на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Правовое регулирование деятельности военно-учебного заведения

Дипломная работа: Правовое регулирование деятельности военно-учебного заведения

Введение

Процесс построения правового государства и вхождения России в мировую рыночную систему предполагает формирование кардинально новых отношений, в первую очередь между хозяйствующими субъектами. Это возможно только при тщательном пересмотре и, в случае необходимости, исключении прежних правовых доктрин. Замене подлежат, казалось бы, самые незыблемые понятия и институты отечественного права. Процесс этот очень длительный и сложный, характеризуется не только появлением новых правовых норм, институтов, отношений и субъектов, но и устранением прежних, потерявших актуальность в современных условиях.

Переориентация экономики России на рыночные отношения заставила государственные учреждения по иному строить свою деятельность, адаптировать свой правовой статус в соответствии с реалиями времени. Особого внимания в этой связи заслуживают нормы, регулирующие правовое положение военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также порядок их деятельности. Именно от них зависит, насколько эффективно будет осуществляться взаимодействие между военными вузами и другими участниками гражданского оборота.

Четкое определение прав, обязанностей и ответственности военно-учебных заведений не только позволит оптимизировать их финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение, но и значительно повысит качество образования, а следовательно будет решена и основная задача – подготовка высококвалифицированных офицерских кадров.

Реформирование системы высшего профессионального образования сопровождается трансформацией традиционных и появлением новых способов правового воздействия на деятельность высших учебных заведений. Особое место в этом процессе отводится военным образовательным учреждениям.

Коммерциализация общественных отношений в области образования не могла не отразиться на правовом статусе данных организаций.

Закон «Об образовании»[1] предоставляет образовательным учреждениям возможность заниматься деятельностью, связанной с получением доходов, в частности, оказывать платные дополнительные образовательные услуги. Это положение распространяется и на деятельность военно-учебных заведений. Кроме того, в механизме правового регулирования деятельности вузов, созданных в различных организационно-правовых формах, особое место занимают финансово-хозяйственные отношения. И именно они формируют имущественную базу для осуществления основных образовательных функций. Правовым регулированием охватываются все стороны деятельности военно-учебного заведения, вместе с тем специфика его правосубъектности предопределяет не только особый правовой режим его хозяйственной деятельности, но и специфическое положение и структуру его органов управления.

Суммируя изложенное выше, можно подчеркнуть, что актуальность исследования обусловлена:

- решающим воздействием на научно-технический и общественный прогресс человечества, которое оказывают общественные отношения в сфере образовательной деятельности в целом и военного образования – в частности;

- отсутствием специальных исследований в области гражданской правосубъектности военных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

- потребностью в систематизации действующих нормативных правовых актов в указанной сфере и устранении существующих между ними противоречий;

- отсутствием в правоприменительной практике единообразных подходов к предпринимательской деятельности вуза.

Установление оптимального соотношения публичных и частно правовых интересов в сфере военного образования требует выявления и обоснования новых подходов к определению правового статуса военного образовательного учреждения, наделенного специальной правосубъектностью.

Теоретическое осмысление обозначенных проблем призвано способствовать достижению наиболее рационального сочетания общественных, групповых и личных интересов при определении гражданской правосубъектности военно-учебных заведений и ее законодательном закреплении.

Состояние научной разработки темы:

В указанной выше трактовке проблема гражданской правосубъектности военно-учебных заведений Российской Федерации не подвергалась ранее специальному комплексному исследованию. Отдельные вопросы темы освещались применительно к общим вопросам правового статуса субъектов гражданских правоотношений либо применительно к вопросам регулирования образовательной деятельности вообще.

Таким образом, для разработки темы дипломной работы имеются как теоретические, так и практические основания.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности военных образовательных учреждений Российской Федерации.

Предметом исследования является круг правоотношений, складывающихся при реализации военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования Российской Федерации гражданской правосубъектности в сфере хозяйственной и образовательной деятельности.

Основная цель дипломной работы — посредством теоретического осмысления действующего законодательства и практики его применения раскрыть понятие гражданской правосубъектности военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации, выяснить гарантии ее реализации, а также выявить особенности деятельности военных вузов, влияющие на определение их статуса.

Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:

1. Выявить особенности военно-учебного заведения как субъекта образовательной деятельности.

2. Определить компетенцию и роль государства в системе управления военным образованием, а так же выявить компетенцию военно-учебных заведений как субъектов образовательной деятельности.

3. Раскрыть некоторые особенности и содержание имущественных правоотношений, возникающих с участием военно-учебного заведения Российской Федерации.

Методологическую основу дипломной работы составляют структурно-логический, системно-аналитический, формально-юридический и функциональный методы исследования, а также метод обобщения нормативных и практических материалов, использованные в рамках диалектического подхода к изучению осуществления военно-учебными заведениями Российской Федерации своей правосубъектности.

Исследование нормативной основы деятельности военных образовательных учреждений Российской Федерации охватывает законодательные и иные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов о высшем профессиональном образовании, акты государственных органов, относящихся к образовательной и хозяйственной деятельности военно-учебных заведений, а также опубликованные проекты нормативных правовых актов.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования ее теоретических выводов и практических рекомендаций для решения проблем, возникающих в процессе реализации военно-учебными заведениями своей деятельности.

Положения выносимые на защиту:

1. Военно-учебные заведения являются неотъемлемым субъектом права, регулирование соответствующего круга общественных отношений всегда выражают нормы Конституции Российской Федерации, а также Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском и профессиональном образовании» и Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

2. Особенностью правового положения военно-учебного заведения является то, что по своей организационно - правовой форме оно представляет собой государственное учреждение, то есть организацию, созданную собственником (государством) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемую им полностью или частично.

3. Особенностью функционирования военно-учебных заведений является то, что учредителем военно-учебного заведения может быть только государство. Оно предоставляет военно-учебному заведению на праве оперативного управления имущественную базу, здания и сооружения. Также военно-учебное заведение имеет достаточно широкую компетенцию как образовательное учреждение, охватывая все стороны и аспекты его многогранной жизнедеятельности, кроме того каждый вуз имеет свой устав.


Глава I Правоспособность военно-учебных заведений Российской Федерации

1.1 Становление системы военного профессионального образования в России

Профессиональное военное образование в России имеет свою историю. Первые военно-образовательные учреждения появились в конце ХVII – начале ХVIII вв. в ряде стран Западной Европы с появлением регулярных армий. По инициативе Петра I в 1698 г. в Москве открылись артиллерийские и пехотные школы, в Азове – мореходная школа, в 1701 г. – школа математических и навигационных наук.

Во время Северной войны 1700-1721 гг. образованы артиллерийская, инженерная школы и Морская академия в Санкт-Петербурге, хирургическая, инженерная школы и школа переводчиков в Москве. Срок обучения в военных школах был 5-12 лет. В учрежденных в Санкт-Петербурге в 1732 г. Сухопутном, в 1752 г. Морском, в 1762 г. Артиллерийском и Инженерном кадетских корпусах готовились не только офицеры, но и чиновники государственных учреждений. В ХVIII в. кадетские корпуса выпустили около 3,5 тыс. офицеров, в том числе 450 морских.

Рост вооруженных сил, усложнение военного дела на рубеже ХVIII – ХIХ вв. потребовал повышения уровня специального образования и штабной подготовки офицеров, расширения сети военно-учебных заведений, возникновение высших военно-учебных заведений. [2]

В начале ХIХ в. открылись главные Артиллерийской и Инженерное училища с классами для подготовки офицеров с высшим специальным образованием. Появились впервые, в 1810 г., военно-учебные заведения штабной службы: Петербургское и Московское училища колонновожатых.

Еще, будучи великим князем, Николай Павлович (Николай I) тщательно вникал в дела Инженерного училища. В тоже время выяснилось, что поступающие в полки 2-й бригады (которой командовал Николай) 1-й гвардейской дивизии молодые офицеры располагали недостаточными знаниями военных наук и слабо усваивали требования воинской дисциплины. Великим князем были собраны офицеры Лейб-гвардии Измайловского и Егерского полков, с которыми была организована учеба при его личном участии. По инициативе Николая Павловича была открыта школа гвардейских прапорщиков, а в 1823 г. – гвардейская юнкерская школа. В то же время даже такое учебное заведение, как Царскосельский лицей, продолжало выпускать офицеров. Вместе с тем существовали и военные училища: инженерное, топографическое, юридическое и др. Для управления ими был образован специальный Совет, во главе которого до 1831 г. стоял великий князь Константин Павлович. Указом императора была высказана «непременная и твердая воля дать военно-учебным заведениям новое устройство, связать их вместе в одну общую отрасль государственного управления, для направления одной и той же мыслью к одной и той же цели». [3]

Поскольку Константин Павлович постоянно проживал в Варшаве, была введена должность главного директора Пажеского и кадетских корпусов, на которую был назначен граф Коновницын, при котором была образована канцелярия в составе трех отделений: инспекторского, учебного и хозяйственного. В 1825 г. на должность главного директора был назначен генерал-адъютант Павел Васильевич Голенищев-Кутузов, георгиевский кавалер, герой 1812 г . В 1826 г . этот пост занял генерал-адъютант Демидов, своим служебным педантизмом превосходивший самого Аракчеева.

В 1840 г. была введена должность начальника военно-учебных заведений. С 1831 по 1849 г . военные учебные заведения возглавлял великий князь Михаил Павлович, при котором в 1832 г . был учрежден Штаб Его Высочества по управлению Пажеским корпусом, кадетскими корпусами и Дворянским полком. В «Наставлении» для воспитанников военно-учебных заведений он написал каким он видит офицера: «Христианин, верноподданный, русский добрый сын, надежный товарищ, скромный и образованный юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный офицер». В подготовке офицерского корпуса большое внимание было уделено воспитанию, краеугольным камнем которого были нравственные принципы, религия, как традиционное основание нравственности, так как «решительное влияние на образ мыслей и характер имела вера».

Несмотря на то, что фронтовая наука была любимым коньком и Николая I и Михаила Павловича, они сумели из отдельных учебных заведений построить стройную систему военного образования. [4]

Яков Иванович Ростовцев был начальником штаба великого князя. В должности начальника штаба великого князя он оставался двадцать лет с 1835 по 1855 гг. В качестве начальника штаба по управлению военно-учебными заведениями он заботился об улучшении преподавания, привлекал лучших специалистов, поощрял обучение молодых людей за границей, составил свод законов о военно-учебных заведениях «Положение» об управлении ими и «Наставление» для образования их воспитанников. [5]

В 1830 - 1840-е гг. наступил новый период в истории кадетских корпусов. В Петербурге, Москве и десяти губернских городах, наряду, с уже существовавшими, были открыты новые заведения подобного типа. Из них были образованы три округа военного образования: Петербургский, Московский и Западный.

В Петербургский военно-образовательный округ вошли: Павловский кадетский корпус, созданный в 1829 г. на базе Императорского военно-сиротского дома. Он просуществовал более тридцати лет, а затем был переименован в Павловское военное училище. Финляндский топографический кадетский корпус первоначально был предназначен для подготовки топографов, однако через четыре года из уроженцев Финляндии стали готовить офицеров всех родов войск. Новгородский кадетский корпус, учрежденный в 1834 г. для дворянских детей Новгородской и Тверской губерний, получил свое название от Новгородского графа Аракчеева кадетского корпуса, основанного по завещанию графа Алексея Андреевича Аракчеева и оставившего для этого специально оговоренный в завещании капитал.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.