будущее.
Формы сопротивления могут быть самыми разными от прямого отказа до мнимого
согласия.
Формы сопротивления нововведению могут быть самыми разными:
- прямой отказ;
- выдвижение предложений, которые торпедируют предлагаемое нововведение;
- «партизанская война» в ходе, которой план нововведения будет изуродован
до неузнаваемости;
- мнимое согласие.
Решить проблему сопротивления можно созданием мотивации:
1. Обнаружение и показ неудовлетворенности текущим состоянием.
2. Обеспечение участия в нововведении.
3. Введение поощрений.
4. Предоставление людям времени и возможностей выйти из текущего состояния.
Проблема власти.
Любая организация состоит из различных людей, групп и их коалиций, которые
борются между собой за власть
Эта борьба является естественной и ожидаемой. Она существует в текущем
периоде и будет существовать в будущем периоде, но в переходный период она
усиливается.
Так как нововведение открывает возможность сдвига равновесия власти в
сторону различных групп или коалиций.
Для предотвращения такой борьбы необходимо принять ряд мер:
- создать и поддерживать общую организационную культуру;
- предоставить сотрудникам возможность открыто добиваться получения
желаемой должности (конкурс на вакантное место);
- создать уверенность в том, что конфликты переходного периода не
повлияют на баланс власти в организации.
Данные меры позволят избежать скрытого недовольства ситуацией, могут в
определенной степени гарантировать стабильную деятельность организации,
дают возможность прогнозировать действия сотрудников, что облегчает
управление.
Организационная культура связана с определенным набором ценностей, которые
преобладают в данной организации, которые отражены в ее структуре и нормах
поведения сотрудников.
Аспекты общей организационной культуры определяют:
1. вписываются ли отдельные личности в общую культуру;
2. свойственна ли им всеобщая мотивация (или они испытывают
неудовлетворенность);
3. как они работают: плохо, удовлетворительно или выше среднего.
В организации существует несколько субкультур и преобладающая культура.
Напряженность конфликта между различными субкультурами, а так же между
субкультурой и преобладающей культурой находят отражение в реакции на
нововведение.
В условиях организаций сетевого типа роль менеджеров в нововведении
аналогична роли брокера, работающего поперек целого ряда культур, с целью
планировать, инициировать и поддерживать нужные союзы и взаимоотношения.
Они вынуждены поддерживать связи между совершенно разными структурами и
культурами.
Управление переходным периодом
Мероприятия по управлению переходным процессом:
1. Создание и расширение ясного представления о будущем состоянии
организации.
2. Согласованное использование нескольких компонент организации.
Компоненты:
- организационная структура;
- персонал;
- цели и задачи.
3. Организация подготовки перехода.
4. Создание механизма обратной связи.
Наиболее важные элементы переходного процесса:
- менеджер переходного процесса;
- ресурсы необходимые для перехода;
- план переходного процесса;
- структура переходного процесса.
Это означает, что необходимо создать инновационную группу для управления
переходным процессом. Они связаны непосредственно с руководством и обладают
полномочиями для внесения корректив в процесс осуществления нововведения.
Эта группа действует только в период переходного процесса.
Переход сопровождается многочисленными затратами, которые можно
финансировать только из прибыли. Все затраты связаны с риском, поэтому
требуют прибыли для покрытия рисков потенциальных убытков. Значит, переход
следует проводить только при устойчивом положении фирмы, т. е. в случае
стабильного получения прибыли. Т. о. переход должен быть обеспечен в первую
очередь денежными ресурсами.
План перехода нужен для того, чтобы обеспечить эффективное управление
переходом. Оно заключается в том, чтобы осуществить переход из текущего
состояния в будущее без ущерба для организации в целом и для отдельных
сотрудников.
ДИАГНОСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЗАО «ГОРИСЛАВ-ЦЕВ И КО»
1 Начало
Фирма «Гориславцев и К» занимается продажей программных продуктов для
ведения бухгалтерского учета, а так же справочно-правовых систем
Консультант+, пользующихся спросом у различных фирм.
Программные продукты фирма получает от нескольких поставщиков, т.е. не
занимается самостоятельной разработкой программ. В данной работе условимся,
что программный продукт является конкурентоспособным, т. е. отвечает
последним требованиям рынка, обладает ценными качествами, пользующимися
спросом у потребителя.
Кроме продажи фирма занимается послепродажным обслуживанием клиентов.
Обслуживание включает в себя установку, настройку программы под требования
данного клиента, перенос, восстановление, поставку новых версий по льготной
цене, обучение клиента работе с программой и дальнейшие консультации, а
также устранение неполадок в работе программы.
А так же в обслуживание включается доставка и проведение обновления
справочно-правовых систем, которое, по желанию клиента, может
осуществляться еженедельно или ежедневно.
Работой с программным продуктом занимаются офисные сотрудники: разработкой
рекламной стратегии фирмы, поддержкой горячей линии для клиентов и
обеспечением работы сотрудников на процентной оплате, занимающихся продажей
программных продуктов и сотрудников со сдельной формой оплаты труда,
занимающихся обслуживанием.
Фирма существует 3 года и успешно выдерживает условия жесткой конкуренции.
На рынке Санкт-Петербурга существует около 15 фирм занимающихся продажей
этих же справочно-правовых систем, а, кроме того, есть две крупные фирмы,
распространяющие другие справочно-правовые системы (Гарант и Кодекс).
Общероссийская сеть Консультант+ является наиболее мощной на российском
рынке, координирует деятельность своих региональных дилеров и поощряет
конкуренцию между ними.
Основной деятельностью фирмы является распространение справочно-правовых
систем и их обслуживание, а широкий спектр программных продуктов для
ведения бухгалтерского учета и дополнительные услуги по обслуживанию
компьютерной техники клиентов, дают фирме преимущества в конкурентной
борьбе.
Однако в современных условиях важнейшую роль играет информация, ее
доступность и возможность проведения анализа полученной информации и
скорейшего использования результатов в ежедневной деятельности фирмы.
Схема связи фирмы по реализации
программного продукта (текущее состояние)
Рис. 3
2 Описание системы
Описание структуры фирмы.
Структура фирмы состоит из следующих отделов. Отдел продаж занимается
поиском потенциальных клиентов и реализацией СПС Консультант+. Отдел
прикладных программ (продажа и обслуживание программ для ведения
бухгалтерского учета и финансового анализа, горячая линия по вопросам
связанным с использованием этих программ, а кроме этого в рамках этого
отдела было открыто подразделение предоставляющее клиентам дополнительные
технические услуги). Отдел информационного обслуживания, предоставляющий
клиентам обновление справочно-правовых систем и поддерживающий горячую
линию по вопросам, возникающим у пользователей в процессе работы с ними и
дополнительный заказ клиентами нормативных документов. Кроме выше
перечисленного отдел занимается бесплатным обучением пользователей работе с
системами.
Так же существуют отдел маркетинга и отдел рекламы. Информация обо всех
хозяйственных операциях стекается в отдел бухгалтерского учета.
Системная карта текущего состояния фирмы.
Рис. 4
Анализ информационных потоков и документооборота внутри фирмы.
Для лучшего понимания связей между отделами следует рассмотреть систему
информационных потоков внутри фирмы.
Первые сведения о потенциальных клиентах получают отделы продаж, по данным
первичных контактов составляются заявки на демонстрацию справочно-правовых
систем или бухгалтерских программ клиентам. Клиент ставит отметку на этих
заявках. Это необходимо, так как для стимулирования торговых агентов такие
заявки оплачиваются. Для клиента эта демонстрация бесплатна. По заявкам и
первичным контактам ведутся базы данных в электронной таблице Excel,
независимые друг от друга в отделах продаж и отделе прикладных программ.
В результате дальнейшей работы с потенциальными клиентами с ними либо
заключается договор на поставку программных продуктов, либо выясняется, что
у клиента нет потребности в данном продукте, но работа с ним не
прекращается так как спектр услуг предоставляемых фирмой Гориславцев и К
достаточно широк и возможны другие продажи.
Рассмотрим, как движется информация внутри фирмы, в случае если клиент
принимает решение приобрести СПС Консультант+. Торговый агент выписывает
клиенту счет на оплату, второй экземпляр счета передается администратору
отделу, который отслеживает оплату счета и формирует пакет документов на
данного клиента. Пакет документов включает в себя договор, счет, счет-
фактуру и акт сдачи-приемки СПС (в двух экземплярах), кроме этого к пакету
прилагается коробка с дистрибутивом. Одновременно в базу данных
администратора вносятся сведения о клиенте, и делается отметка о списании
дистрибутива со склада. Весь пакет документов передается сотруднику,
ответственному за установку системы. В его обязанности входит вернуть
администратору фирмы документы с печатями и подписями клиентов,
подтверждающими согласие клиента с условиями поставки предлагаемой схемой
обслуживания. Администратор делает в своей базе данных отметку о сдаче
документов и формирует реестр сдачи документов, который передается вместе с
актами сдачи-приемки СПС в бухгалтерию. А договор и счет передается в отдел
обслуживания и служит основанием для постановки клиента на обслуживание.
Ежемесячно клиенту выставляется акт информационного обслуживания и счет-
фактура, которые формируются автоматически в базе данных, распечатываются
из нее и где делается отметка при сдаче их с подписью и печатью клиента и
формируется реестр сдачи документов, с которым вместе акты и счета-фактуры
передаются в бухгалтерию.
В бухгалтерии первичные документы проверяются, вводятся в бухгалтерскую
базу данных, где по ним делаются необходимые проводки. Схожая схема
документооборота и в отделе прикладных программ с единственной
особенностью, что там нет абонентского обслуживания, настройки программ и
другие услуги, как правило, разовое явление. И документы выписывают сами
сотрудники.
Кроме этого каждый отдел отслеживает платежи клиентов и ведет работу с
должниками. Для лучшего понимания процессов составим структурную схему ЗАО
«Гориславцев и К».
Эта схема отработана в течение ряда лет и была вполне эффективна на раннем
этапе работы фирмы, при не большом количестве клиентов. Рассмотрим проблемы
возникшие в результате процесса роста числа клиентов.
Структура ЗАО «Горислувцев и К» и информационные потоки Рис. 5
Симптомы возникающей проблемы.
В результате роста общего числа клиентов, их сейчас около 3000, выявился
целый ряд сложностей и недостатков в существующей схеме движения и
обработки информации.
Прежде всего, поток информации значительно возрос, и увеличилась нагрузка
на операторов, администраторов и бухгалтеров, т.е. сотрудников
непосредственно связанных с первичной обработкой данных и документов.
Возникла необходимость в увеличении административного штата либо пересмотре
организации труда.
Но простой набор персонала приведет к необходимости увеличения площадей,
покупке техники и мебели, и не решит многих других возникающих проблем.
Например, вопрос доступности информации для сотрудников фирмы,
использующийся метод передачи данных о клиенте между отделами «из уст в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|