Таким образом, главный принцип новой концепции телевидения –
направленность на конкретные запросы зрителя, которая сегодня может быть
реализована за счет новых технических возможностей: появления кабельного,
спутникового, цифрового телевидения.
Одним из принципов программирования является развитие
эстетических начал. В наши дни принято говорить о формировании эстетики
программирования. «Эстетика программирования подразумевает овладение процессом
программирования как методом создания специфики вещательного дня и через его
посредство – установление необходимого контакта со зрителем. Эта особенность
вещания того или иного дня определяется целостным восприятием всей цепочки
передач»[101].
Кроме того, в процессе программирования необходимо учитывать законы
эмоционального воздействия, которые связывают объект восприятия со зрителем.
Программирование исходит из таких особенностей телевизионного вещания, как
повседневность общения, необратимый характер и легкость восприятия визуальной
информации, возможность выбора в условиях многопрограммного вещания, а также
учитывает адресную дифференциацию передач, разные уровни их восприятия.
Большое значение в программировании имеет расположение передач
во времени. Время выхода программы в эфир в течение дня является одним из
факторов, определяющих ее значимость. Наиболее интересные, важные передачи включаются,
как правило, в самое удобное для просмотра вечернее время. Имеет значение и
показ передачи в определенный день недели. Естественно, что дни, собирающие
самую большую аудиторию – это суббота и воскресенье. Телевизионные передачи
дифференцируются в зависимости от потребностей разной аудитории. Формирование
постоянной и устойчивой аудитории осуществляется путем разграничения профиля
программ вещания, создания серийных и адресных передач и фильмов, рассчитанных
на определенные слои населения.
Телевизионная программа является сложной целостной системой.
Определяющие факторы программирования заключаются во взаимодействии зрителя и
программы. «Содержание этого взаимодействия постоянно изменяется: одни принципы
прочно входят в комплекс программирования, другие – требуют нового подхода.
Любая телевизионная передача существует не изолированно, сама по себе, а в
соседстве с другими передачами дня. Она включается в общую программу,
соотносится со зрителем, с передачами, идущими одновременно по другим каналам.
Программность телевидения накладывает свой отпечаток на общий характер общения
с аудиторией, определяет границы использования выразительных средств, выдвигает
особые требования к выступающему в кадре ведущему программы. Трудно перечислить
все качества, которыми должен обладать составитель программ, – он и критик, и
постановщик, и зритель одновременно, именно он руководит контактами между
авторами, исполнителями и зрителями»[102].
Таким образом, главная задача программирования – привлечь к
телеэкранам конкретной станции максимально большую аудиторию. Для этого надо
хорошо знать, какие группы составляют аудиторию конкретного телеканала (имеется
в виду разбивка по возрастам, по профессиям, по уровню образования и
экономическому статусу). Необходимо учитывать, что у разных возрастных
категорий разные сферы интересов, образ мысли, и если телекомпания хочет
привлечь их внимание, стать частью их жизни, то она должна ориентировать свое
программное наполнение на совершенно конкретных людей. Кроме того, необходимо
знать, что нравится людям, причем в каждой конкретной аудитории.
Те телекомпании, которые проводят социологические
исследования потенциальной аудитории, ее интересов (или заказывают подобные
исследования), а затем используют их результаты для программной верстки
передач, имеют неоспоримое преимущество, так как точно знают, какого зрителя
они хотят привлечь.
Как мы уже выяснили, эффективность и популярность той или
иной программы определяют рейтинги. После 1991 года телевидение на наших глазах
превратилось в товар. Владельцы российских телекомпаний избрали в качестве
образца для подражания модель коммерческого телевидения США. Согласно схеме
коммерческого телевидения, программы являются приманкой для аудитории. Чем больше
зрителей привлечет программа – тем дороже включаемая в нее реклама и,
соответственно, выше прибыль самого телевидения. Такую программную политику
называют «рейтинговым телевидением». Процентные показатели числа зрителей
определяют судьбу программы на телеэкране. Погоня за количеством, к сожалению,
нередко убивает качество. Р.А. Борецкий приводит следующие примеры: одна минута
рекламы в «Поле чудес» стоит 30 тысяч долларов, шоумен Якубович – популярнейшая
в народе личность, куда до него Александру Исаевичу Солженицыну или Дмитрию
Сергеевичу Лихачеву! Минута включенных рекламных клипов в «Санта-Барбару» и
другие «мыльные оперы» стоит в среднем 12–15 тысяч долларов. «То, что
“рейтинговая система” оборачивается массовым снижением иммунитета к пошлости, было
известно давно. В США, к примеру, ответной реакцией на коммерческое телевидение
стало, причем по инициативе снизу, создание подлинно общественного телевидения.
Да и американские производители телекинопродукции для своей аудитории оставляют
лишь 15–17 процентов, остальные 85 процентов – исключительно на экспорт. Ни
Европа, ни Япония не приняли модель коммерческого ТВ США в чистом виде,
сохранив и государственное, и общественное телевидение как альтернативу в
ситуации широкого выбора каналов»[103].
В начале 70-х годов на телевидении СССР были перекрыты пути к
развитию двух главных, определяющих лицо телевидения программных качеств –
личностной, проблемной публицистики и социологического подхода (т. е. выявления
обратной связи – от аудитории к телевидению). Известный французский публицист и
исследователь массовых коммуникаций Луи Мерлен утверждал, что каждая страна
имеет такое телевидение, которого она заслуживает. Именно с этой точки зрения,
по мнению Р.А. Борецкого, «обращают на себя внимание очевидные контрасты между
экраном 70-х – начала 80-х годов и нашим сегодняшним. Фактически все, что
предавалось анафеме тогда, возрождается и утверждается сегодня. Думающий и
сомневающийся экранный собеседник, высказывающий личную, а не официально
санкционированную точку зрения; отсюда – различие звучащих в эфире мнений,
стремление выявить мгновенную оценку зрителей, более или менее удачные попытки
поднять проблемы раньше, чем они обсуждаются на государственном уровне, – все
это штрихи к портрету сегодняшнего ТВ, того, которое теперь приходит в наш дом
на рассвете и уходит за полночь»[104].
Программная политика федеральных телевизионных каналов напрямую
определяет сетку вещания каналов региональных, так как, во-первых, в основном
все региональные каналы повторяют «лицо» центральных партнеров, а во-вторых,
федералы заинтересованы в том, чтобы рейтинги их региональных партнеров были
как можно более высокими, и осуществляется это за счет ретрансляции тех же
телесериалов, телешоу, телевикторин и т.д.
2.2.
Специфика программирования на региональном
телевидении, методики и принципы производства
собственных телевизионных программ
Прежде чем
рассмотреть специфику программирования на региональном телевидении, необходимо
выяснить содержание понятия «телевизионная программа», так как без четкого
определения данного понятия нет смысла говорить о телевизионном
программировании как в местном, так и в общероссийском масштабе.
Термин «телевизионная программа» утвердился и широко
используется как в производственной, так и в научной сферах телевизионного
вещания. На телевидении и радио программой принято называть:
-
совокупность передач, объединенных техническим каналом (1-я программа,
2-я программа);
-
передачи, направленные на удовлетворение интересов определенной
категории зрителей (программа для детей, программа для молодежи и т. п.).
В данном параграфе, посвященном программированию на
региональном телевидении, будет использоваться понятие «телевизионной
программы» как единицы вещания, отдельного законченного произведения
журналистики, обозначенного отдельной строкой в плане вещания, в печатной
программе[105].
В этом смысле программа интересна как отдельная единица, совокупность
которых заполняет вещательную сетку местных телекомпаний.
Понятие «телевизионная программа» имеет множество
значений, так как в силу нейтральности его содержательной характеристики оно
может быть наполнено различным смыслом в зависимости от выбранного критерия.
Расширение общественных функций телевидения, в том числе и местного, привело
исследователей к необходимости применения многоаспектной классификации в
типологии телевизионных программ.
В. Писарек предложил следующие восемь критериев в
классификации телевизионных программ[106]:
1.Критерий степени активности творческой телевизионной лаборатории:
а) программы, созданные не для ТВ, роль которых ограничивается лишь
механической передачей;
б) программы, созданные исключительно для ТВ, которые также передаются
механически;
в) программы, транслированные с других станций;
г) собственные трансляции.
2.Критерий художественной журналистики:.
а) художественные программы, представляющие действительность, но
основанные на «фикции»;
б) информационно-публицистические программы, отражающие непосредственно
настоящую действительность и т. п.;
3.Тематический критерий сферы общественной жизни, не относящийся к
художественной программе.
4.Критерий формы:.
а) словесные
программы;
б) фильмовые;
в) театральные;
г) зрелищные и т. д.
5.Критерий языка.
6.Критерий учета зрителя:
а) программы для всех;
б) программы для взрослых;
в) программы для детей и т. п.
7.Критерий общественной
функции:
а) информационные программы;
б) просветительские,
развлекательные и т. д.
8.Критерий территориальных
пределов:
а) международные;
б) национальные;
в) региональные;
г) городские.
Многоаспектный
подход к анализу передач, как видно из схемы В. Писарека, предполагает
выделение множества переменных характеристик и в значительной мере способствует
расширению представлений о типах телевизионных программ. Именно на многоаспектном
подходе к анализу передач основывается программирование на телевидении всех
уровней. Подобным образом можно классифицировать содержательные структуры любых
видов СМИ. Однако специфика телевидения заключается в технических способах
доставки, пространственно-временной закрепленности телевизионного сообщения и
других условиях, характеризующих его функционирование.
Российское
телевидение показывает самые разнообразные информационные, развлекательные и
аналитические программы. Потенциальная аудитория национальных каналов и сетей
намного выше, чем у региональных каналов. Тем не менее результаты опросов в
регионах показывают, что местные программы конкурируют с программами
национальных каналов и нередко весьма эффективно[107].
Сегодня еще невозможно говорить о конкуренции в
полном смысле этого слова между центральными и региональными телекомпаниями,
так как каждая из них выполняет свои функции, и, если центральные каналы могут
с пренебрежением относиться к местному ТВ и не учитывать его существование в
информационном пространстве, то региональное телевидение всегда должно
обыгрывать специфику своего существования и соприкосновение с российскими
телеканалами наиболее выгодным для себя образом.
Специфика
программирования на региональном телевидении заключается в необходимости
уделять особое внимание соотношению программ центрального и местного
телевидения. Большое значение имеет то, программы какого канала ретранслирует
местная телестанция или в какую вещательную сеть она входит. Популярность и
рейтинг передач российского канала, вещание которого перекрывает местная
станция или в сетку вещания которого она вписывается, является одним из
немаловажных факторов, который влияет на стоимость рекламного времени на
местном телеканале и на его популярность у местных зрителей.
В Москве, где
социологические исследования проводятся еженедельно, десятку самых популярных
программ возглавляют передачи ОРТ, РТР и НТВ. Среди них нет абсолютного лидера
в каком-либо конкретном жанре. По результатам опросов в региональных центрах,
высокие рейтинги постоянно получают ОРТ, РТР и местные негосударственные каналы[108].
Это говорит о том, что зрители отдают предпочтение этим трем источникам
информации, а так как большинство региональных государственных телестанций
перекрывают программы канала РТР, это автоматически повышает их рейтинг
(например, «Дон-ТР»). По данным опросов, местные независимые станции нередко
конкурируют с национальными каналами и становятся важной частью культурной
жизни своих регионов.
Местное
негосударственное телевидение активно участвует в распространении отечественных
и зарубежных фильмов и музыкальных шоу. Оно почти не производит собственных
программ, зато сполна заполняет свой эфир приобретенными, ретранслируемыми, сетевыми
программами или некими их комбинациями (яркий пример этого – ростовские
телеканалы).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|