Дипломная работа: Правовое регулирование деятельности военно-учебного заведения
Введение
Процесс построения
правового государства и вхождения России в мировую рыночную систему
предполагает формирование кардинально новых отношений, в первую очередь между
хозяйствующими субъектами. Это возможно только при тщательном пересмотре и, в
случае необходимости, исключении прежних правовых доктрин. Замене подлежат,
казалось бы, самые незыблемые понятия и институты отечественного права. Процесс
этот очень длительный и сложный, характеризуется не только появлением новых
правовых норм, институтов, отношений и субъектов, но и устранением прежних,
потерявших актуальность в современных условиях.
Переориентация экономики
России на рыночные отношения заставила государственные учреждения по иному
строить свою деятельность, адаптировать свой правовой статус в соответствии с
реалиями времени. Особого внимания в этой связи заслуживают нормы, регулирующие
правовое положение военных образовательных учреждений высшего профессионального
образования, а также порядок их деятельности. Именно от них зависит, насколько
эффективно будет осуществляться взаимодействие между военными вузами и другими
участниками гражданского оборота.
Четкое определение прав,
обязанностей и ответственности военно-учебных заведений не только позволит
оптимизировать их финансово-экономическое и материально-техническое
обеспечение, но и значительно повысит качество образования, а следовательно
будет решена и основная задача – подготовка высококвалифицированных офицерских
кадров.
Реформирование системы
высшего профессионального образования сопровождается трансформацией
традиционных и появлением новых способов правового воздействия на деятельность
высших учебных заведений. Особое место в этом процессе отводится военным
образовательным учреждениям.
Коммерциализация
общественных отношений в области образования не могла не отразиться на правовом
статусе данных организаций.
Закон «Об образовании»[1]
предоставляет образовательным учреждениям возможность заниматься деятельностью,
связанной с получением доходов, в частности, оказывать платные дополнительные
образовательные услуги. Это положение распространяется и на деятельность
военно-учебных заведений. Кроме того, в механизме правового регулирования
деятельности вузов, созданных в различных организационно-правовых формах,
особое место занимают финансово-хозяйственные отношения. И именно они формируют
имущественную базу для осуществления основных образовательных функций. Правовым
регулированием охватываются все стороны деятельности военно-учебного заведения,
вместе с тем специфика его правосубъектности предопределяет не только особый
правовой режим его хозяйственной деятельности, но и специфическое положение и
структуру его органов управления.
Суммируя изложенное выше,
можно подчеркнуть, что актуальность исследования обусловлена:
- решающим воздействием
на научно-технический и общественный прогресс человечества, которое оказывают
общественные отношения в сфере образовательной деятельности в целом и военного
образования – в частности;
- отсутствием специальных
исследований в области гражданской правосубъектности военных образовательных
учреждений высшего профессионального образования;
- потребностью в
систематизации действующих нормативных правовых актов в указанной сфере и
устранении существующих между ними противоречий;
- отсутствием в
правоприменительной практике единообразных подходов к предпринимательской
деятельности вуза.
Установление оптимального
соотношения публичных и частно правовых интересов в сфере военного образования
требует выявления и обоснования новых подходов к определению правового статуса
военного образовательного учреждения, наделенного специальной
правосубъектностью.
Теоретическое осмысление
обозначенных проблем призвано способствовать достижению наиболее рационального
сочетания общественных, групповых и личных интересов при определении
гражданской правосубъектности военно-учебных заведений и ее законодательном
закреплении.
Состояние научной
разработки темы:
В указанной выше
трактовке проблема гражданской правосубъектности военно-учебных заведений Российской
Федерации не подвергалась ранее специальному комплексному исследованию. Отдельные
вопросы темы освещались применительно к общим вопросам правового статуса
субъектов гражданских правоотношений либо применительно к вопросам
регулирования образовательной деятельности вообще.
Таким образом, для
разработки темы дипломной работы имеются как теоретические, так и практические
основания.
Объектом исследования
выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности военных
образовательных учреждений Российской Федерации.
Предметом исследования
является круг правоотношений, складывающихся при реализации военными
образовательными учреждениями высшего профессионального образования Российской
Федерации гражданской правосубъектности в сфере хозяйственной и образовательной
деятельности.
Основная цель дипломной
работы — посредством теоретического осмысления действующего законодательства и
практики его применения раскрыть понятие гражданской правосубъектности военных
образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской
Федерации, выяснить гарантии ее реализации, а также выявить особенности деятельности
военных вузов, влияющие на определение их статуса.
Достижение указанных
целей предполагает решение следующих задач:
1. Выявить особенности
военно-учебного заведения как субъекта образовательной деятельности.
2. Определить компетенцию
и роль государства в системе управления военным образованием, а так же выявить
компетенцию военно-учебных заведений как субъектов образовательной деятельности.
3. Раскрыть некоторые
особенности и содержание имущественных правоотношений, возникающих с участием
военно-учебного заведения Российской Федерации.
Методологическую основу дипломной
работы составляют структурно-логический, системно-аналитический,
формально-юридический и функциональный методы исследования, а также метод
обобщения нормативных и практических материалов, использованные в рамках
диалектического подхода к изучению осуществления военно-учебными заведениями
Российской Федерации своей правосубъектности.
Исследование нормативной
основы деятельности военных образовательных учреждений Российской Федерации
охватывает законодательные и иные правовые акты Российской Федерации и ее
субъектов о высшем профессиональном образовании, акты государственных органов,
относящихся к образовательной и хозяйственной деятельности военно-учебных заведений,
а также опубликованные проекты нормативных правовых актов.
Практическая значимость
исследования определяется возможностью использования ее теоретических выводов и
практических рекомендаций для решения проблем, возникающих в процессе
реализации военно-учебными заведениями своей деятельности.
Положения выносимые на
защиту:
1. Военно-учебные
заведения являются неотъемлемым субъектом права, регулирование соответствующего
круга общественных отношений всегда выражают нормы Конституции Российской
Федерации, а также Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального
закона «О высшем и послевузовском и профессиональном образовании» и Типового
положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования.
2. Особенностью правового
положения военно-учебного заведения является то, что по своей организационно -
правовой форме оно представляет собой государственное учреждение, то есть
организацию, созданную собственником (государством) для осуществления
управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера
и финансируемую им полностью или частично.
3. Особенностью
функционирования военно-учебных заведений является то, что учредителем
военно-учебного заведения может быть только государство. Оно предоставляет военно-учебному
заведению на праве оперативного управления имущественную базу, здания и
сооружения. Также военно-учебное заведение имеет достаточно широкую компетенцию
как образовательное учреждение, охватывая все стороны и аспекты его
многогранной жизнедеятельности, кроме того каждый вуз имеет свой устав.
Глава I Правоспособность военно-учебных
заведений Российской Федерации
1.1 Становление системы военного профессионального
образования в России
Профессиональное военное образование в России имеет
свою историю. Первые военно-образовательные учреждения появились в конце ХVII –
начале ХVIII вв. в ряде стран Западной Европы с появлением регулярных армий. По
инициативе Петра I в 1698 г. в Москве открылись артиллерийские и пехотные
школы, в Азове – мореходная школа, в 1701 г. – школа математических и навигационных наук.
Во время Северной войны 1700-1721 гг. образованы
артиллерийская, инженерная школы и Морская академия в Санкт-Петербурге,
хирургическая, инженерная школы и школа переводчиков в Москве. Срок обучения в
военных школах был 5-12 лет. В учрежденных в Санкт-Петербурге в 1732 г. Сухопутном, в 1752 г. Морском, в 1762 г. Артиллерийском и Инженерном кадетских корпусах
готовились не только офицеры, но и чиновники государственных учреждений. В
ХVIII в. кадетские корпуса выпустили около 3,5 тыс. офицеров, в том числе 450
морских.
Рост вооруженных сил, усложнение военного дела на
рубеже ХVIII – ХIХ вв. потребовал повышения уровня специального образования и
штабной подготовки офицеров, расширения сети военно-учебных заведений, возникновение
высших военно-учебных заведений. [2]
В начале ХIХ в. открылись главные Артиллерийской и
Инженерное училища с классами для подготовки офицеров с высшим специальным
образованием. Появились впервые, в 1810 г., военно-учебные заведения штабной службы: Петербургское и Московское училища колонновожатых.
Еще, будучи великим князем, Николай Павлович (Николай
I) тщательно вникал в дела Инженерного училища. В тоже время выяснилось, что поступающие
в полки 2-й бригады (которой командовал Николай) 1-й гвардейской дивизии
молодые офицеры располагали недостаточными знаниями военных наук и слабо
усваивали требования воинской дисциплины. Великим князем были собраны офицеры
Лейб-гвардии Измайловского и Егерского полков, с которыми была организована
учеба при его личном участии. По инициативе Николая Павловича была открыта
школа гвардейских прапорщиков, а в 1823 г. – гвардейская юнкерская школа. В то же время даже такое учебное заведение, как Царскосельский лицей, продолжало
выпускать офицеров. Вместе с тем существовали и военные училища: инженерное,
топографическое, юридическое и др. Для управления ими был образован специальный
Совет, во главе которого до 1831 г. стоял великий князь Константин Павлович.
Указом императора была высказана «непременная и твердая воля дать
военно-учебным заведениям новое устройство, связать их вместе в одну общую
отрасль государственного управления, для направления одной и той же мыслью к
одной и той же цели». [3]
Поскольку Константин Павлович постоянно проживал в
Варшаве, была введена должность главного директора Пажеского и кадетских
корпусов, на которую был назначен граф Коновницын, при котором была образована
канцелярия в составе трех отделений: инспекторского, учебного и хозяйственного.
В 1825 г. на должность главного директора был назначен генерал-адъютант Павел
Васильевич Голенищев-Кутузов, георгиевский кавалер, герой 1812 г . В 1826 г . этот пост занял генерал-адъютант Демидов, своим служебным педантизмом
превосходивший самого Аракчеева.
В 1840 г. была введена должность начальника
военно-учебных заведений. С 1831 по 1849 г . военные учебные заведения возглавлял великий князь Михаил Павлович, при котором в 1832 г . был учрежден Штаб Его Высочества по управлению Пажеским корпусом, кадетскими корпусами и
Дворянским полком. В «Наставлении» для воспитанников военно-учебных заведений
он написал каким он видит офицера: «Христианин, верноподданный, русский добрый
сын, надежный товарищ, скромный и образованный юноша, исполнительный, терпеливый
и расторопный офицер». В подготовке офицерского корпуса большое внимание было
уделено воспитанию, краеугольным камнем которого были нравственные принципы,
религия, как традиционное основание нравственности, так как «решительное
влияние на образ мыслей и характер имела вера».
Несмотря на то, что фронтовая наука была любимым
коньком и Николая I и Михаила Павловича, они сумели из отдельных учебных
заведений построить стройную систему военного образования. [4]
Яков Иванович Ростовцев был начальником штаба великого
князя. В должности начальника штаба великого князя он оставался двадцать лет с
1835 по 1855 гг. В качестве начальника штаба по управлению военно-учебными заведениями
он заботился об улучшении преподавания, привлекал лучших специалистов, поощрял
обучение молодых людей за границей, составил свод законов о военно-учебных
заведениях «Положение» об управлении ими и «Наставление» для образования их
воспитанников. [5]
В 1830 - 1840-е гг. наступил новый период в истории
кадетских корпусов. В Петербурге, Москве и десяти губернских городах, наряду, с
уже существовавшими, были открыты новые заведения подобного типа. Из них были
образованы три округа военного образования: Петербургский, Московский и Западный.
В Петербургский военно-образовательный округ вошли:
Павловский кадетский корпус, созданный в 1829 г. на базе Императорского военно-сиротского дома. Он просуществовал более тридцати лет, а затем был переименован в
Павловское военное училище. Финляндский топографический кадетский корпус
первоначально был предназначен для подготовки топографов, однако через четыре
года из уроженцев Финляндии стали готовить офицеров всех родов войск.
Новгородский кадетский корпус, учрежденный в 1834 г. для дворянских детей Новгородской и Тверской губерний, получил свое название от Новгородского
графа Аракчеева кадетского корпуса, основанного по завещанию графа Алексея
Андреевича Аракчеева и оставившего для этого специально оговоренный в завещании
капитал.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|