на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Туризм в России: проблемы и перспективы развития туризма в Дагестане
p align="left">Нередко туризм оказывался в разных странах тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11 % мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма. Развитый туризм называют одним из главных феноменов XX века. В последние годы и в России стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.

Государственное регулирование отрасли туризма по своей сути направлено на создание стабильно развивающейся экономической базы, как основы реальной самостоятельности всех звеньев отрасли туризма, что предполагает создание условий для оптимального сочетания организационно-распорядительных и экономических методов регулирования хозяйственной деятельности. Эффективное управление и государственное регулирование туристской сферы определяется количественным и качественным показателями социального эффекта от развития предприятий этой сферы.

В связи с этим необходима конкретная программа государственного регулирования в сфере туризма, в которой должны отражаться его формы и методы. При этом важным является обоснованность наличия любых структурных элементов, которая должна определяться составом функций и объемом задач по их реализации. Разнообразие целей и задач системы управления развитием туристской сферы определяется для каждой конкретной отрасли и предприятия с учетом специфики оказываемых туристских услуг. Обобщенная схема определения и формирования цели развития туристской сферы показана в табл. 3.

Таблица 3

Формы государственного регулирования в отрасли туризма

Современное состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма характеризуется следующими тенденциями:

§ развитием и реализацией правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма;

§ усилением экономической (финансовой) ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, за нарушение гражданско-правовых обязательств, а как следствие - повышением прозрачности, стабильности и инвестиционной привлекательности туристского бизнеса;

§ появлением правовых актов, регламентирующих вопросы классификации и стандартизации в различных сегментах туристской индустрии (средства размещения, пляжи, горнолыжные трассы и др.);

§ развитием нормативного правового регулирования в области безопасности туризма;

§ формированием правовых основ саморегулирования на туристском рынке, в том числе активным развитием нормотворчества саморегулируемых организаций (ассоциаций (союзов) туроператоров, банков и страховщиков);

§ комплексностью нормативного правового регулирования в сфере туризма, в том числе наличием значительного числа "туристских норм" в смежных с законодательством о туристской деятельности отраслях законодательства (далее - смежное законодательство);

§ развитием регионального правотворчества в сфере туризма и его унификацией;

§ гармонизацией законодательства Российской Федерации и права Европейского союза, законодательств государств Содружества Независимых Государств и др.

Наиболее отчетливо эти тенденции проявились в 2006 - 2007 гг., когда в результате эффективной правотворческой деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, сформировавшие в нашей стране правовые основы современного цивилизованного туристского рынка. В настоящий момент законодательство о туристской деятельности в значительной мере соответствует нормам и принципам международного права, гармонизировано с правом Европейского союза и законодательством развитых в туристском отношении государств.

Основным законодательным актом, определяющим правовые основы туристского рынка в Российской Федерации, стал Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". В нем реализовалась насущная потребность общества в расширении личных, гражданских, социальных и культурных прав и свобод. Закон легализовал экономические отношения в сфере туризма, установил правила поведения участников туристского рынка, принципы государственной политики в сфере туризма, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, определил порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации и др.

Основным содержанием норм законодательства о туристской деятельности являются вопросы защиты прав потребителей туристского продукта, правового регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма. Именно в этой области правового регулирования в 2007 г. произошли кардинальные изменения.

Федеральным законом от 5 февраля 2007 года № 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" были определены условия осуществления туроператорской деятельности; уточнены и приведены в соответствие с применяемыми в международных правовых документах основные понятия, используемые в российском законодательстве о туризме; детализированы права и обязанности участников рынка туруслуг; предусмотрены обязанности туризма при реализации туристского продукта; установлен минимальный размер финансового обеспечения и др.

Механизм лицензирования туристской деятельности, существовавший в 1993 - 2006 гг., был заменен на более эффективный способ государственного регулирования туристской деятельности - Единый федеральный реестр туроператоров (далее - Реестр). В связи с этим основным документом, необходимым предпринимателям для внесения сведений о них в Реестр, является договор страхования ответственности туроператора или банковская гарантия исполнения обязательств туроператора (финансовое обеспечение).

Внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дающие право органам местного самоуправления право осуществлять полномочия по развитию туризма, а также позволяющие использовать для этого соответствующие материальные и финансовые средства.

Важную роль в развитии туризма и санаторно-курортной сферы в России представляет Федеральный закон от 3 июня 2006 года № 76-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", предусматривающий создание туристско-рекреационных особых экономических зон (ТРЗ), в которых установлен льготный режим осуществления предпринимательской деятельности в целях привлечения инвестиций в указанные сферы.

В Законе впервые дано определение туристско-рекреационной деятельности как деятельности, включающей в себя элементы туристской, санаторно-курортной и инвестиционной деятельности, что важно для комплексного правового регулирования сферы туризма. На сегодняшний день приняты решения о создании семи туристско-рекреационных зон.

В целях развития туризма и санаторно-курортной сферы в Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года №№67-73 созданы туристско-рекреационные особые экономические зоны на территориях Республики Алтай, Республики Бурятия, Алтайского, Краснодарского и Ставропольского краев, Иркутской и Калининградской областей.

В 2008 году была завершена работа по разработке концепций создания и развития туристско-рекреационных особых экономических зон, в которых определены перспективные для развития направления туризма, целевое позиционирование (предназначение) каждой зоны, необходимый объем инвестиций, туристские объекты, которые необходимо построить, выбран архитектурный стиль.

На основании указанных концепций были разработаны проекты планировки территорий туристско-рекреационных особых экономических зон.

В настоящее время зарегистрировано 18 резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон на территориях Республики Бурятия, Республики Алтай и Алтайского края с заявленным объемом инвестиций 11,9 млрд. рублей.

Функции по управлению особыми экономическими зонами переданы федеральному органу исполнительной власти, что обеспечивает единую координацию процессов создания и развития особых экономических зон указанного типа на всех уровнях исполнительной власти. Созданная система управления особыми экономическими зонами учитывает интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и частных инвесторов.

Деятельность турагентов регламентируется Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными в июле 2007 г. Постановлением Правительства Российской Федерации, а также внутренними стандартами ассоциаций туроператоров и локальными актами турагентов и их объединений.

В январе 2008 г. вступил в силу Административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. Административный регламент направлен на своевременное обеспечение туристов достоверной информацией об угрозах безопасности в стране (месте) временного пребывания.

В целях повышения качества туристских услуг и обеспечения безопасности туризма в области стандартизации и классификации объектов туристской индустрии Ростуризмом утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы классификации средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей. В течение трех лет классификация гостиниц осуществляется на основе государственно-частного партнерства, подтверждая оценку качества обслуживания, став своего рода знаком качества. В настоящее время система активно внедряется в российских регионах, особо нуждающихся в доверии потребителей.

Система классификации пляжей, недавно введенная в действие, получила положительные отзывы российских и международных экспертов, а также руководителей санаторно-курортного комплекса и начала реализовываться. Аналогичная работа ведется по внедрению Системы классификации горнолыжных трасс.

Названные Системы классификации, призванные существенно повысить уровень безопасности отдыхающих и структурировать российский рынок, включают в себя порядок проведения оценки соответствия гостиниц (пляжей, трасс) требованиям безопасности, информационному обеспечению, предоставлению дополнительных услуг для туристов и другие положения.

Разработана и утверждена приказом Ростуризма от 06.05.2008 № 51 Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, установившая цели и задачи развития сферы туризма, основные направления и механизмы решения поставленных задач.

При этом следует отметить отсутствие отдельной федеральной целевой программы по развитию туризма в Российской Федерации с входящими в нее подпрограммами по отдельным направлениям туризма, принятие которой содействовало бы развитию внутреннего и въездного туризма, формированию конкурентоспособного отечественного туристического комплекса.

Вступил в законную силу Федеральный закон от 3 декабря 2008 года № 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 25.11 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", позволяющий иностранным пассажирам, прибывающим в туристических целях на паромах, находиться в России до 72 часов без визы. Правительство Российской Федерации готовит постановление, определяющее порядок пребывания на территории Российской Федерации указанных иностранных граждан.

Законодательство о туристской деятельности активно развивается в субъектах Российской Федерации.

В ряде субъектов Российской Федерации приняты и успешно реализуются региональные программы развития туризма. Для упорядочения процесса разработку подобных программ приказом Ростуризма от 11 июля 2007 года № 66 утверждена Типовая структура региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации.

В 48 субъектах Российской Федерации существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма (Законы "О туризме", "О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации", "О поддержке развития туризма", "О развитии внутреннего и въездного туризма" и т.д.). Наряду с законами в трех субъектах Российской Федерации действуют концепции развития туризма (санаторно-курортного, туристского комплекса) на среднесрочную перспективу, а в 16 регионах приняты региональные целевые программы развития туризма. Все это подчеркивает значение туризма для социально-экономического, культурного, экологического и иного развития субъектов Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.