Административная дееспособность граждан
является второй составной частью административной правосубъектности. При этом
административная правоспособность является основой административной дееспособности
граждан, поскольку создает условия, при которых реализуются их субъективные
права и обязанности.
Административная дееспособность — это
признанная законодательством способность граждан своими действиями приобретать
и осуществлять права и выполнять обязанности административно-правового
характера. Гражданин считается полностью дееспособным при достижении
18-летнего возраста. Вместе с тем и при достижении 16-летнего возраста у
гражданина возникает административная дееспособность: получение паспорта и
соблюдение правил паспортной системы, охрана природы и т.п. В некоторых
случаях административная дееспособность может наступить и до достижения человеком
16-летнего возраста (право на труд).
Права и обязанности граждан можно условно разделить на
две группы: 2) указывающие на положение человека в социальной структуре государства;
они связываются не с моментом рождения, а с достижением определенного возраста
(избирательное право, право и обязанность воинской службы) — так называемые
уставные права; б) позволяющие гражданину реализовать имеющиеся права —
личные, социально-экономические;
они называются адекватными. Права и обязанности
обеих групп в совокупности создают понятие — правосубъектность.
21. Способы защиты прав
граждан: понятие, виды.
22. Административные
обращения граждан: основные виды обращений.
В
соответствии со ст. 40 Конституции Украины, все имеют право направлять
индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в
органы государственной власти, органы местного самоуправления, или к
должностным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать
обоснованный ответ в установленный законом срок. Через обращения граждан
воплощается в жизнь конституционный принцип участия граждан в управлении
государственными и общественными делами. Обращение является также важной
формой контроля за законностью деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления, обеспечения прав и свобод граждан.
Вопросы практической реализации права на
обращение урегулированы Законом Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96
г. Обеспечивая гражданам Украины возможности на обращение. Закон детализирует
и развивает конституционные положения, предоставляя им право обращаться не
только в органы государственной власти и местного самоуправления, но и в
объединения граждан, учреждения, организации независимо от форм собственности,
на предприятия, в средства массовой информации, к должностным лицам в соответствии
с их функциональными обязанностями относительно реализации своих социально-экономических,
политических и личных прав и законных интересов или их нарушении.
Закон называет три вида обращений граждан —
предложения (замечания), заявления (ходатайства), жалобы.
Предложение (замечание) — обращение
граждан, в которых дается совет, рекомендация относительно деятельности
органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех
уровней, должностных лиц, а также высказываются мысли по урегулированию правовых
принципов государственной и общественной жизни, социально-культурных и других
сфер деятельности государства и общества.
Заявление (ходатайство) — обращения граждан
с просьбой о содействии- в реализации закрепленных Конституцией и действующим
законодательством их прав и интересов или сообщение о нарушении действующего
законодательства или недостатках в деятельности предприятий, учреждений,
организаций независимо от форм собственности, народных депутатов Украины,
депутатов местных рад, должностных лиц, а также высказывания мыслей об
улучшении их деятельности. Ходатайство — письменное обращение с просьбой о
признании за лицом соответствующего статуса прав и свобод и т.п.
Жалоба — обращение с требованием о восстановлении
прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями
(бездеятельностью), решениями государственных органов, органов местного
самоуправления, учреждений, организаций, объединений граждан, предприятий,
должностных лиц.
Обращение адресуется субъектам, в
полномочия которых входит решение поставленных вопросов. В обращениях должны
быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина, содержание
поставленного вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы
или требования. Письменные обращения должны быть подписаны заявителем (заявителями)
с указанием даты. При несоблюдении этих требований обращение возвращается заявителю
с соответствующими разъяснениями не позднее 10 дней со дня его поступления.
Обращения, оформленные в соответствии с требованиями и поданные в
установленном порядке подлежат обязательному принятию и рассмотрению. Если поставленные
в обращении вопросы не входят в компетенцию субъектов, куда оно поступило, то
в срок не более 5 дней такое обращение пересылается по принадлежности, о чем
сообщается заявителю.
О результатах рассмотрения обращений
сообщается заявителям. В случае отказа в удовлетворении требований,
изложенных в заявлении (ходатайстве) в письменной форме предоставляется
мотивированный отказ, а также разъяснения порядка обжалования принятого
решения. Обращения Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда,
инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются первыми руководителями
лично.
23.
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан и
лиц без гражданство отличаются несущественно. Объем их прав и обязанностей
более узок, чем у граждан Украины, но по общему правилу они пользуются теми же
правами и не них возлагаются те же обязанности, что и на граждан Украины.
Отличия связаны с отсутствием гражданства у этой категории лиц, что является
самым главным компонентом административно-правового статуса лица.
Правосубъектность этих лиц возникает с
момента прибытия в Украину и завершается со времени оставления ее территории.
Административно-правовой статус иностранных
граждан регламентируется Законом Украины от 04.02.94 г. «О правовом статусе
иностранцев», а также международными соглашениями. Статус лиц, не имеющих гражданства,
но находящихся на территории Украины, определяется законодательством Украины.
Для иностранных граждан и лиц без гражданства
обязательными являются нормы Конституции Украины и других законов,
общеобязательные правила, касающие
ся охраны природы, санитарной, пожарной безопасности,
общественного порядка, пользования транспортными средствами, въезда и выезда.
Не пользуются данные лица также частью прав и обязанностей, составляющих
группу исключительных прав и обязанностей граждан Украины (избирательное право,
иметь паспорт гражданина Украины и т.д.).
В целом основные ограничения для иностранных
граждан и лиц без гражданства следующие:
— эти лица
не могут занимать ряд должностей (Президента, судьи, пребывать на должности в
составе морских и воздушных экипажей и т.п.);
— эти
лица не имеют доступа к государственным должностям, служба на которых связана с
государственной тайной;
— эти
лица не могут служить в Вооруженных Силах Украины;
— для
этих лиц допускается ограничение в передвижении или пребывании в отдельных
местах;
— для
этих лиц определены отдельные правила паспортного режима, поступления в
учебные заведения и т.п.;
— для
этих лиц установлена особенная административная деликтоспособность.
При регулировании правового статуса иностранных
граждан Украина исходит из принципа взаимности в отношениях с другими
государствами. Административно-правовой статус лиц, имеющих дипломатические
привилегии, определяется наряду с законодательством Украины международными
правилами и международными соглашениями Украины с другими государствами.
24. Административно –
правовой статус беженца по законодательству Украины.
В этом Законе под сроком
"беженец" понимается иностранец (иностранный гражданин или лицо без
гражданства), что вследствие обгрунтованих
опасений стать жертвой преследований за признаками расовой, национальной
принадлежности, отношение к религии, гражданства, принадлежности к
определенной социальной группе илиd политических убеждений вынужденный
оставить территорию государства, гражданином которой он есть (или
территорию страны своего постоянного проживание), и не может или не желает
пользоваться защитой этой государства вследствие указанных опасений и относительно
которого в порядке и при условиях, определенных этим Законом, приняты решения
о предоставлении нему статуса беженца.
Лицо, которое подало заявление о
предоставлении статуса беженца, имеет
право на: временное трудоустройство или
обучение; медпомощь и социально-бытовые услуги; пользование жильем, предоставленным
в пункте временного размещения к решению вопроса о предоставлении статуса
беженца, но на срок не большее трех месяцев; свободное исповедование своей религии.
Лицо, которое подало заявление о предоставлении статуса беженца, обязанная:
подать в соответствующий орган миграционной службы сведения, необходимые для
решения вопроса о предоставлении статуса беженца; при получении направления
органа миграционной службы отбыть к определенному месту временного проживания
и в трехдневный срок зарегистрироваться в местном органе внутренних дел;
придерживать установленного действующим законодательством порядка
пребывание на территории Украины; проходить медицинский обзор на требование
органов здравоохранения. Лицо, которое получило статус беженца, имеет право на:
выбор места временного проживания из предложенного ей миграционной службой
перечня населенных пунктов и передвижение на территории Украины при
условиях соблюдения правил, установленных для иностранцев; работу за наймом
или на предпринимательскую деятельность, приобретение в собственность имущества
при условиях, предусмотренных законодательством Украины для иностранцев;
здравоохранение и отдых в порядке, предусмотренному законодательством для
граждан Украины; получение денежной помощи, пенсий и других видов
социального обеспечения в порядке, определенному Кабинетом Министров
Украины; пользование жильем, предоставленным в месте временного проживания;
обучение в порядке, предусмотренному законодательством Украины для
иностранцев; пользование достояниями культуры; свободу совести и свободное
отправление религиозных обрядов; неприкосновенность лица, жилья, охрану
законом личного жизнь, тайны переписки, телефонных разговоров и телеграфных
сообщений; судебная защита от
посягательств в честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и
жилье, а также защита имущественных и неимущественных прав; вступление к
легализованным общественным организациям соответственно
их уставов (положений). ЛИСТ ПРИБЫТИЯ
25. Объединения граждан как
субъекты административно-правовых отношений.
Граждане Украины в
соответствии со ст. 36 Конституции Украины имеют право на свободу объединения
в политические партии и общественные организации. Объединение граждан —
добровольное общественное формирование, созданное на основании единства
интересов для осуществления и защиты своих прав и свобод, а также удовлетворения
политических, экономических, социальных, культурных и других интересов.
Право граждан на свободу объединений является
неотъемлемым правом человека. Государство способствует развитию политической
и гражданской активности, творческой инициативы граждан и создает равные условия
для деятельности их объединений. Осуществление права на объединение не
подлежит ни одним ограничениям, кроме тех, что предусмотрены законом и являются
необходимыми для интересов национальной безопасности, общественного порядка или
защиты прав и свобод других людей, охраны здоровья населения.
Главным, чем общественные организации
отличаются от государственных органов и организаций, является то, что первые
в отношениях с другими субъектами права и между собой выступают от своего имени
и не наделены государственно-властными полномочиями.
К общественным
объединениям принадлежат движения, конгрессы, ассоциации, фонды, союзы и
другие формирования, которые в соответствии с Законом Украины «Об объединениях
граждан» определяются как политические партии или общественные организации.
Политическими партиями считаются
объединения граждан, являющиеся сторонниками определенной общенациональной
программы общественного развития; их главная цель — участие в выработке
государственной политики, формировании органов власти, местного самоуправления
и представительство в их составе.
Общественной организацией является
объединение граждан для удовлетворения и защиты законных социальных, экономических,
творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других
общественных интересов. Таким образом, общественные объединения отличаются от
государственных органов и организаций еще и тем, что они создаются по
какому-либо признаку (возрастом, национальностью, профессией и т.п.).
Общественные объединения при исполнении
своих уставных обязанностей вступают в правовые отношения с государственными
органами, в том числе с органами государственной исполнительной власти. В
таких случаях они являются носителями административной правоспособности, а
возникающие отношения являются административно-правовыми, поскольку они
реализуются в сфере государственного управления, где участники имеют взаимные
права и обязанности. Большинство административно-правовых отношений,
возникающих с участием объединений граждан, характеризуются отсутствием «власти
и подчинения»; это так называемые горизонтальные административные отношения
(внесение предложений органам власти и управления, защита своих законных
интересов и законных интересов своих членов (участников) в государственных
органах). В то же время некоторым административно-правовым отношениям с участием
объединений граждан может быть присущ элемент «власти» (при осуществлении
государственного надзора и контроля деятельности общественных объединений).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|