на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Правовое регулирование деятельности военно-учебного заведения

-  привлечение для осуществления своей деятельности дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование банковского кредита;

-  предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

-  подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

-организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;

-  разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;

-  разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;

-  разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;

-  установление структуры управления деятельностью вуза, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

-  установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;

-разработка и принятие устава военного учебного заведения;

-  разработка и принятие правил внутреннего распорядка военно-учебного заведения, иных локальных актов;

-  самостоятельное формирование контингента обучающихся (слушателей, курсантов) в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением вузов России и настоящим законом;

-  самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом военно-учебного заведения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;

-  осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации курсантов и слушателей в соответствии со своим уставом и требованиями Закона «Об образовании»;

-обеспечение условий содержания слушателей и курсантов не ниже нормативных;

-  создание в военно-учебных заведениях необходимых условий для работы и организации общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья курсантов, слушателей и работников военно-учебного заведения;

-  координация деятельности в военно-учебном заведении общественных организаций (объединений), не запрещенных законом;

-  осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством России и предусмотренной уставом военно-учебного заведения.

Таким образом, закон определяет достаточно широкую компетенцию военно-учебных заведений как образовательных учреждений, охватывая все стороны и аспекты их многогранной жизнедеятельности. Конечно, здесь вполне может возникнуть вопрос: Необходима ли такая детализация? Ведь есть Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования[34], кроме того каждый вуз имеет свой устав.

Возможно, что подобная детализация все-таки оправданна. Конечно, здесь имеет место дублирование правосубъектности военно-учебного заведения. Но суть в данном случае не в этом. А в том, что выдержана субординация нормативных правовых актов, которые ее устанавливают: Закон - Положение - Устав. Это является неотъемлемым условием нормального функционирования военных учреждений и организаций.

Закон «Об образовании», имеющий высшую юридическую силу, предопределяет содержание подзаконных актов. Устанавливая развернутую компетенцию военно-учебного заведения, законодатель тем самым акцентирует его внимание на все системные элементы организации и технологии образовательной деятельности, санкционируя, в то же время, самоценность и государственную значимость каждого из них.

В то же время нельзя не отметить, что, учитывая специфику образовательной деятельности военно-учебного заведения, закон наделяет его правосубъектностью юридического лица, определенной автономией и академическими свободами.

Как считает А.П. Сергеев, под автономией военно-учебного заведения понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом вуза[35].

Педагогическим работникам из числа профессорско преподавательского состава, научным работникам и курсантам военно учебного заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического работника излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода курсанта получать знания согласно своим склонностям и потребностям[36].

Совокупность прав и обязанностей современного российского военно-учебного заведения как образовательного учреждения не только дополняется его автономностью, академическими свободами, но и соотносится с определенной правовой ответственностью.

Все высшие учебные заведения России, в том числе и военные вузы, несут в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за[37]:

1)  невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2)  реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

3)  качество образования своих выпускников;

4)  жизнь и здоровье слушателей, курсантов и работников вуза во время образовательного процесса;

5)  нарушение прав и свобод слушателей, курсантов и работников вуза;

6)  иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Контроль за соответствием деятельности военно-учебного заведения целям, определенным его компетенцией и уставом, осуществляют в пределах своих правомочий учредители.

Важную организационно-превентивную роль при этом играют процедуры лицензирования, аккредитации и аттестации военно-учебного заведения.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или по его поручению органом местного самоуправления по месту нахождения образовательного учреждения на основании заключения экспертной комиссии. Лицензия может быть выдана при наличии соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением установленным государственным и местным требованиям. Эти требования относятся к материально-технической базе, санитарно-гигиеническим нормам, укомплектованности необходимыми кадрами и т.д. В лицензии фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся, срок действия лицензии. Получение лицензии означает признание за претендентом права ведения образовательной деятельности в сфере среднего, высшего, послевузовского и соответствующего дополнительного образования независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм. А право именоваться военно-учебным заведением и выдавать выпускникам документы об образовании государственного образца возникает с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством, выдаваемым, в свою очередь, на основании аттестации и аккредитационного обследования.

Аккредитация означает юридическое признание прав и способности военного образовательного учреждения осуществлять свою деятельность на уровне, не ниже официально признанных норм. С момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, военно-учебное заведение приобретает определенные права, в том числе на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца.

Государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, по заявлению образовательного учреждения или научной организации, согласованному с учредителем (учредителями) и заключения по его аттестации. Аттестация военно-учебных заведений имеет целью установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов[38].

Также военно-учебные заведения подвергаются государственной экспертизе. Для некоторых из них она далеко не всегда заканчивается благополучно. Все это свидетельствует о том, что ответственность военно-учебных заведений за качество подготавливаемых ими кадров не декларация, а реальность.

Что касается подробностей правового статуса, то наиболее полное, развернутое выражение правовой статус того или иного субъекта права получает в легитимно установленной ему компетенции. Статусный подход к управлению военным образованием, как и любой другой деятельностью, предполагает глубокое системное исследование и учет связей между обязанностями и правами субъекта образовательной деятельности (военно-учебного заведения), интегрируемых в его правовом статусе.

Цель, задачи (обязанности) субъекта деятельности берутся как причина, порождающая, обусловливающая соответствующие правомочия. Идеальным вариантом является случай, когда права и обязанности субъекта не занижены и не завышены, когда, проще говоря, себестоимость задач оценивается адекватно.

Конечно, государству как учредителю образовательного учреждения в нынешних сложных экономических условиях крайне трудно этого добиться, но стремиться к этому надо.

Функциональные связи между задачами (обязанностями) военно-учебного заведения как субъекта образовательной деятельности основаны на учете неравноценности решаемых военно-учебным заведением задач.

В результате того, что новые высшие учебные заведения, в том числе и военные, не смогли в 2002-2007 годах обеспечить соответствующими научно-педагогическими кадрами, а также учебными аудиториями, специализированными лабораториями, библиотеками, уровень обучения в ряде недавно созданных вузов, немногим отличается от уровня подготовки в средних специальных учебных заведениях. В вузы не поступала современная спецтехника, которая используется в оперативных службах, а имеющаяся техника физически и морально устарела. Не хватало и технических средств обучения - телевизоров, медиа-проекторов, наглядных пособий, требовала замены аудиторная мебель. Причина - отсутствие денежных средств. В 1999 году, например, на строительство и укрепление учебно-материальной базы учебных заведений Пограничной службы России требовалось 300 млрд. рублей, но из этой суммы была выделена государством только третья часть. Если к этому добавить, что по несколько месяцев не выплачивается денежное довольствие преподавателям, слушателям, курсантам и зарплата вспомогательному персоналу, то станет ясным: вести подготовку профессионалов-специалистов в этих условиях невероятно сложно. В последующие годы положение с финансированием вузов ФПС, а впоследствии вузов ФСБ изменилось лучшую сторону, и количество денежных средств выделяемых государством на совершенствование материальной базы, обновление технических средств и других аспектов возросло.

Продолжая анализ компетенции и ответственности современного военно-учебного заведения, рассмотрю вопрос, затрагивающий осуществление компетенции.

Образовательная компетенция, как отмечалось, представляет собой сущностную характеристику правосубъектности военно-учебного заведения как субъекта образовательной деятельности. Иными словами, она обозначает его целевую способность быть активным обладателем соответствующих (связанных с образовательной деятельностью) прав и обязанностей.

Однако нормы права становятся реальной силой лишь тогда, когда люди руководствуются ими в процессе своей повседневной деятельности. Социальное действие права означает сначала перевод потребностей и интересов общества на правовой язык, затем правовых предписаний - в поведение физических и юридических лиц. Поэтому в литературе различаются понятия «установление компетенции» и «осуществление компетенции».

Осуществление компетенции образовательного учреждения – это уже иная его правосубъектная форма, относящаяся к приобретению, изменению, прекращению, реализации и защите субъективных прав и обязанностей данного учреждения. Такое понимание образовательной компетенции и ее осуществления позволят выявить специфическое в пределах общего понятия военно-учебного заведения, обосновать возможность и параметры осуществления компетенции не только администрацией (командованием) военно-учебного заведения, но и его структурными подразделениями (факультетами, кафедрами, отделами, службами, коллективами и т.д.).

И это чрезвычайно важно в условиях нынешней демократизации жизнедеятельности образовательных учреждений. В недавнем прошлом правосубъектность участника гражданского оборота сводилась к правам юридического лица, а осуществление ее - к действиям органа юридического лица[39]. Нынешнее наделение вуза статусом юридического лица[40] сопровождается расширением правомочий его структурных подразделений вплоть до создания, по доверенности вуза, в его структуре самостоятельных субъектов образовательной деятельности. А Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» содержит специальную главу о субъектах учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования, их правах и обязанностях[41]. Студенты, слушатели, аспиранты (адъюнкты), соискатели и докторанты представлены как активные участники осуществления вузом его компетенции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.