Меры. физического воздействия, применение специальных
средств и огнестрельного оружия.
Данные средства имеет право применять милиция, а также работники других
органов внутренних дел, привлекаемые к выполнению задач милиции по охране
общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью
(ст. 9 Закона Украины «О милиции»). Применению данных средств должно предшествовать
предупреждение, если позволяют обстоятельства. Запрещается применять их к
женщинам с явными признаками беременности, лицам пожилого возраста или с явными
признаками инвалидности и к малолетним детям, кроме случаев группового
нападения, угрожающих жизни и здоровью людей, работников милиции, а также
вооруженного нападения или вооруженного сопротивления. Если избежать
применение силы невозможно, она не должна превышать меры, необходимой для
выполнения возложенных на милицию обязанностей, и сводить к минимуму
возможность причинения вреда здоровью правонарушителей и других граждан.
Условия и рамки применения средств физического воздействия, специальных
средств и огнестрельного оружия, а также перечень специальных средств приведен
в разделе III Закона Украины «О милиции».Привод и официальное
предостережение. Названный вид пресечения административных проступков осуществляется
органами милиции. В наше время привод используется для доставки в
соответствующие государственные органы или учреждения согласно действующему
законодательству и с санкции прокурора граждан, уклоняющихся от призыва на
воинскую службу, больных СПИДом и других (п. 22 ст. 10 Закона Украины «О милиции»),
ст. 14 Закона Украины «О предупреждении заболевания СПИДом и социальную защиту
населения»). Официальное предостережение, на наш взгляд, следует рассматривать
как меру административного предупреждения, но в тех случаях, когда официальное
предостережение применяется после привода, его можно отнести к мерам
пресечения, например: привод лиц для предупреждения о привлечении к административной
ответственности; привод лиц, для которых судами установлено наказание, не
связанное с лишением свободы.
43. Понятие законности и
дисциплины в сфере исполнительной власти.
Законность является обязательной для всего
государственного механизма, гражданского общества (государственных органов и
организаций, государственных служащих, общественных и религиозных объединений,
информационных источников и т.п.), а также для всех граждан. Законность — это
прежде всего наличие реально действующих правовых норм надлежащего качества,
их последовательное и неуклонное выполнение всеми субъектами права. Как
специфические регуляторы общественных отношений законы и другие правовые
предписания должны отвечать достигнутому в государстве уровню экономики,
культуры, личной свободы, морально-этическим нормам. Законодательство должно
быть средством легализации права государством с целью обеспечения интересов
общества, граждан, поддерживания режима демократии, поскольку она является
основой жизнеспособности, разумного функционирования государства и общества
на основании закона. Только закон может ограничивать свободу отдельного лица в
интересах других, чем в первую очередь подчеркивается верховенство закона перед
другими правовыми предписаниями в правовом государстве.
В юридической литературе законность
рассматривается с различных позиций: как принцип государственной деятельности,
как метод государственного руководства обществом, как резким взаимоотношений населения
и государственных органов. Наиболее важной стороной законности является та,
что раскрывает ее как режим взаимодействия граждан и общественных объединений
с субъектами власти. Режим законности обеспечивает возможность реализации прав
и законных интересов личности, ее всестороннего развития, формирования и
развития гражданского общества. По наличию законности общественная жизнь, все
виды государственной деятельности подчинены неуклонному действию права, при
помощи которого достигаются согласованность действий, организованность и
порядок в общегосударственном масштабе.
Режим законности должен пронизывать
деятельность всех государственных и негосударственных органов и организаций,
всех граждан, но особую роль он играет в сфере исполнительной деятельности,
где имеет свои специфические проявления.
Во-первых, среди субъектов власти органы
государственного управления, администрация государственных предприятий, организаций
и учреждений составляют наиболее многочисленную группу, а поэтому с ними чаще
всего вступают в отношения граждане и их организации. Перед аппаратом
государственного управления стоит задача обеспечения выполнения юридических
норм большим количеством субъектов права.
Во-вторых, субъекты исполнительной власти
издают много правовых предписаний, которые должны отвечать действующему
законодательству, а также применяют законы и другие законодательные акты.
В-третьих, субъекты государственного управления
используют меры административного принуждения, осуществляют юрисдикционную деятельность.
В-четвертых, они наделены значительными
властными полномочиями (которые могут расширяться в чрезвычайных условиях). В
их ведении находятся армия, органы внутренних дел, исправительно-трудовые
заведения и т.п.
Важным для поддержания законности является то, чтобы
органы исполнительной власти выполняли не только законы, но и те предписания,
которые они издают самостоятельно. Они также должны обязательно выполнять
изданные согласно закону акты высших органов управления, судебных органов,
местных органов государственной исполнительной власти и органов местнего самоуправления.
При таких условиях будет поддерживаться необходимая дисциплина в государственном
управлении, которая имеет функциональное значение. Это дисциплина финансовая,
ценообразование, штатная, трудовая, исполнительная, технологическая и т.п.
Таким образом, создание стойкого правового
режима требует:
1)
наличия развитого законодательства и системы правовых норм, которая на нем
базируется;
2)
гарантий, которые обеспечивали бы надежное и последовательное выполнение
юридических предписаний всеми участниками управленческих отношений;
3)
механизма принуждения, четко действующего в пределах законности.
Организация и функционирование аппарата
государственного управления должны регулироваться, в первую очередь, законами
как актами высшей юридической силы, закрепляющими принципы, основные
направления, формы и методы управленческой деятельности, устанавливающими
правовой статус граждан, их отношения с исполнительными структурами. Наряду с
этим развитая правовая основа исполнительной деятельности должна отвечать и
другим критериям: соответствие юридических норм праву, полнота и
диференцированность системы норм, их стабильность, высокая юридическая техника,
доступность нормативного материала.
44. Сущность и система
способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти.
Все государственные органы наряду с
осуществлением своих непосредственных функций обязаны принимать меры по
поддержанию режима законности. Этим занимаются законодательные органы, органы
государственной исполнительной власти, а также специально созданные органы —
судебные и прокуратура. Определенное место в этом деле отводится
общественности (трудовым коллективам, общественным объединениям).
В деле обеспечения
законности важную роль играет институт обжалования гражданами незаконных действий
органов государственного управления, должностных лиц и негосударственных объединений,
а также заявлений и обращений граждан к соответствующим органам исполнительной
власти.
Поддерживание режима законности в
государственном управлении осуществляется путем контроля (его составной части
— проверки выполнения) и надзора.
Контрольная деятельность обеспечивает
систематическую проверку выполнения законов, других нормативных актов, соблюдения
государственной дисциплины и правопорядка. Контроль является составной частью
управления, средством выполнения его задач. Контроль следует рассматривать как
функцию управления. Поэтому особенность контроля состоит во вмешательстве
контролирующих в оперативную деятельность подконтрольных, в даче им
обязательных указаний, прекращении, изменении или отмене актов управления)
принятии мер принуждения относительно подконтрольных должностных лиц.
Проверка исполнения как составная часть
контрольной деятельности носит тематический характер и состоит в проверке
исполнения определенных законов и нормативных актов подчиненным аппаратом.
Надзор имеет целью выявление, предупреждение
правонарушений, устранение их последствий и привлечения виновных к
ответственности. Органы, осуществляющие функции надзора, не наделены правом
вмешиваться в оперативную и хозяйственную деятельность объектов надзора,
изменять или отменять акты органов государственного управления.
Существует два вида надзора: а) надзор,
осуществляемый органами прокуратуры, — общий надзор; он будет осуществляться
(п. 9 разд. XV Конституции Украины) до ввода в действие законов, регулирующих
деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов; б) надзор
со стороны различных государственных инспекций и служб — административный
надзор.
Прокурорский надзор осуществляется за соблюдением и
правильным применением законов Кабинетом Министров Украины, министерствами,
ведомствами, государственными комитетами, другими органами государственного и
хозяйственного управления и контроля, правительством Автономной Республики
Крым, местными Радами, их исполнительными комитетами, военными частями,
политическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями,
предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности,
подчиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами. При его
осуществлении органы прокуратуры не наделены правом применять любые меры принудительного
характера, а только могут ставить вопрос о привлечении к административной,
дисциплинарной ответственности, об уголовном преследовании.
Административный надзор также имеет целью
предупреждение, выявление и прекращение противоправных действий, устранение
причин и условий правонарушений. Но при осуществлении этого вида надзора государственные
инспекции и службы могут применять меры административного принуждения в случае
выявления нарушения соответствующих предписаний в сфере деятельности,
подведомственной той или другой инспекции или службе.
Последовательная реализация законности
нуждается в соответствующей системе ее гарантий. В юридической литературе
различают общие условия и специальные юридические, организационно-правовые средства
обеспечения режима законности.
Среди общих условий можно отметить
политические, экономические, организационные, идеологические. Реально они
могут иметь место только в правовом государстве при условиях функционирования
гражданского общества независимо от государства, распределения власти,
независимой прессы и других информационных источников, политического
плюрализма, децентрализации государственных структур, экономических свобод.
Большое значение для поддержания режима
законности имеет правовая культура должностных лиц и граждан, признание
абсолютной ценности основных прав личности.
Специальные юридические способы обеспечения
законности — это поощрение, контроль и принуждение.
45. Соотношение контроля, проверок исполнения, надзора.
Поддерживание режима законности в
государственном управлении осуществляется путем контроля (его составной части
— проверки выполнения) и надзора.
Контрольная деятельность обеспечивает
систематическую проверку выполнения законов, других нормативных актов,
соблюдения государственной дисциплины и правопорядка. Контроль является
составной частью управления, средством выполнения его задач. Контроль следует
рассматривать как функцию управления. Поэтому особенность контроля состоит во
вмешательстве контролирующих в оперативную деятельность подконтрольных, в даче
им обязательных указаний, прекращении, изменении или отмене актов управления)
принятии мер принуждения относительно подконтрольных должностных лиц.
Проверка исполнения как составная часть
контрольной деятельности носит тематический характер и состоит в проверке
исполнения определенных законов и нормативных актов подчиненным аппаратом.
Надзор имеет целью выявление, предупреждение
правонарушений, устранение их последствий и привлечения виновных к
ответственности. Органы, осуществляющие функции надзора, не наделены правом
вмешиваться в оперативную и хозяйственную деятельность объектов надзора,
изменять или отменять акты органов государственного управления.
Существует два вида надзора: а) надзор,
осуществляемый органами прокуратуры, — общий надзор; он будет осуществляться
(п. 9 разд. XV Конституции Украины) до ввода в действие законов, регулирующих
деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов; б)
надзор со стороны различных государственных инспекций и служб —
административный надзор.
Прокурорский надзор осуществляется за соблюдением и
правильным применением законов Кабинетом Министров Украины, министерствами,
ведомствами, государственными комитетами, другими органами государственного и
хозяйственного управления и контроля, правительством Автономной Республики
Крым, местными Радами, их исполнительными комитетами, военными частями,
политическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями,
предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности,
подчиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами. При его
осуществлении органы прокуратуры не наделены правом применять любые меры принудительного
характера, а только могут ставить вопрос о привлечении к административной,
дисциплинарной ответственности, об уголовном преследовании.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|