на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Методика проведения занятий по художественной гимнастике
p align="left">Народно - сценический танец

Народные танцы складывались на основе национальных особенностей быта, труда, религиозных соображений и семейных праздников. Лексика народно - сценического (характерного) танца в значительной мере обогатилась элементами классического, что привело к техническому усложнению первого.

В системе хореографической подготовки в гимнастике используются народные танцы, которые помогают раскрыть индивидуальность спортсменки, развить свободу движений, непосредственность, легкость. Это в первую очередь танцы: русские, украинские, белорусские, молдавские, польские, венгерские и др. Следует учитывать, что в художественной гимнастике композиции часто составляются под испанские и латиноамериканские мелодии. Поэтому в занятия необходимо включать элементы танцев мира: испанские, венгерские, итальянские. (Не рекомендуется при этом изучать движения, требующей специальной обуви, дроби, перестукивания).

Тренер - хореограф должен хорошо разбираться в особенностях народных танцев, не допускать смещения стилей, которые приводят к утрате национального колорита.

В народно - сценическом танце применяются те же позиции ног, что и в классическом, с добавлением прямых и свободных позиций. Помимо классических позиций рук (I,II,III), в народно - сценическом танце применяют главным образом следующие позиции: IV, V, VI, VII.

При выполнении большинства упражнений на опоре, одна рука лежит на опоре, другая находится в IV позиции. Движения народно - сценического танца сначала выполняются у опоры, затем на середине в виде отдельных элементов и соединений и, наконец, этюдов. В этюдах основное внимание уделяется выразительности исполнения, умению правильно передать национальный характер танца.

Одна из форм хореографии - бальный танец, включающий как современные, так и историко-бытовые танцы прошлых веков. Бальные танцы представляют собой художественно - ценную переработку народного танцевального материала.

В гимнастике бальные танцы применяются для развития танцевальности гимнасток, воспитания культуры движений. Это танцы XIX века - вальс, полька, мазурка, полонез, а также ХХ века - танго, фокстрот, самба, ча-ча-ча и др.

В бальных танцах используются главным образом свободные (полувыворотные) позиции, а также прямые (невыворотные). Реже встречаются закрытые (завернутые) позиции.

Движения свободной пластики

Ходьба, бег. Применение ходьбы и бега в занятиях способствует развитию силы мышц ног, воспитанию правильной осанки, повышает плотность урока. Наиболее часто применяются следующие виды ходьбы: ходьба на полупальцах, на пятках, в полуприседе, в приседе, острым шагом, пружинным шагом, выпадами. В отличие от ходьбы бег имеет безопорную фазу и выполняется интенсивнее шага. Многие разновидности бега являются аналогами ходьбы и сохраняют соответствующее терминологическое определение. Например, острый бег, пружинный, высокий. Среди разновидностей бега часто применяется бег на носках в различных направлениях, с поворотами, со сменой ног впереди, сгибая ноги назад и др.

Движения рук и ног при выполнении ходьбы и бега могут быть различными. Характер шага или бега следует подчинять характеру музыки. Движения с расслаблением применяются для устранения излишней координационной и тонической напряженности, воспитания свободных, незакрепощенных движений, а также для снятия нервного напряжения и стимуляции процессов восстановления. В зависимости от групп мышц, охваченных расслаблением, различают: общее расслабление (расслабление всего тела или более двух трети его) и местное (расслаблены отдельные группы мышц). Обучение движениям на расслабление проходит в несколько этапов. На первом этапе овладевают расслаблением после напряжения требуемых мышц до отказа. На втором - расслаблением отдельных частей тела, «падением, потряхиванием», «размахиванием». На третьем - умением расслаблять отдельные группы мышц.

Волны и взмахи. Волны делятся на: работу руками, туловищем и на целостные бывают: обратными, боковыми, вперед. Наибольшая трудность возникает при выполнении целостных волн: прямых, обратных, боковых. В исполнении целостных волн принимают участия все звенья тела. При этом движения туловища, рук, кистей подчиняются «волновой» координации, т.е. последовательному сгибанию и разгибанию в суставах. Для прямой целостной волны характерна «закрытая» вначале волны голова и округлая спина. Движение выполняется последовательным разгибанием коленного сустава вперед, после чего в движение включается таз, поясница, грудной отдел туловища, плечи, наконец, голова. Обратная волна начинается движением верхних звеньев тела: наклон назад, затем включаются нижние отделы кинематической цепи; после чего прогнутое положение туловища сменяется закрытым (округлым). Для боковой волны характерны пружинные движения ногами, небольшой наклон туловища в сторону и круговое движение тазом во фронтальной плоскости. Боковая волна может выполняться в стойке на двух ногах, в стойке на одной с передачей тяжести тела с одной на другую ногу. Более сложными движениями являются взмахи. Взмах включает в себя две основные фазы действий. Первая фаза - ускоренное движение свободных звеньев; вторая фаза - движение маховых звеньев по инерции. Взмах могут выполняться руками, туловищем, всем телом (целостный взмах) вперёд, в сторону.

Общеразвивающие упражнения

Общеразвивающие упражнения, применяемые в уроках, имеют некоторые особенности. Так, махи руками выполняются мягко, плавно, наклоны сочетаются с отстающими движениями туловища, головы и рук; резкие махи ногами часто выполняется пружинным движением. Многие упражнения могут иметь как динамический, так и статистический характер и выполняются в различных положениях: на животе, на спине, в седах акробатические элементы.

В художественной гимнастике элементы акробатики (медленные перевороты вперед, назад, боком и др.) включены в программу младших разрядов, а также применяются на уроках высшего спортивного мастерства на разминках. Кроме того, в композициях «художниц» часто встречаются полуакробатические элементы в сочетании в равновесиями, волнами, прыжками. Таким образом, хореограф, работающий с гимнастами, должен быть компетентен в технике акробатических элементов.

Ритмика. Умение согласовывать свои действия с музыкальным ритмом определяет музыкальность. Это умение приходит в процессе освоения хореографических упражнений, однако с целью более успешного, осознанного освоения музыкальных ритмов в занятиях хореографией применяются специальные упражнения, музыкальные игры. Каждое музыкальное произведение имеет свой ритм, средствами измерения и создания которого являются метр и темп.

Метр - строение музыкального такта.

Темп - Степень скорости исполнения.

Ритмические упражнения - воспитывают чувства ритма, ощущение сильных и слабых долей такта, умение ритмично исполнять движения.

Можно выделить несколько групп ритмических упражнений, применяемых в гимнастике:

ь дирижирование;

ь хлопки на каждую четверть, на первую четверть такта, на каждую долю такта, с паузой и т.п.;

ь разновидности шагов и бега различном темпе;

ь разновидности шагов и бега с хлопками в различном ритме и темпе;

ь музыкальные игры. Вначале занимающиеся должны освоить простейшие музыкальные ритмы - 2/4; 4/4, затем более сложные 3/4; 6/8.

Пантомима

Пантомима - это не только одна из составных частей балета, драмы, оперы, но и самостоятельный вид искусства, причем очень древнего. Материалом пантомимы является жест и позы. Г. Добровольская, говоря о различии танца и пантомимы, отмечает: «В отличие от пантомимы, состоящей из определенной последовательности жестов, в танце жест не играет решающей роли, ибо танец не имитирует конкретное поведение человека, а отражает его внутреннюю жизнь, используя минимум жизненных движений. Отсюда и появление новых терминов: «танцевальная пантомима», «балетная пантомима». В художественной гимнастике мы также встречаемся с пантомимическими движениями, что способствует более образному решений композиций. Поэтому в урок хореографии полезно включать различные упражнения, а также этюды, направленные на воспитание точности, правдивости пантомимических движений. Например, таких этюдов как: «пушинка», «схватить - бросить», «зеркало», «пружинки», «да - нет» и т.п.

4.2 Этапы хореографической подготовки в гимнастике

В хореографической подготовке гимнасток можно выделить несколько наиболее характерных этапов по освоению элементов по хореографической «школы» базовая хореографическая подготовка, «профилирующий этап», этап по освоению разновидностей «профилирующих» элементов, «этюдный» этап.

К элементам хореографической «школы», т.е. простейших навыков, с которых начинается хореографическая подготовка, относятся:

§ Элементы классического танца у опоры, затем на середине в усложненном варианте (отдельные движения выполняются самостоятельно, без соединения в комбинации, темп от медленного до среднего);

§ Элементы народного танца: простейшие движения народно сценического тренажа у опоры, на середине, постановка осанки, движения руками в характере русских, украинских, молдавских, белорусских, башкирских танцев, основные шаги танцев;

§ Элементы историко-бытовых танцев: освоение подготовительных движений (приставных, переменных шагов), шаги польки, вальса, галопа, полонеза, падекатр и т.п.;

§ Разновидности ходьбы и бега.

§ Волны, полуволны, пружинные движения руками

§ Равновесие на двух ногах, на полупальцах

§ Владение навыком простейших прыжков на одой ноге, на двух ногах, на месте с продвижением вперед, назад, в сторону.

§ Ритмико-пластические навыки: воспитание чувства ритма, темпа, музыкальной динамики на простейших движениях (ходьбы, бега подскоках), в музыкальных играх.

§ К базовой хореографической подготовке относятся:

§ Подготовительные движения классического танца (плие, батманы, рон де жамбы, девлоппэ и их разновидности)

§ - Народно-сценический экзерсис у опоры, танцевальные соединения на середине.

§ Историко-бытовой и современный танцы (соединения из простых шагов на 16-32 такта)

§ -современный танец (освоение подготовительных упражнений)

§ Владение техническим правильным навыком равновесия в основных положениях на полупальцах и на одной ноге.

§ Владение техникой отталкивания и приземления

§ Владение техникой приземления после прыжка перекатом пальцев на всю ступню («мягкое приземление»)

§ Владение техникой расслабления последовательными движениями рук и тела.

§ Владение техникой поворота на двух ногах.

Следующий этап хореографической подготовки - профилирующий. Основным содержанием данного этапа становится освоение профилирующих элементов, т.е. ключевых движений, ведущих к освоению целого семейства родственных по структуре движений.

Например, прыжок шагом находится в центре семейства структурно-родственных упражнений: прыжка шагом кольцом, прыжка шагом сгибая-разгибая ногу, прыжка шагом с поворотом на 90°, 180є, прыжка шагом в аттитюде и др. Он является наиболее простым по сравнении с другими прыжками в техническом отношении. В то же время техническая основа, приобретенная при его освоении, достаточна для изучения упражнений данного типа.

На этапе разносторонней технической подготовки осваиваются разновидности профилирующих элементов, умения выполнять их в различных сочетаниях.

Для заключительного этапа характерна этюдная работа. Выбор музыкальных жанров для композиций групповых упражнений определяет характер этюдной работы.

Можно выделить несколько типичных для гимнастики видов этюдной работы:

§ Эмоциональный (героический, лирический, романтический, гротексный)

§ Характерно-образный (русский, испанский, цыганский, восточный)

§ Современный

Следует отметить, что на всех этапах элементы школы движения базовой хореографической подготовки (в виде экзерсиса у опоры на середине) приобретают вспомогательную функцию. С помощью хореографии решается одна из основных и наиболее сложных задач становления мастерства в гимнастике - это проблема воспитания выразительности движений.

Особенно высокие требования к ней предъявляются в художественной гимнастике, где спортсменки стремятся к образному решению композиций, которое невозможно без знания устойчивых выразительных средств хореографической классики.

По мнению известного искусствоведа В.Ванслова «Основную массу художественных средств балета образуют движения и позы именно эмоционально выразительные». Э.Вербова считает следующее:

«Способность к эмоциональному переживанию - это еще не выразительность, так как само проявление эмоциональности должно облекаться в прекрасную пластическую форму.

Поэтому, если форма не выработана, эмоции остаются без воплощения. Выразительность движений проявляется, казалось бы, в «мелочах» - хорошей осанке, красивом повороте головы, в умении принять правильное положение тела, ног, руг, в точных устойчивых равновесиях; в умении слитно и мягко выполнять движения, парить в прыжке, четко прочерчивать его контур в воздухе, с правильным положением ног.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.