Принцип гуманизма в осуществлении
надзора за осуждёнными в уголовно-исправительных учреждениях проявляется в
различных направлениях и формах. Прежде всего, из содержания норм, регулирующих
порядок и условия исполнения и отбывания наказаний (особенно лишения свободы),
изъята излишняя тюремная атрибутика, отражающая суровость наказания, – отменены
многие ограничения в отношении осужденных.
В Уголовно-исполнительном Кодексе РФ
закреплено требование, строго соблюдать гарантии защиты осужденных от пыток,
насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с
ними. Существенно расширены возможности поддержания и развития социально
полезных связей осужденных с родственниками и трудовыми коллективами, а также
развития их позитивной инициативы.
Реализация принципа гуманизма поставлена
в прямую зависимость от поведения осужденных, от их желания и настроения
проявлять себя определенным образом. Так, если осужденный не нарушает
установленного порядка и дисциплины, то ему предоставляется широкая возможность
получения различного рода льгот и ослабления режимных требований; если же он
выбирает путь неповиновения и правонарушений, то, наоборот, режимные требования
могут быть существенно ужесточены (например, в исправительном учреждении – путем
системы взысканий, перевода в более строгие условия содержания и даже в
тюрьму).
Благодаря такой системе противовесов
основная масса осужденных заинтересована в правопослушном поведении. Это в
конечном счете обеспечивает устойчивую обстановку в уголовно-исполнительной
системе, по существу исключая массовые проявления недовольства со стороны
осужденных. Сегодня фактическое воплощение в жизнь всех гуманистических
проявлений закона затрудняет крайняя скудность материально-финансового и иного
ресурсного обеспечения данной системы.
В последнее время осуществлены крупные
изменения в карательной политике, сняты или существенно уменьшены многие
ограничения в расходовании осужденными денег на приобретение продуктов питания
и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, сокращены сроки
фактического отбытия наказания для представления к условно – досрочному
освобождению или замене наказания более мягким и ряд других.
Принцип гуманизма имеет и обратную
сторону: он должен проявляться не только по отношению к осужденным, но и ко
всему обществу в целом, обеспечивая должный порядок и спокойствие граждан,
охрану их законных интересов. Поэтому в Кодексе предусматриваются меры по надежной
изоляции и охране осужденных, по пресечению различных попыток (как с их
стороны, так и со стороны иных граждан) проникновения на охраняемые территории,
нападения на охрану, проноса запрещенных предметов и подобных действий.
Принцип
демократизма проявляется
в том, что уголовно-исполнительное законодательство, предоставляет довольно
широкие права субъектам РФ в отношении учреждений и органов, исполняющих
наказания, расположенных на их территории. Органы власти субъектов Федерации и
органы местного самоуправления оказывают большую финансовую помощь учреждениям
и органам, исполняющим уголовные наказания (по приобретению продовольствия,
строительству различных зданий и сооружений, освобождению от налогов,
предоставлению различного рода льготных кредитов и т.п.). Принцип демократизма
проявляется и в других направлениях: в порядке подачи и разрешении жалоб и
заявлений осужденных; языке обращений и переписке; контроле органов
государственной власти и органов местного самоуправления, судебном и
ведомственном контроле; прокурорском надзоре за деятельностью учреждений и
органов, исполняющих наказания; контроле общественных объединений
Принцип
равенства перед законом выражается
в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или
находящихся в одинаковых условиях отбывания наказания в исправительном
учреждении, независимо от национальной принадлежности, социального положения,
вероисповедания и других социально-политических, демографических и иных
признаков. Такие различия предусматриваются в зависимости от пола, возраста,
состояния здоровья, наличия беременности или малолетних детей, а главное – от
поведения осужденных.
Принцип дифференциации и
индивидуализации исполнения наказаний предполагает рациональность мер
принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного
поведения. Это, в свою очередь, есть следствие проведенных дифференциации и
индивидуализации личности самих осужденных.
Осужденные дифференцируются на разных
этапах и в зависимости от: возраста; состояния здоровья; наличия семьи,
родственников; отбытого срока наказания и их поведения; возможности досрочного
(в любой форме) освобождения; наличия профессии и т.д.
Внутри классификационных групп
осужденных выделяется личность каждого из них, выявляются ее основные характеристики,
в том числе положительные и отрицательные качества. Следует отметить, что
личность осужденного не может быть представлена как средоточие одних лишь
негативных свойств и качеств: отдельные из них могут быть поражены полностью,
другие – частично, а некоторые – вообще могут находиться в удовлетворительном
состоянии. Задача педагогов и всего персонала уголовно – исполнительной системы
– составить подробный психолого-педагогический портрет личности каждого
осужденного и на этой основе разработать и осуществить программу воспитательных
воздействий, опираясь на положительные качества данной личности и разрушая,
блокируя ее отрицательные свойства.
Например, в каждом исправительном
учреждении разрабатываются единые режимно-педагогические требования, которые
персонал всех служб предъявляет к осужденным. В зависимости от принадлежности
осужденных к той или иной классификационной группе, к ним индивидуально
применяется конкретный комплекс мер принуждения, стимулирования и исправления.
Эффективность действия этого комплекса мер зависит от многих обстоятельств, но
в целом она доказана практикой.
В законодательстве указанные аспекты
дифференциации и индивидуализации изложены достаточно полно и подробно. Система
мер стимуляции правопослушного поведения сейчас намного богаче и обширнее, чем
раньше. Эффективность ее реализации зависит от уровня организаторской работы и
педагогического мастерства воспитателей.
Принцип
соединения наказания с исправительным воздействием был закреплен и в ранее действовавшем
законодательстве, но тогда он определял собственно предмет правового
регулирования, а именно лишь те наказания, которые соединялись с мерами
исправительно-трудового воздействия (лишение свободы, исправительные работы и
отмененные позднее ссылка и высылка). Теперь же этот принцип относится ко всем
видам наказаний (за исключением смертной казни) и иным мерам уголовно-правового
характера, хотя в действительности к отдельным видам наказаний данный принцип
не применяется. Но, учитывая, что большинство наказаний на стадии их исполнения
соединяется с мерами исправительного воздействия, этот принцип является
определяющим для всего уголовно-исполнительного права.
Под
исправительным воздействием понимается широкий комплекс воспитательных
мероприятий и воздействий: труд, обучение, профессиональная подготовка,
развитие самодеятельности и многое другое, что призвано формировать позитивные
свойства личности, которые в конечном итоге, и говорят о степени исправления
осужденных.
Статья 9
Уголовно-исполнительного Кодекса РФ определяет исправление осужденных и его
основные средства. Исправление осужденных – это формирование у них
уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и
традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения[18].
Таким образом, речь идет о нравственном исправлении осужденных, а не о просто
юридическом исправлении (впредь не совершать преступлений). Основными средствами
исправления осужденных закон называет: установленный порядок исполнения и
отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд,
получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное
воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида
наказания, характера и степени общественной опасности совершенного
преступления, личности осужденных и их поведения, т. е. с учетом рассмотренного
выше принципа дифференциации и индивидуализации. Применительно к отдельным
видам наказаний Уголовно-исполнительный Кодекс РФ детально регламентирует
использование тех или иных средств исправления осужденных, акцентируя особое
внимание на тех из них, которые соединены с исправительным воздействием.
На основании выше изложенного можно
сделать вывод, что основное содержание надзора – обеспечения порядка в
исправительных учреждениях и безопасности осуждённых и персонала. Надзор как
сложный правовой институт состоит из совокупности элементов, и поэтому требует
к себе системного подхода. Поэтому отсутствие хотя бы одного из элементов не
позволяет говорить о надзоре как целостном правовом явлении.
Но законодатель не уделяет надзору за
осуждёнными в уголовно-исправительных учреждениях должного внимания в
федеральных законах, за исключением ст. 82 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ.
В данной статье в порядке перечисления надзор отнесён к одному из средств
режима, осуществляемому наряду с охраной за осуждёнными, в соответствии с
Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях[19].
В Концепции
реформирования уголовно-исполнительной системы (на период до 2005 года)
ставится задача «укрепить режим отбывания наказания, надежность охраны мест
лишения свободы, используя инженерно-технические средства надзора, контроля и
охраны, создание на основе современных достижений в области науки и техники»[20].
Для
уяснения, что же представляет собой средства обеспечения надзора, необходимо
определиться с понятием «средство». Это:
1)
приём, способ действия для достижения чего-нибудь;
2)
орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь
деятельности[21].
Для рассмотрения
вопроса о средствах надзора необходимо исследовать вопрос о классификации этих
средств. В теории нет единого подхода к пониманию и классификации средств
обеспечения режима, а одним из основных его требований является надзор. В
основу классификации должны быть положены определённые признаки, критерии. Их
выделение и создает некоторые затруднения в проведении классификации средств
обеспечения режима, а следовательно и надзора[22].
Среди имеющихся мер,
способов, приёмов направленных на обеспечение режима, немалая роль отводится
именно средствам, ибо лишение свободы – это изоляция преступников в специальных
учреждениях, где нельзя обойтись без забора и вышек, иных приспособлений,
обысков осужденных, досмотра вещей граждан, входящих на территорию исправительного
учреждения, контроля за поведением осужденных, строгого внутреннего распорядка[23].
Статья 83 УИК РФ
предусматривает при осуществлении надзора за осужденными использование аудиовизуальных,
электронных и иных технических средств надзора и контроля для предупреждения
побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания
наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
Технические
средства по обеспечению надзора за осужденными предназначены:
- создать необходимые условия для выполнения задач надзора
минимальной численностью в любое время суток и года;
- повысить эффективность работы младших инспекторов
безопасности и действий администрации по поддержанию установленного
правопорядка;
- управлять составом караула, дежурной сменой и действиями
боевого расчета подразделения при несении ими службы и действиях при
чрезвычайных обстоятельствах;
- обнаруживать осуждённого (нарушителя) при различных
способах преодоления им линии охраны, несанкционированном выходе (входе) из
специальных зданий, таких, как здания КПП, ПКТ и ШИЗО, административные здания
и помещения хранения товарно-материальных ценностей, транспортных средств;
- оповещать наряд младших инспекторов безопасности, охраны,
администрацию объекта о нарушении линии охраны или об угрожающих действиях
осужденных по отношению к лицам, находящимся на объекте;
- задерживать осуждённого в пределах запретной зоны на время,
необходимое для действий караула, наряда и администрации объекта по
предотвращению или пресечению побега;
- регистрировать (документировать) сигналы, распоряжения,
команды и переговоры должностных лиц;
- обеспечивать дистанционное наблюдение за территорией
объекта и поведением осуждённых на ней;
- обеспечивать обнаружение запрещённых предметов при попытке
их проноса (передачи) через пункты контроля, воспрепятствование перебросу,
через запретную зону;
- обеспечивать изоляцию друг от друга групп осуждённых в
соответствии с установленным режимом их содержания;
- управлять лицами дежурным нарядом;
- обеспечивать подачу команд и распоряжений осуждённым.
Специальными средствами –
активного или пассивного противодействия предназначены для защиты жизни и здоровья личного состава, а
также применяются для лишения возможности осужденных вести активные
противоправные действия.
Согласно Инструкции о
надзоре за осужденными дежурная смена, выделенная для выполнения задач по
надзору за осужденными, свои обязанности выполняет без оружия и обеспечивается
специальными средствами индивидуальной защиты и активной обороны, для
обеспечения безопасности персонала, осужденных и иных лиц.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|