на российских телеканалах
Экспансия западных телевизионных программ на
российском телевидении в постсоветский период охватила все государственные,
коммерческие, центральные и региональные каналы. На сегодняшний день нет ни
одного вещателя, который не был бы подвержен влиянию этих процессов. Так,
западное телевидение завоевывает центральные российские каналы, они же, в свою
очередь, расширяют границы своего влияния за счет регионов.
«Сначала видео распространило свою “экспансию” на весь
мир. Затем такая его разновидность, как многообразные и занимательные
телеигры…»[53].
Сегодня же экспансируется все, начиная от музыкальных клипов, рекламы,
художественных фильмов, ток-шоу и телешопов и заканчивая идеями, ценностными
ориентирами, моральными и этическими кодексами, без учета менталитета,
культурных и этнических особенностей населения.
Говоря о степени изученности данной проблемы на
российском телевидении, следует отметить, что научных работ, специально
посвященных этой теме, пока не существует. Р.А.Борецкий в своей монографии
представил научный анализ причин и последствий экспансии. Этому же посвящен и
ряд его статей[54].
«Большой толковый словарь иностранных слов» дает
следующее определение понятия: «Экспансия» (лат. еxpansio):
1. Научное – расширение, распространение (границ, влияния и пр.); 2.
Политическое – стремление к захвату новых территорий, колоний, рынков сбыта и
т. п.».[55]
Другой «Словарь иностранных слов» трактует экспансию как «расширение сфер
влияния монополистических объединений и групп, империалистических государств,
осуществляемое как экономическими методами (например, вывоз капитала), так и
внеэкономическими (вооруженные захваты новых территорий, дипломатическое
давление и т. п.)»[56].
Понятие «телевизионной экспансии» – достаточно
новое, и обнаружить какое-либо его определение пока не представляется
возможным. Однако, основываясь на уже приведенных выше формулировках, можно
сказать, что телевизионная экспансия – это расширение диапазона вещания того
или иного телеканала, ретрансляция его программ другими каналами, а также
стремление к расширению сфер влияния на общественное мнение средствами
телевидения.
В словаре русского языка С.И.Ожегова читаем следующее:
«расширение, распространение чего-либо за первоначальные пределы. Экспансия
эпидемии»[57].
А может быть, именно так и следует понимать засилие американских фильмов,
рекламы, теле-шопов, музыкальных клипов, программ с ток-шоу, играми,
викторинами, сенсациями, криминалом, сделанных по западной кальке, на российских
телевизионных каналах? Тогда эта же эпидемия настигла и региональное
телевидение, где зритель практически лишен возможности видеть «свое»
телевидение с близкими ему проблемами и необходимой информацией, а наблюдает
«лужковские» да «березовские» программы.
Такая
ситуация приводит к выводу о необходимости жесткого государственного
регламентирования объема вещания федеральных (центральных) каналов в регионах
России. Кроме того, на наш взгляд, функция передачи дополнительной (по
сравнению с федеральным телевидением) информации региональным телевидением
должна быть монополизирована. Иначе региональные телекомпании будут не в
состоянии обеспечить себе жизнеспособность.
Так что же такое экспансия на постсоветском
телеэкране? Как она проявляется, в чем ее сущность, причины и последствия?
Проблемы экспансии западных программ на российском
центральном телевидении стали очевидными в период после 1991 года, что было
вызвано рядом объективных и субъективных причин. Это и изменения в
господствующей идеологии, и в экономике страны, и перестроечные процессы,
затронувшие все стороны жизни, в том числе и систему телевещания.
«Альтернативное» телевидение, возникшее после августа
1991 года в России, открыло новые политические, экономические и творческие
возможности дальнейшего развития всей системы СМИ в целом и телевидения в
частности. «Новое» телевидение стало воистину новым, отказавшись не только от
недостатков и косности старой системы, но и от ее лучших достижений и традиций.
Альтернативное телевидение начало буквально с нуля,
заново открывая и постигая законы телевизионных жанров, драматургии и
телевизионной деятельности в целом. Для подражания использовались любые
приносящие успех и экономическую выгоду образцы. Так на российский телеэкран
попали «Колесо фортуны» («Поле чудес»), «Домашний продюсер» («Сам себе
режиссер»), «Женский вопрос» («Я сама») и многие другие. Одни из сканированных
с американского экрана программ прижились и удовлетворяют коммерческие интересы
своих авторов; другие – дали более низкий рейтинг, чем их иностранные
«близнецы». Но одно можно констатировать определенно: 1991– 1993
годы стали очень плодотворными в плане экспансии зарубежных образцов на
российском телевидении, а демократические процессы явились своего рода грибным
дождем для большинства существующих сегодня на экране программ.
Причиной такой популярности западных телепрограмм, по
всей видимости, стало то, что деятелями «нового» телевидения были отброшены в
сторону многие достижения советского периода, снизился профессиональный уровень
отечественных телевизионщиков, российское телевидение как в экономическом, так
и в творческом плане было лишено возможности генерирования и реализации новых
идей. Последствиями этого явилась заполненность телеэкрана
«американизированной» продукцией и неспособность отечественных телепрограмм
конкурировать с ней.
В 1997 году в общей программной политике
вещания произошли некоторые изменения. Одна из причин этого – расширение объема
рекламной сферы. Все телеканалы, на которых размещается реклама, стремятся
максимально повысить рейтинги программ и, следовательно, избавиться от программ
низкорейтинговых. Кроме того, все они заинтересованы в том, чтобы поле
размещения рекламы было максимально широким. Эти соображения привели к
следующему:
-
все крупнейшие телеканалы постепенно переориентировались на программы,
адресованные широкой аудитории, уходя от узкоцелевых программ. Ведь рейтинг в
современном понимании – это реальный объем аудитории. Значит,
узкая целевая группа – это заведомо низкий рейтинг. Как следствие, происходит
обеднение жанрово-тематического наполнения эфира. «К середине 1997 года
возникла драматическая ситуация, когда можно было завести что-то вроде “Красной
книги” исчезающих жанров телевидения. В итоге жанровое поле сузилось, за
небольшим исключением, до триады “кинопоказ – информация – шоу”, поскольку лишь
эти три вида программ могут в принципе собрать широкую аудиторию»[58].
-
погоня за рекламой привела к исчезновению с телеэкрана тех видов
программ, внутри которых российское законодательство запрещает размещать
рекламу. Это, прежде всего, детские и религиозные программы. В результате в
1997 году доля детских программ в объеме вещания федеральных каналов занимала в
сетке вещания всего около 2%, что меньше, чем общая доля рекламы на этих
каналах[59];
-
вследствие того, что Закон РФ «О рекламе» запрещает перебивать ею
короткие передачи, возникла тенденция к увеличению хронометража программ.
Примерно к лету
1997 года вдруг обнаружилось почти полное отсутствие в сетке телевещания
передач о культуре и научно-популярных программ. Это вызвало острую критику в
адрес властных структур со стороны интеллигенции. Прислушавшись к этой критике,
Президент России Б.Н. Ельцин принял решение о создании
специализированного государственного канала «Культура», начавшего вещание 1
ноября 1997 года. Размещение рекламы на нем было запрещено Попечительским
советом этого канала по просьбе Президента. Но, к сожалению, пессимистические
прогнозы о том, что «Культура» долго не протянет без рекламы, сбылись.
Цивилизованные страны давно осознали грозящую
опасность и противопоставили ей четко регламентированное законодательство. Так,
в немецкое телерадиовещательное право «Основные направления Европейского
соглашения о телевидении без границ» были проведены с помощью государственного
договора о телерадиовещании от 31.08.1991 года. Этот государственный договор в
первую очередь поддерживает развитие европейских производств: «Для показа
многообразия в немецкоязычном пространстве и для развития европейских кино- и
телепроизводств организаторы телевещания должны сохранить основную часть
фильмов, телефильмов, сериалов, документальных передач и подобной продукции для
европейских работ в соответствии с европейским правом»[60].
Из текста договора очевидно намерение законодателя
противодействовать преобладанию программ из США, которое наблюдается на многих
коммерческих каналах Германии. Принятое в государственном договоре о
телерадиовещании регулирование обязательно для всех телерадиовещателей – как
частных, так и государственных.
Ситуация, сложившаяся сегодня на российском
телевидении, представляется прямо противоположной немецкой. Если германское
правительство делает все возможное для помощи своим производителям, то наше
руководство ничего не противопоставляет внедрению чужеродной культуры и всеобщей
американизации российского общества. Сегодня на нашем телевидении существует
множество программ, сценарии, сюжетные линии, характеры персонажей которых
заимствованы у западных «коллег».
Чемпион популярности – «Поле чудес» – версия
знаменитого в США «Колеса фортуны». «Тема» В. Листьева была построена по
модели, изобретенной Филом Донахью. К тому же, как это ни печально, мы
умудряемся ухудшить оригинал. Это относится, например, к конструкциям Марка
Гудсона «Устами младенца» и «Любовь с первой встречи». В первом случае
отечественные «соавторы» проиграли, отказавшись приглашать на роль «отгадчиков»
популярных людей, чья реакция особенно интересна публике. Во втором – в подборе
ведущих, к сожалению, неспособных почувствовать грань между пошлостью и пикантностью.
Таким образом, вступление российского телевидения в
мировое телепространство не спасает его от провинциальности.
Какое же оно, наше российское телевидение? Как
оценивают зрители поток информации, который выплескивается на них изо дня в
день? Отвечает ли оно их представлениям о происходящем, их интеллектуальным
потребностям, интересам и ожиданиям? «Характерно, что, выясняя отношение
населения разных возрастных и менталитетных групп к телепередачам, фонд
“Общественное мнение” представил в списке только те программы, которые давно
оккупировали телевизионный эфир, во всяком случае, его центральные каналы»[61].
Это телеигры в «буквы» и «слова», викторины сомнительного развлекательного
свойства, передачи, над юмором которых смеется лишь присутствующая в кадре массовка,
боевики, детективы, триллеры, телесериалы, программы, изобилующие ужасами,
катастрофами и трагическими происшествиями.
В период с 1991 по 1993 год стала актуальной проблема
появления в огромном количестве иностранных (в частности, американских) жанров
на российских телеканалах. Один из таких жанров и, пожалуй, самый популярный на
телеэкране – жанр ток-шоу. По популярности с ним могут
сравниться лишь игры и состязания, транслируемые всеми действующими
телеканалами и ставшие неотъемлемой частью индустрии телеразвлечений.
Практически всегда это – телевикторины
с фортуной и на интерес. Популярность викторин основана на соучастии зрителей,
отвечающих у телеэкрана на те же вопросы, что и игроки, а также на сохранении у
них иллюзии о возможности также попасть на экран.
Один из многих жанров, появившихся в годы перестройки
и существующих как «калька» западных телепрограмм, – ток-шоу.
«Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий – приглашенные
собеседники (эксперты) – зритель в студии... Ток-шоу соединяет
приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу,
какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является
персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью»[62].
Схема жанра довольно проста и беспроигрышна – герои, зрители,
ведущий, вопросы и ответы. Но многие специалисты этого жанра считают, например,
что «залог успеха ток-шоу – юмор. Герой должен уметь смеяться
над собой...»[63].
В конце августа 1998 года в Москве проходил первый
межгосударственный телефорум стран СНГ. В номинации «ведущий ток-шоу» премию
было решено не присуждать никому. Ибо, по мнению отборочной комиссии, ни одна
из представленных передач не соответствовала жанру ток-шоу. Этот термин
заимствован нами у западных коллег и означает «разговорное представление»,
«разговорное зрелище» или «разговорный спектакль». Отсюда и первые признаки
жанра: легкость разговора, артистизм ведущего и обязательное присутствие
аудитории.
Возьмем, к примеру, популярную в США программу «Шоу
Опры». Опра Уинфри, обаятельная негритянка, очень живая, заразительно
смеющаяся, считается самой высокооплачиваемой журналисткой Америки. «Ее ток-шоу
– это именно журналистика, мастерски подготовленное общение с
популярным человеком, сопровождаемое показом на большом экране фотографий и
другого материала»[64].
Развлекательный элемент как раз и делает ток-шоу столь популярным жанром на
коммерческом телевидении. «Русское же ток-шоу чаще всего – штука необыкновенно
серьезная, хотя и плохо подготовленная»[65].
Грустные глаза В.Познера («Мы», ОРТ) мало располагают к веселью, хотя остальные
признаки ток-шоу налицо: гость, аудитория в студии, эксперты. Безусловно,
отвечают (или отвечали) основным критериям жанра программы «Тема», «Большая
стирка» (ОРТ), «Акулы пера» (ТВ-6), «Сделай шаг», «Я сама», «Мужской клуб»
(ТВ-6), «Моя семья» (РТР), «Про это», «Принцип домино» (НТВ). Несомненно,
главный признак популярности ток-шоу – это его рейтинг (от
рейтинга зависит и финансовое благополучие программы). По данным национального
института социально-психологических исследований (октябрь 1998 года) лидер
рейтинга среди многих ток-шоу – «Моя семья» В. Комиссарова
(РТР).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|