О сложности этого вопроса
свидетельствуют, в частности, данные проведенного исследования. Из опрошенных сотрудников
исправительных учреждений более 70% считают правомерным причинение смерти при
пресечении побега или при задержании лица совершившего тяжкое преступление
против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться (снайперы –
90%, мл. инспектора охраны – 60%, помощники начальника территориального органа
по соблюдению прав человека в УИС – чуть менее половины). Следовательно,
сотрудники не могут отличить пределы применения мер безопасности (как меру причиняемого
вреда) в состоянии необходимой обороны и пределы применения при задержании
лица, совершившего преступление, что на практике может повлечь причинение
необоснованного, чрезмерного, а значит незаконного вреда.
Предложенная система
классификации правовых оснований позволит более конкретно обозначить пределы
применения, определив, что причинение смерти допустимо только в состоянии
необходимой обороны при защите от посягательства сопряженного с насилием,
опасным для жизни сотрудника или другого лица, либо при непосредственной угрозе
применения такого насилия[45].
Заключение
Система
надзора в исправительных учреждениях, как и любой другой государственный
институт, имеет продолжительную и уникальную историю. В течение столетий на
территории России формировались система уголовных наказаний и порядок их
исполнения.
В
настоящее время уголовно-исполнительная система действует в условиях
открытости, имеющиеся проблемы становятся предметом заинтересованного
обсуждения на семинарах, встреча с представителями общественных организаций, в
средствах массовой информации.
Правовые
основы осуществления надзора за осужденными в исправительных учреждениях по
своему содержанию могут рассматриваться в широком и узком смыслах. В узком
смысле они представлены только законами, в широком – всей системой
нормативно-правовых актов. В принципе правовое регулирование данных
правоотношений на уровне законов является предпочтительным, но в реальной
действительности этого достичь невозможно. В настоящее деятельность
уголовно-исполнительной системы осуществляющей надзор за осужденными в
исправительных учреждениях регламентирована десятками законов и несколькими
тысячами иных нормативно-правовых актов. Приведение этих нормативно-правовых
актов в связи с передачей уголовно-исполнительной системы в ведение
Министерства юстиции РФ в соответствие с изменившимися условиями проходит уже в
течение долгого времени, но данная работа еще далеко не закончена.
Уголовно-исполнительное
законодательство регламентируя основы осуществления надзора за осужденными в
уголовно-исправительных учреждениях, основывается на принципах: законности,
гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и
индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер
принуждения, средств исправления осужденных, стимулирование их правопослушного
поведения, соединение наказаний с исправительным воздействием.
Содержание
организационных основ осуществления надзора за осужденными в ИУ определяется
его основными функциями и включает совокупность правил, обеспечивающих или
регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания данного вида наказания.
Их можно условно разделить на три основные группы: правила, относящиеся 1) к
персоналу исправительных учреждений; 2) к осужденным; 3) к иным гражданам,
находящимся в исправительных учреждениях или прилегающих к ним территориях.
На
основании вышеизложенного можно сделать вывод, что основное содержание надзора
– обеспечение порядка в исправительных учреждениях и безопасности осужденных и
персонала. Надзор как сложный правовой институт состоит из совокупности
элементов, и поэтому требует к себе системного подхода. Поэтому отсутствие хотя
бы одного из элементов не позволяет говорить о надзоре как целостном правовом
явлении.
Но
законодатель не уделяет надзору за осужденными в уголовно-исправительных учреждениях
должного внимания в федеральных законах, за исключением ст. 82
Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. В данной статье в порядке перечисления
надзор отнесен к одному из средств режима, осуществляемому наряду с охраной за
осужденными, в соответствии с Инструкцией о надзоре за осужденными,
содержащимися в исправительных колониях.
Необходимо
отметить, что до настоящего времени имеются серьезные просчеты в организации
работы по подбору осужденных, которым разрешается передвижение без конвоя, и
надзоре за ними. Всего право передвижения без конвоя в течение 2008 года
представилось 15396 осужденным, что на 23% меньше, чем в предыдущем; почти
каждый четвертый такой поднадзорный (4302 человека) был его лишен за нарушение
установленного порядка отбывания наказания (в 2007 году – 4357 человек). Этой
категорией спецконтингента совершено 17 побега, что составляет почти половину
всех побегов из-под надзора (в 2007 году – 26 побегов).
Анализ
побеговой активности осужденных данной категории свидетельствует о том, что основными
причинами их совершения являются:
-
предоставление права передвижения без конвоя с нарушением действующего
законодательства;
-
отсутствие необходимого оперативного прикрытия;
-
неудовлетворительная организация надзора;
-
недостаточное изучение личности и материалов дел осужденных;
- упущение
в работе психологических служб.
Здесь же
следует отметить, что острой проблемой стоит текучесть и непрофессионализм
кадров. Причем в ряде регионов количество уволившихся значительно превышает
количество принятых сотрудников. В результате «размывается» профессиональное
ядро службы. Подобная ситуация складывается во многом из-за того, что в
народном хозяйстве начали создаваться новые рабочие места, где заработная плата
значительно выше, чем в УИС.
На
основании вышеизложенного основным этапом решения данной проблемы может
послужить организация дополнительных занятий с принятием зачетов у инспекторов
и оперативных дежурных, оформляющих материалы о наказании осужденных, и
проведением дополнительных занятий со всем личным составом учреждений.
Проанализированные
в дипломной работе статистические данные свидетельствуют о наметившихся сдвигах
к лучшему в решении целого ряда проблем, имеющих непосредственное отношение к
обеспечению безопасности персонала, осужденных и иных лиц в исправительных
колониях. Тем самым подтверждается результативность ведущейся сейчас
последовательной работы на этом участке служебной деятельности. И только
неослабное внимание к ее продолжению во всех исправительных учреждениях будет
способствовать повышению эффективности функционирования уголовно-исполнительной
системы. Но все же для улучшения деятельности работы учреждений, уменьшения
нарушений, побегов и мелких проступков, еще придется приложить не мало усилий.
Из
выше изложенного можно сделать вывод о том, что в деятельности администрации
исправительных учреждений в осуществлении надзора силы, средства и методы
обеспечения надзора за осужденными играют большую роль. Только их комплексное
применение позволит обеспечить поддержание и укрепление порядка исполнения и
отбывания наказания в виде лишения свободы. Эффективное использование сил,
средств и методов позволит на должном уровне обеспечить надзор за осужденными в
исправительных учреждениях. При этом большое значение имеет творческое
применение данных средств для решения конкретных задач, использование
положительного опыта их реализации, совершенствование действующих и разработка
новых видов таких средств.
Библиографический
список
1. Конституция Российской Федерации
принята 12 декабря 1993 г. (с изменениями от 09. 06. 2001) \\ Российская газета
– 1993 г. – 25 декабря.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации
от 13.06.1996 г. №64-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. –
1996. – №25. – Ст. 2954.
3. Уголовно-исполнительный кодекс
Российской Федерации от 08.01.1997 г. №1-ФЗ // Собрание законодательства
Российской Федерации. – 1997. – №2. – Ст. 198.
4. Федеральный закон «Об учреждениях и
органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993
г. №5473-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – №30. – Ст.
3613.
5. Федеральный закон «О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в
связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» от 21.07.1998 г. №117-ФЗ
// Российская газета. – 1998. – №142. – 29 июля.
6. Приказ Минюста России «Об утверждении
Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях»
от 07.03.2000 г. №83 //Российская газета. – 2000. – №177. – 13 сентября.
7. Приказ Минюста России «О мерах по
усилению борьбы с побега ми осужденных» от 02.03.2001 г. №78.
8. Приказ Минюста РФ «Об утверждении
правил внутреннего распорядка ИУ» от 3.11.2005 г. №205.
9. Приказ ГУИН Минюста РФ «Об
утверждении инструкции о порядке проведения профилактики правонарушений,
замышляемых и подготавливаемых лицами, содержащимися в учреждениях УИС Минюста
РФ» от 27.05.2002 г. №117.
10.
Приказ Минюста
России «Об утверждении Положения об отряде осужденных ИУ» от 30.12.2005 г. №259.
11.
Положение ГУИН
Минюста России по Кемеровской области «О обысково-маневренной группе» от 27.02.
2001 г. №43/4/2-18.
12.
Положение ГУИН
Минюста России по Кемеровской области «По организации учёта, хранения,
использования и клеймения колюще-режущего инструмента» от 17.04.2001 г. №43/4/2-76.
13. Алексеев В. Правовые основы надзора и
охраны заключённых в Российской империи (1900-1917 гг.) /В. Алексеев //
Преступление и наказание. – 2004. – №9. – С. 23-25.
14. Бахтин А. Организация и осуществление
надзора за осуждёнными /А. Бахтин // Ведомости уголовно-исполнительной системы.
– 2002. – №5. – С. 12-15.
15. Бойкова Н. Объектовый надзор: вчера, сегодня,
завтра / Н Бойкова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2002. – №4.
16. Волков Г. Инженерно-техническое
обеспечение охраняемых объектов /Г. Волков // Ведомости уголовно-исполнительной
системы. – 2002. – №4. – С. 26-28
17.
Гончаров А.
Обеспечение безопасности персонала, осуждённых и иных лиц в исправительных
колониях / А. Гончаров // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2004. – №5.
– С. 21-25.
18.
Дергачев А.,
Федоров В. Предупреждение поступления в ИУ запрещенных предметов. // Ведомости
уголовно-исполнительной системы. – 2008. – №11. – С. 8-14.
19.
Девяшин Д.Г.,
Яковенко Г.Н. К проблеме законодательного регулирования применения физической
силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудников УИС. // Сборник
методических материалов. – Новокузнецк. – 2007.
20.
Зубкова А.И.
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ /А.И. Зубков. – М.: ИНФРА-М, НОРМА,
2001.
21. Зубкова А.И. Уголовно-исполнительное
право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная
практика конца XIX–XX века./ Под ред. А.И. Зубкова. – М.:
НОРМА, 2003.
22. Калинин Ю.И. Претворять в жизнь взятые обязательства. /Ю.И. Калинин
// Ведомости УИС. – 2003. – №2.
23.
Калинин Ю.И. 125 лет системе исполнения наказаний
России /Ю.И. Калинин// Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. – 2004.
– №3. – С. 24
24.
Корнилов А.А. Мотивация и стимулирование
служебно-трудовой деятельности в уголовно-исполнительной системе /А.А. Корнилов
// Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. – 2004. – №12. – С.
88-89.
25.
Кристи Н Центр содействия реформе уголовного
правосудия. /Н. Кристи. – М.: 2001.
26.
Леонов А.В. Контроль гражданского общества за
деятельностью правоохранительных органов /А.В. Леонов // Бюллетень Министерства
юстиции Российской Федерации. – 2004. – №12. – С. 78-88.
27.
Э.А. Сатин
Аннотированный сборник материалов передового опыта в уголовно-исполнительной
системе Министерства юстиции Российской Федерации за 2003-2004 годы. – С. 39-40.
28. Селивёрстов В.И. Уголовно-исполнительное
право России \ Под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: ЮРИСТЪ. – 2003.
29.
Симонов И.Н. История
уголовно-исполнительной системы России – путь к гуманизации / И.Н. Симонов // Бюллетень
Министерства юстиции Российской Федерации. – 2004. – №3. – С. 33-44.
30.
Тараканов С.М.
Соблюдение прав лиц, лишенных свободы, в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы
Минюста России / С.М. Тараканов // Бюллетень Министерства юстиции Российской
Федерации. – 2005. – №1. – С. 82-88.
31.
Тураев Э.В.
«Средства и методы обеспечения надзора за осужденными в исправительных
учреждениях». – (Электронная версия).
Приложение
1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6 КНИГА УЧЕТА ОСУЖДЕННЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО И ОДИНОЧНЫХ КАМЕРАХ Примечания. 1. Книга должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена печатью и иметь инвентарный номер. 2. Учет осужденных ведется в книге, разделенной на 4 части: одна – для записи осужденных, содержащихся в ЕПКТ, ПКТ и одиночной камере, вторая – в ШИЗО, третья – для лиц, водворенных в ШИЗО по постановлению оперативного дежурного, четвертая – для лиц, помещенных в камеры в целях безопасности. 3. Для лиц, водворенных по постановлению оперативного дежурного, в графе 6 вносится запись "до прихода начальника колонии". 4. В графе 4 учитывать лиц, помещенных в камеры в целях безопасности, а в графе 10 учитывать продление срока их пребывания в камере.
Приложение 7 КАМЕРНАЯ КАРТОЧКА Карточку составил _________________________________________ (должность, фамилия, инициалы, подпись) Примечание. Последующие перемещения осужденного осуществляются по согласованию с оперативным работником.
Приложение 8
Перечень
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|