на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Методика проведения занятий по художественной гимнастике

Методика проведения занятий по художественной гимнастике

План

Введение

1. История развития и современное состояние художественной гимнастики

2. Содержание и средства художественной гимнастики

3. Цели и задачи в подготовке учащихся

3.1 Содержание работы по этапам подготовки

3.2 Возрастные особенности обучения

4. Методика проведения учебно-тренировочных занятий по хореографии

4.1 Характеристика средств, применяемых на уроках хореографии

4.2 Этапы хореографической подготовки в гимнастике

4.3 Физическая подготовка в хореографии

4.4 Классификация уроков хореографии

4.5 Структура, принципы построения урока хореографии

4.6 Подготовка и проведение урока хореографии

4.7 Мастерство хореографа

5. Примерные уроки на этапе начальной подготовки

5.1 Примерные уроки на начальной, специализированной подготовке (9 - 12 лет)

5.2 Урок на основе народно - сценических танцев

5.3 Примерные этюды

6. Музыкально-ритмическое воспитание

6.1 Значение музыки в художественной гимнастике

6.2 Примерные игры, развивающие музыкальность

7. Психологическая подготовка гимнасток

Заключение

Литература

Введение

Чемпионат России по художественной гимнастике. Звучит музыка… Чуть тревожная и в то же время легкая, ритмичная. Это - посадобль, народная испанская мелодия. В центре зала - девушка. Стройная, изящная. Оригинальный спортивный костюм отлично подчеркивает линии стана. В руках - лента. Красная, сверкающая и как живая. Она то нежно обвивается вокруг тела девушки, то быстрой спиралью взмывается ввысь, то необычайной змейкой убегает из рук. Девушка вдохновенно «рисует» в воздухе красные молнии, подчиняя их ритму музыки, отмечая каждый её нюанс. И вот происходит странное. Мы уже видим не девушку - гимнастку, а … тореадора, и не того, кто вышел на смертный бой с быком, а романтичного, смелого, задумавшего игру с животным. Вот девушка - тореадор взмахивает лентой чуть в сторону, а мы видим мулету. Красную, сверкающую, на которую воображаемый бык бросается сломя голову! Но … тореадор делает изящный шаг в сторону, затем другой, и бык проскакивает мимо, лишь едва, задев мулету. Зрители разражаются аплодисментами. Их покоряет ловкость. Однако борьба на арене продолжается. Повороты и прыжки становятся более частыми, напряженными. Игра принимает драматический характер, и вот заключительное движение: тореадор решительным жестом пресекает атаку быка. Музыка смолкает, но зрители всё ещё переживают перипетии этой игры…

Долго и настойчиво они аплодируют, будто вызывают гимнастку ещё раз, хотя отлично знают: Законы состязаний строги, и эту гимнастку они смогут увидеть в роле тореадора лишь на показательных выступлениях. А в это время на площадке уже другая девушка. Снова льётся мелодия. Мягкая, лиричная. В полном соответствии с музыкой движется гимнастка - «художница», но в её руках уже не лента, а необычайно яркий и послушный мяч. Как бы она ни повернулась, какое бы движение ни сделала - он всегда с ней: то катится по стану гимнастки, то скользит по её рукам, голове, груди. А вот подброшенный, летит высоко вверх. Однако пока он возвращается, девушка успевает проделать несколько акробатических движений и ловко его ловит. И снова начинается игра, напоминающая жонглирование. Вот, «художница» выполняет кувырок, другой, а мяч и тут с ней. Он снова скользит по её рукам, пробегает по стану, ногам, голове и всё это - в единстве с музыкой. Затем выходит девушка со скакалкой, её заменяет девушка с обручем. И каждый раз мы видим оригинальные упражнения. Каждый раз слышим знакомую музыку, но почему-то сейчас звучащую по - новому. Музыка как бы становится осязаемой. И думается: если давно признано, что балет способен выразить музыкальное произведение своими средствами, если получила право на жизнь цветомузыка, то почему бы и не признать эту, необычную «видеомузыку»? Да, музыку, которая становится такой благодаря искусству движений. Можем мы сказать, что заставляло нас так бурно аплодировать? Так волноваться за каждую гимнастку, даже и сопереживать с ней? Едва ли… Пожалуй и следует разобраться в этом, обратясь к истории художественной гимнастики, коснувшись её всех аспектов.

1. История развития и современное состояние художественной гимнастики

Физическая культура начала складироваться на определенном уровне экономического и общественного развития, в эпоху верхнего палеолита, т.е. около пятидесяти тысяч лет назад. Пещерные и пасхальные изображения этой эпохи свидетельствуют о тесной связи физических упражнений с трудом. На этих рисунках мы видим, как охотники бегают, прыгают, танцуют. В первобытном обществе дети и взрослые принимали участие играх с мячом и палками. Победа в состязании приносила Славу племени, а победители награждались призами. Широкое развитие физическая культура получила в период развития древнегреческих государств. Это было две с половиной тысячи лет назад.

Во всех городах Греции строились спортивные площадки, гимнастические залы и др. сооружения. Больше всех выделились Афины и Спарта. Своё физическое совершенство греки демонстрировали на Олимпийских играх. Победители игр становились национальными героями. Их награждали венками из оливковых веток и ценными подарками. Скульпторы высекали из мрамора фигуры спортсменов. Так греки выражали своё преклонение перед физически совершенными людьми. Шли века. Развивалось и совершенствовалось человеческое общество. На протяжении тысячелетий истории человечества люди стремились совершенствовать и развивать такие физические качества как сила, быстрота, гибкость, выносливость. Может возникнуть вполне естественный вопрос: насколько необходимы в наше время, в век научно - технической революции, занятия физическими упражнениями? Всё меньше становится профессий, где применяется физический труд. И не удивительно, что спортивные организации вступили в бой с новыми врагами человечества - с малоподвижностью, с нервными перегрузками. Спорт помогает преодолеть все трудности физического развития, выработать характер, стать организованным человеком, больше успевать.

История зарождения и развития художественной гимнастики ещё не написана. В начале XIX века во многих странах Европы возникают национальные системы гимнастики, организуются спортивные клубы общества. В большинстве стран физическое воспитание вводится в общеобразовательные школы наравне с другими предметами. Гимнастика пользуется особой популярностью. В спортивные общества впервые привлекаются женщины. Желая пробудить в них интерес к занятиям, преподаватели вводят уроки музыки и элементы танцев. Так, в Шведской системе гимнастики особо выделяется гимнастика для женщин и детей. В ней большое внимание обращается на красоту выполняемых движений. Во Франции в женской гимнастике применяют упражнения с булавами, венками, палками, используют упражнения классического балета и несложные танцы. В Бельгии в школьную гимнастику включают элементы народных танцев. (В этот период и возникли первые попытки использовать музыку, элементы танца и упражнения с предметами в гимнастике для женщин.

В это же время особое влияние на создание будущей художественной гимнастики имели люди, работавшие над пластикой, то есть выразительностью движений человеческого тела. Они разработали множество упражнений, которые в дальнейшем уже в усовершенствованном виде стали широко применяться в художественной гимнастике. Особенно ярко было творчество трёх художников - артистов, создавших каждый свою систему гимнастики в различных областях искусства движения. Это было в 20-е годы XIX века. По захолустным кварталам Парижа бродил одиннадцатилетний мальчик. Родители и братья умерли от голода. От той же участи маленького бродягу спас тряпичник, который взял его к себе в помощники. В тяжелой жизни, полной тоски и горя, мальчика радовала только музыка. Он заслушивался пением уличных певцов, игрой шарманщиков и оркестров бродящих музыкантов. Он узнал названия нот, а потом выдумал способ записи различных мелодий. Как-то раз мальчик записывал на песке веселые вальсы оркестра, игравшего в парке. За этим занятием его застал профессор музыки Бомбини и попросил воспроизвести их пением. Услышав необыкновенно красивый голос и убедившись в музыкальной одаренности мальчика, Бомбини взял его к себе. И всё перевернулось. Начались счастливые годы занятий музыкой и пением. Мальчика звали Франсуа Дельсарт. Это имя в недалеком будущем станет известным всему театральному миру. Профессор Бомбини подготовил Франсуа к поступлению в Парижскую консерваторию. Очаровательный тембр голоса, выразительность пения, небывалая свобода и легкость движений выделяли его среди других учеников. Его походка, осанка и жесты отличались изящностью и элегантностью. Окончив консерваторию, Франсуа Дельсарт становится артистом Парижской оперы. Одновременно он увлекается разработкой различных упражнений, помогающих певцам свободно и естественно двигаться по сцене. И вдруг приходит несчастье. В расцвете артистических сил он теряет голос. Но Дельсарт был человеком энергичным, волевым и деятельным. Он не ушел из искусства, а стал актером - педагогом. Постепенно им было создано множество упражнений, получивших название «выразительной гимнастики». Новые приемы работы над свободой и раскрепощенностью тела, способного передать естественными движениями различные настроения, переживания и мысли человека, привлекли внимание многих артистов. Его учениками становятся актеры и танцовщики. В последствии ученики Дельсарта стали распространять его систему в других странах. Каждый из них развивал её по - своему, беря наиболее полезные и интересные упражнения. Большинство продолжателей соединяли «выразительную гимнастику» Дельсарта с упражнениями, разносторонне развивающими организмом человека. У Дельсарта источником выразительности жеста был смысл слова, фразы, события, которые происходят в каком - либо драматическом действии. В художественной гимнастике работа над выразительностью движений идёт от содержания и характера музыки.

Создатель ритмической гимнастики Жан Жак Далькроз родился в 1865 году в Вене. С детских лет занимаясь музыкой, он проявил к ней необыкновенную любовь. Абсолютный слух, талант и увлеченность мальчика привели родителей к решению дать ему профессиональное музыкальное образование. Далькроз пошёл без колебаний по этому пути. После окончания Женевской, а затем Парижской консерватории деятельность Далькроза была очень разнообразна. Далькроз стремился, прежде всего, раскрыть ученикам содержание и красоту музыкальных произведений. Живой, остроумный, энергичный, он умел превратить обычные музыкальные упражнения в интересные, увлекательные занятия. Его педагогическая деятельность вскоре завоевала широкую известность, и в 1892 году Далькроза приглашают преподавателем в Женевскую консерваторию. В процессе обучения Далькроз заметил, что хлопки, притопывания и другие движения помогают ученикам точнее и быстрее овладеть счетом и темпом разучиваемой пьесы. Тогда он стал всё чаще применять всевозможные движения, то есть соединять слуховые и мышечные восприятия музыки. Занимающимся предлагалось передать различными телодвижениями характер музыки, постепенное нарастание или спад силы её звучания, акценты и другие музыкальные краски. Главную музыку передавали мягкими слитными движениями рук. Отрывистую музыку - легкими, отрывистыми прыжками, постепенное нарастание силы звука - постепенно ускоряющимся бегом и так далее. Для умения чётко держать размер и темп музыкального произведения учились тактировке, то есть движениям рук, принятым для обозначения различных размеров музыки. Сложность упражнений всё возрастала и требовала большой сосредоточенности и сообразительности. Чтобы упражнения выполнялись легко и красиво, понадобилась гимнастика, разносторонне развивающая тело, в том числе упражнения развивающие гибкость, подвижность суставов и прыгучесть. Так постепенно создавалась ритмическая гимнастика и современная хореография. В 1911 году Жан Жак Далькроз открывает в Германии Институт Ритма, продолжая развивать свою систему, которая становится известной и в Европе, и в Америке. К нему стекаются ученики со всех концов мира. В институте Далькроз вводит специальный предмет, воспитывающий красоту и выразительность движений. Он называется «одушевленная пластика». Соединение музыкальности и выразительности движений ярко проявилось в массовых постановках, которые создавались на музыку Бетховена, Баха и других известных композиторов. Эти постановки вызвали восторг зрителей. В них Далькроз стремился передать движениями не только форму музыкально произведения, но и его эмоциональное содержание.

Ритмическая гимнастика постепенно становится популярной и среди детей, и среди взрослых. Ею начинают заниматься в общеобразовательных школах, театральных и музыкальных училищах. Упражнения Далькроза, развивающие слух, музыкальную память и чувство ритма, используется в художественной гимнастике с момента её зарождения. Обращаясь к истории возникновения художественной гимнастики, нельзя не рассказать знаменитой танцовщице Айседоре Дункан. Ирландка по происхождению, она родилась и выросла в Америке, в городе Сан - Франциско. Жизнь этой необыкновенной женщины (1878 - 1928гг.) протекала в постоянном искании новых форм движения в искусстве танца. Детство Айседоры было нелегким. Отец рано ушел из семьи, и матери одной приходилось растить четверых детей. Однажды мать застала Айседору в кругу сидящих на полу детей. Айседора учила их плавно размахивать руками. Шестилетняя девочка объяснила матери, что это её «школа танцев». Мать села за пианино и стала играть. Кто мог предложить, что это забавное событие далекого детства станет первым шагом к будущей профессии Айседоры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.