на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Шпоры по административному праву Украины

10. Система органов государственного управления в Украине, их правовая основа.                    Субъекты административного права — это все те, кто согласно административно-правовых норм наделены конкретным объемом прав и обязанностей в сфере ис­полнительной власти.

Субъекты государственного управления — это не только органы исполнительной власти, но и государственные служащие, общественные объединения и граж­дане, являющиеся участниками исполнительной (управ­ленческой) деятельности.

Органы исполнительной власти наделены государст­венно-властными полномочиями для осуществления возложенных на них функций, принимают правовые акты и осуществляют мероприятия, направленные на обеспечение выполнения законов и своих же актов. Органы ис­полнительной власти различаются по совей организаци­онной структуре, связанной с их задачами и функциями.

Прежде всего, внутреннее строение органов зависит от компетенции (чем больше прав, тем больше обязан­ностей).

Тот или другой объем государственной деятельности, возложенный на конкретный орган, или круг вопросов, предусмотренных правовыми актами, которые он впра­ве решать, называется компетенцией органа (например, в положениях о министерствах приводится круг вопро­сов, которые они решают).

К полномочиям органов исполнительной власти от­носится право совершения различных действий, имею­щих юридический характер. Существуют следующие ви­ды деятельности: нормотворческая; исполнительная;

правоохранительная, т.е. по применению норм права. Они и составляют компетенцию органа исполнительной власти. Чем выше орган, тем больший у него объем ад­министративных полномочий.

Каждый орган исполнительной власти осуществля­ет функции по управлению какими-либо объектами и одновременно сам является объектом управленческо­го влияния со стороны других государственных органов. Так, Кабинет Министров осуществляет непосредственное руководство министерствами, а сам ответствен перед Президентом.

Существует обратная связь между органами испол­нительной власти. Например, Кабинет Министров, управ­ляя министерством, получает информацию, чтобы улуч­шить его деятельность, т.е. обобщает полученную инфор­мацию и принимает соответствующие решения. Вышесказанное позволяет сказать, что орган испол­нительной власти — это организация, являющаяся ча­стью государственного аппарата, имеет определенную компетенцию, структуру, территориальный масштаб дея­тельности, создается в порядке, установленном законом или другим правовым актом, владеет определенными методами работы, наделена полномочиями выступать по поручению государства и призвана в порядке исполни­тельной деятельности осуществлять руководство эконо­микой, социально-культурным и административно-по­литическим строительством.

11. Классификация органов исполнительной власти вы зависимости от государственного устройства, организационных форм, характера компетенции, порядка решения подведомственных вопросов.

По объему компетенции органы исполнительной вла­сти делятся на:

1) органы общей компетенции (Кабинет Министров, совет министров АРК, гос. администрации);

2) органы отраслевой компетенции (например Мини­стерство охраны здоровья, ведомства(прокуратура),комитеты);

3) органы специальной компетенции, (это комитеты, выполняющие специфические функции, например Глав­ное архивное управление).

К органам специальной компетенции относятся ор­ганы межотраслевой компетенции (например Министер­ство финансов. Государственный комитет статистики, ' Министерство экономики и др.)

По порядку организации органы исполнительной вла­сти делятся на создаваемые на основе закона (Кабинет Министров, министерства) и создаваемые на основе дру­гих нормативных актов (ведомства при Кабинете Ми­нистров, отделы и управления министерств).

12. Центральные органы исполнительной власти: понятие, компетенция, виды. Нормативные акты регламентирующие их деятельность.

Центральные — это те органы, полномочия которых распространяются на всю территорию Украины. К ним относятся:

1) Кабинет Министров Украины;          

2) министерства, ведомства, гос комитеты, комитеты.

С целью усовершенствования структуры исполнитель­ной власти был принят Закон от 18. 04. 1991 г. «О соз­дании Кабинета Министров Украины».

Этим законом Совет Министров УССР практически был реорганизован и на его базе создан Кабинет Мини­стров, не отличающийся ни структурой и штатом, ни по­рядком создания от Совета Министров.

В соответствии с действующей Конституцией Украи­ны и Указом президента от 14.12.96 «О составе каб. Мин-в» Кабинет Министров Украины создается в составе:

Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-ми­нистр, три вице-премьер-министра, министры.

Кабинет Министров является высшим органом в сис­теме органов исполнительной власти. Он ответствен пе­ред Президентом Украины, подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины в границах, предусмотренных ст. ст. 85, 87 Конституции Украины.

Кабинет Министров Украины возглавляет Премьер-министр, руководящий его работой, направляет ее на вы­полнение Программы деятельности Кабинета Минист­ров, утвержденной Верховой Радой Украины.

Вновь созданный Кабинет Министров Украины по­дает на рассмотрение и утверждение Верховной Рады Украины Программу деятельности на срок своих пол­номочий.

Премьер-министр входит с предложением к Прези­денту Украины о создании, реорганизации и ликвида­ции министерств и других центральных органов испол­нительной власти.

Премьер-министр, другие члены Кабинета Министров имеют право заявлять Президенту Украины о своей от­ставке. Следствием отставки Премьер-министра является отставка всего состава Кабинета Министров Украины.

Кабинет Министров, отставка которого принята Пре­зидентом Украины, по его поручению продолжает вы­полнять свои полномочия до начала работы вновь сфор­мированного Кабинета Министров, но не более шести­десяти дней. Премьер-министр Украины обязан подать Президенту Украины заявление об отставке Кабинета Министров по решению Президента Украины либо в свя­зи с принятием Верховной Радой Украины резолюции недоверия. Верховная Рада Украины по предложению не менее одной трети народных депутатов Украины от ее конституционного состава может рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины и при­нять резолюцию недоверия ему большинством консти­туционного состава Верховной Рады Украины (ст. 87 Конституции Украины).

В рамках своих полномочий Кабинет Министров:

1) обеспечивает государственный суверенитет и эко­номическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, выполне­ние Конституции и законов Украины, актов Президен­та Украины;

2) принимает меры к осуществлению прав и свобод человека и гражданина;

3) обеспечивает проведение финансовой, ценовой, ин­вестиционной и налоговой политики; политики в сфе­рах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, эколо­гической безопасности и природопользования;

4) разрабатывает и осуществляет общегосударствен­ные программы экономического, научно-технического, социального и культурного развития Украины;

5) обеспечивает равные условия развития всех форм собственности; осуществляет управление объектами го­сударственной собственности в соответствии с законом;

6) разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивает выполнение бюдже­та, утвержденного Верховной Радой Украины, подает Верховной Раде Украины отчет о его выполнении;

7) осуществляет меры по обеспечению обороноспособ­ности и национальной безопасности Украины, общест­венного порядка, борьбы с преступностью;

8) организует и обеспечивает осуществление внеш­неэкономической деятельности Украины, таможенно­го дела;

9) направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти;

10) выполняет другие функции, определенные Кон­ституцией и законами Украины, актами Президента Ук­раины.

В рамках своей компетенции Кабинет Министров из­дает постановления и распоряжения, обязательные к вы­полнению. Его акты подписывает Премьер-министр Ук­раины. Постановления Кабинета Министров Украины носят нормативный характер; распоряжения, как пра­вило, нормативный характер не носят.

Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Ук­раины, министерств и других центральных органов ис­полнительной власти подлежат регистрации в порядке, установленном законом.

Организация, полномочия и порядок деятельности Ка­бинета Министров определяются Конституцией и зако­нами Украины (ст. 120 Конституции).

3. Министерства и ведомства в системе органов исполнительной власти

Центральными органами исполнительной власти, вы­полняющими задачи общегосударственного руководства и действующими на всей территории Украины, являют­ся министерства. Они являются главными субъектами

выработки и реализации государственной политики в соответствующих отраслях и сферах деятельности, поэтап­ного внедрения административной реформы в Украине.

С целью совершенствования системы государственного управления, повышения эффективности функционирова­ния оранов исполнительной власти, усиления ведущей роли министерств Указом Президента Украины от 13.03.99 г. «Об изменениях в системе центральных ор­ганов исполнительной власти Украины» внесены такие изменения: созданы, ликвидированы, преобразованы и переименованы органы исполнительной власти, а также утверждена схема их организации и взаимодействия.

Центральные органы исполнительной власти, не яв­ляющиеся министерствами, называются ведомствами. К ним относятся: комитеты, главные управления, госу­дарственные инспекции, комитеты и т.п., а также орга­ны, создаваемые при Кабинете Министров или при ми­нистерствах. Разграничение министерств и ведомств проводится в соответствии с характером, объемом и мас­штабом деятельности, порядком формирования.

Министерства руководят определенной отраслью или несколькими отраслями (Министерство экономики) либо сферами управленческой деятельности (Министерство образования руководит дошкольным и школьным обу­чением, профессионально-техническим образованием, высшим образованием и т.д.). При министерствах мо­гут создаваться инспекции, которые выполняют функ­ции межотраслевого характера.

Министры в рамках своих полномочий издают при­казы, а также инструкции, распоряжения.

Министерства и другие центральные органы испол­нительной власти образуются, реорганизуются и ликви­дируются по представлению Премьер-министра Украи­ны. В таком же порядке Президент Украины назнача­ет членов Кабинета Министров Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти (ст. 106 Конституции Украины).

13. Местные органы исполнительной власти: понятие, компетенция, виды. Нормативные акты регламентирующие их деятельность.

Исполнительную власть в областях и районах, горо­дах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации. Они выполняют свои функции в соответствии с законами о них. Особенности осуществления исполнительной власти в городах Кие­ве и Севастополе определяются отдельными законами Украины.

Состав местных государственных администраций формируют главы местных администраций. Главы ме­стных государственных администраций назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом Украи­ны по представлению Кабинета Министров Украины.

Главы местных государственных администраций при осуществлении своих полномочий ответственны перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украи­ны, подотчетны и подконтрольны органам исполнитель­ной власти высшего уровня.

Местные государственные администрации подотчет­ны и подконтрольны радам в части полномочий, деле­гированных им соответствующими районными или об­ластными радами, а также органам исполнительной вла­сти высшего уровня.

Решения глав местных государственных администра­ций, противоречащие Конституции и законам Украины, другим актам законодательства Украины, могут быть в соответствии с законом отменены Президентом Украи­ны или главой местной администрации высшего уровня.

Областная или районная рада может высказать не­доверие главе соответствующей местной государствен­ной администрации, на основании чего Президент Ук­раины принимает решение и дает обоснованный ответ. Если недоверие главе областной или районной государ­ственной администрации высказали две трети депута­тов от состава соответствующей рады. Президент при­нимает решение об отставке главы местной государст­венной администрации.

Местные государственные администрации на соответ­ствующей территории обеспечивают:

1) выполнение Конституции и законов Украины, ак­тов Президента Украины, Кабинета Министров Украи­ны, других органов исполнительной власти;

2) законность и правопорядок, соблюдение прав и сво­бод граждан;

     3) выполнение государственных и региональных про­грамм социально-экономического и культурного разви­тия, программ охраны окружающей природной среды, а в местах компактного проживания коренных народов и национальных меньшинств — также программ их на­ционально-культурного развития;

    4) подготовку и выполнение соответствующих обла­стных и районных бюджетов;

    5) отчет о выполнении соответствующих бюджетов Г и программ;

|   6) взаимодействие с органами местного самоуправления;

    7) реализацию других наделенных государством, а также делегированных соответствующими Радами пол­номочий.

Деятельность местных органов исполнительной вла­сти базируется на следующих принципах:

а) законность;

б) личная ответственность;

в) объединение общегосударственных и местных ин­тересов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.