Кроме того, на
местных телеканалах осуществлялись попытки создания различных вариантов
ток-шоу по образцу выходящих в эфире центральных каналов, которые так и не
стали популярными в силу специфики местного вещания. Сегодня на канале «Дон-ТР»
выходит авторская программа В. Ткаченко «Закулисье», цель, задачи и замысел
которой повторяют известную программу Оксаны Пушкиной «Женские истории» (ОРТ)
(а затем – «Женский взгляд» на НТВ) и программу «Кумиры» на ОРТ. В программе
«Закулисье» ведущий интервьюирует звезд эстрады, кино и театра, приезжающих на
гастроли в г. Ростов-на-Дону. Структура программы, вопросы, оформление студии,
даже звуковое сопровождение очень напоминают столь популярный проект О.
Пушкиной. По этому образцу построена и программа «Женский клуб» на канале
«Эксповим». Героинями программы становятся известные ростовчанки – врачи,
учителя, научные работники, бизнес-леди. Правда, единственное отличие
регионального проекта от московского в том, что «Женский клуб» более чем
наполовину состоит из рекламных материалов.
Еще одно
нововведение на российских телеканалах не осталось незамеченным региональными
телевизионщиками – это многочисленные лотереи такие, как «Русское Лото»,
«Бинго-Шоу». На канале «Дон-ТР» около полугода назад появилась телевизионная
лотерея «Призы Дона», уже, однако, снискавшая печальную славу из-за связанных с
ней скандалов и судебных дел.
Телекомпания «Дон-ТР» производит программы для детей и молодежи:
«МАРТ», «Труба», «Пломбир» (цикл еженедельных передач для детей и юношества),
чего не делает больше ни одна другая ростовская телекомпания. Но почти все они
в структурном, тематическом и содержательном аспектах являются аналогами
программ центрального телевидения. Так, например, программа «Труба» – точная
«копия» программы «До 16 и старше», выходящей на центральном телеканале уже не
один десяток лет. Повторяется не только структура передачи – сменяющие друг
друга сюжеты, несколько ведущих постоянных рубрик – но и тематика, дизайн
программы, оформление студии и пр. Программа «Угадай мультяшку» даже в своем
названии копирует известную телевикторину, выходившую на телеканале ОРТ
несколько лет назад. Только в проекте центрального телевидения, в свою очередь
«сканированного» с образца, предложенного западными продюсерами, взрослые
игроки «угадывали» мелодии известных эстрадных песен, а в местном варианте
детишки угадывают названия мультфильмов по их отрывкам. На «Дон-ТР» с 1991 по
1999 год предпринимались попытки создания телепрограмм по подобию ток-шоу и
викторины центральных телеканалов. Например, «У костра», «Угадай мультяшку» и
другие. Но в силу недостаточного профессионализма из попыток сделать ток-шоу
получалось традиционное проблемное интервью.
ГТРК «Дон-ТР» объявила о ток-шоу «У костра». В
назначенный день и час на Театральную площадь, где был зажжен костер, пришли
все желающие принять в нем участие. Ведущая Евгения Апарина задавала интересные
вопросы. Ей из толпы отвечали, и довольно толково. Но это действие никак нельзя
было назвать «представлением», которое имеет зачин, развитие, кульминацию и
развязку.
Долгое
время телекомпания «Дон-ТР» выпускала в эфир программу «С той ноги!», которая
была аналогом программ центральных телеканалов: «Доброе утро» (ОРТ), «Доброе
утро, Россия!» (РТР), «Утро на НТВ» (НТВ), «Утро на ТВС» (ТВС). Программы,
выходящие в утренние часы, ориентированные на взрослую аудиторию и строящиеся
по принципу журнала, в котором один за другим сменяются новостные репортажи с
короткими очерками, появились на отечественном телеэкране в конце 80-х годов и
сразу же заняли свою нишу в эфире. На Западе этот жанр чрезвычайно популярен,
так как позволяет привлечь зрителей к экрану в тот час, в который ни у кого нет
времени сидеть перед телевизором. Программы такого типа можно смотреть «как бы
походя», в буквальном смысле слова - «между делом». Программа «С той ноги!»
была попыткой организовать вещание в утренние часы, хотя сейчас этот проект
исчез из телевизионной сетки вещания, а его место занял новый, но с такой же
структурой и содержанием – «Ранняя пташка».
Еще одна программа телеканала «Дон-ТР» построена по
уже давно используемой и популярной модели «кулинарных программ». Таких
программ достаточно много на центральных телеканалах: «Кулинарный поединок»
(НТВ), «Властелин вкуса» (ОРТ), «Вкусные истории» (НТВ). Но ростовская «Донская
кухня» построена по образцу программы «Смак» на телеканале ОРТ, в которой
ведущий приглашает известных людей – политиков, актеров, музыкантов – в студию,
где они готовят разные блюда. Съемочной площадкой служит кухня в квартире
ведущего; в процессе программы он рекламирует товары, которые используются во
время приготовления блюд – газовую плиту, посуду, бытовую технику, продукты
питания, и т.п. То, что действие происходит не в телестудии, а на реальной
кухне, придает программе некий шарм, домашняя обстановка создает впечатление
уюта, и все эти факторы отличают «Смак» от других аналогичных программ
центральных телеканалов.
В программе «Донская кухня» ведущий использует
собственную кухню, он также постоянно рекламирует продукцию местных
производителей. Единственное отличие этого проекта от программы «Смак» в том,
что на «Донскую кухню» не приглашаются гости – ведущий готовит сам. Не только
жанр, тема, декорации, но и образ ведущего повторяется: ведущий «Смака» –
популярный музыкант, а ведущий «Донской кухни» – также достаточно известный в
Ростовской области артист, бывший участник народного казачьего хора.
Программа «Синемания» (РТР) посвящена кино и построена
по следующему принципу: анонс репертуара кинотеатров Москвы, обзор новых
фильмов, новости кинобизнеса, телевикторина для зрителей. В программе «Пойдем в
кино!» («Дон-ТР»), которая является аналогом «Синемании», рассказывается о
киноновинках, выходящих на экраны города Ростова-на-Дону, о новых фильмах,
которые снимают известные режиссеры, об известных актерах и т. д. В каждой
программе проводится викторина, победитель которой получает в качестве приза
билеты на киносеанс или видеокассеты с записями фильмов.
На центральных телеканалах популярны программы о
здоровье. Первая из них – «Здоровье» – появилась на советском телевидении в
70-х годах и продолжает регулярно выходить на телеканале ОРТ. Кроме того,
аналогичные программы выходят на телевизионных каналах РТР («Здоровье»), НТВ
(«Без рецепта»), ТВС («Здоровый интерес»). Все они построены по следующей
модели: ведущий – человек с медицинским образованием – рассказывает о новых
лекарственных препаратах, медицинских технологиях, дает советы телезрителям о
том, например, как в зимнее время уберечься от простуды, какие профилактические
меры следует предпринимать во избежание того или иного заболевания, и пр.
Выходящая на региональном канале «Дон-ТР» программа «Теледоктор» и проекты
центральных телеканалов по медицине похожи, как две капли воды, по тематике,
структуре, имиджу ведущих и т.д. Различие состоит лишь в том, что ведущий
«Теледоктора» еще и рекламирует лекарственные препараты и аптеки, в которых их
можно купить. Как и в аналогичных программах центрального телевидения, ведущий
отвечает на вопросы телезрителей, присланные в адрес редакции, или просит
прокомментировать их специалиста в той или иной области медицины.
Программа «Слово пастыря» (ОРТ) – единственная на
центральном телевидении религиозная программа. Ведущий – служитель культа –
рассказывает приверженцам православной веры о традициях, обрядах, праздниках
православия, об истории религии, читает главы из религиозной литературы. На
телеканале «Дон-ТР» с недавнего времени стала выходить программа «Жизнь в
слове», построенная по этому образцу. Ее ведущий – священник Ростовской
епархии, который отвечает на вопросы прихожан в эфире. Интерьер, декорации,
тематика, замысел, цель и задачи обеих программ полностью идентичны.
Аналитическая
программа «Завтрак с Соловьевым» выходит в утренние часы на телеканале ТВС,
чем, собственно, и обусловлено ее название. Ведущий В. Соловьев приглашает в
студию гостя – известного политика, бизнесмена, актера, журналиста – и
обсуждает с ним одну из тем дня как бы «за завтраком». Ведущий и его гости
анализируют события, явления, актуальные и важные для общества; делают выводы и
дают прогнозы их развития. Эта модель утренней аналитической программы выбрана
довольно удачно, так как позволяет телезрителю, во-первых, получить
компетентный комментарий того или иного события дня, а во-вторых, в такой программе
за счет атмосферы завтрака достигается эффект присутствия, сопричастности. А на
ростовском телеэкране уже завоевывает популярность программа «Деловой завтрак»
(35-й канал «Теле-Х»), отличие которой от программы телеканала ТВС состоит в
том, что в ней обсуждаются вопросы, актуальные для региона, области, города.
Гости этой программы – политики, депутаты Городской Думы, работники аппаратов
губернатора и мэра, бизнесмены и т. д. Подобно «Завтраку с Соловьевым», она уже
заняла прочное место в программной политике местных телеканалов. Программа
«Камертон» («Дон-ТР») похожа на авторскую программу С. Белзы (ОРТ), посвященную
классической музыке.
В
своем большинстве телепрограммы регионального телевидения, имеющие аналоги на
федеральных каналах, не могут составить им конкуренцию и, к сожалению, не
обладают большой популярностью у зрителя в силу ряда причин, среди которых
недостаточный профессионализм авторов и ведущих, недостаточная техническая
оснащенность телеканалов.
Тем не менее на
региональном телевидении время от времени появляются очень удачные проекты,
имеющие собственное лицо и популярные у телезрителя. Например, телекомпания
«Южный регион» не производит такое количество программ, как государственная
компания, но делает ставку на информационно-аналитические программы.
Еженедельно на седьмом телеканале выходит информационно-аналитическая программа
«Точка зрения». В ней дается независимый анализ важнейших политических и
экономических событий в регионе. Передача выходит каждое воскресенье, тем самым
как бы подводя итоги главным событиям недели и анализируя их. Она делается на
достаточно высоком уровне, что свидетельствует о возросшем профессиональном
мастерстве журналистов.
Направление
программы «Точка зрения» было выбрано очень верно, так как на местном
телевидении больше нет ни одной телепрограммы, рассказывающей о событиях
недели, их развитии, дающих анализ этих событий и их прогноз. Для создания
программ часто используется и прямой эфир. Так, еженедельно выходит передача
«Тема для разговора», которая существует в форме диалога с гостями в студии.
При подготовке этой программы телеканал опирается на социологические
исследования, медиа-исследования, мониторинги и прочее, что помогает создателям
и ведущим программы как можно более полно информировать местного зрителя и
обеспечить его информационные потребности. Телепрограмма «Ритм дороги» отражает
специфику возникновения телекомпании. Она была создана на базе
Северо-Кавказской железной дороги и стала первой «собственной» программой ТРК
«Южный регион».
Популярностью у зрителей пользуется и передача
«Музыкальная шкатулка», которая приносит телекомпании кроме зрительского
внимания и стабильный доход (в ней за определенную плату передаются музыкальные
поздравления с праздниками). Популярность этой программы обусловлена спецификой
регионального телевидения, его близостью к местной аудитории.
Новостные же
программы федеральных телеканалов не способны удовлетворить информационные
потребности населения регионов. Основная тематика информационных выпусков в
большинстве своем посвящена событиям, происходящим за рубежом и в столице. А
местному зрителю часто интереснее узнать, например, о законопроектах, принятых
Городской Думой, нежели о новом пленарном заседании депутатов в Государственной
Думе в Москве, так как все, что происходит в регионе, области, городе, селе,
напрямую касается местного зрителя. События, происходящие рядом, в
непосредственной близости от потребителя информации, как правило, всегда более
важны и интересны.
Формирование
сетки вещания – очень важный процесс, от которого зависит величина
телевизионной аудитории. Чтобы она была максимальной, программы должны занимать
соответствующие места в вещательной сетке. Это могут быть собственные
программы, т. е. те, которые создаются станцией за ее счет, и приобретенные
программы. В каждом конкретном случае телекомпания должна решить, что
эффективнее: произвести программу, способную дать высокий рейтинг, самому или
купить ее у другого производителя. Большинство телекомпаний производят только
новостные программы, отдельные из них пытаются производить тематические,
аналитические, развлекательные, но при этом делают ставку на информационные
программы. Сама жизнь доказала, что это – самый экономически эффективный путь
для привлечения обширной аудитории, поскольку здесь «работает общая
закономерность, а именно высокий интерес аудитории к местной событийной
информации»[135].
Однако, если станция хочет поставить в программную сетку развлекательные
программы, то экономически невыгодно, во всяком случае, для местной
телестанции, производить их самостоятельно. Сегодня в регионах пока еще плохо
развит рынок программ, отсутствуют программопроизводящие телестудии, поэтому
телеканалы вынуждены покупать программы у московских и санкт-петербургских
фирм. При этом необходимо знать, какая аудитория и в какое время доступна,
какая группа зрителей наиболее привлекательна и как учитывать эти
обстоятельства при составлении сетки вещания.
Информирование
аудитории – специфическая функция регионального телевидения. Но это не
означает, что единственная задача местных станций – создание собственных
информационных выпусков. Ведь если телекомпания и создает подобные программы,
но неумело размещает их в сетке вещания, то они не принесут ей ни зрительского
внимания, ни дополнительной прибыли.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|