p align="left">Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы на пассажирском железнодорожном транспорте (обновление парка железнодорожных составов, введение скоростных поездов на ряде направлений, расширение туристского предложения, связанного с появлением туристских поездов на наиболее популярных культурно-позна-вательных маршрутах, повышение качества сервиса в целом), остаются нерешенными такие проблемы, как дефицит железнодорожных перевозок в высокий сезон, сложность покупки железнодорожных билетов, отсутствие электронного билета, завышенные цены. В контексте общеевропейской тенденции роста популярности железнодорожных туристских поездок по сравнению с авиационными и в связи с большей экологической безопасностью железнодорожного транспорта по сравнению с воздушным решение упомянутых проблем имеет важнейшее значение для развития туристских поездок внутри страны. Перевозка наибольшего потока туристов в России осуществляется именно железнодорожным транспортом: в 2007 году его услугами воспользовалось около половины от общего числа туристов. На протяжении многих лет большой популярностью у иностранных и российских туристов пользуются речные круизы. Наиболее востребованным маршрутом являются круизы Москва - Санкт-Петербург, а также на Валаам, Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего в России на сегодняшний день курсируют 110 теплоходов по более чем тысяче речных маршрутов. В то же время пропускные возможности шлюзового хозяйства между Москвой и Санкт-Петербургом практически исчерпали себя и дальнейшее количественное увеличение пассажирского флота на данном маршруте невозможно. Перспективными регионами для развития речных круизов являются акватории сибирских рек - Лены, Енисея и Оби, а также Амура. Россия в последние десятилетия собственного строительства современных круизных судов практически не ведет и в то же время не закупает круизные суда за рубежом. В связи с этим практически остановлено круизное судоходство по Черному морю, не развивается пассажирское судоходство на Каспийском и Азовском морях, тормозится развитие речных круизов в Центральной России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Изношена инфраструктура круизного туризма - морские и речные вокзалы, причалы и др. Туристские автобусы с современным уровнем комфорта также не производятся отечественной промышленностью, несмотря на то, что около 15% туристов используют именно этот вид транспорта. В последние годы начал активно развиваться горнолыжный туризм, однако для современного оснащения горнолыжных комплексов необходимы не только гостиницы, но и наличие инженерной и транспортной инфраструктуры - водо-, энерго- и газоснабжения, развитой дорожной системы, горнолыжных подъемников и иного оборудования, информационных коммуникаций, качественного сервиса, экологически безопасной инфраструктуры. Кроме этого, сложен механизм предоставления в аренду земельных участков лесного фонда для строительства горнолыжных объектов. Учитывая климатические и ландшафтные особенности России, горнолыжный, как и другие зимние виды туризма, имеют большие перспективы развития. Существенной проблемой являются высокие таможенные пошлины на закупку транспортных средств (туристских автобусов, круизных судов), гостиничного и ресторанного оборудования, оборудования для горнолыжных комплексов, аквапарков и иной инфраструктуры, не производимого в России. Государство оказывает поддержку развитию туристской инфраструктуры в основном в рамках Федеральной целевой программы «Юг России». Так, за период 2006-2007 гг. в рамках ФЦП «Юг России» в регионах Южного Федерального округа были пущены в эксплуатацию две канатные дороги: на Домбае - Карачаево-Черкесская Республика и на Эльбрусе - Кабардино-Балкарская Республика. Введена в строй первая очередь подъездных дорог на горнолыжный курорт Лаго-Наки - Республика Адыгея. Пуск в 2007 году в эксплуатацию перечисленных объектов позволил увеличить поток туристов на Домбай с 70 до 90 тыс. человек и привлечь на строительство 51 малого гостиничного комплекса свыше 500 млн. рублей частных инвестиций. В курортных регионах Кавказских Минеральных Вод и г. Анапы в результате решения программных мероприятий мощность водоснабжения и сооружений водоотводящих систем возросла на 40%, что позволит увеличить возможность приема отдыхающих на 500 тыс. человек. На территории Майкопского района Республики Адыгея за счет привлеченных частных инвестиций построены и введены в эксплуатацию 3 гостиницы на 200 мест. Это позволит создать условия для устойчивого развития поселков Хамышки и Гузерипль, находящихся в непосредственной близости от данных объектов. Стимулом для развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации могут стать принятые в 2006 году изменения в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», предусматривающие выделение особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Индустрия гостиничного дела и питания Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса - это отрасль, которая является ведущим фактором и базой туризма. Рынок гостиничных услуг, предоставляемых на уровне западных стандартов, в России стал складываться с 1993 г. Своих гостиничных цепей в России до того времени не было. Серьезный недостаток гостиничных мест в главных российских туристических центрах, особенно гостиниц среднего класса по международным стандартам - это один из основных факторов, тормозящих развитие. По официальной статистике Госкомстата, всего в России насчитывается 177 200 гостиничных номеров, или 364000 коек, из них 50% в Москве, которые в 2004 году были загружены в среднем по стране только на 34%. По сравнению с началом 1999-х гг. число гостиниц и аналогичных средств размещения не увеличилось, а, наоборот, сократилось примерно на 30%. Особенно интенсивно процесс сокращения туристских и рекреационных учреждений происходил в удаленных от столиц и от основных курортных центров регионах. Таким образом, объемы неосвоенных туристских ресурсов за последнее время только возросли. Существующая материальная база гостиниц и аналогичных средств размещения характеризуется высокой степенью физического и морального износа, до 70% ее нуждается в реконструкции и замене. Сохранилась и даже обострилась проблема неравномерности размещения гостиничной сети по территории страны. Так, районы Сибири, Дальнего Востока, Севера, которые располагают очень интересными историко-культурными и природными туристскими ресурсами, не имеют необходимой сети туристских учреждений и даже сократили ее за годы кризисного периода развития экономики. Вторая составляющая индустрии гостеприимства - система питания - практически на 100% находится в сфере частного предпринимательства и в силу отсутствия необходимости единовременного вложения крупных инвестиций и высокой отдачи получила интенсивное развитие. В настоящее время создано достаточное количество учреждений питания самого различного класса и видов услуг. В Москве и Санкт-Петербурге устроено более 5000 ресторанов национальной и других популярных кухонь мира, кафе, столовых, дегустационных залов и винных галерей, в достаточной мере удовлетворяющих спрос и предоставляющих услуги любого уровня сложности и качества. Аналогичная ситуация имеет место и в других туристских центрах. Индустрия транспорта Транспортное обслуживание туристов - одна из составных частей индустрии туризма. В настоящее время на туристском рынке сложилась не очень благоприятная ситуация. Перевозчики сами определяют цены на туристские услуги. Еще одним негативным фактором является то, что в России на законодательном уровне не урегулированы в достаточной мере взаимоотношения туроператора с транспортными компаниями, а нормы международного туристского транспортного права вступают в противоречия с национальными нормативно-правовыми актами, тем самым ущемляются права российских туристов. К тому же туристы и специалисты туристских организаций (а зачастую и транспортных фирм) мало знакомы с важнейшими международными конвенциями по воздушным, морским, речным, железнодорожным, автомобильным и прочим видам перевозок. До 1991г. в бывшем СССР существовала единая транспортная система туризма, включавшая автомобильный, речной, морской, железнодорожный и авиационный транспорт и обеспечивавшая потребности как внутреннего, так и международного рыночные отношения и антимонопольное законодательство способствовали децентрализации транспортной системы. Резкое снижение спроса на транспортные услуги в туризме привел к перепрофилированию некоторых транспортных предприятий, а в ряде случаев - к их банкротству. Спрос на туристские транспортные услуги внутри России (как и спрос на услуги внутреннего туризма в целом) сократился, в том числе на авиационные перевозки, железнодорожные, речные и морские, автобусные. Снижение спроса на транспортные услуги связано со снижением платежеспособности граждан России, со значительным повышением тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки а также с введением пограничного сбора и другими факторами. Парк авиационного и речного транспорта во многом состоит из технически и морально устаревшей техники, кроме того, услуги этих видов транспорта по цене являются малодоступными среднему туристу. Уже в ближайшие годы состояние транспортных средств может достичь критической величины, за которой следует нарушение ритмичности движения и угроза состоянию безопасности пассажиров. Ряд речных и морских пароходств практически прекратили туристские рейсы. Практически отсутствует специальный туристский железнодорожный транспорт. И это при том, что Россия с ее разветвленной сетью железных дорог могла бы стать классической страной железнодорожного туризма. 1.4 Характеристика рынка туризма наиболее развитых регионов России Первые места по развитию туризма в России держат Москва, Санкт-Петербург и Сочи. По данным Российского союза туристической индустрии, равным со столицами потенциалом по приему иностранных туристов сейчас обладают Карелия, Камчатка, район озера Байкал. Центральный федеральный округ (ЦФО) является географическим и финансовым центром России. Рынок гостиничной недвижимости ЦФО развивается в городах Золотого кольца: Ярославле, Владимире, Суздале, Сергиевом Посаде, Переславле-Залесском, Ростове, Александрове. Так, в 2004 году в гостиницах Ярославля останавливалось 165 000 туристов. По оценкам местной администрации, годовая емкость туристического рынка Ярославля -- $39,6 млн. Тот факт, что исторический центр Ярославля недавно был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, также должен привлечь в Ярославль иностранных туристов. Поток туристов по городам Золотого кольца имеет серьезную тенденцию к увеличению. Такие города Золотого кольца, как Владимир и Ярославль, являются также центрами делового туризма. Однако, несмотря на интерес российских и иностранных туристов и огромный туристический потенциал городов Золотого кольца, основными препятствиями для его развития остаются дефицит качественных гостиниц, невысокий уровень сервиса и неразвитая транспортная инфраструктура. В течение последних двух лет в крупных городах ЦФО отмечено появление новых либо реконструированных качественных гостиниц, соответствующих категории 3* и 4*. Так, в начале года в центре Воронежа собственником -- компанией «Стройсервис» была открыта 4* гостиница «Арт-Отель» на 56 номеров. В Ярославле в ноябре 2004 года открылась первая 4* гостиница на Золотом кольце -- Ring Premier Hotel на 122 номера. Инвестором проекта выступило ЗАО «Балканская звезда» (Ярославская табачная фабрика), вложив в объект 14 млн. евро. Среди действующих гостиниц Ярославля надо отметить «Волгу» на ул. Кирова, «Юбилейную» на Которосльной набережной, «Которосль» на Большой Октябрьской и мини-отель «Ярославль-Эксетер». В Ярославской области Правительство Москвы строит три новые гостиница категории 4* на 100 номеров каждая. В августе 2005 года открылась гостиница в Ростове Великом, в сентябре -- «Москва» в Угличе, в конце года -- в Переславле-Залесском. Владимирский отель «Золотое кольцо» вошел в первую российскую сеть отелей AMAKS Grand hotels, объединяющую 13 гостиниц в крупных городах России. В Рязани в 2005 году после капитального ремонта открылась крупнейшая в городе гостиница «Ловеч» на 200 номеров. Инициатором реконструкции выступила группа компаний «Атрон», в которую входит ЗАО «Рязань-Интурист». В Твери можно отметить такие гостиницы, как «Оснабрюк» и «Тверь-Парк-Отель», относящиеся к категории 3*, а также загородный клуб «Эммаус» и сельский отель «Дафна» категории 4* в Тверской области. В 2004 и первой половине 2005 года было анонсировано рекордное количество проектов в области гостиничной недвижимости в городах Золотого Кольца. Однако до их реализации пока еще далеко. Несмотря на большой туристический потенциал Пскова, данная сфера в городе развита недостаточно. В городе действует 9 гостиниц, рассчитанных на 1 200 мест. Большинство туристических маршрутов предусматривает однодневное посещение Пскова. Это связано с недостаточной комфортностью гостиничных номеров и неразвитостью сопутствующего сервиса. Например, гостиница «Рижская», лучшая на сегодняшний день в Пскове, предоставляет номера по цене от $33 до $90. Другие гостиницы предлагают номера стоимость от $6. В последние годы началось строительство нескольких современных отелей, однако, они небольшие - до 50 мест. Строительство гостиницы на берегу реки Великой, в центре города, которая по проекту должна стать самой крупной и самой оснащенной, затянулось более чем на 20 лет. Причина - недостаточное финансирование и несогласованная позиция собственников. В настоящий момент строительство приостановлено. Среди проектов, реализация которых уже начата, - строительство компанией «Старые кварталы» гостиниц в исторической части города, на берегу реки Псковы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|