на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Диссертация: Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы

Как мы уже выяснили, эффективность и популярность той или иной программы

определяют рейтинги. После 1991 года телевидение на наших глазах превратилось в

товар. Владельцы российских телекомпаний избрали в качестве образца для

подражания модель коммерческого телевидения США. Согласно схеме коммерческого

телевидения, программы являются приманкой для аудитории. Чем больше зрителей

привлечет программа – тем дороже включаемая в нее реклама и, соответственно,

выше прибыль самого телевидения. Такую программную политику называют

«рейтинговым телевидением». Процентные показатели числа зрителей определяют

судьбу программы на телеэкране. Погоня за количеством, к сожалению, нередко

убивает качество. Р.А. Борецкий приводит следующие примеры: одна минута рекламы

в «Поле чудес» стоит 30 тысяч долларов, шоумен Якубович – популярнейшая в

народе личность, куда до него Александру Исаевичу Солженицыну или Дмитрию

Сергеевичу Лихачеву! Минута включенных рекламных клипов в «Санта-Барбару» и

другие «мыльные оперы» стоит в среднем 12–15 тысяч долларов. «То, что

“рейтинговая система” оборачивается массовым снижением иммунитета к пошлости,

было известно давно. В США, к примеру, ответной реакцией на коммерческое

телевидение стало, причем по инициативе снизу, создание подлинно общественного

телевидения. Да и американские производители телекинопродукции для своей

аудитории оставляют лишь 15–17 процентов, остальные 85 процентов –

исключительно на экспорт. Ни Европа, ни Япония не приняли модель коммерческого

ТВ США в чистом виде, сохранив и государственное, и общественное телевидение

как альтернативу в ситуации широкого выбора каналов»

[103].

В начале 70-х годов на телевидении СССР были перекрыты пути к развитию двух

главных, определяющих лицо телевидения программных качеств – личностной,

проблемной публицистики и социологического подхода (т. е. выявления обратной

связи – от аудитории к телевидению). Известный французский публицист и

исследователь массовых коммуникаций Луи Мерлен утверждал, что каждая страна

имеет такое телевидение, которого она заслуживает. Именно с этой точки зрения,

по мнению Р.А. Борецкого, «обращают на себя внимание очевидные контрасты между

экраном 70-х – начала 80-х годов и нашим сегодняшним. Фактически все, что

предавалось анафеме тогда, возрождается и утверждается сегодня. Думающий и

сомневающийся экранный собеседник, высказывающий личную, а не официально

санкционированную точку зрения; отсюда – различие звучащих в эфире мнений,

стремление выявить мгновенную оценку зрителей, более или менее удачные попытки

поднять проблемы раньше, чем они обсуждаются на государственном уровне, – все

это штрихи к портрету сегодняшнего ТВ, того, которое теперь приходит в наш дом

на рассвете и уходит за полночь»[104].

Программная политика федеральных телевизионных каналов напрямую определяет

сетку вещания каналов региональных, так как, во-первых, в основном все

региональные каналы повторяют «лицо» центральных партнеров, а во-вторых,

федералы заинтересованы в том, чтобы рейтинги их региональных партнеров были

как можно более высокими, и осуществляется это за счет ретрансляции тех же

телесериалов, телешоу, телевикторин и т.д.

2.2. Специфика программирования на региональном

телевидении, методики и принципы производства

собственных телевизионных

программ

Прежде чем рассмотреть специфику программирования на региональном

телевидении, необходимо выяснить содержание понятия «телевизионная

программа», так как без четкого определения данного понятия нет смысла

говорить о телевизионном программировании как в местном, так и в

общероссийском масштабе.

Термин «телевизионная программа» утвердился и широко используется как в

производственной, так и в научной сферах телевизионного вещания. На

телевидении и радио программой принято называть:

- совокупность передач, объединенных техническим каналом (1-я

программа, 2-я программа);

- передачи, направленные на удовлетворение интересов определенной

категории зрителей (программа для детей, программа для молодежи и т. п.).

В данном параграфе, посвященном программированию на региональном телевидении,

будет использоваться понятие «телевизионной программы» как единицы вещания,

отдельного законченного произведения журналистики, обозначенного отдельной

строкой в плане вещания, в печатной программе

[105]. В этом смысле программа интересна как отдельная единица,

совокупность которых заполняет вещательную сетку местных телекомпаний.

Понятие «телевизионная программа» имеет множество значений, так как в силу

нейтральности его содержательной характеристики оно может быть наполнено

различным смыслом в зависимости от выбранного критерия. Расширение

общественных функций телевидения, в том числе и местного, привело

исследователей к необходимости применения многоаспектной классификации в

типологии телевизионных программ.

В. Писарек предложил следующие восемь критериев в классификации телевизионных

программ[106]:

1.Критерий степени активности творческой телевизионной лаборатории:

а) программы, созданные не для ТВ, роль которых ограничивается лишь

механической передачей;

б) программы, созданные исключительно для ТВ, которые также передаются

механически;

в) программы, транслированные с других станций;

г) собственные трансляции.

2.Критерий художественной журналистики:.

а) художественные программы, представляющие действительность, но основанные

на «фикции»;

б) информационно-публицистические программы, отражающие непосредственно

настоящую действительность и т. п.;

3.Тематический критерий сферы общественной жизни, не относящийся к

художественной программе.

4.Критерий формы:.

а) словесные программы;

б) фильмовые;

в) театральные;

г) зрелищные и т. д.

5.Критерий языка.

6.Критерий учета зрителя:

а) программы для всех;

б) программы для взрослых;

в) программы для детей и т. п.

7.Критерий общественной функции:

а) информационные программы;

б) просветительские, развлекательные и т. д.

8.Критерий территориальных пределов:

а) международные;

б) национальные;

в) региональные;

г) городские.

Многоаспектный подход к анализу передач, как видно из схемы В.

Писарека, предполагает выделение множества переменных характеристик и в

значительной мере способствует расширению представлений о типах телевизионных

программ. Именно на многоаспектном подходе к анализу передач основывается

программирование на телевидении всех уровней. Подобным образом можно

классифицировать содержательные структуры любых видов СМИ. Однако специфика

телевидения заключается в технических способах доставки, пространственно-

временной закрепленности телевизионного сообщения и других условиях,

характеризующих его функционирование.

Российское телевидение показывает самые разнообразные информационные,

развлекательные и аналитические программы. Потенциальная аудитория национальных

каналов и сетей намного выше, чем у региональных каналов. Тем не менее

результаты опросов в регионах показывают, что местные программы конкурируют с

программами национальных каналов и нередко весьма эффективно

[107].

Сегодня еще невозможно говорить о конкуренции в полном смысле этого слова

между центральными и региональными телекомпаниями, так как каждая из них

выполняет свои функции, и, если центральные каналы могут с пренебрежением

относиться к местному ТВ и не учитывать его существование в информационном

пространстве, то региональное телевидение всегда должно обыгрывать специфику

своего существования и соприкосновение с российскими телеканалами наиболее

выгодным для себя образом.

Специфика программирования на региональном телевидении заключается в

необходимости уделять особое внимание соотношению программ центрального и

местного телевидения. Большое значение имеет то, программы какого канала

ретранслирует местная телестанция или в какую вещательную сеть она входит.

Популярность и рейтинг передач российского канала, вещание которого

перекрывает местная станция или в сетку вещания которого она вписывается,

является одним из немаловажных факторов, который влияет на стоимость

рекламного времени на местном телеканале и на его популярность у местных

зрителей.

В Москве, где социологические исследования проводятся еженедельно, десятку самых

популярных программ возглавляют передачи ОРТ, РТР и НТВ. Среди них нет

абсолютного лидера в каком-либо конкретном жанре. По результатам опросов в

региональных центрах, высокие рейтинги постоянно получают ОРТ, РТР и местные

негосударственные каналы[108]. Это

говорит о том, что зрители отдают предпочтение этим трем источникам информации,

а так как большинство региональных государственных телестанций перекрывают

программы канала РТР, это автоматически повышает их рейтинг (например,

«Дон-ТР»). По данным опросов, местные независимые станции нередко конкурируют с

национальными каналами и становятся важной частью культурной жизни своих

регионов.

Местное негосударственное телевидение активно участвует в распространении

отечественных и зарубежных фильмов и музыкальных шоу. Оно почти не производит

собственных программ, зато сполна заполняет свой эфир приобретенными,

ретранслируемыми, сетевыми программами или некими их комбинациями (яркий

пример этого – ростовские телеканалы).

Региональное государственное телевидение как источник информации о местных

событиях по статистике пользуется большей популярностью, чем независимые

станции. По данным «Интерньюс», не все местные станции пока имеют возможность

получать информацию о рейтингах из каких-либо местных источников, которые бы

проводили достаточно серьезные и квалифицированные исследования, хотя сети и

суперстанции следят за рейтингами в некоторых регионах и проводят рейтинги

станций-участниц[109]. Фирмы по

исследованию рынка обычно проводят общие рейтинги местных станций какого-либо

одного региона, данные которых показывают, какую зрительскую аудиторию имеют

эти станции в целом. Кроме того, многие зрители не знают, что их местные

станции являются участниками сетей, и в ходе опросов дают неправильные ответы,

не понимая, что они смотрят сетевые программы. В других исследованиях

оценивается аудитория отдельных местных станций, но такие опросы не охватывают

всю Россию.

По мере повышения конкурентоспособности региональных рынков все больше и

больше станций заказывают или проводят самостоятельно исследования аудитории.

По данным «Интерньюс», большинство местных станций сейчас имеют определенные

возможности для проведения социологических исследований зрительской

аудитории. Хотя исследования региональных станций пока не отвечают строгим

требованиям, которые предъявляются к методике их проведения, большинство

телестанций понимают, что они помогут им выяснить вкусы зрителя и найти свое

место на региональном рекламном рынке.

Национальные компании по исследованию аудитории теперь оценивают рейтинги

отдельных программ и в регионах, и в Москве, тем самым давая станциям и

сетям необходимую информацию о популярности каждой программы, которая важна

для определения цены за рекламу. По мере развития индустрии рекламодатели

придают более важное значение успеху отдельной программы, а не принадлежности

станции к какой-нибудь конкретной сети.

Региональные станции по-разному подходят к производству собственных программ.

Тем не менее основой регионального телевидения являются программы

собственного производства. Некоторые станции выпускают достаточно много

программ в стремлении создать собственный имидж и считают, что освещение

местных проблем и событий привлечет местную аудиторию. Наглядный пример

этому – ГТРК «Дон-ТР» – явный лидер по производству собственных программ,

хотя, конечно, немаловажным фактором здесь является государственный статус

телекомпании. Другие станции предпочитают производить меньше собственных

программ или вообще не занимаются их производством, получая программы по сети

или показывая фильмы и сериалы, взятые из других источников на законных

основаниях или пиратским путем. Большинство ростовских телекомпаний

использует нечто среднее, сочетая собственное производство, в частности,

новостных и общественно-политических программ, с приобретением программ

других производителей, поступающих по сети.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.