Дипломная работа: Прилагательные атрибуты в текстах политических новостей
РЕФЕРАТ
Дипломная
работа содержит 68 с., 4 таблицы, 46 использованных источников.
Тексты
политических новостей, прилагательные атрибуты, дескриптивные прилагательные,
оценочные прилагательные, положительная оценка, отрицательная оценка,
ингерентная оценка, адгерентная оценка
Объектом
исследования выступают атрибутивные прилагательные в политических новостных
текстах американских печатных / электронных изданий. Цель работы состоит в
определении оценки, которую выражают прилагательные-атрибуты в текстах
политических новостей в зависимости от тематики, издания, и, в целом, в
определении оценочности (положительной или отрицательной), которая преобладает
в новостных сообщениях. В ходе исследования было проанализировано большое
количество атрибутивных словосочетаний, выявлены дескриптивные и оценочные
прилагательные с положительной и отрицательной оценкой.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Новости как основной
жанр печатных СМИ
1.1 Жанры печатных
изданий
1.2 Характеристика
новостных сообщений
2
Прилагательные-атрибуты как средство выражения оценки
2.1 Понятие и структура
оценки
2.2 Классификация
языковой оценки
2.3 Виды и функции
прилагательных
3 Прилагательные
атрибуты в текстах политических новостей
3.1 Анализ прилагательных атрибутов в
текстах политических новостей издания «CNN»
3.2 Анализ прилагательных атрибутов в
текстах политических новостей издания «The New York
Times»
3.3 Анализ прилагательных атрибутов в
текстах политических новостей издания «The Wall
Street Journal»
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Исследования в области
языка политики и языка масс-медиа имеют давние традиции, однако вопросы
функционирования политических текстов СМИ до сих пор не перестают привлекать
внимания ученых. Круг проблем, находящихся в фокусе проводимых исследований,
весьма широк и включает, помимо прочего, такие вопросы, как оценочность,
метафоричность, манипулятивность, движение языковой нормы и другие.
В настоящем
исследовании предпринята попытка определения роли прилагательных в атрибутивной
функции в реализации категории оценки в современных американских текстах
политических новостей. Посредством выявления оценочности в текстах печатных СМИ
возможно получение нового знания о функционировании лексических средств
выражения оценки в рамках американских новостных текстов, что и обусловливает
актуальность данной работы.
Объектом исследования
являются прилагательные-атрибуты в политических новостных текстах американских
печатных / электронных изданий. Предметом – языковая категория оценочности.
Цель настоящей работы
состоит в определении оценки, которую выражают прилагательные-атрибуты в
текстах политических новостей в зависимости от тематики, издания, а также в
определении той оценочности (положительной или отрицательной), которая
преобладает в новостных сообщениях. Достижение этой цели предполагает решение
ряда конкретных задач:
1) Определение
понятия новость / политическая новость как жанра печатных СМИ, ее основных
характеристик;
2) Рассмотрение
понятия, структуры, классификации оценки и изучение классификаций оценочных
значений прилагательных;
3) Определение
количественного соотношения дескриптивных и оценочных прилагательных по
отношению к совокупному количеству выявленных атрибутивных конструкций в
определенной тематической группе, в совокупности тем одного издания (в
определенном издании) и в совокупности анализируемых печатных изданий
американских СМИ (общее количество);
4) Установление
доминирующего количества прилагательных с положительной или с отрицательной
оценкой по отношению к совокупному количеству оценочных прилагательных-атрибутов.
Для решения
поставленных в работе задач использовались следующие лингвистические методы:
метод количественных подсчетов, метод контекстуального анализа и метод
компонентного анализа.
Материалом исследования
послужили медиа тексты, посвященные вопросам внутренней политики США, а именно,
экономике США и реформе здравоохранения. Статьи были взяты из разделов новостей
американских электронных / печатных изданий «CNN»,
«The New
York Times»,
«The Wall
Street Journal»
за октябрь 2009 г. – март 2010 г. В окончательном виде собранный корпус составил
60 статей новостных сообщений политической тематики, в которых было выявлено и
проанализировано 300 атрибутивных конструкций.
Практическая ценность
работы заключается в том, что ее положения и результаты могут быть использованы
в лекционных курсах по лексикологии, стилистике, журналистике, при проведении
спецкурсов по лингвистике текста, теории коммуникации, семантике, анализу языка
СМИ, а также могут найти применение в практике преподавания английского языка.
1
НОВОСТИ КАК ОСНОВНОЙ ЖАНР ПЕЧАТНЫХ СМИ
1.1
Жанры печатных изданий
Деятельность СМИ
оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на
социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого
общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ,
соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно
повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые
закрепляются в сознании людей.
По мнению В.М.
Березина, СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной
передачи с помощью специального технического инструментария или специальных
коммуникационных средств, посредством которых происходит передача информации
или различных сведений.[1]
Благодаря использованию
этих коммуникационных средств возникли три подсистемы журналистской
деятельности: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из
огромного числа каналов: отдельных газет, журналов, альманахов, книжной
продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по
всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая
отдельная подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе
использования своих специфических особенностей, проявляющихся прежде всего в
способах фиксации и передачи информации.
Мы детально рассмотрим
такой вид СМИ как периодические печатные издания. Печать
(газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в
системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде
напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков
и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются
читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для
получения радиотелевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник,
магнитофон и т.д.). Печатные издания легко иметь при себе и обращаться к
извлечению информации в удобное время, не мешая окружающим, и в
обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть
телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.).
При этом чтение текста
и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с
желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам
читатель.[2] Он может
обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное,
подчеркивать, делать пометки на полях. Все это определяет множество
положительных сторон при контакте с печатными изданиями, что делает их на
настоящий период незаменимыми и важными носителями массовой информации.
Следует
заметить что, печатное издание представляет собой средство массовой информации,
распространяющее свою продукцию в печатном виде, то есть, отпечатанное на
бумаге тем или иным способом. Среди печатных изданий довольно известны следующие
виды журналистской деятельности: журналы (периодические издания в виде книжек,
содержащих художественные произведения или статьи политического, научного и
иного характера), альманахи (сборники статей, содержащих занимательные сведения
справочного характера из различных областей знания), бюллетени (названия
некоторых периодических и продолжающихся изданий, содержащих краткие сведения о
работе учреждений, общественных организаций, результаты каких-либо
исследований), книги (печатные издания в виде сброшюрованных, переплетенных
вместе листов с каким-либо текстом), газеты (печатное периодическое издание,
выходящее под постоянным названием не реже одного раза в месяц).
Каждое
издание имеет собственную целевую аудиторию в соответствии с профессиональным
назначением, возрастом, наклонностями, предпочтениями, социальным
происхождением и другими социально-политическими и демографическими признаками.
Газеты различаются: по периодичности выхода: ежедневные, еженедельные,
ежемесячные; по остальным издательским характеристикам: тираж, формат, объем
издания; по масштабам аудитории, или региону распространения: общенациональные,
региональные, местные: городские, районные, многотиражные; по целевому
назначению: общеполитические, ведомственные, корпоративные, профессиональные;
по характеру аудитории: развлекательные, рекламные, коммерческие; по типу
учредителя: частное лицо, редакция, коммерческая или властная структуры,
политическая партия.[3]
Посредством
перечисленных ранее печатных изданий используются некоторые и самые основные
функции Средств Массовой Коммуникации. Такими функциями являются: информативная
(сообщение сведений об окружающем мире и протекающих в нем процессах,
воспринимаемые человеком), коммуникативная (функция общения, налаживания
контакта), идеологическая (связанная со стремлением оказать глубокое влияние на
мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории на самосознание
людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов),
культурно-образовательная (участвует в пропаганде и распространении в жизни
общества высоких культурных ценностей, воспитывает людей на образах общемировой
культуры, тем самым способствует всестороннему развитию человека),
развлекательная (способная развлечь, доставить массу удовольствия) и
политическая функция СМИ (способствует формированию массового общественного
сознания и может влияет на отдельные группы населения).
Данные
функции СМИ, а именно информативная, коммуникативная, идеологическая, образовательная,
развлекательная и политическая, находят свое отражение и в конкретных жанровых
формах периодических печатных изданий. Среди множества текстов, ежедневно
производимых и распространяемых СМИ, четко выделяются отдельные
функционально-жанровые типы текстов, обладающие устойчивыми признаками на всех
уровнях: на уровне формата, на уровне содержания, на уровне языка. Наличие
вполне определенного набора устойчивых признаков характерно для информационной
аналитики, рекламы, публицистических текстов и новостей. Рассмотрим эти четыре
типа текстов массовой информации, так как именно они составляют основу периодических
печатных изданий.
Необходимо начать с
информационно-аналитических текстов, которые представляют собой как бы
расширенный вариант новостного текста, отличаясь от последнего обязательным
наличием не только сообщающей, но и комментирующей, аналитической части. При
этом определяющее значение имеет аналитический компонент, комментарий,
выражение мнения и оценки. Последовательное разграничение информации и
комментария, информации и мнения, информации и оценки – один из характерных
признаков качественной журналистики, стремящейся воплотить в жизнь часто
декларируемый, но не всегда реализуемый принцип объективности, непредвзятости в
освещении событий.[4]
На уровне языка
информационно-аналитические тексты демонстрируют весь спектр лингвистических
способов выражения оценки: от экспрессивно-оценочных слов и словосочетаний до
метафор и сравнительных оборотов.[5]
Среди
информационно-аналитических типов текста выделяют следующие виды: заметка
(простейшая форма оперативного газетного сообщения, в основе которой лежит
злободневный, оперативный, общественно значимый факт), интервью (представляющие
общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы
журналиста), беседа (когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а
спорит с собеседником, комментирует его ответы), отчет (информационное
сообщение о мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория
(конференции и собрания, спортивные соревнования и выставки и т.д.)), репортаж
(сбор, подача информационных материалов для печати, радио и телевидения) и т.д.[6]
Далее необходимо
рассмотреть тексты публицистические, которые в англоязычной журналистике
определяются словом «features».
Слово «feature» переводится на
русский язык как «статья, очерк, сенсационный или нашумевший материал».[7]
Такой материал используется английскими медиаспециалистами для обозначения
достаточно широкого диапазона текстов, функционирующих в различных СМИ и
отличающихся по тематике, структуре и протяженности. В прессе «feature
articles», или статьи
проблемного характера, связанные с текущими событиями или посвященные
устойчивым медиа темам, являются важнейшей составной частью любого издания,
будь то ежедневная газета типа «The
Times» или
тематически-ориентированный журнал типа «The
Economist». Отличие feature
материалов от прочих видов текстов массовой информации подчеркивается также тем,
что features обычно
публикуются на специально отведенных страницах в разделе, который так и
называется Features. В этом разделе
можно встретить самые разнообразные тексты: от краткой заметки, отражающей
актуальную проблематику, до развернутого очерка, посвященного конкретной
проблеме или персоне.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|