались с подручными средствами (ломы, металлические прутья, трубы и т.д.) для устрашения сотрудников дежурной смены или оказания им сопротивления при их изъятии. В течение 2006 года задержано 6448 граждан, передавших либо пытавшихся передать осужденным запрещенные предметы, что почти на 50% больше предыдущего года, в 2007 году число задержаний увеличилось еще на 20%, и данный показатель продолжает расти.

Проникновение запрещенных к использованию предметов на территорию исправительного учреждения влечет за собой рост числа нарушений установленного порядка отбывания наказания, связанных с их оборотом – это карточные долги, употребление спиртных напитков и наркотических веществ, изготовление спиртных напитков кустарного производства, возникающие на этой почве конфликты, которые при наличии у осужденных опять же запрещенных колюще-режущих предметов могут перерасти в преступление против жизни, здоровья и т.д.

Существует масса способов доставки осужденным запрещенных вещей, и для организации качественной работы по их нейтрализации требуется целый комплекс профилактических мер, привлечение максимального количества имеющихся сил и средств. Непосредственная реализация данных задач прописывается в ведомственных нормативных актах, наиболее значимые из которых выше были указаны. Однако здесь также имеются серьезные проблемы[44]. Несмотря на проблематичность, объемность и важность данной области служебной деятельности, до сих пор отсутствует единый документ, который бы объединил в себе все направления деятельности по перекрытию поступления осужденным запрещенных предметов, а самое главное скоординировал бы деятельность разных служб. Поэтому при организации работы по недопушению поступления осужденным запрещенных вещей приходится прибегать к множеству различных нормативно-правовых актов (которые к тому же не охватывают все направления данной деятельности), руководствоваться методическими рекомендациями, указаниями и распоряжениями.

Анализ нормативно-правовых актов и других документов, в той или иной мере касающихся вопросов перекрытия каналов поступления к осужденным запрещенных предметов, позволил вычленить несколько направлений данной работы. К таковым можно отнести:

- организационное;

- профилактическое;

- техническое;

- индивидуально-воспитательное.

Подводя итог, необходимо отметить, что перекрытие каналов поступления осужденным запрещенных веществ относится к одному из самых трудоемких направлений оперативно-служебной деятельности. На сегодняшний день имеется много проблем в нормативной организации данной работы как на законодательном, так и на ведомственном уровнях.

Однако решение данных проблем не стоит на месте. Так, разработаны Наставление по проведении обысков и досмотров, Положение о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу УИС, а также другие нормативно правовые акты, различные методические рекомендации, учебные пособия.

В этих условиях проблема обеспечения безопасности системы в целом и ее сотрудников в частности стоит достаточно остро. Проведенные исследования показали, что многие сотрудники ИУ не чувствуют себя защищенными в плане личной безопасности. В частности, по их мнению, реализация рекомендаций Европейских тюремных правил по ограничению ношения и применения ими специальных средств не вселяет уверенности в эффективности действий по пресечению конфликтных ситуаций, сопровождающихся насилием.

На наш взгляд, реализация международных стандартов обращения с осужденными в отечественной уголовно-исполнительной системе должна проводиться корректно, с учетом ее исторически сложившейся специфики, определяющейся военизированным принципом построения и управления исправительными учреждениями.

С одной стороны в них не должно быть диктатуры, построенной на эскалации насилия, с другой – применение физической силы, специальных средств или оружия для обеспечения безопасности (ст. 86 УИК РФ) – мера необходимая, не идущая вразрез с принципами гуманизма, при условии соблюдения принципа законности и разумной достаточности.

Вместе с тем применение силы должно быть крайней мерой, следующей, по общему правилу, за мерами убеждения, которые по тем или иным причинам не дали желаемого результата.

П. 1 ст. 64 Европейских пенитенциарных правил (2006 г.) гласит, что «Персонал пенитенциарного учреждения не должен применять силу против заключённых за исключением случаев самообороны или в случае попытки побега, или активного или пассивного физического сопротивления установленному законом порядку, причём всегда это должно быть крайним средством».

Как видно, данная норма не только определяет чрезвычайный характер силового воздействия, но и строит четкую систему правовых оснований его применения. Это самооборона, попытка побега, активное или пассивное сопротивление установленному законом порядку.

Было бы полезно систематизировать правовые основания применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, предусмотренные Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ст.ст. 29-31) с учетом рекомендаций Европейских пенитенциарных правил, а также – норм Гл. 8 УК РФ (ст.ст. 37, 38, 39), объединив их (основания) в три блока:

1) применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в состоянии необходимой обороны для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, заключенных и других граждан; освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;

2) применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия для задержания и возвращения осужденных и заключенных, бежавших из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания; для задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу;

3) применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными; при конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе.

В целом же нормы, регламентирующие применение мер безопасности сотрудниками УИС, должны, по нашему мнению, содержаться в Уголовно-исполнительном кодексе (необходима детализация ст. 86 УИК РФ), а не в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», определяющем систему и функции данных учреждений.

Ст. 28 данного закона гласит, что меры безопасности применяются сотрудниками УИС «на территории учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах». Однако п. 5 ст. 30 того же Закона разрешает применять специальные средства «для задержания и возвращения осужденных и заключенных, бежавших из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания», что предполагает возможность применения в ходе проведения оперативно-поисковых мероприятий в момент обнаружения и задержания (доставления) в любом месте, а не только на указанных в ст. 28 территориях.

В соответствии с ведомственными нормативно-правовыми актами сотрудники УИС при проведении оперативно-поисковых мероприятий по розыску и задержанию лиц, совершивших побег, вооружаются огнестрельным оружием. Следовательно, оно также может быть применено не только на территории учреждений.

Для устранения обозначенных противоречий необходимо уйти от принципа территориальности, заменив его целевой установкой применения мер безопасности: «Сотрудники УИС применяют физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие самостоятельно или в составе подразделения при выполнении возложенных на них Законом служебных обязанностей по пресечению правонарушений и преступлений, обеспечению личной безопасности и безопасности граждан».

В действующем приказе по организации охраны исправительных учреждений отсутствует формализованный образец рапорта о применении огнестрельного оружия, что создает объективные трудности для инспекторского состава при оформлении отчетной документации.

Отсутствуют нормы, закрепляющие гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника при попытке невооруженного лица приблизиться, сократив указанное сотрудником расстояние.

Предложенная система правовых оснований применения физической силы и специальных средств позволит сотрудникам УИС более четко ориентироваться в пределах применения мер безопасности – наиболее трудной для восприятия и понимания правовой категории.

Европейские пенитенциарные правила 2006 г. определяют пределы применения следующим образом:

-  масштабы применения силы должны быть минимально необходимым, и период её применения должен быть минимальным (п. 2 ст. 64 ЕПП);

-  персонал, непосредственно работающий с заключёнными, должен быть обучен методам, позволяющим им сдерживать агрессивных заключённых с минимальным применением силы (ст. 66 ЕПП);

Если говорить о пределах применения физической силы и специальных средств то это, прежде всего – выбор способа и степени интенсивности воздействия на правонарушителя. Сотрудник четко должен понимать, для чего он применяет физическую силу или специальное средство. Например, по каким частям тела он имеет право нанести удар или куда направить струю слезоточивого газа и т.п.

В то же время минимальность причиняемого вреда – критерий оценочный, который может изменяться в зависимости от развития криминальной ситуации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.