на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Правовые и организационные основы надзора за осужденными в исправительных учреждениях

В учреждения уголовно-исполнительной системы по состоянию на 1 ноября 2008 г. содержалось 891738 тыс.человек, в том числе в 758 исправительных колониях – 737,9 тыс., 222 следственных изоляторах, 7 тюрьмах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов – 145 тыс. человек, в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних – 8,8 тыс.человек. В учреждениях содержится 68,2 тыс. осужденных женщин, при женских колониях имеется 12 домов ребенка, в которых проживает 784 ребенка.

В состав УИС входят также 2441 уголовно-исполнительных инспекций, в которых состоят на учете 570,2 тыс. человек осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

В штаты исправительных учреждений введены должности психологов, социальных работников. В 1998 году при передаче системы в Минюст России их насчитывалось около 800, сегодня – около 3 тыс.

Значительно усилилась государственная поддержка уголовно-исполнительной системы, было налажено деловое взаимодействие с органами власти субъектов Российской Федерации. За время, прошедшее с момента передачи УИС в ведение Минюста России, ее бюджетное финансирование возросло примерно в шесть раз. Решены вопросы, связанные с выделением необходимых средств на медицинское обеспечение и питание осужденных. Улучшено финансирование по материальному обеспечению подразделений и оплате коммунальных услуг. В рамках подготовки проекта программы реформирования УИС, значительная часть которой посвящена программе строительства новых изоляторов, Минфин России подтвердил выделение под нее на 10 лет (с 2007 по 2016 гг.) 54 млрд. руб.[14]

Для улучшения условий содержания осужденных в 2005 г. введены 3 новые охраняемые исправительные колонии на 920 мест, перепрофилировано 24 колонии с общим лимитом наполнения 20 тыс. мест, создано 69 изолированных участков разных видов режима более чем на 8 тыс. мест.

Важным шагом в реформировании уголовно-исполнительной системы стало создание 25 октября 2001 г. специальной правозащитной службы «в погонах», которая состоит из отдела по соблюдению прав человека в УИС, входящего в настоящее время в состав правового управления. Главного управления федеральной службы исполнения наказаний Минюста России, и помощников начальников территориальных органов УИС по соблюдению прав человека.

Основными задачами этих сотрудников определены:

- участие в контроле за созданием необходимых условий для соблюдения прав лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных к лишению свободы, сотрудников и работников учреждений и органов УИС Минюста России;

-  систематическое информирование руководства ГУФСИН Минюста России о положении дел в области соблюдения прав человека в УИС;

-  оказание содействия руководителям подразделений УИС в реализации их полномочий в части обеспечения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также вольнонаемных работников и сотрудников УИС;

- подготовка предложений руководству ГУФСИН Минюста России и начальникам территориальных органов УИС по вопросам совершенствования механизмов обеспечения прав человека в УИС, взаимодействия с российскими и зарубежными правозащитными организациями, осуществляющими в установленном порядке контроль за соблюдением прав человека в подразделениях УИС;

- обеспечение взаимодействия с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП), с Международным Комитетом Красного Креста (МККК), другими зарубежными правозащитными организациями;

- обеспечение взаимодействия с Уполномоченным Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;

- организация взаимодействия с российскими общественными правозащитными организациями в сфере совершенствования порядка соблюдения прав человека в следственных изоляторах, тюрьмах, колониях и других подразделениях УИС Минюста России.

В соответствии с Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания организовано 11 визитов делегаций ЕКПП в места изоляции от общества, находящиеся в составе различных органов исполнительной власти. Из них шесть визитов были осуществлены в Чеченскую Республику. ЕКПП систематически проверяет деятельность исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС, изоляторы временного содержания органов внутренних дел, следственные изоляторы ФСБ России и психиатрические больницы органов здравоохранения.

Отчеты этой организации также позволили выявить наиболее узкие места в деятельности подразделений УИС и принять упреждающие меры. В первую очередь этому способствовала подготовка правозащитной службой УИС, начиная с 1998 г., консолидированных отчетов Правительства Российской Федерации о выполнении рекомендаций ЕКПП правоохранительным органам.

В связи с этим в ряд ведомственных инструкций были включены персонифицированные обязанности сотрудников исправительных учреждений и следственных изоляторов по обеспечению указанных в законе прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных.

Наиболее яркими примерами реагирования на рекомендации ЕКПП стали указания, данные заместителем Министра юстиции Российской Федерации Ю.И. Калининым, о снятии жалюзи с окон камер, об ограничении ношения сотрудниками УИС специальных средств на территории исправительных учреждений и следственных изоляторов, об усилении мер по выполнению санитарно-эпидемиологического надзора на объектах УИС, об устранении недостатков в деятельности ШИЗО и приведении условий содержания в ШИЗО в соответствие с действующим законодательством.

Однако, как утверждает всемирно известный криминолог Нильс Кристи в своем труде «Борьба с преступностью как индустрия. Вперед к ГУЛАГу западного образца»[15], изменения социальной системы привели к снижению порога восприятия, и теперь даже незначительные проступки рассматриваются как преступления, а совершившие их люди – как преступники.

Результаты деятельности системы за последние пять с половиной лет, ее реформирования в структуре Министерства юстиции Российской Федерации убеждают в том, что курс на гуманизации, защиту прав человека выбран верный. Следуя ему, уголовно-исполнительная система страны может занять свое достойное место в структуре государственных институтов России и получить международное признание.

Закрепление прав, свобод и обязанностей осужденных осуществляется действующим уголовно-исполнительным законодательством в основном в виде установления норм, регулирующих режим (порядок) отбывания и исполнения наказания, а также в отдельных наказаниях – применение мер исправительно-трудового воздействия. Вместе с тем имеются нормы, непосредственно посвященные обеспечению прав и свобод гражданина, например, ст. 14 УИК РФ, гарантирующая обеспечение свободы совести осужденных, ст. 13 УИК РФ, гарантирующая право осужденных на личную безопасность. С развитием действующего уголовно-исполнительного законодательства количество таких норм будет возрастать.

1.3 Понятие и содержание осуществления надзора за осуждёнными

в исправительных учреждениях

Надзор в исправительных учреждениях – это система мер, направленных на обеспечение процесса исполнения наказания в виде лишения свободы путем постоянного контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждение и пресечение их противоправной деятельности, а так же безопасность осужденного и персонала. В настоящее время деятельность УИС осуществляющей надзор за осужденными в исправительных учреждениях регламентирована десятками законов и несколькими тысячами иных нормативно-правовых актов. Приведение этих нормативно-правовых актов в связи с передачей УИС в ведение Министерства юстиции РФ в соответствие с изменившимися условиями проходит уже в течение нескольких лет, но данная работа еще далеко не закончена.

Имеют свою специфику цели и задачи, стоящие перед органами, осуществляющими надзор в исправительных учреждениях.

Статья 1 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ говорит о целях исправления осужденных и предупреждении совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами[16].

Для надзора за осужденными в уголовно-исправительных учреждениях выполнимыми целями выступают – исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Исправление осужденных – это генеральная линия законодательства об исполнении уголовных наказаний (кроме смертной казни). Она вытекает также из требований международных стандартов обращения с осужденными и является непосредственной задачей учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера. В этой связи подлежит корректировке Закон РФ от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в части постановки задачи исправления осужденных перед уголовно-исполнительной системой, в которой содержится требование не подчинять интересы исправления осужденных цели получения прибыли от их труда. Цели предупреждения преступлений со стороны осужденных и иных лиц отводится достаточно много внимания как в самом Уголовно-исполнительном Кодексе РФ, так и в других законах и иных нормативных правовых актах.

Уголовно-исполнительный Кодекс РФ говорит о цели исправления осужденных, а не об исправлении и перевоспитании, как было в ранее действовавшем законодательстве[17]. Это порождало на практике путаницу – кого из осужденных нужно было только исправлять, а кого – еще и перевоспитывать. В последние годы в исправительной педагогике утвердилось положение: перевоспитание – это процесс самого воспитательного воздействия на осужденных во время отбывания ими наказания, а исправление является результатом данного процесса. Степень исправления осужденных может быть различной, но из закона сейчас исключены такие уже ставшие азбучными понятия, как "встал на путь исправления", "твердо встал на путь исправления", "доказал свое исправление". Вместо них Уголовный Кодекс РФ ввел сугубо оценочные понятия типа "если судом будет признано, что для своего исправления лицо не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания", как это имеет место при применении условно-досрочного освобождения (ст. 79 УК РФ). Однако признание возможности такого исправления вне рамок применяемого наказания у суда должно сложиться на основании тех материалов, которые представит администрация органов и учреждений, исполняющих наказания, которые будут свидетельствовать об исправлении осужденного. Уголовно-исполнительный Кодекс РФ использует различные понятия: "хорошее поведение", "добросовестное отношение к труду, обучению", "активное участие в работе самодеятельных организаций и в воспитательных мероприятиях", а также "злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы" и "злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания". В настоящее время Федеральным законом от 21 февраля 2001 г. отменено положение, содержащееся в п. 10 ст. 175 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ, о том, что для представления, осужденного к условно-досрочному освобождению или к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания необходимо, чтобы осужденный находился в облегченных или льготных условиях отбывания наказания, в которые осужденный мог быть переведен лишь при хорошем поведении и добросовестном отношении к труду.

Цель предупреждения преступлений реализуется в двух направлениях. Во-первых, недопущение преступлений со стороны осужденных во время отбывания наказания.

Во-вторых, предупреждение совершения преступлений, как иными лицами, так и бывшими осужденными.

Поставленные цели реализуются через решение конкретных задач. Ими являются: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений. Это задачи укрупненного плана.

Решение данных задач обеспечивается социально-экономической базой и всем правовым механизмом государства, конкретной деятельностью правоохранительных и иных государственных органов, самих органов и учреждений, исполняющих наказания, а также участием общественных формирований, трудовых коллективов и отдельных граждан. Решить большинство указанных задач только усилиями правоохранительных органов, учреждений и органов, исполняющих наказания, невозможно, так как они требуют комплексного решения.

Уголовно-исполнительное законодательство, регламентируя основы осуществления надзора за осуждёнными в уголовно-исправительных учреждениях, основывается на принципах: законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных, стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказаний с исправительным воздействием. В отличие от Уголовного кодекса Уголовно-исполнительной Кодекс РФ не раскрывает содержания указанных принципов, поэтому сущность каждого из них и всей системы вместе следует выводить из научного анализа используемых в законе терминов, характера и направленности отдельных норм Кодекса, а также многолетней практики их применения. Раскроем кратко содержание этих принципов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.