на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Правовое регулирование деятельности военно-учебного заведения

Александровский (для малолетних) кадетский корпус в Царском Селе был открыт для подготовки к поступлению в столичные кадетские корпуса 400 сирот и детей в возрасте от 7 до 10 лет обедневших дворян, отличившихся на полях сражений. [6]

Московский военно-образовательный округ включил 1-й и 2-й Московские, Александрийский сиротский. Орловский Бахтина, Тульский Александровский, Михайловский Воронежский, Тамбовский, Оренбургский Неплюевский и Сибирский кадетские корпуса. При этом 2-й Московский кадетский корпус был предназначен для детей беднейших дворян из каждого уезда Московской губернии. Оренбургский Неплюевский кадетский корпус был рассчитан на 200 кадетов – детей местных казаков. Императора Александра I кадетский корпус в Омске – Сибирский кадетский корпус стал пятым в списке кадетских корпусов России и первым среди губернских корпусов. Его питомцы защищали Сибирь от разбойничьих набегов соседних кочевых племен, участвовали в завоевании новых для России земель, исследовали отдаленные районы этого края и Монголии, основали многие города Сибири и Казахстана.

Западный военно-образовательный округ объединил Полоцкий, Петровский Полтавский, Гродненский (Смоленский) и Калишский кадетские корпуса.

Об этом периоде развития системы военного образования писал военный историк Н. Мельницкий: «До того времени заведения эти, учрежденные в разные царствования отдельно одно от другого с различными целями и средствами и на различных основаниях – не могли иметь ничего общего: внутренний и наружный порядок, система воспитания, предметы учения, условия дисциплины и фронтовое учение – все было у них различно».

В царствование Николая I была создана единая система военного образования, и в ней – Пажеский корпус, который начал занимать особое, первенствующее положение по качеству и глубине образования.

В военно-учебных заведениях того времени постоянных учителей почти не было. Их набирали из кантонистов и корпусных офицеров. В царствование Николая I было открыто 12 кадетских корпусов. Полный курс кадетских училищ составлял 8 лет (два подготовительных, четыре общих и два специальных для столичных корпусов). В 1852 г. при корпусах были открыты офицерские классы.

В 1832 г. по инициативе генерала Жомини в Петербурге была образована Императорская военная академия, предназначенная давать офицерам сухопутных войск высшее военное образование, готовить офицеров Генерального штаба, а также распространять в войсках военные знания. В 1855 г. Артиллерийская академия и Инженерная академия были объединены в Императорскую военную академию, причем собственно Военная академия получила название Николаевской академии Генштаба. Во главе объединенной академии был поставлен Совет под председательством начальника Главного штаба по военно-учебным заведениям.

Следует отметить, что Военной академии еще при Александре I предшествовала организация Училища колонновожатых, выпускники которого выполняли функции офицеров Генерального штаба. В училище принимались молодые люди, получившие домашнее образование. Им в 16 лет присваивалось офицерское звание, и после окончания училища они служили колонновожатыми, офицерами штабов различных уровней. Учебный курс училища был рассчитан на 4 года в четырех классах. В его стенах преподавали русский, французский и немецкий языки, математику, топографию, тактику, артиллерию, фортификацию, фехтование и верховую езду. Естественно, была строевая подготовка. Просуществовало училище всего 8 лет и выпустило 180 офицеров, после чего оно было закрыто.

К середине ХIХ в. в России было 4 военные академии, 18 сухопутных (из них 4 подготовительных) кадетских корпусов, Морской кадетский корпус, Пажеский корпус, 3 юнкерских, 3 военно-морских артиллерийских, 1 инженерное и 2 казачьих училища, Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров и 5 школ подпрапорщиков при армейских корпусах, аудиторская школа при подготовке военных юристов. [7]

Несмотря на многочисленные усилия правительства, военно-учебные заведения в 60-е гг. XIX в. готовили менее одной трети офицерского состава. Остальные две трети покрывались за счет производства в офицеры вольноопределяющихся, юнкеров и выслуживших установленный законом ценз унтер-офицеров, пожелавших стать офицерами и сдавших необходимые экзамены в частях и соединениях армии. Вольноопределяющиеся принимались на службу в армию из всех сословий по собственному желанию не моложе 16 лет.

В начале второй половины XIX в. среди необходимых государственных реформ, проводившихся в России при императоре Александре II, важнейшее место занимала глубокая военная реформа, вызванная к жизни отменой крепостного права и стремлением правительства преодолеть отсталость существовавшей военной системы, выявившейся в ходе Крымской войны 1853-1856гг., развитием военной техники и попыткой сократить военные расходы государства. Проведение подобной реформы требовало полной реконструкции системы военного образования.

Армия уже не могла ориентироваться на то, что большая часть Офицерского корпуса готовилась в частях из вольноопределяющихся, юнкеров и ветеранов – унтер-офицеров, не прошедших подготовки в военно-учебных заведениях. Существовавшая система военно-учебных заведений несла в себе отпечаток кастовости, защищавшей интересы потомственного дворянства. Если согласно указа 16 января 1721 г. и табели о рангах 1722 г. лица любого происхождения, достигшие первого офицерского чина XIV класса (прапорщика), получали потомственное дворянство, передававшееся детям и жене, то в 1856 г . класс чинов, дающих потомственное дворянство, был поднят на военной службе до VI класса (полковник), а на гражданский до IV класса (действительный статский советник). Личное дворянство давалось всем офицерским и гражданским чинам с IX класса.

В итоге, к 1864 г. только 55,8 % офицерского корпуса русской армии имело потомственное дворянство, остальные были дети личных дворян (офицеров и чиновников, не дослужившихся до потомственного дворянства), духовенства, почетных граждан, купцов, мещан, крестьян (казаков, в том числе солдатских детей). Возникла необходимость повышения профессиональной подготовки офицеров, которую в определенной степени обеспечивали кадетские корпуса и военные училища (офицерские классы), создание условий для получения специального военного образования в военно-учебных заведениях для широкого круга населения.

Военная реформа 1860-1870-х гг. и реформа военного образования была проведена по программе, разработанной и осуществленной под руководством Дмитрия Алексеевича Милютина.

В ходе военной реформы специальное военное образование было отделено от общего, а военно-учебные заведения были разделены на 4 разряда: высшие (военные академии), средние (военные и канцелярские училища, специальные школы), средние общеобразовательные (военные гимназии и кадетские корпуса) и низшие (военные школы). [8]

Начиная с 1863 г. кадетские корпуса (кроме Пажеского и Финляндского) преобразованы в военные гимназии. Для подготовки технических специалистов были созданы оружейная, техническая и другие школы. В 1880 г. военный министр П.С. Ванновский восстановил кадетские корпуса как закрытые учебные заведения.

В начале ХХ в. подготовка военных кадров стала отставать от практики вооруженной борьбы, что подтвердилось в ходе русско-японской войны 1904-1905 гг. Поэтому во время проведения военных реформ 1905-1912 гг. сеть военно-учебных заведений расширилась, усилилась их специализация. Они стали делиться на разряды:

1) высшего и среднего типа для подготовки и переподготовки офицеров действующей службы (7 академий, 3 морских высшие школы и другие офицерские школы);

2) средние специальные, готовящие командные и инженерно-технические кадры (прапорщиков, подпоручиков, поручиков) для армии и флота из числа лиц, окончивших кадетские корпуса и средние общеобразовательные школы (4 военно-морских училища, 2 авиационные школы и др., офицерские классы Пажеского корпуса для подготовки офицеров в гвардию);

3) средние общеобразовательные (28 кадетских корпусов и др.);

4) низшие специальные школы (оружейные, мореходные и др.). В программах и учебных руководствах военно-учебных заведений больше места, чем прежде, отводилось отработке практических навыков и приемов. С начала первой мировой войны при военных училищах были созданы ускоренные курсы прапорщиков, позднее при запасных пехотных бригадах стали создаваться пехотные школы прапорщиков (срок обучения 3 месяца).

После Октябрьской революции 1917 г., согласно приказу наркома по военным делам от 28 января 1918 г., на базе расформированных военных училищ старой российской армии открылись 13 ускоренных военных курсов, готовивших из рабочих и крестьян комсостав для пехоты, кавалерии, артиллерии, инженерных войск и др. Одновременно начали работать курсы по подготовке комсостава флота. В 1919 г. для подготовки старшего комсостава армии и флота организована сеть высших военно-учебных заведений (академии, институты).

За годы Гражданской войны 1917 – 1922 гг. военно-учебные заведения подготовили около 60 тыс. командиров. Так как основную массу военно-учебных заведений составляли краткосрочные курсы (дававшие только начальную военную подготовку), они не могли удовлетворить потребности РККА и РККФ в командных кадрах.

В ходе военной реформы 1924-1925 гг. была создана система военно учебных заведений, включавшая: подготовительные военные школы; окружные повторны курсы; курсы усовершенствования; военные академии. К 1929 г. в СССР действовали 6 военных академий, 48 военных школ сухопутных войск, 6 школ ВВС, 3 военно-морских училища. [9]

Наиболее распространенным типом военно-учебных заведений стали средние военные школы, преобразованные во второй половине 1930-х гг. в военные училища. В связи с созданием кадровой армии и угрозой возникновения войны сеть военно-учебных заведений была расширена, а в Наркомате обороны СССР в 1936 г. создано Управление военно-учебных заведений.

В 1941 г. в СССР насчитывалось 19 военных академий, 10 военных факультетов при гражданских вузах, 203 средних военных училища, 68 курсов усовершенствования, в которых обучалось свыше 300 тыс. человек. В начале Великой Отечественной войны многие военно-учебные заведения были эвакуированы в глубь страны, сроки обучения сокращены. В 1943 г. образованы суворовские училища и нахимовские училища. За годы войны военно-учебные заведения подготовили для армии и флота около 2 миллионов офицеров.

В послевоенный период в связи с ростом технической оснащенности Советских Вооруженных Сил потребовалось большое количество квалифицированных кадров, что привело к изменениям в системе подготовки офицеров. В 1950-1960 гг. средние военные училища преобразуются в высшие, создаются новые со сроками обучения 4-5 лет. К середине 1970 –х гг. сложилось три уровня военного образования: среднее военно-специальное, высшее военно-специальное и высшее военное. Непосредственное руководство военно-учебными заведениями осуществляли главнокомандующие видами вооруженных сил и начальниками родов войск, Главным и Центральным управлений МО СССР. Координация деятельности военно-учебных заведений, выработка предложений по организацию и совершенствованию учебной и методической работы возлагалось на Главное управление высших учебных заведений МО СССР.

В 1992 г. военно-учебные заведения СССР, расположенные на территории Российской Федерации, преобразованы в военно-учебные заведения РФ, а Главное управление военно-учебных заведений на правах управления вошло в состав Главного управления подготовки и распределения кадров МО РФ.

В конце 90-х гг. XX в. существенно поменялась законодательная база в сфере обороны и образования. Новая государственная политика сориентирована, прежде всего, на создание единого образовательного пространства Российской Федерации и включение его в мировую систему образования. Динамичные изменения социальных условий и соответствующей правовой базы породили целый ряд проблем в системе военного образования. [10]

Таким образом, в СССР в начале второй половины XIX и XX веках стремительным образом развивались военно-учебные заведения, начиная от военных школ и заканчивая военными академиями по подготовке и переподготовке офицеров, в которых нуждалась советская армия. Принималась различная правовая база по увеличению количества военных учебных заведений и расширению сфер подготовки офицеров. В конечном итоге военная реформа принесла определенные положительные результаты, которые улучшили качество подготовки офицерского состава и советской армии в целом.

1.2 Правовое регулирование образовательной деятельности военно-учебных заведений в Российской Федерации

Военно-учебные заведения строят свою деятельность для достижения поставленных целей на основании юридической базы, которую составляют нормы права в области управления высшим образованием. Эти нормы вносят «ясность и стабильность» в правовые отношения между органами управления высшим образованием, учебными заведениями и гражданами, формируют определенные правовые гарантии удовлетворения потребности личности в высшем образовании. Законодательство определяет основные задачи и принципы высшего образования, его систему, систему специальных органов управления высшим образованием. Для органа государственного управления обязательно законодательство, определяющее права управляемых объектов (предприятий, учреждений, организаций), а также граждан. Специфика отношений в области военного образования отражается на регулирующих эти отношения законодательных актах и составляющих их основу нормах права.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.