на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Правовые и организационные основы надзора за осужденными в исправительных учреждениях

Принцип гуманизма в осуществлении надзора за осуждёнными в уголовно-исправительных учреждениях проявляется в различных направлениях и формах. Прежде всего, из содержания норм, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказаний (особенно лишения свободы), изъята излишняя тюремная атрибутика, отражающая суровость наказания, – отменены многие ограничения в отношении осужденных.

В Уголовно-исполнительном Кодексе РФ закреплено требование, строго соблюдать гарантии защиты осужденных от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с ними. Существенно расширены возможности поддержания и развития социально полезных связей осужденных с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их позитивной инициативы.

Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения осужденных, от их желания и настроения проявлять себя определенным образом. Так, если осужденный не нарушает установленного порядка и дисциплины, то ему предоставляется широкая возможность получения различного рода льгот и ослабления режимных требований; если же он выбирает путь неповиновения и правонарушений, то, наоборот, режимные требования могут быть существенно ужесточены (например, в исправительном учреждении – путем системы взысканий, перевода в более строгие условия содержания и даже в тюрьму).

Благодаря такой системе противовесов основная масса осужденных заинтересована в правопослушном поведении. Это в конечном счете обеспечивает устойчивую обстановку в уголовно-исполнительной системе, по существу исключая массовые проявления недовольства со стороны осужденных. Сегодня фактическое воплощение в жизнь всех гуманистических проявлений закона затрудняет крайняя скудность материально-финансового и иного ресурсного обеспечения данной системы.

В последнее время осуществлены крупные изменения в карательной политике, сняты или существенно уменьшены многие ограничения в расходовании осужденными денег на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, сокращены сроки фактического отбытия наказания для представления к условно – досрочному освобождению или замене наказания более мягким и ряд других.

Принцип гуманизма имеет и обратную сторону: он должен проявляться не только по отношению к осужденным, но и ко всему обществу в целом, обеспечивая должный порядок и спокойствие граждан, охрану их законных интересов. Поэтому в Кодексе предусматриваются меры по надежной изоляции и охране осужденных, по пресечению различных попыток (как с их стороны, так и со стороны иных граждан) проникновения на охраняемые территории, нападения на охрану, проноса запрещенных предметов и подобных действий.

Принцип демократизма проявляется в том, что уголовно-исполнительное законодательство, предоставляет довольно широкие права субъектам РФ в отношении учреждений и органов, исполняющих наказания, расположенных на их территории. Органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления оказывают большую финансовую помощь учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания (по приобретению продовольствия, строительству различных зданий и сооружений, освобождению от налогов, предоставлению различного рода льготных кредитов и т.п.). Принцип демократизма проявляется и в других направлениях: в порядке подачи и разрешении жалоб и заявлений осужденных; языке обращений и переписке; контроле органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебном и ведомственном контроле; прокурорском надзоре за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания; контроле общественных объединений

Принцип равенства перед законом выражается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся в одинаковых условиях отбывания наказания в исправительном учреждении, независимо от национальной принадлежности, социального положения, вероисповедания и других социально-политических, демографических и иных признаков. Такие различия предусматриваются в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, наличия беременности или малолетних детей, а главное – от поведения осужденных.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний предполагает рациональность мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. Это, в свою очередь, есть следствие проведенных дифференциации и индивидуализации личности самих осужденных.

Осужденные дифференцируются на разных этапах и в зависимости от: возраста; состояния здоровья; наличия семьи, родственников; отбытого срока наказания и их поведения; возможности досрочного (в любой форме) освобождения; наличия профессии и т.д.

Внутри классификационных групп осужденных выделяется личность каждого из них, выявляются ее основные характеристики, в том числе положительные и отрицательные качества. Следует отметить, что личность осужденного не может быть представлена как средоточие одних лишь негативных свойств и качеств: отдельные из них могут быть поражены полностью, другие – частично, а некоторые – вообще могут находиться в удовлетворительном состоянии. Задача педагогов и всего персонала уголовно – исполнительной системы – составить подробный психолого-педагогический портрет личности каждого осужденного и на этой основе разработать и осуществить программу воспитательных воздействий, опираясь на положительные качества данной личности и разрушая, блокируя ее отрицательные свойства.

Например, в каждом исправительном учреждении разрабатываются единые режимно-педагогические требования, которые персонал всех служб предъявляет к осужденным. В зависимости от принадлежности осужденных к той или иной классификационной группе, к ним индивидуально применяется конкретный комплекс мер принуждения, стимулирования и исправления. Эффективность действия этого комплекса мер зависит от многих обстоятельств, но в целом она доказана практикой.

В законодательстве указанные аспекты дифференциации и индивидуализации изложены достаточно полно и подробно. Система мер стимуляции правопослушного поведения сейчас намного богаче и обширнее, чем раньше. Эффективность ее реализации зависит от уровня организаторской работы и педагогического мастерства воспитателей.

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием был закреплен и в ранее действовавшем законодательстве, но тогда он определял собственно предмет правового регулирования, а именно лишь те наказания, которые соединялись с мерами исправительно-трудового воздействия (лишение свободы, исправительные работы и отмененные позднее ссылка и высылка). Теперь же этот принцип относится ко всем видам наказаний (за исключением смертной казни) и иным мерам уголовно-правового характера, хотя в действительности к отдельным видам наказаний данный принцип не применяется. Но, учитывая, что большинство наказаний на стадии их исполнения соединяется с мерами исправительного воздействия, этот принцип является определяющим для всего уголовно-исполнительного права.

Под исправительным воздействием понимается широкий комплекс воспитательных мероприятий и воздействий: труд, обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что призвано формировать позитивные свойства личности, которые в конечном итоге, и говорят о степени исправления осужденных.

Статья 9 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ определяет исправление осужденных и его основные средства. Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения[18]. Таким образом, речь идет о нравственном исправлении осужденных, а не о просто юридическом исправлении (впредь не совершать преступлений). Основными средствами исправления осужденных закон называет: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения, т. е. с учетом рассмотренного выше принципа дифференциации и индивидуализации. Применительно к отдельным видам наказаний Уголовно-исполнительный Кодекс РФ детально регламентирует использование тех или иных средств исправления осужденных, акцентируя особое внимание на тех из них, которые соединены с исправительным воздействием.

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что основное содержание надзора – обеспечения порядка в исправительных учреждениях и безопасности осуждённых и персонала. Надзор как сложный правовой институт состоит из совокупности элементов, и поэтому требует к себе системного подхода. Поэтому отсутствие хотя бы одного из элементов не позволяет говорить о надзоре как целостном правовом явлении.

Но законодатель не уделяет надзору за осуждёнными в уголовно-исправительных учреждениях должного внимания в федеральных законах, за исключением ст. 82 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. В данной статье в порядке перечисления надзор отнесён к одному из средств режима, осуществляемому наряду с охраной за осуждёнными, в соответствии с Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях[19].

В Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы (на период до 2005 года) ставится задача «укрепить режим отбывания наказания, надежность охраны мест лишения свободы, используя инженерно-технические средства надзора, контроля и охраны, создание на основе современных достижений в области науки и техники»[20].

Для уяснения, что же представляет собой средства обеспечения надзора, необходимо определиться с понятием «средство». Это:

1) приём, способ действия для достижения чего-нибудь;

2) орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности[21].

Для рассмотрения вопроса о средствах надзора необходимо исследовать вопрос о классификации этих средств. В теории нет единого подхода к пониманию и классификации средств обеспечения режима, а одним из основных его требований является надзор. В основу классификации должны быть положены определённые признаки, критерии. Их выделение и создает некоторые затруднения в проведении классификации средств обеспечения режима, а следовательно и надзора[22].

Среди имеющихся мер, способов, приёмов направленных на обеспечение режима, немалая роль отводится именно средствам, ибо лишение свободы – это изоляция преступников в специальных учреждениях, где нельзя обойтись без забора и вышек, иных приспособлений, обысков осужденных, досмотра вещей граждан, входящих на территорию исправительного учреждения, контроля за поведением осужденных, строгого внутреннего распорядка[23].

Статья 83 УИК РФ предусматривает при осуществлении надзора за осужденными использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.

Технические средства по обеспечению надзора за осужденными предназначены:

- создать необходимые условия для выполнения задач надзора минимальной численностью в любое время суток и года;

- повысить эффективность работы младших инспекторов безопасности и действий администрации по поддержанию установленного правопорядка;

- управлять составом караула, дежурной сменой и действиями боевого расчета подразделения при несении ими службы и действиях при чрезвычайных обстоятельствах;

- обнаруживать осуждённого (нарушителя) при различных способах преодоления им линии охраны, несанкционированном выходе (входе) из специальных зданий, таких, как здания КПП, ПКТ и ШИЗО, административные здания и помещения хранения товарно-материальных ценностей, транспортных средств;

- оповещать наряд младших инспекторов безопасности, охраны, администрацию объекта о нарушении линии охраны или об угрожающих действиях осужденных по отношению к лицам, находящимся на объекте;

- задерживать осуждённого в пределах запретной зоны на время, необходимое для действий караула, наряда и администрации объекта по предотвращению или пресечению побега;

- регистрировать (документировать) сигналы, распоряжения, команды и переговоры должностных лиц;

- обеспечивать дистанционное наблюдение за территорией объекта и поведением осуждённых на ней;

- обеспечивать обнаружение запрещённых предметов при попытке их проноса (передачи) через пункты контроля, воспрепятствование перебросу, через запретную зону;

- обеспечивать изоляцию друг от друга групп осуждённых в соответствии с установленным режимом их содержания;

- управлять лицами дежурным нарядом;

- обеспечивать подачу команд и распоряжений осуждённым.

Специальными средствами – активного или пассивного противодействия предназначены для защиты жизни и здоровья личного состава, а также применяются для лишения возможности осужденных вести активные противоправные действия.

Согласно Инструкции о надзоре за осужденными дежурная смена, выделенная для выполнения задач по надзору за осужденными, свои обязанности выполняет без оружия и обеспечивается специальными средствами индивидуальной защиты и активной обороны, для обеспечения безопасности персонала, осужденных и иных лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.