p align="left">В соответствии с законом РД, инвесторы, заключившие инвестиционные соглашения с Республикой Дагестан и арендующие для целей реализации приоритетных инвестиционных проектов земельные участки и иные объекты недвижимости, находящиеся в государственной собственности Республики Дагестан, освобождаются в течение срока действия инвестиционного соглашения от арендной платы за арендуемые земельные участки и объекты недвижимости в части платежей, зачисляемых в республиканский бюджет. Предоставляются государственные гарантии в качестве полного или частичного обеспечения обязательств инвестора по возврату заемных средств, привлекаемых для реализации приоритетных инвестиционных проектов. В рамках этой программы при поддержке минрегиона России и Ростуризма в республике ведутся работы по созданию инженерной и сопутствующей инфраструктуры для развития туристско-рекреационных комплексов на инвестиционных площадках, расположенных на территориях прибрежных муниципальных образований, а также в Акушинском, Дербентском, Карабудахкентском и Каякентском районах. За два года на четырёх инвестиционных площадках построено 24,7 км автодорог, проложены 27 км газопровода и 24,9 км водовода, протянуты 32,8 км ЛЭП. Всего на эти цели освоено 411,3 млн рублей из федерального и республиканского бюджетов и 250,0 млн рублей частного инвестора. Созданная инженерная инфраструктура уже сейчас решает также и социально-бытовые вопросы местного населения, проживающего на указанных территориях. Туристско-рекреационная отрасль при создании благоприятных условий может и должна стать движущей силой экономической стабилизации и развития экономики региона. Сегодня Дагестан предоставляет практически все существующие виды туризма - пляжный, лечебно-оздоровительный, познавательный, развлекательный, этнический, экстремальный и другие. Для туристов предлагается большое количество разнообразных программ и маршрутов путешествий по всей территории республики. В настоящее время ведется разработка концепции создания особой экономической зоны на территориях инвестиционных площадок, где ведутся работы по созданию инженерной и сопутствующей инфраструктуры для развития туристско-рекреационных комплексов. Основные проблемы развития туризма, которые характерны в целом по России. Ш рост транспортных тарифов и стоимости гостиничных услуг, что связано с повышением коммунальных тарифов, процентных ставок по кредитам, многократным ростом ставок налога на землю; Ш моральный и физический износ туристской инфраструктуры, отсутствие эффективных механизмов стимулирования инвестиций в ее развитие; Ш несовершенство действующей нормативно-правовой базы предпринимательской деятельности в сфере туризма и др. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады - 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня. В настоящее время в стране насчитывается более 6 тысяч гостиниц, тогда как в 2004 году их насчитывалось только 4 тысячи. С учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численность российских граждан, проживавших в 2006 году в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн.человек, из них в гостиницах - 16,4 млн.человек. Объем платных услуг, оказываемых населению гостиницами и аналогичными средствами размещения, ежегодно растет и составил в 2007 году 88,9 млрд.руб., что превысило показатели 2005 года на 47%. По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%. Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует постоянного совершенствования и развития. Что касается таких объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные комплексы, туристский транспорт и др., то их явно не хватает. Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма. Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%. Это объясняется, прежде всего, возросшими за последние два года ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы в Москве из-за уменьшения числа отелей туристского класса в центре города за счет сноса или закрытия с целью реконструкции ряда известнейших и популярных среди туристов гостиниц, таких как «Интурист», «Москва», «Минск», «Россия», «Украина», «Ленинградская», «Центральная» и «Пекин». В Москве по разным причинам были изъяты из оборота 9 тысяч мест уровня 3 «звезды». Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в Россию. В планах Правительства Москвы намечено построить 353 новых гостиницы до 2011 года. Однако, учитывая укрепление рубля и сложившуюся в столице ситуацию, при которой средняя цена за номер в гостиницах Москвы существенно выше стоимости номера аналогичной категории в странах Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным туристам с ограниченным бюджетом становится невыгодно приезжать в столицу. Такая ситуация может сохраниться в ближайшие 2-3 года. С целью получения комплексной характеристики современного уровня развития туризма в стране с учетом результатов деятельности государства по развитию данной сферы следует более подробно остановиться на рассмотрении состояния и тенденций развития нормативного правового регулирования, туристской инфраструктуры, подготовки кадров, статистической базы, продвижения России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках, а также международном сотрудничестве в сфере туризма. На рубеже тысячелетий туризм превратился в глубокое социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности в частности. Россия пока не может похвастаться подобными результатами, но развитие туристской отрасли в стране идет быстрыми темпами. Отечественная туристическая индустрия начала качественно изменяться и приобретать черты динамичной, эффективной и цивилизованной отрасли экономики. Изменилось отношение к туризму со стороны региональных властей и Правительства. Все большее число россиян предпочитают отдыхать в своем отечестве. Несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь 1 работник из 300, что в 30раз меньше аналогичного мирового показателя. Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокая качество сервиса, высокий уровень преступности в стране привели к тому, что в настоящее время на Россию приходится менее 1 % мирового туристского потока. По прогнозам в ближайшие 10 - 15 лет туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России. Из-за множества проблем с туристической инфраструктурой Россия пока не может выйти в безусловные лидеры мирового туризма в ближайшие десять лет. Однако, по прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), рынок страны будет бурно развиваться и в 2006-2014 годах Россия выйдет на второе место в мире по инвестициям. По данным Всемирной туристской организации к 2020 году приезд в Россию станет одним из самых популярных туристских направлений, а россияне станут самыми активными путешественниками. Также отмечается изменение структуры въезда-выезда в пользу въезда, в соотношении 60,7% по въезду к 39,3% по выезду. Это будет способствовать развитию внутреннего туризма и улучшению баланса экспортно-импортных операций по статье «туризм». Следует отметить, что по совокупности объективных причин (наличие платежеспособного спроса, ограничение возможности выезда за рубеж значительной части, в том числе и платежеспособного, населения) услугами выездного туризма могут пользоваться не более 1,5% общей численности населения России. Поэтому в настоящее время для обеспечения конституционного права граждан на отдых и решения задач оздоровления нации все большее значение приобретает внутренний туризм. Потенциал туризма в России высоко оценивается западными экспертами. Всемирный Совет по путешествиям и туризма составил высшую лигу туристских стран мира в 2004 году и в перспективе на 2014 год Россия вошла в первую десятку самых перспективных стран. Оценки доходности от туризма также весьма высоки - 7-8 млрд. долларов. Россия в 1990 году по доле в мировом туристском потоке занимала 23-е место, в 1999 году переместилась на 15-е место, к 2020 году, по прогнозу ВТО, будет занимать 9-е место в мире как по въезду, так и по выезду. Высокими темпами будут развиваться также инфраструктура туризма. Наиболее динамичный рост прогнозируется для индустрии транспортного обслуживания туристов, в частности для авиационного транспорта. Список литературы: 1. Доклад Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 2009 год и задачах экономической политики Правительства Российской Федерации на 2006 год»// Правовая система «Консультант Плюс» 2. Закон РФ от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». 3. Отчет Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) «Влияние туризма на рынок труда и экономику в Российской Федерации», 2006г. - 72с. 4. Александрова А.Ю. Международный туризм. М., 2001. 5. Биржаков М.Б. Введение в туризм - М.: 2001. 6. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003. 7. Комплексный атлас «Курорта Сочи» - Сочи: Соч. гос. ун-т туризма и курортного дела. - 2003. 8. Культура, отдых и туризм // Россия в цифрах - М.: Гос. ком. стат. РФ - 2003. 9. Развития туризма в Краснодарском крае. http://region.kuban.info/turizm/ route / Oks 10. Туризм в России: статистический сборник/ гос. ком. РФ по статистике. - М.: Б.И., 2000. 11. Биржаков М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. Биржаков М.Б., Никифирова В.И -СПб.: Невский фонд, 2004.-82с. 12. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 272 с.: ил. 13. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007.-416с. 14. Туристическая отрасль. http://subsribe.ru/archive/rest trevel.turnews 15. Информация предоставлена с Сайта Российского союза туристической индустрии http://www.rata.spb.ru/Rspti/zakon409-r.html 16. Статистика туризма. http://www.doni/org/stat 17. http://www.biblio-tour.ru 18. Swiss Realty Group 19. .Информационный портал "Прайм-ТАСС". 20. Постановление Правительства РФ за № 177 от 11.03.1996 г. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» 21. Распоряжение Правительства РФ от 11.07.02 г. № 954-р «О концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года» 22. Итоги выборочных обследований иностранных туристов. -- М.: Госкомстат РФ, 2003. -- С. 74. 23. Балабанов И.Т. Экономика туризма: Учебное пособие. -- М.: Финансы и статистика, 2000. 24. Баразгов К.В., Кротова Е.Л. Экономико-статистический анализ сферы туризма и отдыха Свердловской области // Вопр. статистики. -- 2002. -- № 10. -- С. 59-67. 25. Бухтоярова И.В., Голик Л.В., Марчук В.И. Методология статистической оценки рынка туристских услуг // Рыночная трансформация экономики предпринимательства: состояние и перспективы. Сборник научных трудов. Вып. 2001 г. / Под ред. В.А. Романова. -- Шахты, ЮРГУЭС. -- 2001. -- С.112-117. 26. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристский бизнес. -- Ростов н/д.: Феникс, 2003. 27. Ефимова О.П. Экономика гостиниц и ресторанов: Учебное пособие. -- М.: ОСЬ-89, 2001. -- 391 с. 28. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник для образовательных учреждений тур. профиля. -- М.: Финансы и статистика, 2003. -- 315 с. 29. Перерва В.И. Экологический туризм в современном мире // Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов России». -- 1999. -- № 3-4. -- С. 120-125. 30. Туризм в цифрах. 2003. Госкомстат РФ. Российский союз туриндустрии. -- М., 2004. -- С. 88. 31. Туризм как вид деятельности: Учебник для студентов вузов тур. профиля / И. Воломин, Н.В. Исаева, Е.И. Ильина. -- М.: Финансы и статистика, 2003. -- 327 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|